Среднее Поволжье в бронзовом веке.




ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ.

 

Ульяновское Поволжье, занимая значительную часть территории Среднего Поволжья, является составной частью истории России, и ее история, таким образом, представляет собой неразрывную и составную часть исторического процесса Российского государства.

В исторической науке существует понятие объекта исследования (это историческая реальность, на исследование которой и направлено внимание историков). В нашем случае объектом исследования являются исторические процессы, протекавшие в древности и в средневековье на территории Среднего Поволжья.

Кроме объекта исследования с истории существует понятие предмета исследования. Предметом любого исторического исследования в отечественной науке является, как правило, выявление закономерностей хода исторического процесса. В нашем случае - это выявление закономерностей исторического процесса на территории нашего края. Следует сказать, что за исключением отдельных моментов, эти закономерности были аналогичны закономерностям исторического процесса на других территориях нашей страны.

Особенностью курса истории родного края является его краеведческий характер. История нашего края издавна привлекала к себе внимание исследователей. Первые письменные сведения о племенах и народах нашего края относятся к середине I тысячелетия до н. э. В трудах греческого историка Геродота упоминается племена Нижнего Прикамья и Среднего Поволжья, фиссагеты, против которых был направлен удар персидской конницы в 512 году до нашей эры. Исследователи отождествляют фиссагетов с племенами ананьинской или городецкой финно-угорских археологических культур, обитавших в крае в первом тысячелетии до н.э.

В первом тысячелетии н. э. о населении Среднего Поволжья упоминает историк готов Иордан, В частности, он пишет о народе "морденс". Это первое упоминание о древней мордве - коренном народе Среднего Поволжья.

Интересные сведения о народах Среднего Поволжья оставили арабские путешественники и географы: ибн-Фадлан, Ал-Мукаддаси, Гардизи и другие.
Интересные данные о населенных пунктах Среднего Поволжья можно встретить у западноевропейских географов и путешественников: в географической карте братьев Пициганно, в дневниках Адама Олеария. Однако значительная часть исторического отрезка времени Среднего Поволжья, особенно периода седой древности, оказалась лишена письменных источников, ибо тогда письменности еще не существовало. И здесь нам на помощь приходят данные археологические, лингвистические и этнографические. Действительно, благодаря археологической науке оказалось возможным восстановить первобытную историю, включающую каменный,бронзовый и ранний железный века, а также раннее средневековье до времени образования первого государства в Среднем Поволжье - Волжской Болгарии.

Представляет интерес сама история археологического изучения нашего края. С нее и начнем наш обзор. Известно, что одним из первых просвещенных и влиятельных лиц, обративших серьезное внимание на древности Среднего Поволжья и на необходимость их научного исследования, был сам российский император Петр I. В 1722 году он проплывал по Волге во время Каспийского похода и сделал остановку в окрестностях Болгарского городища на левом берегу Волги в 60 километрах от нынешнего райцентра Старая Майна. Сохранившиеся к тому времени монументальные сооружения мусульманской булгарской архитектуры поразили императора, и он распорядился наладить изучение "всего, что зело необычно и диковинно есть". Но планомерное научное накопление сведений и изучение средневолжских древностей началось только во второй половине XVIII века (если принимать за их начало работы академической экспедиции под руководством Палласа и Лепехина). Среди исследователей древностей Симбирского Поволжья XIX века мы в первую очередь должны вспомнить вклад профессора Симбирской духовной семинарии Капитона Невоструева, автора ряда интересных публикаций об археологических древностях края. Даже покинув Симбирск и получив новое назначение на должность главного хранителя архива московского Чудова монастыря, Капитон Невоструев продолжал обрабатывать и публиковать собранные в годы пребывания в Симбирском Поволжье материалы. Столь же пристальное внимание археологическим древностям Среднего Поволжья уделял казанский археолог Шпилевский.

Значительный скачек в изучении Симбирского Поволжья в археологическом плане был сделан после создания в 1895 году Симбирской ученой архивной комиссии. Пристальное внимание исследованию археологического наследия края уделял ученый секретарь этой комиссии, археолог-самоучка и краевед В.Н.Поливанов. Он был первым, кто провел крупномасштабные археологические раскопки в пределах Симбирской губернии. Он исследовал большой древнемордовский могильник XIV века у села Муранка (ныне - на территории Самарской области). В.Н.Поливанов поддерживал широкие контакты с научной археологической общественностью и даже с заграничными учеными. По его приглашению в Симбирск с целью проведения археологических разведок каменного века в конце XIX столетия приезжал известный французский археолог, исследователь палеолита Западной Европы барон Де-Бай. Важной заслугой В.Н.Поливанова была подготовка и публикация первой археологической карты Симбирской Губернии.

В конце XIX века в Симбирский край приезжал один из крупнейших российских археологов- И.И. Спицин, исследовавший ряд памятников в Старомайнском районе. В 1918 году в Самаре оказалось большое количество представителей столичной профессуры, бежавших от власти большевиков под крыло белогвардейского правительства Комуча. Среди них была и В.В. Гольмстен - профессор археологии Петербургского университета. Правительство Комуча основе этих преподавательских кадров создало в Самаре университет. Однако в голодном 1921 году университет пришлось закрыть, но В.В.Гольмстен удалось сохранить большинство студенческого коллектива, желавшего продолжить археологическое образование. Так в 1922 году возникли Самарские археолого-этнологически курсы. К слову сказать, среди студентов Самарского университета тех лет был и будущий выдающийся историк, академик Н.М. Тихомиров, продолживший образование в стенах МГУ. Так вот, студентами этих курсов во главе с В.В.Гольмстен была проделана огромная работа по сплошному археологическому разведывательному обследованию Самарской и, частично, Ульяновской областей. В 1924 году В.В.Гольмстен проводила стационарные археологические раскопки курганного могильника эпохи бронзы у с. Кайбелы. В этих раскопках принимал участие корифей российской археологии, профессор МГУ В.А.Городцов.

В 1934 году на территории Среднего Поволжья начинает свои исследования основоположник отечественного булгароведения профессор А.П.Смирнов. Он предпринимает раскопки крупного города Волжской Болгарии - Сувара, расположенного на самой границе с Ульяновской областью. В дальнейшем в связи с началом строительства Куйбышевского водохранилища уже в послевоенные годы была создана специальная Куйбышевская археологическая экспедиция АН СССР. Ее возглавил профессор А.П.Смирнов. Среди сотрудников Куйбышевской археологической экспедиции были известные советские археологи: А.В.Збруева, Н.Я.Мерперт, Т.А.Хлебникова и другие. В конце 40-х - в 50-е годы были проведены масштабные археологические исследования и на территории Ульяновской области. А.В.Збруева исследовала ананьинский могильник в урочище "Гулькин Бугор".Н.Я.Мерперт раскопал поселение эпохи бронзы у с.Сускан и могильник у с. Кайбелы. Тухтина вела раскопки болгарского поселения на берегу Криушинского затона. Сам А.П.Смирнов исследовал Болгарское городище у с. Андреевка в Чердаклинском районе. В 60-е годы московский археолог Н.В.Трубникова провела раскопки Городищенского болгарского городища в районе Ундоровского курорта (у с.Городищи). В конце 60-х годов начался новый этап в археологическом изучении Ульяновской области. Он был связан с работой в нашем пединституте кандидата исторических наук Г.М.Бурова. Экспедиция Ульяновского государственного педагогического института под руководством Г.М.Бурова провела раскопки ряда селищ эпохи неолита-энеолита на Сияге,Черемшане,были исследованы несколько курганных могильников эпохи бронзы. Но самым важным вкладом Г.М. Бурова в развитие археологии нашего края явилось создание наиболее полной к тому времени археологической карты Ульяновской области. Опубликовать ее Г.М. Бурову не удалось и она осталась в рукописи. Однако удалось Г.М.Бурову опубликовать два путеводителя по археологическим памятникам Ульяновской области. Один из них был посвящен памятникам каменного века, другой - эпохе бронзы. Перу Г.М.Бурова принадлежат также еще две небольшие брошюры, в которых опубликованы результаты его археологических разведок и раскопок в бассейне р. Свияга.

С 1973 г. после отъезда Г.М.Бурова в Ульяновском Поволжье начинает работу кандидат исторических наук В.И.Ледяйкн. Отряд студентов-практикантов исторического факультета УлГПИ под руководством В.И.Ледяйкина принимал участие в раскопках Болгарского городища, срубного поселения и могильника у с. Елховый Куст в Мелекесском районе, курганного могильника срубной культуры у с. Белая Рыбка. в Чердаклинском районе, на поселении золотоордынского времени у с.Сухая Речка в Похвистневском районе, на поселении энеолитического и средневекового времени у с. Шигоны в Самарской области.

С 1984 года в УлГПИ при кафедре истории СССР была создана хоздоговорная археологическая лаборатория. С этого времени в лаборатории начал работать и автор данной статьи.

С 1984 по 1987 год экспедиция УлГПИ проводила раскопки памятников эпохи бронзы в Барышском районе (на Старотимошкинском поселении),на Абрамовском поселении и могильнике, на Сиучинском курганном могильнике (в Майнском районе), на Октябрьском могильнике срубной культуры (в Чердаклинском районе),памятников волжской Болгарии в Старомайнском районе.

ПАЛЕОЛИТ

(древнекаменный век).

Эта археологическая эпоха начинается около 2,5 миллионов лет назад с появлением человека и заканчивается около 10 тысяч лет назад, когда растаял ледник и установился климат современного типа. Палеолит делится на нижний и верхний. В период нижнего палеолита обитали предки современного человека - архантропы и палеоантропы. Самые ранние следы пребывания человека на территории нашего края обнаружены в окрестностях Ульяновска. На это указывают находки грубых и массивных каменных орудий, изготовленных архантропами около 100 тысяч лет назад. Древнейшие люди обитали в пещерах и на открытых стоянках – в шалашеобразных хижинах. Они занимались охотой и собирательством. Архантропы еще во многом сохраняли сходные черты с обезьянами- низкий черепной свод, крупные зубы, большие надбровные дуги.Ближе к современному человеку были палеоантропы, каменные орудия которых обнаружены на волжских отмелях и с.Ундоры и в устье р.Черемшан. Это были существа ниже среднего роста, очень сильные и ловкие. Неандертальцы - другое название палеоантропов, обитали в пределах 150 - 40 тысяч лет назад. Они занимались загонной охотой на крупных животных: мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, лошадей, кости которых встречаются на всей территории нашего края.

Около 40 тысяч лет назад в крае появляются люди современного вида. Наступила эпоха верхнего палеолита. Климат был очень холодный, северная часть европейского материка была покрыта ледником, толщина которого достигала 2-х километров. В это время появляются новые способы обработки камня. Каменные орудия становятся меньше по размеру и разнообразнее по назначению. Для обработки кожи, кости и дерева служили разнообразные скребки, ножи. Появляются многочисленные костяные орудия - проколки, гарпуны. Главным орудием охотника стало копье с каменным или костяным наконечником. Основным занятием людей верхнего палеолита, по-прежнему, была охота на крупных животных. В это время появляются родовые коллективы. В горных районах люди жили в пещерах, а на равнинах строили жилища из костей крупных животных и из деревянных жердей, покрытых шкурами животных. Верхний палеолит-это время зарождения реалистического искусства - наскальной живописи, резьбы по кости. В Каповой пещере на Южном Урале обнаружены изображения лошадей и мамонтов, выполненных красной органической краской - охрой верхнепалеолитическим художником.

Верхний палеолит продолжался до конца ледниковой эпохи и завершился переходом к среднекаменному веку - мезолиту.

 

МЕЗОЛИТ

(среднекаменный век)

Около 12 тысяч лет назад началось постепенное потепление климата, ледник отступал на север, оставляя за собой многочисленные озера и заболоченные пространства.10 тысяч лет назад в крае установился теплый и сухой климат. Крупные травоядные животные вымерли. На месте тундры выросли леса, в которых обитали олени, кабаны, лоси, косули и другие животные, не образующие больших стад. Взамен загонной коллективной охоты появилась индивидуальная охота с луком и стрелами. Было изобретено рыболовство. В мезолите человек приручил собаку. Его образ жизни стал подвижным и для проживания в весенне-осенний промысловый период люди этой

эпохи строили временные легкие жилища по берегам рек и озер. Зимой же они обитали в полуземлянках с открытыми очагами.

В мезолитическую эпоху изменился набор каменных орудий, которые стали делать из небольших ножевидных пластин. Микролиты(маленькие камни), которым придавали правильную трапециевидную или сегментовидную форму, часто использовали в качестве элементов вкладышевых орудий - серпов, ножей, кинжалов и наконечников стрел. Для этого микролиты закрепляли с помощью органического клея в деревянные или костяные основы орудий с пазами. В мезолите были изобретены первые плавсредства – лодки - долбленки, деревянные плоты. Для охоты стали использовать различные ловушки и силки для зверя. В это же время был изобретен бумеранг.

Кочевой образ жизни мезолитических охотничьих коллективов не способствовал образованию долговременных поселков, поэтому археологические памятники эпохи мезолита в нашем крае немногочисленны. Следы мезолитических людей встречаются на берегах рек Волги, Черемшана, Суры, Свияги, Инзы в виде немногочисленных находок. микролитических каменных орудий.

НЕОЛИТ

(новокаменный век)

В VI тысячелетии до н.э. начинается новый каменный век - неолит. В эту эпоху появилась новая техника обработки камня - пиление, сверление и шлифование, что позволило изготавливать более совершенные и производительные орудия труда - полированные тесла, топоры, долота и мотыги.

Важным отличительным признаком неолитической эпохи явилось изобретение гончарства - т.е. способов изготовления глиняной посуды с последующим обжигом. Глиняная посуда (керамика) обычно украшалась различным орнаментом- узорами, нанесенными по сырой глине, которые становились традиционными для близкородственных родоплеменных групп и передавались от поколения к поколению на протяжении многих столетий.

В неолитическую эпоху было изобретено прядение и ткачество, а в благоприятных для занятий земледелием и скотоводством регионах земного шара произошел переход от присваивающей экономики к производящей (от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству).Этот переход оказал на жизнь и дальнейшие судьбы человеческих коллективов такое огромное влияние, что его вслед за английским археологом В.Г.Чайлдом стали называть неолитической революцией.

На территории Среднего Поволжья в неолитическую эпоху обитали племена, украшавшие свою керамику гребенчатым орнаментом (в районах Прикамья) и накольчатым орнаментом (в более южных районах). Основным занятием неолитического населения лесной зоны Среднего Поволжья были охота и рыболовство. Но в лесостепной зоне края уже происходил переход к скотоводству и земледелию.

Памятники неолитических племен выявлены и исследованы по берегам Волги, Свияги, Черемшана, Майны, Барыша и других рек.

 

МЕДНО-БРОНЗОВЫЙ ВЕК

В III тысячелетии до н.э. население Среднего Поволжья стало использовать первые металлические изделия. Сначала это была медь, из которой изготавливали украшения, орудия труда и оружие. Период использования меди для изготовления орудий труда и других предметов называется энеолитом - медно-каменным веком.

В начале II тысячелетия до н.э. население края переходит к использованию бронзовых сплавов (меди с примесью олова, мышьяка, сурьмы), которые были более легкоплавкими, с меньшей, чем у меди температурой плавления. Бронзовые орудия труда и оружие были тверже медных. Использование бронзовых орудий повысило производительность труда, привело к появлению избыточного продукта и увеличению численности населения. Отдельные родовые общины и племена, контролировавшие запасы медных руд, начинают быстро обогащаться. Выделяются общины металлургов и литейщиков, продукция которых шла на обмен продуктами хозяйства с другими племенами.

В эпоху бронзы произошло первое крупное общественное разделение труда между скотоводческими и земледельческими племенами. В степной зоне расселились скотоводческие племена, постоянно кочевавшие вместе со своими стадами в поисках корма для скота. Это приводило к дальним миграциям и расселениям племен. В плодородных черноземных районах Евразии расселились земледельческие племена. В эпоху бронзы участились межплеменные столкновения из-за передела земли, пригодной для пастбищ, а также направленные на захват добычи. Это стимулировало развитие бронзового оружия - топоров, копий, кинжалов, и т.д. Появляются первые укрепленные поселения.

На рубеже III-II тыс. до н.э. из северо-западных районов Восточной Европы в Среднее Поволжье вторгаются индоевропейские скотоводческие племена балановской культуры, относящиеся к кругу "культур боевых топоров". Кроме скотоводства они занимались и земледелием, были знакомы с металлургией бронзы.

В начале II тыс. до н.э. в Среднем Поволжье появляются ирано-язычные скотоводческие племена абашевской культуры, а затем - многочисленные племена срубной культуры, которые заняли территорию от Нижней Волги и до Нижней Камы. Срубное население было самым многочисленным в нашем крае в эпоху бронзы и оставило после себя большое количество поселений, курганов и могильников. «Срубники» занимались земледелием и скотоводством, были прекрасными металлургами.

В середине II тысячелетия до н.э. на основе местных финно-язычных племен при участии пришлых балто-язычных и ирано-язычных групп населения складываются: приказанская и поздняковская археологические культуры. К концу II тысячелетия эти племена распространяются в северной части Среднего Поволжья, ассимилировав или вытеснив пришлые группы населения. Население приказанской и поздняковской культур заложило основу формирования современных финно-угорских народов Среднего Поволжья - удмуртов, марийцев, мордвы, коми зырян.

 

Среднее Поволжье в бронзовом веке.

 

 

Во второй пол. III тыс. до н.э. в Среднем Поволжье впервые появились изделия из металла. Вначале это были орудия из чистой привозной северокавказской меди, поступавшей от племен майкопской и североавказской археологических культур. Но затем – уже в начале II тыс. до н.э. появилась местная металлургия бронзы на базе средневолжских медистых песчаников.

К наиболее ранним находкам изделий из меди в Среднем Поволжье относятся орудия труда и оружие древнеямной археологической культуры из Утевского курганного могильника в Самарской области, а в нашей области, вероятно, предметы с Ховринской стоянки в Вешкаймском районе близ станции Чуфарово. Появление металлических орудий труда значительно повлияло на развитие производительных сил местного населения. Усилился межплеменной обмен излишками продуктов скотоводства, земледелия, металлическими слитками и даже целыми готовыми изделиями из металла. Одновременно участились межплеменные столкновения по причине передела территори, пригодных для пастбищ, а также с целью захвата добычи.

Внутри родовых общин наметилось имущественное неравенство. Археологически это прослеживается в появлении более богатых могил родовых старейшин и вождей с одной стороны, и в наличии большого количества бедных могил с весьма простым инвентарем.

Во II тысячелетии в Восточной Европе идет активный процесс выделения скотоводческих племен в степной зоне и земледельческо-скотоводческих - в лесостепной. В связи с усилением роли мужчины в скотоводческом и и земледельческом хозяйствах матриархат стал сменяться патриархатом.

В эпоху бронзы родовой строй вступил в стадию разложения и в зонах с благоприятными условиями для организации и ведения крупного земледельческого хозяйства возникают первые рабовладельческие государства (от северо-восточной Африки - до юго-восточной Азии - в в Мессопотамии, в Египте, в Индии, в Китае). Однако на территории Среднего Поволжья родовой строй сохранялся еще очень долго и до возникновения первых государственных образований было еще далеко.

Какие же археологические культуры, (а за ними стояли определенные этно-культурные и языковые сообщества людей) были представлены в бронзовом веке на территории Среднего Поволжья?

В конце III - начале II тыс. до н.э. в Среднем Поволжье и в Прикамье существовала энеолитическая волосовская культура, памятники которой известны и в Ульяновской области. Население волосовской культуры относят в финно-угороской языковой семье. Основным занятием волосовцев, живших небольшими поселками по берегам рек и озер, были охота и рыболовство, но определенную роль играли у них и земледелие с придомным скотоводсмтвом. Из археологических памятников, относящихся к волоской культуре, можно отнести могильник Гулькин Бугор в Старомайнском районе области, Шигонское поселение на р. Усе и несколько памятников на Суре.

Несмотря на знакомство с металлом, волосовцы продолжали активно использовать камень, техника обработки которого достигла совершенства.

В начале II тыс. до н.э. в Среднее Поволжье из районов Среднего Поднепровья пришли земледельческо-скотоводческие племена фатьяновской культуры. Средневолжский вариант этой культуры получил название "балановской". Эта культура относится к кругу так называемых "культур боевых топоров", так как нередкой находкой на ее памятниках являются хорошо отшлифованные каменные ладьевидные топоры.

Наиболее выразительные памятники балановской культуры представлены на Суре (поселения Ашна-Пандо), на Свияге - пос.Луговое III и на р. Утке - Гулькин Бугор. Среди памятников балановской культуры в Ульяновской области известны находки боевых топоров и отдельные местонахождения керамики.

Поселения балановцев как правило располагались в местах, удобных для обороны - на высоких надпойменных террасах. На поселениях и в могильниках балановского населения нередко встречаются предметы из меди и бронзы: медные и бронзовые топоры, наконечники копий, украшения, каменные боевые топоры, долота, проколки, кремневые наконечники стрел.

Основой хозяйства балановцев было придомное скотоводство и мотыжное земледелие. Вспомогательную роль играли охота, рыболовство и собирательство.

Выразительна керамическая посуда балановцев - это в основном круглодонные и шаровидные сосуды с орнаментом в верхней части.

У балановцев изучены жилища. это наземные срубные постройки. Общественное устройство балановцев - патриархально-родовыми общины и племеннной строй. По археологическим данным балановские пришлые племена в Среднем Поволжье долгое время не вступали в контакты с аборигенным волосовским населением. Признаки ассимиляции этих групп населения стали проявляться только со второй пол. II тыс. до н. э.

В этническом отношении балановские племена являлись древними индоревропейцами.

На территории Среднего Поволжья (в Чувашии, в Марийской республике, в Самарской области и в Башкирии - на Южном Урале) в начале II тыс. до н.э. появляются племена пришлой абашевской культуры. Это были индоевропейские по происхождению и языку племена оседлых скотоводов. Они разводили лошадей, коров и свиней. Кроме того, абашевские племена были прекрасными металлургами. На территории нашей области памятники абашевской культуры единичны. Наиболее выразительным является Старотимошкинское поселение в Барышском районе области. Оно расположено на левом берегу в верховьях речки Малая Свияга.

Очень своеобразна керамика абашевской культуры. Часто встречается колоколовидная посуда. Весьма красивы небольшие глиняные горшочки с богатым и пышным орнаментом.

В Среднем Поволжье абашевские племена, как и балановские, долгое время жили изолированно от аборигенов - волосовцев. Между ними иногда даже вспыхивали военные конфликты. Свидетельством этого являются материалы раскопок Пепкинского кургана в Марийском крае. Здесь под одной курганной насыпью в братской могиле было совершено захоронение 27 убитых абашевских воинов (между ребер одного из них был обнаружен типичный волосовский кремневый наконечник стрелы).

По мнению археологов, занимающихся подробно изучением абашевской культуры, эти племена покинули Среднее Поволжье и переместились в Южное Приуралье, где оказало влияние на формирование синташтинской культуры.

В середине II тыс. до н.э. значительную часть территории Среднего Поволжья, в том числе и в Ульяновской области, занимают племена срубной культурно-исторической общности, которая сформировалась на основе остатков этноса древнеямной и полтавкинской археологической культур в Нижнем и в южной части Среднего Поволжья. В это время благодаря значительному развитию земледелия и скотоводства, чему способствовало широкое применение бронзовых орудий труда, произошел демографический взрыв. Население в степной и лесостепной зонах быстро росло, его плотность была высока и это отразилось в том, что среди памятников археологии в нашей области, пожалуй, наиболее значительная часть составляют поселения и могильники срубной культуры.

Срубные племена расселились на север до Камы, на юг – до степей Калмыкии, на запад - до Днепра и на восток - до р. Белой. Именно поэтому данное археологическое образование называют не просто археологической культуой, а культурно-исторической общностью. Эта общность, занимая территорию, равную нескольким современным европейским государствам, состояла, очевидно, из целого ряда племенных союзов.

Население срубной общности селилось по берегам больших и малых рек и в Ульяновской области представлено почти во всех районах, за исключением залесенных участков. Иногда поселения достигали значительных площадей. Мощный культурный слой на них свидетельствует о длительной оседлости. В Среднем Поволжье, и в нашей области в том числе, исследован целый ряд поселений. Одним из наиболее хорошо изученных является Абрамовское поселение в Майнском районе. Оно находилось на левом берегу речки Сельдь у его истоков. Внизу, под поселением раснаходились родники - незамерзающие источники питьевой воды. В течение 1984-1986 гг. экспедиция Ульяновского пединститута провела раскопки этого поселения. Была исследована площадь около 2500 кв. метров. На его территории было исследовано два полуземляночных жилища и один грунтовый могильник.

От жилищ сохранились углубленные в землю подпрямоугольные котлованы площадью 120-140 кв. метров и глубиной до 120 см. Полуземлянки имели выходы к реке. Внутри жилищ на полу сохранились ямки от столбовых опорных конструкций для крепления крыши, а также несколько очажных и хозяйственных ям. Прослежены также следы от нар. Вероятно, что жилище было разделено легкими плетневыми перегородками, которые могли делить большое жилище на несколько помещений.

Рядом с одним из жилищ была исследована хозяйственная площадка, на которой находилось несколько очагов с развалами большимх сосудов для приготовления пищи. А рядом с очагами стояли вверх дном несколько сосудов меньшнго обёема. На площадке находился погреб.

Зафиксированные следы пожара в районе жилища свидетельствуют о том, что здесь в те далекие времена (примерно в XIII веке до н.э.) разыгралась какая-то трагедия, возможно, это было нападение врагов, в результате чего поселок сгорел, его жители либо были перебиты, либо были вынуждены навсегда его покинуть.

Характерно, что хозяйственный инвентарь поселка остался нетронутым и

со временем был засыпан эоловым песком.

На территории поселения исследован грунтовый могильник-жертвенник, в котором было захоронено 8 человек - пятеро взрослых и трое детей. У всех имеются следы насильственной смерти - раздробленные черепа. Перед захоронением на некоторые трупы были положены деревянные жерди и зажжены. Рядом с могильной траншеей находилась жертвенная площадка, на которой были обнаружены тринадцать лепных сосудов, каменная зернотерка с пестиком-курантом, костяной дротик, бронзовый серп. Все это свидетельствует о том, что покойники были принесены в жертву, но после этого они были погребены не по типичному для срубного населения обряду.

Основу хозяйства срубных племен в лесостепной зоне составляли придомное скотоводство и мотыжное припойменное земледелие. На поселениях в большом количестве встречаются кости домашних животных: коровы, овцы, свиньи, лошади. Земледелие играло второстепенную роль. Иногда встречаются земледельческие орудия - серпы, секачи для рубки кустарника. Два таких серпа обнаружены в Симбирском крае. Один в кладе у с. Помаево, а другой - на Абрамовском могильнике.

Срубники обрабатывали пригодные для земледелия поймы рек, вырубая заросли с помощью бронзовых секачей. Землю рыхлили каменными мотыгами с деревянными рукоятками. Из сельскохозяйственных культур срубники выращивали просо, ячмень. Зерно на муку размалывали с помощью каменных зернотерок и камней-курантов.

Кроме земледелия и скотоводства срубные племена занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством лесныхч растительных богатств - орехов, грибов, ягод. Свидетельством определенной роли собирательства является находка на территории Абрамовского поселения раздавленного горшка со сгоревшими дубовыми желудями.

Срубники использовали своеобразную лепную посуду, орнаментированную узорами в виде ромбов, треугольников и других фигур, нанесенных зубчатым штампом, гусиным пером, пальцевыми вдавлениями. Размеры сосудов варьировали от небольших миниатюрных до крупных горшков емкостью до 15-20 литров.

Важную роль в хозяйстве срубного населения играли прядение и ткачество. Иногда в захоронениях встречаются сохранившиеся образцы шерстяных тканей. Нередкой находкой являются шилья и иглы. При этом иглы имеют очень маленькое и узенькое ушко для продевания нити.

Предположительно, женщины срубных племен ткали шерстяное полотно на горизонтальном ткацком станке. Но основное значение для пошива одежды и обуви имели продукты скотоводства - шкуры животных, из которых шили зимние верхние одежды и обувь.

Кроме этого следует сказать, что племена были искуссными металлургами и использовали для отливки орудий как привозной металл (бронзу из месторождений Казахстана, разрабатываемых населением андроновской культуры), а также и из местных средневолжских рудных источников - так называемых поволжских медистых песчаников. Одним из месторождений меди, разрабатывавшихся срубными племенами, были выходы руды у с. Михайло-Овсянка в Самарской области. О занятиях срубников металлургией свидетельствуют частые находки литейных форм.

Большой интерес для изучения культуры представляют погребальные памятники. Погребальный обряд срубных племен был как курганный, так и грунтовый. Само название срубной культуры произошло от особенности погребального обяда. В.А.Городцов раскопал в Харьковской губернии курганы, под насыпями которых погребения были совершены в могильных ямах в скорченном погребении. Орентировка погребений производилась головой на восток или северо-восток. Вместе с погребениями клали 1-2 лепных сосуда с пищей и несколько вещей из кости, металла и камня. При этом как стены могил, так и верх были бревенчатыми, что напоминало срубы.

Встречаются и другие варианты захоронений с курганным обрядом. Таковы вторичные захоронения, когда костяки в центральных могильных ямах лежат не в анатомическом положении, а кости как бы собраны кучкой. То есть в могилу клали уже не самого покойника, а только его костные останки. О причинах таких вторичных захоронений можно только предполагать. Возможно, это было связано с зарождающимися представлениями срубного населения о том, что после смерти покойник является нечистым и для погребения пригодны только кости скелета, очищенные от истлевших тканей тела птицами-стервятниками. Такова практика захоронения у современных парсов на юге Индии.

Вторичные захоронения были исследованы археологической экспедицией УлГПИ в 1984-1987 гг. в Майнском районе у с. Сиуч.

На раннем этапе срубной культуры, который датируется XVI-XIV вв. до н. э. под курганами встречается 1-2 могилы. На позднем этапе, относящемся к X-IX вв. до н.э. встречаются кукрганы, под которыми захоронены до 100 человек. Не исключено, что такие курганы являются родовыми некрополями.

Встречаются и грунтовые могильники,в которых погребенные лежат в простых могильных ямах без внешних признаков в настоящее время.Такие могильники,как правило очень бедные. Однако исследованный на Абрамоском поселении могильник-жертвенник относится к другому типу, не характерному для срубной культуры.

На завершающем этапе существования срубной культуры, вероятно, учащаются межродовые столкновения, вызванные стремлением к перераспределению территорий и просто захватом богатств отдельных родовых общин. В этой связи некоторые посчеления стали дополнительно укреплоять с помощью валов вокруг селищ. Такие укрепления прослеживаются вокруг Сусканского поселения на берегу Черемшанского залива.

На территории Ульяновской области к настоящему времени исследовано несколько десятков различных памятников срубной культуры.

В начале первого тыс. до н. э. срубная культура перестает существовать, но ее население не исчезло бесследно. Считают, что срубные племена,относящиеся к иранской группе индо-европейской языковой семьи, постепенно, в связи с изменением хозяйства и зарождением кочевого скотоводства, покинули свои поселения и превратились в кочевников - скифов и савромат.

В дополнение к развитию темы следует отметить,что в позднем бронзовом веке на территории Приказанского Поволжья и в Нижнем Прикамье сформировалась так называемая "приказанская" культура, основой для которой стало население поздневолосовских, фатьяновско-балановских и, в какой-то степени, срубных племен. К северо-западу от приказанцев - существовала поздняковская культура.

У приказанцев широкое развитие получили земледелие, скотоводство и металлургия бронзы. Приказанские племена, судя по всему, принадл6ежали к финно-угорской языковой семье и заложили основу развития и формирования ряда современных финно-язычных народов Среднего Поволжья и Прикамья - удмуртов, марийцев, коми и других.

 

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК

В начале I тысячелетия до н.э. племена Среднего Поволжья начинают использовать для производства орудий труда и оружия железо. По сравнению с медью железо имеет огромные преимущества: оно тверже бронзы, хорошо куется, а сталь (сплав железа с углеродом) поддается закалке. Железные руды шире, чем медные, распространены в природе. Но в чистом виде железо в природе встречается очень редко и только в виде метеоритов. Сложный сыродутный процесс восстановления железа из окисленных руд(в нашем крае - из болотных и луговых) был освоен только во второй половине II тысячелетия до н.э. на Ближнем Востоке в стране хеттов.

В начале I тысячелетия до н.э. технология получения сыродутного железа распространилась по Европе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: