Мудрый, насколько это возможно,
знает все, хотя он и не имеет знания
о каждом предмете в отдельности.
Аристотель. Метафизика (IV в. до н.э.)
Философия - дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Другими словами философия является формой общественного сознания, основой мировоззрения.
Философия в буквальном переводе с греческого означает «любовь к мудрости» («филиа» - любовь, «софиа» - мудрость). Мудрость ориентирована на целостное бытие и смысл жизни. В связи с этим философия помогает человеку понять свое место в жизни общества и природы. Она аккумулирует наиболее общие представления об окружающем мире и о самом человеке, о его связи с природой и в концентрированном виде представляет важнейшие знания о закономерностях и принципах бытия. Слово «философия» ввел в употребление выдающийся древнегреческий ученый Пифагор (580-500 до н.э.), но широкое применение оно получило в V в. до н.э. и продолжает развеваться и по сей день. На протяжении истории человечества философское знание отличалось универсальностью и глубиной. Отношение к нему постоянно менялось, но всегда признавалась необходимость этого знания в том или ином его виде.
Таким образом, философия - способ осмысления мира образованным человеком, который постоянно совершенствуется и чьё предназначение связано с совершенствованием человеческой мысли, человеческих отношений, жизни общества. Внимание к философским вопросам делает более богатым духовный мир человека, а попытки решения этих вопросов привносят глубокий смысл в его жизнь, способствуют совершенствованию человечества.
В структуре философии можно выделить три основные части:
1) онтологию - философское учение о бытии.
2) гносеологию - философское учение о познании.
3) социальную философию - философское учение об обществе.
Предмет философии – это круг вопросов, которые раскрывают общее в системе "мир-человек". Относительно философии можно сказать, что ее предметом являются наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения и функционирования природы, общества и мышления. Основными из них являются: каково происхождение и устройство мира; что такое человек; как он познает мир; что есть истина, добро и красота; в чем смысл жизни и т. п.
Сущность предмета философии является наиболее важные мировоззренческие, социальные, духовные проблемы, которые позволяют раскрыть сущность человека, его сознания, особенности общественного развития, вопросы жизни и смерти, степень достоверности научного знания, соотношение материи и сознания и т.д.
Подобные и ряд других проблем зачастую относят к основным вопросам философии. Каждая философская школа выделяет собственный круг выбранных ими проблем, в связи с чем одни и те же проблемы разными школами могут решаться по разному. Среди всего множества проблем и вопросов философии чаще всего встречающиеся: проблема места и роли человека в мире; вопрос о соотношении бытия и сознания, об отношении идеального и материального; проблема познаваемости реальной действительности и т.п.
Философия носит мировоззренческий характер, являясь одним из видов мировоззрения. Мировоззрение - система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе.
С момента осмысления человеком себя в окружающем мире перед ним возникла проблема, связанная с его отношением к миру. У человека возникла потребность в поиске ответов на ряд вопросов: Какова сущность и природа самого человека? Какова сущность природы? Как следует вести себя в этом мире? Подобные вопросы относят к разделу мировоззренческих.
Типы мировоззрения различают в зависимости от времени их возникновения в истории человечества: мифологическое, религиозное, философское. Мифологическое мировоззрение возникло в первобытном обществе. Природу мифология рассматривает как силу, порождающую человека. Религиозное и философское мировоззрения возникают в обществе вместе с возникновением классов. Религиозное мировоззрение объясняет возникновение природы и человека как результат творения Бога.
Философское мировоззрение является системно-теоретическим. Оно логично и последовательно. От мифологического отличается высоким значением разума, а от религиозного еще и возможностью критического отношения к авторитетным идеям.
Философия оказалась более динамичной, емкой и разнообразной формой мировоззрения. Она глубже проникает в сущность вещей и процессов, позволяет иметь о них более емкое и разностороннее представление. В мифологии и религии все это либо отсутствует, либо не имеет такой же, как в философии, строгости.
Философия критична не только к вновь открывшемся аспекта, но и к уже сложившимся концепциям. Свое представление о мире философия формирует в результате объединения основных достижений науки и собственного опыта основанного на критических представлениях. Суда будут включены все вопросы, которые возникали в ходе истории человечества начиная от возникновения самых ранних цивилизаций.
Философия это не только тип мировоззрения, но и наука обладающая рядом характерных черт. Некоторые черты будут отличать философию от других наук, тем самым выделяя ее как особую наук.
Особая черта философии - высокая степень обобщения. Философия изучает мир в целом, самые общие законы существования и развития.
Вторая черта философского знания - его двойственность. Философия включает не только строгое научное знание, но и художественные метафоры, символы, идеалы, ценности.
Для философии присущ плюрализм, т.е. существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знаний и методологий.
Традиционно роль философии для человека и общества раскрывается в ряде функций, тесно связанных между собой. Функции философии являются основными направлениями, через которые реализуются ее цели и задачи.К таким функциям относятся:
· мировоззренческая - служит теоретическим основанием мировоззрения, т.е. предлагает человеку целостную и широкую картину мира;
· гуманистическая - рассматривает мир через призму человека и его целей, обосновывает его самоценность, его права и свободы;
· аксиологическая - дает оценку миру и человеку, обосновывает значимость духовных ценностей (истины, добра, красоты и т.д.);
· общекультурная - знакомит человека с высшими достижениями мировой интеллектуальной культуры, является показателем уровня образованности и культуры человека;
· методологическая - вырабатывает общие принципы и способы теоретического и практического освоения действительности;
· прогностическая - прогнозирует тенденции развития научного знания и социальных изменений;
· интегрирующая - систематизирует и обобщает данные всех наук, т.е. выступает как наиболее общая "наука наук";
· критическая - подвергает критике устаревшие взгляды, нормы, учения; формирует свободное, недогматическое мышление.
Благодаря своим особенным чертам и широкому спектру функций философия способна активно взаимодействовать с другими науками, помогая им создавать целостную картину мира.
Философия начинается с сомнения и благодаря свободе размышления способна выдвигать смелые гипотезы. Это позволяет предугадывать тенденции развития науки.
В отличии от узкой специализации частных наук, философия строит единую картину мира связывая вместе разрозненные данные и аспекты.
Критичность философии позволяет двигать прогресс, помогает опровергать старые авторитеты и заблуждения.
Таким образом, философия взаимодействуя с другими науками, разрабатывает научные методы, прогнозирует тенденции развития, интегрирует науки и критикует их основателей.
Зарождение самой философии, формирование рационального философского мышления началось примерно одновременно в VII—VI вв. до н. э. на разных концах земного шара: в Китае, в Индии и в Средиземноморских греческих колониях. Возможно, что другие цивилизации этого или более раннего периода уже практиковали философское мышление, однако их философские работы остаются неизвестными. Отдельные исследователи-нефилософы иногда причисляют к древнейшей философии сборники пословиц и афоризмов, оставшиеся от цивилизаций Древнего Египта и Месопотамии, однако такое включение не поддерживается в философской литературе. Вместе с этим культурное влияние этих цивилизаций на греческую цивилизацию в целом, и в частности на формирование мировоззрения ранних греческих философов несомненно.
Общим элементом возникновения и развития философии явилось формирование философских школ, состоящих из последователей определённого учения, причём во всех регионах вклад последователей зачастую приписывался основателю школы или школе в целом. Становление индийской философии и греческой философии проходило по схожей схеме, однако индийская философия развивалась значительно медленнее. Китайская философия, развитие которой сдерживал консерватизм общественно-политического устройства общества, развивалась в целом ещё медленнее, хорошо проработанными её областями стали только этика и политическая философия.
В развитии философии различают следующие основные этапы:
- Философия Древнего Востока (VII-VI вв. до н.э.);
- Античная философия (с VI в. до н. э. до V в. н.э.);
- Средневековая философия (VI-XIV вв. н.э.);
- Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.);
- Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.);
- Классическая и постклассическая философия (XIX в.);
- Современная философия (XX в.).
ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что такое мировоззрение?
2. Какие существуют исторические типы мировоззрения?
3. Что изучает философия?
4. Каковы особенности философского мировоззрения?
5. Какие разделы существуют в структуре философии?
6. В чем заключается мировоззренческая функция философии?
7. В чем состоит методологическая функция философии?
8. Каково, на Ваш взгляд, предназначение философии в современном обществе?
Задание - Прочитать текст и ответить на вопросы ответы присылать в группу в контакте в личные сообщения.