Здоровье и двигательная активность
Методика 1
Методика направлена на выявление уровня развития мелкой моторики, связанной с графическими действиями.
Материал
Листы бумаги в линейку (для каждого ребенка). Карандаши.
Инструкция к проведению
Педагог. Возьмите в руки карандаши и посмотрите на лежащие перед вами листы бумаги.
На них нарисованы полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом
проведите прямые линии. Когда я скажу «Начали!», возьмите в руки карандаши и начните
рисовать прямые линии, а когда я скажу «Стоп!» – закончите выполнять задание и отложите
карандаши в сторону. Работайте быстро и внимательно.
На выполнение задания отводится 1 минута.
Оценка
3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без обрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 6–9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается
неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).
Интерпретация
Оценка 3 балла свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, требование быстроты (ограничение времени)) и
точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития
мелкой моторики у ребенка данного возраста, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.
Оценка 2 балла свидетельствует о достаточной сформированости и умеренной
автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой
произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой
моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего
обучения.
Оценка 1 балл свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка
двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии
произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и
достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться
недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в
начальной школе.
Общие способности ребенка: умственные и сенсорные
Методика 1
Методика направлена на выявление уровня развития сенсорных способностей
(представлений об эталонах формы и их использовании).
Материал
Лист бумаги (для каждого ребенка) с изображением 3 геометрических фигур (треугольника, прямоугольника, овала) и различных предметов (шар, слива, книга, окно, елка, лодка). Карандаши.
Инструкция к проведению
Педагог. Рассмотрите предметы, изображенные на картинке. А теперь рассмотрите
фигуры. Соедините линиями каждый предмет с той фигурой, на которую он больше всего
похож.
Оценка
3 балла – ребенок правильно соединил все шесть предметов с геометрическими фигурами.
2 балла – ребенок допустил 1–2 ошибки (не соединил какой-то предмет с геометрической фигурой или соединил неверно).
1 балл – ребенок сделал 3 и более ошибки.
Интерпретация
Оценку 3 балла получают дети, имеющие представление об эталонах формы и
владеющие действием соотнесения эталонов с реальными предметами. Они могут различать
форму окружающих предметов, как правило, знают названия геометрических форм.
Оценку 2 балла получают дети, имеющие нечеткие представления об эталонах формы (не о всех эталонах) и недостаточно владеющие действием соотнесения эталонов с реальными
предметами. Они иногда не различают предметы схожие по форме (например, круглые и овальные, квадратные и прямоугольные), могут не знать некоторые названия.
Оценку 1 балл получают дети, слабо владеющие действием соотнесения эталонов формы
с реальными предметами. Такие дети не знают многих названий геометрических форм, не
различают их в окружающем мире.
Интеллектуальные способности
Методика 1
Методика направлена на выявление способности соотнесения заданной схемы с конкретной постройкой.
Материал
Картинки (для каждого ребенка), на которых изображены три схемы грузовых машин и
постройка конкретной машины (из строительного материала), соответствующая одной из схем. Карандаши.
Инструкция к проведению
Педагог. Посмотрите на машину в верхней части листа и рисунки под ней. Отметьте
крестиком ту машину, которая больше всего похожа на машину, изображенную в верхней части листа.
Оценка
3 балла – ребенок отметил первую машину.
2 балла – ребенок отметил третью машину.
1 балл – ребенок отметил вторую машину или все три машины.
Интерпретация
Оценку 3 балла получают дети, которые владеют действием моделирования, то есть способны правильно выбрать среди нескольких схем одну, соответствующую реальному
изображению предмета. Дети могут выделить в предмете или его изображении основные
структурные компоненты (в данном случае, части машины – кузов, кабину, колеса и др.).
Конструируя из реальных деталей, дошкольники могут по схеме создать постройку.
Оценку 2 балла получают дети, которые недостаточно овладели действием соотнесения
заданной схемы с реальным предметом. Дошкольники затрудняются в анализе изображения и схемы предмета, а также в выделении его частей.
Оценку 1 балл получают дети, не владеющие действием соотнесения заданной схемы с
реальным предметом.
Творческие способности
Методика 1
Методика направлена на выявление уровня развития способностей к преобразованию
(определение начала и конца истории).
Материал
Картинки (для каждого ребенка), изображающие начало, середину и конец различных историй. Карандаши.
Инструкция к проведению
Педагог предъявляет детям картинки в той последовательности, которая указана ниже при описании заданий, знакомит их с инструкцией, дает время для выполнения задания и
переключает внимание на следующую картинку.
Задание 1. Педагог показывает детям картинку, на которой изображены мальчик,
молодой и пожилой человек (рис. 9), и говорит: «Посмотрите на картинки. Здесь нарисована история, которая произошла с одним человеком. Для того чтобы рассказать ее, нужно догадаться, где (обводит их рукой) начало истории, где – середина, а где – конец. Нужно определить, где первая, а где последняя картинка этой истории. Отметьте крестиком картинку, изображающую начало истории».
Правильным считается выбор картинки с изображением ребенка.
Задание 2. Проводится аналогично предыдущему заданию. Для рассматривания
используется картинка с изображением цыпленка. Правильным считается выбор
картинки, на которой нарисовано треснувшее яйцо.
Задание 3. Проводится так же, как задания 1 и 2. Для рассматривания используется
картинка с изображением мальчика, надувающего шарик. Правильным считается
выбор картинки, на которой нарисован ребенок с ненадутым шариком в руках.
Оценка
Оценка выполнения детьми данной методики строится на анализе результатов всех трех
заданий.
3 балла – ребенок правильно выполнил 3 задания.
2 балла – ребенок правильно выполнил 1–2 задания.
1 балл – ребенок не выполнил ни одного задания.
Интерпретация
Оценку 3 балла получают дети, которые видят динамику всех событий (историй), выделяют их начало, а также могут представить развитие события: его середину и конец.
Оценку 2 балла получают дети, которые видят динамику некоторых событий, выделяя их
начало. В основном дети ориентируются в тех событиях, о которых имеют конкретные
представления.
Оценка 1 балл получают дети, которые затрудняются в анализе динамики события, в установлении его начала.