Просмотр ролика «У моей России длинные косички»




Вступительная часть.

(дети заранее формируются в 3 подгруппы с помощью белого, синего, красного цветов флага РФ, собираются в музыкальном зале).

В конце ноября мы отмечаем один из самых теплых, нежных, красивых праздников- День матери!

Мама! Самое понятное слово на земле, оно звучит на всех языках одинаково нежно. У мамы самые ласковые руки, они все умеют, у мамы самое доброе, чуткое сердце.

Мы поздравляем всех мам, бабушек, с этим праздником и приглашаем вас в путешествие по Родине.

Просмотр ролика «У моей России длинные косички»

Наше Отечество, наша Родина—матушка-Россия. Отечеством зовем ее потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, все вокруг для нас родное. А матушкой- потому, что она выкормила, вырастила, выучила русскому языку и как мать защищает и бережет нас. Много есть на свете, кроме России, разных государств и земель, но одна у человека родная мать- одна у него и Родина. Берегли родную землю русские люди, храбро защищали свою Родину от врагов, воспевали ее красоту в песнях и сказаниях. С нежностью обращались к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, березке белой, травушке шелковой.

У нашей Родины есть своя история, истоки, традиции, обычаи которые передавались из поколения в поколения поэтому вы, ребята, знакомы с русскими народными песнями, танцами, играми, сказками. Так и возникло русское народное творчество, которое в последствии назвали фольклором.

Сегодня мы с вами будем заполнять карту нашей Родины традициями русской народной культуры. Площадку рус народное творчество буду вести я, рус нар промыслы Елена Юрьевна, рус нар праздники Ольга Николаевна. Путешествовать вам поможет три тройки лошадей.

Возьмите ложки крепкие, бубенцы звонкие, чтобы в дороге было веселее. Счастливого пути!

(дети выстраиваются в три подгруппы, у каждой подгруппы 3 лошадки. У двух детей ложки, у третьего который стоит в центре колокольчик. Последующий ребенок держит поводья из трех лент. Остальные дети выстраиваются друг за другом)

(ведущий отдает воспитателям маршрутные листы, под русскую народную мелодию дети разъезжаются по станциям)

(тренера всех станций сопровождают свой рассказ наглядностью, презентациями, видеороликами, одеты в рус нар сарафаны)

СТАНЦИЯ "РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО"

(тренер встречает детей)

Вед: Ребята,вы прибыли на станцию "Русское народное творчество". В старину у русского народа была традиция, вечерами после работы или в праздники выходили люди за околицу и проводили в деревне народное гулянье: пели, играли, водили хороводы.

1. Какие рус нар танцы вы знаете? ("Кадриль", "Барыня", хоровод "Калинушка") Дети перечисляют рус нар танцы, просматриваем видеоролик с фрагментами рус нар танцев. Какие рус нар движения вы знаете? (гармошка, проходка, дробь, ковырялочка, веревочка, присядка, ползунок, маятник) Давайте под русскую народную мелодию повторим рус нар движения. (дети повторяют движения за ведущим)

(за правильно выполненное задание дети получают 1 пазл карты "Рус нар творчество")

2. Какие бывают рус нар песни (плясовые, хороводные, колыбельные)

(просматриваем видео каждой песни, отвечаем на вопросы о характере музыкального произведения)

Плясовая песня "Ах вы сени". Плясовые песни по характеру громкие, разудалые, задорные, шутливые, звучат с размахом, озорством.

Хороводная песня "Во поле березка стояла". Хороводные песни по характеру напевные, неторопливые, плавные, спокойные.

Колыбельная песня. Колыбельные песни по характеру ласковые, добрые, нежные, убаюкивающие.

(за правильные ответы дети получают 2 пазл карты "Рус нар творчество")

3. А вы знаете, как называется у русского народа веселые смешные стихи? (потешки)

А веселые шуточные песенки? (прибаутки) (просматриваем видео потешки и прибаутки)

(за правильные ответы дети получают 3 пазл карты "Рус нар творчество")

4. Какие рус нар сказки вы знаете? ("Сивка- Бурка", "Царевна- лягушка", "По щучьему велению", "Василиса Премудрая", "Иван- царевич и серый волк" и т д)

С каких слов начиналась рус нар сказка? ("В некотором царстве, в некотором государстве...", "Жили- были...")

Какими словами заканчивались рус нар сказки? ("И я там был, мед пиво пил, по усам текло а в рот не попало!") (просматриваем видео начало и конца сказки)

(за правильные ответы дети получают 4 пазл карты "Рус нар творчество")

5. (Заходит Петрушка играет на бубне)

Вед: Ай, петрушка как играет! Бубенцами ударяет! Мы хотим тоже поиграть, только где ж нам инструменты взять?

Петрушка: Потешьте меня отгадайте загадки, да и сыграйте с усердием на музыкальных инструментах.

(Петрушка загадывает загадки, отгадки появляются на экране)

-В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная.

Русская двухрядная!

(гармонь)

 

- Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Вы все на ней сыграете

И сразу отгадаете.

(дудочка)

-Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит!

А всего- то три струны

Ей для музыки нужны.

(балалайка)

(Петрушка раздает детям инструменты, все вместе оркеструют рус нар мелодию)

(за правильно выполненное задание дети получают 5 пазл карты "Рус нар творчество ", собирают общую картинку вклеивают в карту РФ 1 часть "Русское народное творчество").

(в маршрутный лист о том, что станция пройдена приклеивается маленькая картинка "Балалайки")

СТАНЦИЯ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ"

(тренер встречает детей)

Интерактивная площадка "Ярмарка"

(интерьер площадки должен быть соответственно оформлен. Столы с самоваром пирогами, утварью под хохлому, гжель, рус нар игрушками, глиняной, чугунной, деревянной посудой)

Вед: Вот вы и приехали на многоцветную и шумную ярмарку.

Бойко кричат торговцы, зазывают купить товары в своих лавках. Товаров бесчисленное множество они привезли их из разных уголков матушки- России. Можно здесь купить доброго коня и корову, одежду, утварь домашнюю, игрушки, еду и многое другое. То там, то здесь слышны зазывные крики уличных торговцев.

(дети в рус нар костюмах, участники только интерактивной площадки)

1 зазывала:

(мальчик)

Ярмарка, ярмарка!

Праздничная ярмарка!

По ярмарке еще пройдите,

Товары наши рассмотрите!

Проходите, покупайте,

Что хотите выбирайте!

2 зазывала: (с коробом коробейника, в нем рус нар инструменты)

(девочка)

Ой, полным, полна коробушка,

Есть свистульки и звонки

Колотушки, бубны, ложки

И гармошки для души

Налетай, выбирай!

Выбирай, забирай!

3 зазывала: (с рус нар платками)

(мальчик)

Разноцветные платки,

Набивные шали.

Сколько женщин на Руси,

В праздник украшали.

4 зазывала (с коробом коробейника, в нем домашняя утварь под хохлому)

(девочка)

Посуда не простая, а точно золотая!

С яркими узорчиками, ягодками и листочками.

Называется она Золотая хохлома.

5 зазывала (с коробом коробейника, в нем дымковские игрушки)

(мальчик)

Есть в России уголок, где из труб идет дымок.

Знаменита деревушка, яркой глиняной игрушкой.

Свистульками звонкими, с голосами тонкими.

Вед: Какие игрушки делали из глины? (каргопольскую, филимоновскую, дымковскую)

Глина коричневая не красивая, как же игрушки получались такими веселыми и нарядными? (сначала игрушку лепили, потом подсушивали, обжигали в печи, покрывали белой краской и расписывали)

Каждый образ игрушки имеет свое значение, символ. Что означает птица? (это символ счастья, душа предков). Конь? (символ солнца и оберег). Медведь? (символ могущества, пробуждение природы). Олень? (символ изобилия)

(за правильные ответы дети получают 1 пазл карты "Рус нар промыслы")

А сейчас вам необходимо отгадать загадки о разных видах росписи.

Эти липовые ложки, блюдца, ковшики, матрешки, расписала нам сама...

(Золотая хохлома)

Чудо на фарфоре, синяя купель, это называется просто роспись... (Гжель)

Желтый вечер, черный конь, и купавки как огонь, птицы смотрят из ларца, чудо роспись...(Городца)

(за правильные ответы дети получают 2 пазл карты "Рус нар промыслы")

Посуду из какого материала продавали на ярмарках? (глиняная, чугунная, деревянная)

Какую глиняную посуду вы знаете? (горшок, кувшин, крынка, гусятница, миска)

Перечислите деревянную утварь? (плошка, бочонок, ладья, туесок, доска, ложки)

Перечислите разновидность чугунной посуды? (сковорода, утятница, чугунок)

(за правильные ответы дети получают 3 пазл карты "Рус нар промыслы")

Как называется известная на весь мир игрушка в которой прячется целое семейство? (Матрешка). Правильно на Руси девочек часто называли Матренами, а ласково- Матрешками. Вот так и родилась эта известная на весь мир игрушка- матрешка. Сегодня матрешку дарят гостям на память о нашей стране. Она стала русским сувениром.

(за правильные ответы дети получают 4 пазл карты "Рус нар промыслы")

А вот еще одна старинная игрушка- самоделка (показывает куклу сделанную из ткани)

Одежда на куклу шилась по всем правилам русского костюма. Делали ее из разных материалов: полена, коры березовой, ложки, варежки). Только лиц у этих кукол не было. Ведь кукла считалась оберегом: сделанная руками доброй, веселой бабушки, оберегала от болезней, грусти, беды. А оберегу не полагалось лицо рисовать. Куклу украшали бусами, блестками. Загадывали желание и убирали в коробочку.

(тренер приглашает детей украсить заранее приготовленные куклы из ткани. Одеть платочки, фартучки)

(за правильные ответы дети получают 5 пазл карты "Рус нар промыслы")

(собирают общую картинку вклеивают в карту РФ 2 часть "Русские народные промыслы").

(в маршрутный лист о том, что станция пройдена приклеивается маленькая картинка "Матрешки")

(куклы обереги дети забирают с собой на память)

 

СТАНЦИЯ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ"

(тренер встречает детей)

Вед: Ребята, какие рус нар праздники вы знаете? (ответы детей)

У каждого праздника есть свои обычаи, традиции. Хотите попутешествовать и больше узнать об этом? Итак, мы начинаем с зимнего праздника Рождество. Главным украшением этого праздника была ель. На Рождество ряженые ходили по домам. Пели колядки, хозяева дома угощали колядовщиков конфетами, печеньем в ответ они желали процветания дому, доброго здоровья хозяевам.

(просмотр видеоролика).

Давайте и мы с вами нарядимся в колядовщиков, возьмем муз инструменты и выучим колядку. (дети одевают шапочки медведя, козы, петушка. Пропивают вместе с тренером колядку подыгрывая на музыкальных инструментах).

сделанную из соломы, этим обычаем прогоняли зиму, встречали весну. Масленицу праздновали 7 дней: Пн- Встреча, Вт - Заигрыш, Ср- Лакомка, Чт- Разгуляй, широкий четверг, П

(за правильно выполненное задание дети получают 1 пазл карты "Рус нар праздники")

Вед: Весной отмечали Масленицу. Масленица истинно русский праздник. В Масленицу катались на горках, блинами объедались. Принято было сжигать Масленицу т- Тещины вечера, Суб- Золовкины посиделки, Вск- Прощенное воскресенье.

(просмотр видеоролика)

Чтобы получить часть карты "Рус нар праздники" вам необходимо будет разгадать кроссворд (приложение1)

(за правильно выполненное задание дети получают 2 пазл карты "Рус нар праздники")

Вед: Летом праздновали Троицу. Троицу праздновали 3 дня. Суббота- вода именинница. Нельзя ни полы мыть, ни стирать, ни баню топить. За субботой следовало воскресенье. Тут лес именинник. Его нельзя ни ломать ни рубить. В понедельник- земля именинница.

В Троицу в березовые ветки вплетали ленты, делали березовые венки вешали около дома как оберег, пускали их по реке. В Троицу жарили яичницу, т к яйцо символ жизни. Водили хороводы играли в игры.

Сейчас мы с вами украсим березку цветными лентами и поводим хоровод.

(под видеоролик дети выполняют задание)

(за правильно выполненное задание дети получают 3 пазл карты "Рус нар праздники")

Вед: Осенью праздновали Осенины, Оспожинки. Сбор урожая народ встречал играми, песнями. Чем урожайнее было лето тем продолжительнее был праздник.

Осенью делали куклу из соломы называя ее Костромой, наряжали ее в женский наряд, водили вокруг нее хоровод прославляя праздник урожая (приложение 2)

Чтобы получить последний 4 пазл карты "Рус нар праздники" поиграем в рус нар игру

(за правильно выполненное задание дети получают 4 пазл карты "Рус нар праздники")

(собирают общую картинку вклеивают в карту РФ 4 часть "Русские народные праздники").

(в маршрутный лист о том, что станция пройдена приклеивается маленькая картинка "Березка").

Заключительная часть.

(все дети собираются в зале)

Вед: Ребята, большой путь мы с вами сегодня прошли. Много нового мы узнали о нашей Родине. Наша страна многонациональная, в России живут люди разных национальностей.

У каждого народа свои праздники, обычаи и традиции. Но главное все люди хотят жить в мире. Для этого нам нужно знать историю нашей Родины, ее истоки, традиции и обычаи. Дружить с людьми других национальностей. Уважать их культуру. Радоваться чистому небу и яркому солнцу. (презентация "Свети нам солнышко, свети!")

Вед: За пройденный путь каждому участнику игры вручается значок "Я живу в России"

Приложение 1

1. Как мы называем нашу страну Россию?

2. Русский музыкальный инструмент, у которого три струны?

3. Кукла- русский сувенир?

4. Весенний праздник- проводы зимы?

5. Золотая роспись с яркими узорами?

6. Дерево которое украшают в Новый год?

 

Приложение 2

Игра "Кострома"

(дети идут по кругу поют, в центре девочка в осеннем венке)

Дети: Кострома, Кострома, государыня моя.

У Костромушки кисель с молоком, еще с прибылью блины с творогом.

Дети: Здорово Кострома!

Кострома: Здоровенькая!

Дети: Что ты делаешь?

Кострома: Кудельку пряду!

(повторение песенки)

Дети: Здорово Кострома!

Кострома: Здоровенькая!

Дети: Что ты делаешь?

Кострома: Клубочки мотаю!

(повторение песенки)

Дети: Здорово Кострома!

Кострома: Здоровенькая!

Дети: Что ты делаешь?

Кострома: Вязанье вяжу!

(повторение песенки)

Дети: Здорово Кострома!

Кострома: Здоровенькая!

Дети: Что ты делаешь?

Кострома: Плачу, пальчики болят.

(повторение песенки)

Дети: Здорово Кострома!

Кострома: Здоровенькая!

Дети: Что ты делаешь?

Кострома: Вас ловлю!

(Кострома догоняет детей)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: