Недели и седмицы Великого поста




(Возраст детей: 9-11 лет)

 

Цель: cформировать представление о Великом посте как пути к Пасхе.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с седмицами Великого поста и особыми праздниками во время Великого поста.

Воспитательные:воспитывать христианское отношение к себе и своей душе; к посту как к средству очищения души и совершенствования.

Оборудование:

1. Церковный годовой круг.

2. Схема «Лествица Великого поста».

3. Букварь школьника. Язык славян. Начало познания вещей божественных и человеческих. М., 2004.

4. Молитва св. Ефрема Сирина.

5. Репродукции картин и икон.

Формы и методы деятельности на уроке:

- комбинированный урок;

- метод изучения нового материала: рассказ, объяснение, беседа, наглядный;

- метод проверки полученных знаний: вопросно-ответный.

Ход урока:

Организационный момент. Чтение молитвы.

Повторение.

У: На прошлом уроке мы с вами говорили о постах, о смысле и значении их. Итак, что же такое пост?

Д: Пост – способ очищения души. Это продолжительное время, в которое христиане должны подготовить свою душу к какому-либо празднику или событию; пост – это средство для воспитания самих себя.

У: Какими по своей продолжительности бывают посты в Православной Церкви?

Д: Однодневные и многодневные.

У: Назовите однодневные посты.

Д: перечисляют.

У: Пользуясь схемой годового круга, скажите, какие посты относятся к многодневным.

Д: Рождественский, Петровский, Успенский и Великий пост.

У: Совершенно верно. Сегодня мы подробно поговорим о Великом посте.

Новый материал.

У: Но прежде, чем говорить о самом посте, скажем о тех неделях, которые Церковь установила для того, чтобы подготовить верующих к Великому посту. Давайте вспомним, как они назывались и чему были посвящены. Первая неделя (или как мы говорим воскресенье) называется Неделей о мытаре и фарисее. В эту Неделю вспоминается притча о мытаре и фарисее. Напомните мне ее содержание. Чему нас хотел научить Христос этой притчей?

Д: рассказывают.

У: Церковь, готовя нас к посту, учит нас не гордиться тем, что мы постимся, как гордился фарисей, а каяться в своих грехах, как мытарь.

Вторая неделя – Неделя о блудном сыне. Какая притча вспоминается в этот день? Вспомните ее содержание. Какой смысл вкладывал в нее Господь, когда рассказывал апостолам?

Д: (Рассказывают притчу.) Господь говорил, что примет любого раскаявшегося грешника.

У: Затем следуют Мясопустная седмица и Мясопустная неделя, называющиеся так потому, что ими перед Великим постом заканчивается вкушение мяса. В Мясопустную неделю (воскресенье) Церковь вспоминает Страшный суд, предохраняя верующих от беспечности, которая может появиться из-за излишней надежды на милосердие Божие и забвения о Его справедливости.

Наконец, еще одна, последняя неделя перед Великим постом – Неделя сырная. Так ее называют, потому что этой неделей заканчивается вкушение масла, яиц, молока, сметаны и сыра. Всю неделю русские люди, навещая друг друга, угощали блинами и сладостями, помня о том, что в последний ее день наступало Прощеное воскресенье. В Церкви Прощеное воскресенье имеет особое значение. В этот день вспоминается день изгнания Адама из рая и проходит последняя подготовка к посту – Чин прощения. Это особая служба, на которой все друг у друга просят прощения, кланяясь друг другу. И в знак примирения целуют друг друга, отвечая «Господь простит, а я с радостью прощаю». Традиция просить прощения происходит от традиции пустынных монастырей, из которых монахи на время Великого поста уходили в пустыню. После поста некоторые монахи могли не вернуться из пустыни, и чтобы не получилось так, что кто-то из них умер в пустыне, не примирившись со своими братьями, перед тем как удалиться в пустыню вся братия просила прощения друг у друга. Также делаем теперь и мы, хотя и не удаляемся в пустыню.

Во время Великого постамы постимся 40 дней в подражание посту Спасителя в пустыне. Эти дни называются Святой Четыредесятницей. А во время Страстной седмицы постимся в знак сострадания крестным мукам Спасителя, отдавшего свою жизнь за спасение нас от вечной гибели. На протяжении всего поста читается молитва св. Ефрема Сирина:«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен ecи во веки веков! Аминь».

Но во время поста вспоминаются и другие события. Давайте поговорим о них подробнее. Первая седмица Великого поста – пост строгий. Во время первой седмицы каждый день читается Великий покаянный канон св. Андрея Критского,представляющий собой плач души о своих грехах. Почему в каноне упоминаются отрицательные качества души?

Д: Наша душа загрязнена грехом. Прп. Андрей Критский указывает нам на необходимость очищения.

У: Значит, к чему призывает канон?

Д: К покаянию.

У: Очистим же наши души, омоем их в Таинстве Исповеди. «Раскрой срамоту свою, да омоешься; покажи раны свои, да исцелеешь… Чем безжалостнее будешь к себе, тем больше жалости явит к тебе Господь, и отойдешь ты с сладким чувством помилования» (свт. Феофан Затворник). Седмицу заканчивает неделя (воскресенье) – Торжество Православия, напоминающая нам о том, как в IX в. было побеждено иконоборчество – борьба против почитания икон. (Отмечаем на схеме название недели.)

Во второе воскресенье Великого поста Церковь вспоминает свт. Григория Паламу. Он был знаменитым богословом, епископом Церкви и очень образованным и духовным человеком. Св. Григорий вырос при дворе императора, где служил его отец. Он получил хорошее образование и мог бы поступить на службу к императору, но его влекло к духовной жизни, и поэтому он стал монахом. Свт. Григорий Палама учил, что сущность Бога недоступна, и ничего знать о ней мы не можем, и никакого общения с Богом в Его сущности у человека как творения Божия быть не может – настолько творение ничтожно по сравнению с Богом, сотворившим все. Но Бог обращен к миру, к человеку особыми силами – Своими энергиями. В этих энергиях – Сам Бог. В этой силе Божией присутствие Божие реально, действительно. Человек, учил свт. Григорий Палама, создан как раз для того, чтобы эти силы получить, принять. И этою принимаемою Божественною силою войти в общение с Самим Богом так, что все его человеческое естество будет преображено подобно тому, как было преображено естество Христа на Фаворской горе в час Его Преображения. И цель человеческой жизни как раз и заключается в таком преображении человеческого естества, человеческой природы – в обожении.

В конце третьей седмицы в Крестопоклонную неделю выносится крест нам на поклонение. Церковь напоминает нам, что каждый должен нести крест своей жизни и верить, что за крестом будет воскресение. А еще выносом креста в третье воскресение и поклонением ему всю Крестопоклонную неделю Церковь дает нам утешение во время поста, показывая, что страдания Христа были куда тяжелее, чем наше состояние во время поста.

На четвертой неделе вспоминается св. Иоанн Лествичник, который жил на горе Синай – той самой, где Господь дал Моисею Заповеди. Он получил такое прозвание за свою книгу –«Лествица» (т.е. «лестница»). В этой книге говорится о том, как следует жить, чтобы угодить Богу. Св. Иоанн пишет, что каждый шаг в правильном направлении подобен восхождению на одну ступень по лестнице, вот почему книга так названа.

На пятой неделе Великого поста Церковью вспоминается св. Мария Египетская. В молодости она совершила много грехов. Однажды она увидела множество людей, которые куда-то шли. Марии стало любопытно, и она пошла за ними. Так они подошли к большому храму, и люди стали входить в него. Мария тоже решила зайти туда, но едва она занесла ногу, чтобы переступить порог, как почувствовала, что невидимая сила преградила ей путь. Мария поняла, что это ее грехи не дают ей проникнуть в храм, тогда она пала перед иконой Богородицы и стала каяться в своих грехах. После этого Мария ушла в пустыню и стала там вымаливать у Бога прощение за свои грехи. Только после сорока семи лет пребывания в пустыне она обрела мир и близость к Богу, непрестанно молясь, постясь и каясь. О чем напоминает нам этим Церковь?

Д: размышляют.

У: Церковь говорит нам, что как бы мы ни были грешны, мы всегда можем вернуться к Богу.

На 6-й неделе в субботу вспоминаем Воскрешение Лазаря, а в воскресенье – Вход Господень в Иерусалим и как народ радостно приветствовал Христа, когда Он шел в Иерусалим на страдания.

Страстная седмица напоминает нам все события последней недели жизни Христа. О них подробнее мы поговорим ближе к Страстной седмице, а сейчас лишь набросаем штрихами примерную последовательность. Понедельник – проклятие смоковницы, вторник – бедная лепта вдовицы, притча о десяти девах и о талантах, среда – предательство Иудой Христа, четверг – Тайная Вечеря и взятие под стражу Христа, пятница – осуждение Христа на смерть, распятие Христа, Его смерть и погребение, суббота – сошествие Христа во ад. И вот, наконец, воскресенье – Воскресение Христово, самый светлый, самый главный праздник для православного христианина. Праздник, ради которого мы проходим весь путь Великого поста, как лестницу к празднику, потому что цель поста и состоит в том, чтобы достойно подготовиться к празднику и достойно его встретить.

Пост – это путь совершенствования, путь Преображения.
Мы говорили с вами, что каждый человек должен преобразиться, измениться так, чтобы стать похожим на Бога, стать хоть чуточку лучше. За один пост чуть лучше, за другой еще чуть-чуть, за следующий еще и еще. И так постоянно. Что же мы можем делать, чтобы потихонечку становиться лучше?

Д: предлагают.

У: Если увидите нищего, подайте милостыню; если увидите врага, примиритесь; если увидите своего друга счастливым, не завидуйте. Пусть постятся зрение и слух. Избегай телевизора, шумных игр. Пусть и злой язычок побережется от недобрых слов, ругательств. Нет пользы от того, что в еде мы постимся, а в другом не становимся лучше. «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния» (свт. Иоанн Златоуст). И еще одно правило. Господь сказал в Евангелии: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16-18). Почему Господь так говорил, мы сможем понять, если вспомним, как постились иудеи. В древности люди помазывали голову для красоты. А во время поста не делали этого в знак раскаянья.

Закрепление.

У: Итак, что означает 40-дневный пост, входящий в состав Великого поста? Подражая кому, мы постимся в это время?

Д: Мы постимся 40 дней, подражая посту Спасителя в пустыне.

У: О чем напоминает нам Страстная седмица?

Д: Страстная седмица напоминает о страданиях Христа и о Его распятии.

У: Чем же мы заключим пост?

Д: Таинством Исповеди и Причащения.

У: Ради чего мы проходим весь путь Великого поста?

Д: Ради встречи праздника Пасхи.

Итог:

У: Усердно приготовим себя и встретим праздников праздник – Светлую Пасху, соединившись со Христом и со всеми другими членами Церкви. Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть именно та радость, о которой сказал Сам Господь: «Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22).

Домашнее задание:

1. Выучить наизусть молитву св. Ефрема Сирина.

2. Заполнить пустую схему «Лествица Великого поста».

Организационный момент. Чтение молитвы.

 

Литература

1. Субботин К., свящ. Руководство к изучению Устава Богослужения Православной Церкви. Киев, 2008.

2. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. Издание четвертое. М.: ООО «Риза», 2007.

3. Закон Божий. Программа трех лет обучения в церковно- приходской школе. Екатеринбург.

4. Богданова А.А. Уроки Закона Божия. В помощь учителю церковной школы Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: