Умение читать выразительно стихотворный и прозаический текст, основываясь на восприятие и передачу художественных особенностей текста, выражение собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Дальнейшее формирование умений обсуждать с одноклассниками иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений из раздела «Музейный Дом», слушать и обсуждать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний.
Дальнейшее формирование умений устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными наблюдениями и впечатлениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.
Формирование умений выполнять объёмные творческие задания в рамках подготовки к литературной олимпиаде (по материалам, представленным в учебнике).
При реализации программы используется региональный компонент. Тексты некоторых литературных произведений изучаются в сравнении: например, сказки, стихотворения, устное народное творчество.
Тематическое планирование в 1 классе.
№ п/п | Тема урока | Кол-во час |
Знакомство с первой учебной книгой -«Азбукой» Речь устная и письменная. Слушание сказки «Заюшкинаи избушка» | ||
Сказка «Колобок». Текст. Предложение. Слово. | ||
«Как хлеб на стол пришёл». Предложение. Интонация. | ||
«Доброе дело». Слова-предметы. Живые и неживые предметы. «Попугай». Текст. | ||
Звук [а],буквы А, а | ||
Звук [о],буквы О, о Звук [у],буквы У, у | ||
Звук [э], буквы Э, э. Звук [ы],буква ы Повторение пройденного | ||
Звук [и],буквы И, и. И — показатель мягкости предшествующих согласных звуков | ||
Звуки [м],[м1], буквы М, м | ||
Звуки [н],[н'] буквы Н, н Звуки [л], [л'], буквы Л, л | ||
Звуки [p], [p'], буквы Р, р Звук [й'], буквы И, й | ||
Звуки [p], [p'], буквы Р, р Звук [й'], буквы И, й | ||
Обозначение двух звуков [й'а] одной буквой «я» Буква я - показатель мягкости предшествующего согласного Обозначение двух звуков [й'о] одной буквой ё Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного. | ||
Обозначение двух звуков [й'у] одной буквой ю Буква ю - показатель мягкости предшествующего согласного | ||
Обозначение двух звуков [й'э] одной буквой е Буква е – показатель мягкости предшествующего согласного Буква «ь» - показатель мягкости согласных звуков | ||
Согласные звонкие звуки [д], [д'],отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы Д, д. Согласные звонкие звуки [т], [т'],отличающиеся по признаку мягкости-твердости.Буквы Т, т | ||
Согласные звонкие звуки [з],[з'], отличающиеся по при- знаку мягкости-твердости. Буквы 3, з.Буквы С, с | ||
Согласные звонкие звуки [г], [г'] и глухие [ к], [ к],отличающиеся попризнаку мягкости-твердости. Буквы Г, г.Буквы К, к | ||
Согласные звонкие звуки [в], [в'],отличающиеся по признаку мягкости-твердости.Буквы В, в Согласные глухие звуки [ф], [ф'],отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы Ф,ф | ||
Согласные звонкие звуки [б], [б'],отличающиеся по принаку мягкости-твердости. Буквы Б, б. Согласные глухие звуки [п], [п'],отличающиеся по признаку мягкости-твердости.Буквы П, п | ||
Согласный звонкий твердый звук [ж], буквы Ж, ж Согласный глухой твердый звук [ш],буквы Ш, ш | ||
Согласные глухие звуки [х],[х'], буквы X, х | ||
Согласный глухой мягкий звук [ч'],буквы Ч, ч | ||
Согласный глухой мягкий звук [щ'],буквы Щ, щ | ||
Согласный глухой твердый звук (ц], буквы Ц, ц | ||
В. Берестов «Верблюжонок». В народе говорят... Г. Цыферов «Что у нас во дворе?». Приговорки | ||
Веселые стихи для детей. Творчество К. И. Чуковского | ||
Творчество С. Маршака. Русский алфавит | ||
Созвучные хвосты слов. Г.Остер «Эхо» | ||
Рифма и смысл. Н.Носов Приключения Незнайки (отрывок) | ||
Сказка –цепочка. Русская народная сказка «Репка» | ||
Звукопись в поэзии и прозе. М.Горький Воробьишко (в сокращении) | ||
Чувство юмора в поэзии. Тим Собакин. Б.Заходер |
|
|
Тематическое планирование во 2 классе
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Знакомство с библиотекой Ученого Кота. Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» | ||
Авторская сказка. А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» | ||
Русские народные сказки о животных | ||
Авторская сказка. А.С.Пушкин. “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” | ||
Русские народные сказки о животных. «Петушок – золотой гребешок» | ||
Зарубежные сказки о животных. Джоэль Харрис. «Братец Лис и Братец Кролик». Китайская волшебная сказка «Как Собака с Кошкой враждовать стали» | ||
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки» | ||
В гостях у Незнайки». Говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же. Н. Носов. «Фантазёры», Даниил Хармс. «Врун» (отрывок) | ||
Дональд Биссет. «Хочешь, хочешь, хочешь…» Т. Кубяк. «О гноме-рыбаке». Б. Окуджава. «Прелестные приключения». Обобщение по теме «В гостях у Незнайки» | ||
С. Козлов. «Ежик в тумане С. Козлов. «Теплым тихим утром посреди зимы»». | ||
Японская сказка «Барсук – любитель стихов» Японская сказка «Луна на ветке» Секреты японского свитка. «Тростник под снегом и дикая утка» | ||
В. Драгунский. «Что я люблю» «Гусиное горло» В. Драгунский. «Что любит Мишка». Герой стихотворения С. Махотина «Воскресенье». | ||
Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон». «Карлсон, который живет на крыше» (отрывок). | ||
Иван Тургенев. «Воробей». М. Карем. «Ослик»/ М. Бородицкая. «Котенок». Э. Мошковская. «Кому хорошо» | ||
Л. Толстой. «Прыжок», «Акула»/М. Яснов. «Ути-ути», «Самое доброе слово» | ||
С. Козлов. «Заяц и Медвежонок». Обобщение по теме «В гостях у Ежика и Медвежонка»/ Э. Мошковская. «Если такой закат». | ||
Поэтический текст. А. Кушнер. «Что я узнал!». С. Матохин. «Фотограф». | ||
И. Пивоварова. «Картина». О. Дриз. «Игра» | ||
С. Козлов. «Когда ты прячешь солнце, мне грустно».Э. Мошковская. «Мама, я, кузнечик и птица» | ||
В. Берестов. «Картинки в лужах». А. Ахундова. «Окно». В. Берестов. «Как найти дорожку».А. Усачёв. «Тигр в клеточку» | ||
М. Бородицкая. «Булочная песенка». П. Синявский. «Федина конфетина».М. Бородицкая. «Вот такой воробей». С. Махотин. «Местный кот» | ||
А. С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (отрывок).М. Лермонтов. «Осень» | ||
А. Гиваргизов. «Мой бедный Шарик, ты не знаешь…». М. Карем. «Повезло!».Л. Яхнин. «Крокодилово семейство».Р. Сеф. «Лучше всех». Л. Яхнин. «Моя ловушка» | ||
Саша Чёрный. «Что кому нравится» (отрывок).Г. Юдин. «В снегу бананы зацвели» Г. Юдин. «Скучный Женя». О. Дриз. «Теленок».О. Дриз. «Как я плаваю» | ||
А. Усачёв. «Обои» Ю. Мориц. «Хвостики», «Букет …». В. Лунин. «Что я вижу» | ||
Кто рассказывает новости? Журналы для детей | ||
По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки» | ||
Р. Сеф. «Добрый человек». Л. Яхнин. «Пустяки»,Ю. Коваль. «Три сойки». | ||
Е. Чарушин. «Томка испугался», «Томкины сны» | ||
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…» М. Пришвин. «Разговор деревьев» | ||
К. Чуковский. «Федотка». Л. Квитко «Лемеле хозяйничает | ||
В. Драгунский. «Сверху вниз, наискосок!» | ||
Л. Квитко. «Способный мальчик», С. Махотин. «Вот так встреча!» С. Седов. «Сказки про Змея Горыныча» | ||
В. Драгунский. «Шляпа гроссмейстера» Н. Матвеева. «Было тихо…». Обобщение по теме «Почему нам бывает смешно» |
|
Тематическое планирование в 3 классе
№ п/п | Темы занятий | |
Количество часов | ||
Ю.Коваль. Березовый пирожок. Поход в «Музейный дом». | ||
А.Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…». А.Пушкин. «Опрятней модного паркета…». Дзёсо «И поля, и горы…» | ||
С. Козлов. Сентябрь. С.Козлов. Как оттенить тишину. | ||
А.Пушкин. Зимнее утро В. Берестов "Большой мороз". | ||
Ю.Коваль. Вода с закрытыми глазами. | ||
Откуда пошли болезни и лекарства. Сказка индейцев Северной Америки. | ||
Р.Р. Текст, тема текста и основная мысль. Гиена и черепаха. Африканская сказка. Нарядный бурундук. Алтайская сказка. | ||
Два жадных медвежонка. Венгерская сказка. | ||
О собаке, кошке и обезьяне. Индийская сказка. Золотая рыба. Индийская сказка. | ||
Снег и заяц. Бурятская сказка. Как птицы царя выбирали. Хакасская сказка | ||
Н.Матвеева. Картофельные олени. | ||
Р.Р.Главное переживание автора, выраженное в тексте. Работа с картиной. Сравнительный анализ двух картин. | ||
М. Яснов. Мы и птицы. Э. Мошковская. Мотылёк. | ||
Т. Пономарева. Автобус. | ||
Э. Мошковская. Вода в колодце. | ||
Б.Житков. Как я ловил человечков. | ||
Тим. Собакин. Игра в птиц. | ||
Р.Р. План текста. С. Козлов. Звуки и голоса. | ||
К.Бальмонт. Гномы. | ||
Р.Р. Порядок абзацев в тексте.Устное изложение «Новый голосок ». | ||
В. Драгунский. Кот в сапогах. | ||
А.Куприн. Слон. | ||
К.Паустовский. Заячьи лапы. | ||
С. Козлов. Если меня совсем нет. | ||
Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Клода Моне «Прогулка». Устное сочинение. | ||
Эзоп. Рыбак и рыбешка. Эзоп. Соловей и ястреб. | ||
Ж.Лафонтен. Волк и журавль. | ||
Эзоп. Ворон и лисица. И.Крылов. Ворона и лисица. | ||
И. Крылов. Квартет И.Крылов. Лебедь, щука и рак. | ||
Каша из топора. Русская сказка. | ||
Волшебный кафтан. Русская сказка. | ||
Л.Каминский. Сочинение. | ||
Л. Пантелеев. Честное слово А.Гайдар.Чук и Гек. | ||
Н. Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". К. Паустовский "Растрёпанный воробей" |
Тематическое планирование в 4 классе
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних (7 ч.) | ||
Древние представления о Мировом дереве, соединяющем Верхний, Средний и Нижний миры | ||
Древнегреческое сказание «Персей» Поход в «Музейный Дом». Икона «Христос спускается в ад» | ||
Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» | ||
Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» | ||
Русская народная сказка «Морозко» | ||
Русская народная сказка «Финист - ясный сокол». Слушаем музыку. Музыкальная пьеса Анатолия Лядова «Баба-яга» | ||
Башкирская народная сказка «Алтын-сака -золотая бабка» | ||
Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке - интерес к миру чувств (6 ч.) | ||
Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник». | ||
Илья Муромец и Святогор. | ||
Былина «Садко». | ||
Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Н. Рериха «Заморские гости» | ||
Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | ||
Г.-Х. Андерсен«Стойкий оловянный солдатик» Г.-Х. | ||
Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека (5 ч.) | ||
Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин И. Левитана «Тихая обитель», «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники» | ||
Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды...», «Детство» | ||
Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...» | ||
Борис Сергуненков «Конь Мотылек». Репродукция картины В. Батенина «Голуби в небе» | ||
Обобщение по теме «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека».Леонид Андреев«Петька на даче» | ||
Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас (3 ч.) | ||
Антон Чехов «Мальчики» | ||
Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» | ||
Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде | ||
Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА (4 ч.) | ||
Рассказ, особенности жанра: использование выразительных средств. И.Пивоварова«Как провожают пароходы» «Мы пошли в театр» | ||
Литературная (авторская) сказка. С.Козлов «Лисичка» «Не улетай, пой, птица!» «Давно бы так, Заяц!» | ||
Стихотворение В. Соколов «О умножение листвы…» «Все чернила вышли, вся бумага…», | ||
Б.Пастернак «Опять весна» | ||
Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда (3 ч.) | ||
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Поход в «Музейный Дом» Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда) | ||
Охватная рифма М Лермонтов «Парус». | ||
А. Пушкин«Евгений Онегин» (отрывок) | ||
Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество (6 ч.) | ||
Алексей Пантелеев «Главный инженер». | ||
А. Ахматова «Памяти друга». | ||
Н. Рыленков «К Родине». Н. Рубцов «Доволен я буквально всем» | ||
Древнегреческий гимн природе. Государственный Гимн Российской Федерации. Поход в «Музейный Дом» К. Брюллов «Последний день Помпеи» | ||
А. Пушкин «Везувий зев открыл…» Сведения о Пушкине. | ||
М. Яснов «Снизу вверх посмотрел на травинку» | ||
Итого |