Интеллектуальные способности




Здоровье и двигательная активность

Методика 1

Методика направлена на выявление уровня развития мелкой моторики, связанной с графическими действиями.

Материал

Листы бумаги в линейку (для каждого ребенка). Карандаши.
Инструкция к проведению

Педагог. Возьмите в руки карандаши и посмотрите на лежащие перед вами листы бумаги.

На них нарисованы полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом

проведите прямые линии. Когда я скажу «Начали!», возьмите в руки карандаши и начните

рисовать прямые линии, а когда я скажу «Стоп!» – закончите выполнять задание и отложите

карандаши в сторону. Работайте быстро и внимательно.

На выполнение задания отводится 1 минута.

Оценка

3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без обрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).

2 балла – ребенок заполнил 6–9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).

1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается

неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

Интерпретация

Оценка 3 балла свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, требование быстроты (ограничение времени)) и

точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития

мелкой моторики у ребенка данного возраста, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.

Оценка 2 балла свидетельствует о достаточной сформированости и умеренной

автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой

произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой

моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего

обучения.

Оценка 1 балл свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка

двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии

произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и

достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться

недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в

начальной школе.

Общие способности ребенка: умственные и сенсорные

Методика 1

Методика направлена на выявление уровня развития сенсорных способностей

(представлений об эталонах формы и их использовании).

Материал

Лист бумаги (для каждого ребенка) с изображением 3 геометрических фигур (треугольника, прямоугольника, овала) и различных предметов (шар, слива, книга, окно, елка, лодка). Карандаши.

Инструкция к проведению

Педагог. Рассмотрите предметы, изображенные на картинке. А теперь рассмотрите

фигуры. Соедините линиями каждый предмет с той фигурой, на которую он больше всего

похож.

Оценка

3 балла – ребенок правильно соединил все шесть предметов с геометрическими фигурами.

2 балла – ребенок допустил 1–2 ошибки (не соединил какой-то предмет с геометрической фигурой или соединил неверно).

1 балл – ребенок сделал 3 и более ошибки.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, имеющие представление об эталонах формы и

владеющие действием соотнесения эталонов с реальными предметами. Они могут различать

форму окружающих предметов, как правило, знают названия геометрических форм.

Оценку 2 балла получают дети, имеющие нечеткие представления об эталонах формы (не о всех эталонах) и недостаточно владеющие действием соотнесения эталонов с реальными

предметами. Они иногда не различают предметы схожие по форме (например, круглые и овальные, квадратные и прямоугольные), могут не знать некоторые названия.

Оценку 1 балл получают дети, слабо владеющие действием соотнесения эталонов формы

с реальными предметами. Такие дети не знают многих названий геометрических форм, не

различают их в окружающем мире.

 

 

Интеллектуальные способности

Методика 1

Методика направлена на выявление способности соотнесения заданной схемы с конкретной постройкой.

Материал

Картинки (для каждого ребенка), на которых изображены три схемы грузовых машин и

постройка конкретной машины (из строительного материала), соответствующая одной из схем. Карандаши.

Инструкция к проведению

Педагог. Посмотрите на машину в верхней части листа и рисунки под ней. Отметьте

крестиком ту машину, которая больше всего похожа на машину, изображенную в верхней части листа.

Оценка

3 балла – ребенок отметил первую машину.

2 балла – ребенок отметил третью машину.

1 балл – ребенок отметил вторую машину или все три машины.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, которые владеют действием моделирования, то есть способны правильно выбрать среди нескольких схем одну, соответствующую реальному

изображению предмета. Дети могут выделить в предмете или его изображении основные

структурные компоненты (в данном случае, части машины – кузов, кабину, колеса и др.).

Конструируя из реальных деталей, дошкольники могут по схеме создать постройку.

Оценку 2 балла получают дети, которые недостаточно овладели действием соотнесения

заданной схемы с реальным предметом. Дошкольники затрудняются в анализе изображения и схемы предмета, а также в выделении его частей.

Оценку 1 балл получают дети, не владеющие действием соотнесения заданной схемы с

реальным предметом.

 

Творческие способности

Методика 1

Методика направлена на выявление уровня развития способностей к преобразованию

(определение начала и конца истории).

Материал

Картинки (для каждого ребенка), изображающие начало, середину и конец различных историй. Карандаши.

Инструкция к проведению

Педагог предъявляет детям картинки в той последовательности, которая указана ниже при описании заданий, знакомит их с инструкцией, дает время для выполнения задания и

переключает внимание на следующую картинку.

Задание 1. Педагог показывает детям картинку, на которой изображены мальчик,

молодой и пожилой человек (рис. 9), и говорит: «Посмотрите на картинки. Здесь нарисована история, которая произошла с одним человеком. Для того чтобы рассказать ее, нужно догадаться, где (обводит их рукой) начало истории, где – середина, а где – конец. Нужно определить, где первая, а где последняя картинка этой истории. Отметьте крестиком картинку, изображающую начало истории».

Правильным считается выбор картинки с изображением ребенка.

Задание 2. Проводится аналогично предыдущему заданию. Для рассматривания

используется картинка с изображением цыпленка. Правильным считается выбор

картинки, на которой нарисовано треснувшее яйцо.

Задание 3. Проводится так же, как задания 1 и 2. Для рассматривания используется

картинка с изображением мальчика, надувающего шарик. Правильным считается

выбор картинки, на которой нарисован ребенок с ненадутым шариком в руках.

Оценка

Оценка выполнения детьми данной методики строится на анализе результатов всех трех

заданий.

3 балла – ребенок правильно выполнил 3 задания.

2 балла – ребенок правильно выполнил 1–2 задания.

1 балл – ребенок не выполнил ни одного задания.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, которые видят динамику всех событий (историй), выделяют их начало, а также могут представить развитие события: его середину и конец.

Оценку 2 балла получают дети, которые видят динамику некоторых событий, выделяя их

начало. В основном дети ориентируются в тех событиях, о которых имеют конкретные

представления.

Оценка 1 балл получают дети, которые затрудняются в анализе динамики события, в установлении его начала.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: