Проверочная работа. Классная работа




Тема урока Нравственно – психологический облик Наташи Ростовой

Цель: провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа, подготовить учащихся к сочинению.

 

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Прочитан роман, вновь и вновь листаем мы страницы «Войны и мира», перечитываем сцены, которые надолго остаются в памяти и которые вызвали к жизни немало поэтических строк.

Мы продолжаем разговор о персонажах романа Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих». Героиня сегодняшнего урока — Наташа Ростова.

Сам автор «Войны и мира» утверждал:

«Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание». А талантливая писательница 60-х годов ХIX века Цебрикова в статье «Наши бабушки упрекала Наташу Ростову в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации.

Кто прав: автор романа или критик?

Образ Наташи Ростовой

«Я не жил прежде. Теперь только я живу». (Андрей)

«У нее и характер плохой, и ума нет. И эдакое...». (Берг)

«Эта девушка такое сокровище... Это редкая девушка». (Пьер)

«Все любовались ею…»

Пояснение учителя:

В центре — сама Наташа. Она как родник чистой воды в болоте — всё гнилое, нездоровое отталкивает к берегу: Берга — сразу; Анатоль Курагин на какое-то время вторгается в ее судьбу, но и он обречен... Борис Друбецкой, брат Николай, княжна Марья не делают погоды в ее жизни, но они рядом с нею, им хорошо возле нее. Борис хотел забыть Наташу, но увидел после разлуки — и не смог; брат Николай любуется ее русской натурой всю жизнь; она приятна княжне Марье, позже их свяжет крепкая дружба. Зависимость княжны от Наташи сильнее, поэтому и орбита стрелки, обозначающей ее, предполагается больше, у Николая — меньше, Борис вообще проигрывает в сравнении со всеми...

Андрей и Пьер при помощи Наташи возрождаются, крепко встают на ноги, помогая и ее родничку окрепнуть. По-настоящему Наташа счастлива с Андреем, Пьером. Путь ее с Андреем не такой уж длинный, взаимовлияние прерывает его гибель, поэтому изгиб стрелки короче по сравнению с линией Пьера, которому идти с ней по жизни до конца.

 

 

Проверочная работа. Классная работа

Просмотрите главы 10, 14-16 ч. I, эпилога романа.

1) Ниже названы основные черты образа Наташи в романе. Какие из них в наибольшей мере отвечают вашим впечатлениям? Почему?

«Наташе, как почти всем Ростовым, свойственна душевная открытость, ясная искренность. У нее, кроме того, есть бесценный дар, принадлежащий только ей, — огромная душевная щедрость и чуткость...».

«Сущность ее жизни — любовь», — сказано от автора о Наташе. Любовь, не нуждающаяся в самопожертвовании, как у Сони, требующая неустанного проявления, удовлетворения, но и дающая неизмеримо много, пробуждающая лучшее, «настоящее» в душах других людей. Непосредственная сила и радость жизни, уменье не жертвовать собою, а естественно отдавать другим людям — эти свойства Наташи проявляются в каждом эпизоде, в каждой новой встрече и в начале и в конце романа.

Наташа в высшей степени обладает тем, чем позднее Чехов назовет особым человеческим талантом — чутьем к чужой боли. Вера в жизнь, в наслаждения жизни чудесным образом соединяются у нее с предельной и полной самоотдачей. Именно — не с бесплодным самопожертвованием, а с безграничной любовью, в которой заключен спасительный призыв к жизни.

В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды.

Наташино счастье жизненно и человечно, потому что исключает «возможность зла, несчастия в горя» для всех. Ее наивный эгоизм не расчетлив. Щедр в мудр».

Л. Опульская. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». 1987

 

2) Как вы считаете: в эпилоге Наташа изменилась только внешне или и внутренне? Согласны ли вы с таким ответом на вопрос:

«Образ Наташи в эпилоге не изменился. Свое отношение к Наташе в новой для нее жизни Толстой выразил мыслями старой графини, которая «материнским чутьём» понимала, что «все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа, как она, не столько шутя, сколько взаправду, кричала в Отрадном». Графиня Ростова «удивлялась удивлению людей», не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерною женою и матерью». Знал это и автор, создавший Наташу и наделивший ее лучшими в его глазах качествами женщины.

Душевный строй Наташи и вся ее жизнь в этот период воплощает заветный идеал Толстого: «цель супружества семья». Наташе «нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью». Всем существом своим Наташа погрузилась в семью, и силы ее были устремлены на то, чтобы служить мужу в семье. Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекали его к ней, а «чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с телом». Связь эта выражалась в том, что Наташа знала «всю душу Пьера», а Пьер видел себя «отражением в своей жене». Разговаривая, они «с необыкновенной ясностью и быстротой» понимали мысли друг друга. Наташа показана в ее заботах и привязанности к детям и, главное, в полном духовном единстве с мужем...»

Э. Е. Зайденшнур. «Война и мир» Л. Н. Толстого. 1966

 

Домашнее задание:

1. Показать, как князь Андрей и Пьер становятся полноправными героями народной эпопеи. Почему Толстой выделяет двух главных героев, а не одного?

2. Пересмотреть эпизоды:

а) князь Андрей: портрет и поведение в салоне Шерер; князь Андрей в кругу своей семьи в Лысых Горах; князь Андрей в войне 1805 г. (мечты о подвиге. Встреча с Тушиным, подвиг, разочарование в Наполеоне); душевный кризис героя и его возрождение в 1809 г.; его настроение в Бородинском сражении, оценка его смерти.

б) Пьер: Пьер в гостиной Шерер и в разговоре с князем Андреем; в компании Курагина; получение наследства; женитьба Пьера; кризис и вступление в масонство; Пьер собирает ополчение; Пьер в Бородино; пребывание в Москве (план убийства Наполеона, разговор с Рамбалем, пожар, пленение); Пьер и Каратаев; Пьер после войны.

3. Ответить на вопросы:

— Определить основные особенности изображения положительных героев Толстого.

— Почему, при сходстве начальных и конечных моментов исканий, Толстой выделяет двух, в не одного центрального героя? В чем они сходны и в чем различны?

— Кто из них ближе Толстому?

— Покажите семейные черты («породу») героев.

— Как вы представляете себе их внешний облик? Манеру поведения?

— Андрей и Пьер уже в начале своего пути — передовые люди своего класса. Куда же они идут дальше? Расскажите об этапах исканий обоих героев.

— Глубоким ли был бонапартизм Пьера?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: