История и традиции вожатского движения. С чего все начиналось?




 

Впервые организовать досуг детей в летнее время решил отставной английский полковник Баден – Пауэлл – британский военачальник (основатель скаутского движения), в 1907 г. тщательно отобрав 22 мальчика из обеспеченных привилегированных семей. Он вывез их на остров близ Лондона. Пауэль учил ребят правилам бивачной жизни, а также навыкам разведчика-следопыта (БивАк – это место расположения людей на отдых и ночевку). Каждый мальчик должен был научиться жить в лесу, довольствоваться малым, быть наблюдательным, дисциплинированным, воспитать в себе готовность помочь другим, патриотизм.

 

Баден-Пауэлл стал получать письма от английских ребят, которые восхищались своими сверстниками и очень хотели быть на них похожими. Баден-Пауэлл возвращается в Англию и убеждается в недостатках английской воспитательной системы. Школа, по его мнению, не может сформировать характер ребенка, она лишь дает определенную сумму знаний. Этот лагерь имел большой успех, и Роберт Баден-Пауэлл, убедился, что его подходы и методы воспитания действенны и привлекательны для молодежи. Это заложило начало скаутскому движению скаут (англ. scout) «разведчик».

«Лучше всего обучаться искусству разведчика с детства. Это искусство пригодится всегда, какую бы профессию человек ни избрал, будет ли он военным, или штатским». Баден-Пауэлл

 

К 1925 году в США было около 300 скаутских лагерей. Маль- чиков и девочек учили основам выживания в условиях дикой природы, занимались с ними гимнастикой, учили плавать, об- учали основам декоративно-прикладного искусства. Вечером у костра пели, рассказывали разные истории, устраивали театральные представления, здесь же открывали и закрывали сезон.

 

Каким образом обстояли дела в России? В России скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского (и далее советского) скаутского движения — полковник Олег Иванович Пантюхов (c 1919 имевший титул Старший Русский Скаут).

 

«Идея рыцарства, идея самовоспитания, идея сближения с природой, идея закалки воли и развития характера и самостоятельности, идея служения Родине и ближним не могут не захватить молодежь и не зародить в ней светлые идеи...». О.И. Пантюхов.

 

Первый скаутский костёр в России был зажжён 30 апреля 1909 года в Павловском парке. Движение быстро распространяется по России и активизируется, как и во всем мире, в связи с началом Первой мировой войны. У подростков появилась реальная возможность помочь Родине. Они дежурили на станциях, помогали встречать поезда с раненными, ухаживали за ними в гостпиталях, размещали беженцев, собирали подарки на фронт, помогали крестьянам в деревнях, в семьях которых на фронт ушли кормильцы. К октябрю 1917 в 143 городах России насчитывалось около 50 тысяч скаутов.

Произошла Февральская, а за ней Октябрьская революции. Общество раскололось, раскололись и скаутские организации.

 

Осенью 1918 года на съезде Всевобуча (всеобщее военное обучение) было решено создать организацию юных коммунистов на базе скаутских отрядов. И скаутская работа продолжалась под новым названием. Но уже в 1919 году на втором съезде РКСМ было решено распустить скаутские отряды.

 

Вторая Всероссийская конференция РКСМ 19 мая 1922 года создала Пионерскую организацию. В решениях конференции было записано: разработать вопрос о детском движении и применении в нем реорганизованной системы скаутинг.

 

Использовать начали все внешние атрибуты скаутской организации. У истоков пионерского движения стояли видный партийный и общественный деятель Надежда Константиновна Крупская и один из идеологов русского скаутизма Иннокентий Николаевич Жуков. Именно Н.К. Крупская в своей известной работе «РКСМ и бойскаутизм» предложила российскому комсомолу создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию», а И.Н. Жуков предложил назвать детскую организацию пионерской.

 

В начале двадцатых годов XX века в медицинских кругах и правительственных инстанциях развернулась острая дискуссия по поводу создания государственной системы детского отдыха. Инициатором и теоретиком этого направления в совет- ском здравоохранении был первый замнаркома здравоохранения СССР Зиновий Петрович Соловьёв. В его деятельности дети занимали особое место.

 

Зиновий Петрович Соловьёв - врач, один из организаторов советского здравоохранения, заместитель Наркома здравоохранения РСФСР. В его деятельности дети занимали особое место. Не по служебной обязанности, а по душевной потребности брал он на себя нелёгкую заботу о здоровье детей и подростков.

 

По его инициативе сразу же по окончании гражданской войны в СССР стала создаваться разветвленная сеть детских оздоровительных учреждений. Венцом его деятельности в этом направлении стал «Артек» – Всесоюзная экспериментальная детская здравница нового типа. (Пионерский лагерь «Артек» непродолжительное время носил имя Соловьёва. Позже в его честь была названа одна из 10 артековских дружин. В лагере установлен памятник З. П. Соловьёву). Впервые о создании детского лагеря в Артеке было объявлено 5 ноября 1924 годана празднике московской пионерии.

Необходимы были совершенно иные подходы к строительству детского отдыха. За решение этой задачи взялись З.П.Соловьёв и его единомышленники. Они, в отличие от многих медицинских авторитетов того времени, считали, что детский отдых в стране нужно строить на совершенно новых основах. Наряду с чисто лечебными детскими учреждениями – поликлиниками, больницами и амбулаториями, следящими за здоровьем детей, необходимо было создавать комплексные детские оздоровительно-воспитательные учреждения: летние пионерские лагеря нового типа, санатории, оздоровительные площадки, детские сады, санаторно-лесные школы и другие, где наряду с сугубо оздоровительной работой осуществлять целенаправленную учебно-воспитательную, с учётом состояния здоровья и возрастных особенностей детей.

С развитием пионерского движения в стране ширилась сеть пионерских лагерей в летнее каникулярное время. И вскоре возникла острая необходимость вооружить работников лагерей методиками организаторской и оздоровительно-воспитательной работы с детьми. Такая экспериментальная база была по инициативе З.П.Соловьёва создана в 1925 году в «Артеке».

В статье «Крым – пионерам» Соловьёв писал: «Структура, обстановка и жизнь лагеря должны быть основательно продуманы с точки зрения правильно понимаемой гигиены детского возраста. Вместе с тем в лагере надо найти наиболее жизненные и в то же время не нарушающие его основной оздоровительной задачи формы проявления пионерской самодеятельности...».

В 1954 году РСФСР передала Украинской ССР полуостров Крым вместе с крупнейшим пионерским лагерем страны «Артеком». В связи с этим возникла необходимость строительства в РСФСР нового Республиканского пионерского лагеря санаторного типа. 27 марта 1959 года Совет Министров РСФСР принял постановление о строительстве в Краснодарском крае пионерского лагеря санаторного типа «Орленок». 12 июля 1960 году на берегу Черного моря, в 45 км от г. Туапсе был открыт Всероссийский пионерский лагерь «Орленок». В 1967 году открылась школа пионерских вожатых. С самого начала «Орлёнок» связывали дружеские связи с «Артеком», многие вожатые из «Артека» работали в «Орлёнке», передавая опыт и знания молодому лагерю.


С развитием пионерского движения в Советском Союзе сеть летних пионерских лагерей неудержимо росла. Их организаторы строили свою работу путём проб и ошибок, часто серьёзных и опасных для здоровья и жизни детей. Был опыт организации летних скаутских лагерей, но для детей с ослабленным здоровьем, и тем более больных, переживших первую мировую и гражданскую войны, послевоенную разруху, голод, эпидемии опасных заболеваний, «спартанское» воспитание скаутов не подходило.

Первый педагогический отряд появился в 1966 года, когда появились первый студенческий педагогический отряд «Трувры» на базе Иркутского педагогического университета. Инициативу педагогических отрядов поддержали студен- ты Волгограда, Казани, Баку, Горького и других городов и в середине восьмидесятых годов ХХ века по всей стране в движении педагогических отрядов участвовало уже более 60 000 студентов.

Современные студенческие педагогические отряды составляют основной кадровый потенциал страны в сфере детского отдыха и оздоровления. Сохраняя традиции, участники педагогических отрядов, как и в прежние времена, работают в загородных лагерях и детских центрах вожатыми.

 

«Жизнь имеет смысл только тогда, когда наши дела, знания, опыт мы можем передать нашим детям. Важно сделать так, чтобы то, что является ценным для нас, наполнило их жизнь смыслом и обеспечило успех». Е.А. Леванова

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: