Философия Античной Греции.




Философия Древнего мира.

Религиозно-философские учения древней Индии

Джайнизм - одно из основных религиозно-философских учений Индии, возникшее в VI в. до н. э. Основатель - Вардхамана Махавира («великий герой») - Джина («победитель») - отсюда название учения. Путь к «освобождению» - аскетизм - самоограничение.

Буддизм - возник в VI-V в. до н.э. Основатель – Гуатама Будда (пробужденный к истине) (563-483 до н.э.). Буддизм - религиозное учение, указывает путь к избавлению от зла и страданий.

Путь - Нирвана (санскрит, буквально - угасание, затухание) - состояние угасания желаний души и тела, полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, от внешнего мира, от мыслей. Это - центральное понятие буддизма (а также джайнизма) - отсутствие страсти, жажды жизни вообще, состояние совершенства, удовлетворённости и самодостаточности. Нирвана является средством разрыва круговорота перерождений – самсары и победу над кармой. Карма (на санскрите - деяние, действие, плод действия) - это сумма поступков и их последствий, которые определяют характер нового рождения, т. е. дальнейшего существования. Карма - это и оболочка, привязывающая душу к телу. Достигший нирваны разрывает карму и сливается с Брахмой - душами освободившимися ранее.

Философия Древнего Китая

Даосизм - одно из основных направлений древнекитайской философии
Лидеры - Лао-цзы («старый учитель) и Чжуан-цзы. Дао - таинственная целостность вселенской жизни, присутствующая во всём, но ничем единичным не исчерпывающаяся, не познаваемая разумом и невыразимая в словах.

Даосизм - натурфилософия и диалектика, так как мир они видели в единстве противоположностей мужского и женского начала. Инь - это женское, пассивное, земное начало мира. Ян - мужское, активное, небесное. Идеал даосов – недеяние, молчание.

Конфуцианство – лидер - Конфуций, Кун-цзы (родился приблизительно 551 - умер 479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Его называли китайским Сократом. Проблемы – этика и справедливое государство. Книга записанная учениками - «Лунь-юй» («Беседы и суждения»)

Причина зла - в несоблюдении следующих заповедей: «человеколюбие», «золотая середина», «взаимность». Эти понятия составляют нравственный путь («дао»). Идеальное государство, по мнению Конфуция похоже на семью, где правитель отец, а подданные дети.

 

Философия Античной Греции.

НАТУРФИЛОСОФИЯ 6-5 В.Д.Н.Э. занималась поисками субстанции.

СУБСТАНЦИЯ – (лат.) предельное основание, позволяющее сводить многообразие мира к чему-то устойчивому, неизменному.

Фалес – субстанция вода, все живое из воды. Анаксимандр – субстанция нейтральна. Анаксимен – субстанция подобна воздуху, разнообразие зависит от степени сгущения. Гераклит – субстанция огонь - как единство жизни и смерти. Все изменяется. Пифагор – субстанция – число: истина открывается разуму, мысль выше чувства. Демокрит – субстанция Атом – предельная неделимая частица в основе Бытия. Мир - это атомы, движущиеся в пустоте. Линия материализма в философии - линия Демокрита.

Школа элеатов (из города Элея). Ксенофан – субстанция – это Бог. Зенон Элейский заметил противоречивость размышления о движении и показал это в своих Апориях (греч. А – не порос – выход, апория – проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом). Разнообразие взглядов вело к рождению философии софистов.

СОФИСТЫ– (От греч. София – мудрость) – профессиональные учителя философии. Их лидер Протагор учит об относительности истины. Истину знает большинство. Известный лозунг Протагора

«Человек есть мера всех вещей – существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».

Ученик Протагора Горгий заявил: «Никто ничего не знает, если знает – не объяснит, если не объяснит, то другие не поймут».

Софистика расчистила место для новой философии. Вскоре всех этих великих философов назовут ДОСОКРАТИКАМИ, так как за ними шел

СОКРАТ (469-399 до н. э.). Он повернул взгляд философии с природы на человека. Его лозунг: «ЧЕЛОВЕК – ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ» Метод Сократа – Маевтика (искусство принимать роды, шутливое название по аналогии с профессией матери Сократа, который считал, что принимает родившиеся идеи). Это метод поиска истины в диалоге, в вопросах и ответах.

Философия Сократа – этический рационализм: «Знающий, что есть добро, не сотворит зла». Сократ, подвергавший все суду разума и совести стал неугоден властям. Ответом на многие вопросы Сократа стали его жизнь и смерть, в них он сохранил честь и независимость, ставя истину превыше всего. Сократ не писал книг, но его идеи донесли до нас ученики и главным образом

Платон (427-347 до н.э.) - основатель идеализма, который называют также линией Платона в философии.

Познание представлял, как воспоминание идей, сущностей явлений, которые душа знала во время жизни в идеальном мире, но забыла.

Создал теорию справедливого государства, где каждый выполняет свою полезную работу.

Основал философскую школу в Афинах в саду героя Академа – Академию в которой учился Аристотель

Аристотель (384-322 до н. э.). – великий энциклопедист античности, пытался разрешить противоречия философии Платона.

АРИСТОТЕЛЬ ВЫДЕЛИЛ ПРИЧИНЫЯВЛЕНИЙ:

Аристотель – последний оптимист Античности. Расцвет Греции закончился, и вопрос философии изменился: «Как стать счастливым в мире страданий и справедливым в мире зла»

Киники (киник – собачий, прозвали Диогена(404-323 до н. э.), лидера течения). Их лозунг: «Мир равнодушен к нам – будем равнодушными к его законам». По латыни название школы читается как циники.

Эпикурейцы – их лидер Эпикур(341-270 до н.э.) был учеником Демокрита, на основе атомизма учил не бояться смерти. Цель – счастье, но лозунг эпикурейцев «Живи незаметно!»

Стоики (стоя – портик в Афинах) основана школа Зеноном из Китиона. Лидером стал Сенека (4 до н.э. - 65 н.э.). Стоики живут в страшную эпоху Нерона и верят в судьбу и предназначение человека сохранять свою честь под ударами судьбы.

Человек перестал искать истину и счастье на земле. Новая эпоха в истории философии будет искать истину на небесах.

 

Лидер: Кант (Kant) Иммануил (1724-1804), немецкий философ и учёный, родоначальник немецкой классической классической философии.

Периоды творчества:

1. «Докритический» период: «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.) Гипотеза об образовании планетной системы из облака диффузного вещества.

2. «Критический» период (Кант критикует возможности разума). Главные работы: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790).

Основной вопрос - об источниках и границах знания - Кант формулирует как вопрос о возможности априорных (т.е. доопытных) синтетических (т. е. дающих новое знание) суждений. Канта интересует проблема, не что человек может знать, а как говорить о мире и не ошибаться. Выводы Канта:

1. Что я могу знать? Мы знаем то, что сами создаем, укладывая наши ощущения в присущие нам доопытные формы чувствования – пространство и время и опираясь на доопытные логические категории рассудка, сохраняя единство нашего сознания. К сущности Бытия, такое знание имеет только косвенное отношение, поэтому мир за пределами чувств, опыта остается для нас «вещью в себе». Разум за границей опыта в погоне за абсолютным знанием ведет к возникновению антиномий (номос- по гречески закон) - противоречащие друг другу и в то же время одинаково доказуемые ответы на исследуемые вопросы: мир и конечен — и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) - и неделимых частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные - и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно.

2. Что я должен делать? Как же человек должен поступать, если разум дает противоречивые советы? По мнению Канта, существует априорный (доопытный) нравственный закон - «категорический императив» (безусловное предписание (от лат. imperativus — повелительный)), которым и руководствуется человек. Он имеет две формулировки:

· Поступай только согласно такой максиме (личным принципом поведения), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.

· Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Кант приравнял Вселенную и нравственный закон, заявив, что две вещи наполняют душу все новым и возрастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее размышляешь о них — звездное небо надо мной и моральный закон во мне!

Проблема оставленная Кантом: соединение субъекта и объекта, то есть возможность познания человеком мира. Кант отрицает такую возможность, является агностиком (а- не, гносис – знание)

Вопросы поставленные Кантом пытаются решить его ученики.

Фихте (Fichte) Иоганн Готлиб (1762-1814), немецкий философ и общественный деятель, представитель немецкого классического идеализма. Фихте отказывается от объекта: существует только Я - субъект познающий себя. Всякая реальность, не-Я, согласно Фихте, есть продукт деятельности Я. Я творит не-Я и в столкновении с ним познает себя и этот процесс бесконечен. Философия Фихте - субъективный идеализм. Он заметил активность Я и диалектику взаимодействий Я и не-Я.

Шеллинг (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (1775- 1854), немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма. Объективный идеалист Шеллинг видит идеальной основой мира ни субъект, ни объект, а тождество - безразличие обоих (подобно точке безразличия полюсов в центре магнита). Единство субъекта и объекта было в начале развития в тождестве и происхождение мира из абсолюта не может быть объяснено рационально: это - иррациональный акт, а философия доступна лишь интуиции гения.

Отрицает последнее утверждение и создает универсальную систему философии Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831), немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Противоположность субъекта и объекта, являвшаяся проблемой немецкой классической философии, существует лишь в голове субъекта, а на самом деле ничто не существует кроме целого. В «Феноменологии духа» (1807) абсолютный идеалист Гегель рассматривает развитие Бытия как саморазвитие Абсолютной идеи, познающей себя. Нет знания или незнания – есть только процесс познания. Истина – это не результат, а процесс. По ступеням относительных истин мы поднимаемся к истине абсолютной. Конечная, консервативная система Гегеля, считавшая, что Мировой дух реализовался в прусском государственном строе, противоречила революционному методу – диалектике.

Диалектика и метафизика

Метафизика (с греческого — «после физики») - учение о бытии (онтология) или философия в целом, а также учение о развитии, противоположное диалектике. Диалектика (греч.) — искусство вести беседу, спор.

Диалектика использует понятия – категории: предельно общие понятия, описывающие развитие и связи, например, сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие. Установленные связи между категориями называются законами диалектики. Закон - это наиболее повторяющиеся, существенные, необходимые, устойчивые связи. Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в котором все взаимосвязано и источником развития являются внутренние противоречия. Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные процессы, имеющие высший источник.

Родоначальники диалектики - Сократ и софисты. Гегель создает классическую систему диалектики. Ее законы помогают отвечать на три вопроса о развитии:

1. Как происходит развитие?

2. Почему оно происходит?

3. Что получается в итоге развития?

На первый вопрос отвечает первый закон диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные. Переход количественных изменений в качественные происходит при достижении категории меры. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.

На второй вопрос отвечает второй и главный закон диалектики, ядро диалектики - закон единства и борьбы противоположностей. Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира.

На третий вопрос отвечает третий закон диалектики – закон отрицания отрицания. В процессе развития все явления проходят три стадии. Первое - утверждение или положение (тезис), второе - отрицание или противоположение этого утверждения – (антитезис) и, наконец, третье - отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).
В системе Гегеля по законам диалектики развивается Абсолютная идея, а природа, материальный мир - лишь материал для развития Духа. Критика Гегеля прозвучала со стороны материализма.

Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804 - 1872), немецкий философ-материалист и атеист. Сочинения: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842).

Причина религии - бессилие человека по отношению к неподвластным его воле стихиям. Религия парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира.

В центре учения Фейербаха – человек, как единственный, универсальный и высший предмет философии. Антропологический материализм Фейербаха исходит из рассмотрения человека как психофизиологического существа. Человек - есть материальный объект и одновременно мыслящий субъект. Вместе с тем такой антропологизм основывается на биологической (а не социальной) трактовке природы человека.

Выступая против гегелевского идеализма, Фейербах отверг и его диалектику, не видя возможности иной, неидеалистической диалектики.

Диалектико-материалистический подход к анализу общественной жизни позволил увидеть, что развитие общества - это закономерный исторический процесс, в основе которого лежит диалектика объективного и субъективного факторов. Однако абсолютизация формационного подхода ведет к отвлечению от особого и единичного.

Неповторимость развития мировой истории позволяет выразить цивилизационный подход. Цивилизация более широкое понятие, чем общественно - экономическая формация. Цивилизацию можно было бы определить как целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственных и временных границах. Формация теоретически абстрактна, цивилизация исторически конкретна. Цивилизационный и формационный подходы дополняют друг друга.

Проблема общественного прогресса. Прогресс (от лат. progressus — движение вперёд, успех) - тип, направление развития, для которого характерен переход от низшей ступени к высшему состоянию, от состояния менее совершенного к более совершенному обществу. Особенности развития общества: ускорение темпов, антагонистичность, неравномерность.

Двигатель деятельности людей - потребности - это состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, направленное на устранение этой неудовлетворенности.

Выводы: Глобальные проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности. Философия становится источником коллективной мудрости. Русский философ Н.А. Бердяев еще в начале ХХ века пророчески указал на многие глобальные проблемы в работе «Новое средневековье». Сегодня наступает этап, который условно можно обозначить как конец новой истории и начало нового средневековья - революции духа, нового сознания. Для нового времени - власть - право и Сегодня - власть - обязанность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: