Диктанты
При коррекционной работе с детьми целесообразно использовать различные виды диктантов, которые в данном случае проводятся не с целью проверки и контроля, а как обучающие и развивающие задания.
1. Зрительный предупредительный диктант. В этом случае текст пишется на доске. Ошибкоопасные места выделяются цветным мелом. Сначала текст подвергается устному разбору, а затем стирается. Ученики по памяти или диктовку учителя пишут его в тетради.
2. Слуховой предупредительный диктант. Текст читается сначала целиком, а затем отдельными предложениями. В каждом предложении ученики находят слова с нужной орфограммой, объясняя ее написание, и только потом записывают предложение в тетрадь.
3.Объяснительный диктант. Его сущность в орфографическом разборе после того, как ученики самостоятельно его напишут. Учитель задает вопросы, а дети отвечают на них по вызову или по собственному желанию.
4.Выборочный диктант. Он дает возможность за короткий срок написать наибольшее количество слов определенной грамматической категории или слов с соответствующей орфограммой. Суть его в том, что под диктовку записываются только нужные слова, а не весь текст.
5.Творческие диктанты. Они представляют собой такой вид упражнений, при котором ученик вставляет или заменяет определенные слова в предложенном тексте другими, близкими по значению грамматическими категориями. Этот вид диктанта также имеет несколько вариантов:
- Предупредительный творческий диктант;
- Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний;
- Объяснительный творческий диктант;
- Творческий диктант по опорным словам;
- Творческий диктант с использованием серии предметных картинок
|
- Творческий диктант с заменой слов.
6. Диктант «Проверяю себя». Его отличительной особенностью является то, что по окончании работы ученик может задать учителю любой вопрос, связанный с написанием слова, которое вызывает у них сомнение.
7. Диктант – молчанка по картинкам. Этот вид диктанта проводится следующим образом: учитель молча показывает серию предметных картинок с изображенными на них предметами, объединенными одной темой. Дети молча записывают слова, по необходимости выполняют грамматические задания.
8. Выборочный диктант - молчанка по картинкам. Отличается от предыдущего тем, что из демонстрируемой серии выбирают только слова на заданную тему или записывают слова в два-три столбика. Например, записать только слова, содержащие парные гласные: баня, утюг, знамя, маяк, сливы, костер, овес и т.п.; в первый столбик записать слова с с сочетание жи, во второй - ши и т. д.
9. Устный диктант по картинкам. Проводится с использованием предметных картинок и индивидуальных карточек учащихся. Учитель
показывает картинки с изображениями предметов, названия которых являются словами с различными орфограммами.
10. Устный диктант. Проводится с использованием индивидуальных карточек учащихся, на которых написаны разные орфограммы. Учитель диктует слова, в которые входит орфограмма, имеющаяся на индивидуальной карточке ученика. На каждое продиктованное учителем слово ученик поднимает карточку с той орфограммой, которую следует использовать при написании данного слова.
11. Проверочный или контрольный диктант. Проверочный или контрольный диктант на коррекционных занятиях проводится на диагностическом и оценочном этапе работы.
|
Подробнее остановимся на тех видах диктантов, которые особенно актуально проводить при работе над темой «Временные представления».
1. Зрительный предупредительный диктант с опорой на зрительный анализатор. Данный вид диктанта проводится как тренинг зрительного восприятия. Текст пишется на доске, а затем стирается.
2. Творческий диктант по опорным словам. Опорные слова имеются в тетради или могут быть записаны на доске. Они Объединены одной лексической темой.
3. Творческий диктант пишут ученики самостоятельно или учитель диктует текст, пропуская опорные слова.
4. Творческий диктант с использованием серии предметных картинок. Данный вид диктанта может быть использован при закреплении тем «Времена года», «Дни недели», а так как позволяет определить, усвоена ли учениками временная последовательность предметного ряда.
Работа с деформированным текстом
Составление рассказа из разрозненных предложений
Предложения записаны на доске вразброс, вне логической последовательности. Ученику предлагается внимательно прочитать их и обдумать. После этого учитель задает вопросы, которые помогут ребенку в составлении рассказа: - С какого предложения надо начать рассказ?
- Почему? – Почему второе предложение нельзя поставить первым? и т. д.
После составления ученик читает полученный рассказ.
Работа с деформированным предложением.