Основная терминология по актерскому мастерству.
Сцена - от греч. skene — балаган, подмостки. В эпоху зарождения греческого театра skene была клеткой или палаткой, пристройкой
Виды сценических площадок:
Сцена-коробка – закрытое сценическое пространство, ограниченная со всех сторон стенами.
Сцена-арена – произвольное по форме, но чаще круглое пространство, вокруг которого расположены зрительские места.
Эстрада (от фр. estrade, «подмостки, помост») — первоначально, разновидность подмостков для выступлений. Открытая площадка.
Измерение сцены: Визуально сцена измеряется в ширину высоту и глубину.
АВАНСЦЕНА — передняя часть сцены (между занавесом и рампой).
АРЬЕРСЦЕНА — наиболее удаленная от зрительного зала часть сцены.
ПЛАНЫ – визуальное разделение сцены в глубину.
1-й план (крупный) – линия авансцены до занавеса (просценизм).
2-й план – от линии занавеса до 1-й 2-й кулисы. Хорош для групповых мизансцен.
3-й план – от третьей линии кулис к заднику.
Сценическое пространство делится на три части: рабочая площадка; места для зрителей; техническая часть.
Техническое оснащение сцены:
КОЛОСНИКИ — верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций.
СОФИТ — часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху.
ПАДУГА — полоса занавеса по верху сценической площадки.
КУЛИСЫ — плоские части декорации (мягкие, натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены.
ПОРТАЛЫ – расстояние между кулисами.
ДЕКОРАЦИЯ — художественное оформление места действия на театральной сцене, создающее зрительный образ.
|
Также к технической части относятся: операторская, карман, гримерки, раздевалки и т.д.
Расположение зрителей варьируется от площадки. На эстраде часто зрители стоят на площади перед сценой, на аренах сидят на трибунах.на классической сцене места сидячие.
Зрительный зал виды и названия.
1) Стоячие или Сидячие;
2) Стоционарные и Передвижные;
Трибуны и Залы.
АМФИТЕАТР — 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2) места в зрительном зале, расположенные за партером.
ПАРТЕР — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.
БАЛКОН — места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах.
ГАЛЕРКА – задние ряды зрительного зала.
МИЗАНСЦЕНА — расположение людей и предметов на сцене в тот или иной момент представления в определенных взаимоотношениях.
Взаимоотношения:
1) Человек с человеком;
2) Человек с предметом;
3) Предмет с предметом.
Мизансцена группы:
1. Круговая (закрытая) – имеет форму любой геометрической фигуры. По часовой стрелке динамика движения. Против часовой – антидинамика движения.
2. Полукруг – возможность видеть друг друга, визуально существует как преграда за пространством полукруга. Объединение, единство.
3. Диагональная – слева направо усиливает движение, начало чего либо. Справа налево - затормаживает движение, конец чего либо, в целом удваивает объем.
4. Фронтальная – необходима для укрупнения плана – подавляющее на первом плане, уравновешенная на втором плане, теневое на третьем плане.
5. Хаотичная – Точечный, беспорядочный разброс по сцене.
6. Точечная – для создания атмосферы хаоса, неразберихи, для выделения солиста. 7. Симметричная – покой, равновесие, уверенность в правоте.
8. Ассиметричная – (флюсовая) – перевес.
9. Шахматная – зрительное увеличение количества актеров.
|
Мизансцена 1го человека:
Расположение тела по ширине, высоте и направлению (направление вертикальное и горизонтальное).
МИМИКА — один из важных элементов искусства актера, выразительное движение мышц лица.
Развития Сюжета, конфликта, номера, любой постановки.
1. экспозиция – расстановка и представление сторон, напряженность времени не увеличивается.
2. завязка – драматургическая напряженность повышается, возникновение и начало взаимодействия сторон (начало конфликта).
3. кульминация – это момент наивысшего напряжения, одна из сторон противоборства слабеет – конфликт разрешается в сторону более сильного.
4. развязка – событие, знаменующее собой разрешение, исчезновение конфликта (либо трансформация).
5. финальная – после конфликта (жизнь). Итог, который позволяет осмыслить случившееся, понять авторскую идею.
Темпо-ритм — это динамическая характеристика действия или композиции. Где Темп – это внешняя скорость, а Ритм – это внутренняя скорость. Темп и Ритм могут быть как одинаковы так и различны.
Ракурсы:
Фас – анфас. Лицом к залу раскрывает всю фигуру человека.
Полуфас – для прямого общения с партнерами, графическое движение по диагонали.
|
Чистый профиль – не видно глаз и реакции.
Полуспинной ракурс – полностью сосредоточить зрительское внимание на главный объект, например на экран.
Спинной ракурс – спина – занавес, точка, завершение, молчание.
Внимание – это способность пронаблюдать какоето количество явлений одновременно.
Малым кругом условимся считать небольшой участок вокруг человека, ограниченный движениями его рук и ног. Один предмет или партнер.
Средний круг – участок побольше, это может быть часть комнаты или даже все пространство комнаты. На сцене до всей сценической площадки.
Большой круг – вся площадь нашей большой аудитории. Если бы мы были в поле, то размер самого большого круга определялся бы линией горизонта и зависел бы от нашей дальнозоркости.
Круги обстоятельств
Предлагаемые обстоятельства — обстоятельства, жизненная ситуация, условия жизни действующего лица постановки в которые актёр, в своём воображении, должен себя поместить.
В большой круг входят обстоятельства времени и пространства, общие для широкого круга людей. Исторический период, в котором живет и действует человек или персонаж, является обстоятельством времени большого круга.
Средний круг, в него входят конкретные персонажи и локации, их взаимоотношения и т.д.
Малый круг, рассматривает один предмет, человека или место.
Конфликт и событие
Конфликт – столкновение интересов, идей. Сценический конфликт интересен, он должен составлять действия и контрдействия, решать нравственные проблемы. Воплощение должно дать нравственную оценку. В нём участвуют минимум две силы: Человек с человеком; С самим собой; С окружающей средой.
Событие – Это сумма предлагаемых обстоятельств с одним действием. Это конкретное происшествие (имеющий протяженность во времени), происходящий на моих глазах (то есть на глазах зрителей) — сегодня, здесь, сейчас! Событие меняет задачи персонажей.
Эмоциональный накал
Означает насыщенность эмоциями. Эмоциональное накаливание, процесс, происходящий на сцене, он логично развивается согласно логике действия. Накаливание длительный процесс от спокойствия к наивысшей точке напряжения, но в редких случаях может быть взрывным (при испуге). Внешними выражающими факторами является: Характер пластики; Взгляд; Мимика.
Театральный этюд — это упражнение для развития актёрской техники, импровизационного характера
Этюды — необходимый элемент в занятиях по актёрскому мастерству. Они могут быть разные по содержанию, стилистике, задачам, сложности. С помощью этюдов в актерском мастерстве учат, как строить историю, работать над собой, а также с партнером.
Задача этюдов — научить актёра работать не только в неожиданных условиях, но и в предлагаемых обстоятельствах.
Сценическое окружение
Артист, выходя на сцену, превращается в персонажа, а сценическое пространство в постановке, преображается в место действия, по предлагаемым обстоятельствам. Визуально, по средствам костюмов, декораций, реквизита и света, или в воображении артиста по средствам отыгрыша. Кулисы становятся пространством, в котором происходит сюжет, задник превращается в фон, и даже зрительный зал становится частью постановочного пространства.