Формы, методы средства, направления адаптации пятиклассников к обучению в школе




 

Главными задачами педагогического коллектива в адаптационный период являются:

• создание условий для успешной адаптации пятиклассников в средней школе (формирование и сплочение классного коллектива, выработка системы единых и последовательных требований; установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями).

• повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.

• адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям младших подростков.

И все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей учащихся.

В связи с этим выделяются основные направления работы:

1. Организационная работа (проведение больших и малых педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами).

2. Социально – педагогическая и психологическая диагностика.

3. Консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями.

4. Методическая работа.

5. Профилактическая работа.

6. Коррекционно-развивающая работа

7. Аналитическая работа.

Первым направлением работы является организационная деятельность. Ежегодное ознакомление педагогического коллектива, администрации школы и родителей учащихся с планом работы и с результатами психологических обследований. На семинарах для классных руководителей и учителей предметников, которые будут работать в пятых классах, проводится ознакомление их с основными задачами и трудностями первичной адаптации, тактикой общения с детьми и с тем, какую помощь им можно оказать.

Для учителей будущих пятых классов проводятся семинары по следующим темам: «Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе», «Возрастные психологические особенности пятиклассников», «Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале ученого года», «Психологические игры и упражнения».

Педагоги-предметники, классные руководители, которые будут работать с учащимися пятых классов, посещают уроки в выпускных классах начальной школы, знакомятся с программой и системой требований учителей начальной школы. Проводят пробные уроки. Составляют план внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников. Наблюдают за детьми. Оказывают помощь детям и их родителям в учебной самоорганизации. Происходит ознакомление родителей с проблемами «особых» детей (гиперактивных, застенчивых, тревожных), в ходе которого раскрываются возможные причины такого поведения и с помощью чего можно помочь ребенку.

Вторым направлением работы является социально – педагогическая и психологическая диагностика. На этапе адаптации детей к школе психологическая диагностика направлена на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями. Анализ показателей тревожности у школьников позволит выявить детей, неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи. В этом направлении целесообразно использовать следующие диагностические методики: тест школьной тревожности Филипса, анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой (в модификации Е.И. Даниловой), групповой тест (ГИТ).

Следующим направлением является консультативная работа с педагогами и родителями. Работа с педагогами проводится в виде семинарских занятий, на которых классных руководителей и учителей-предметников знакомят с основными задачами и трудностями адаптационного периода, тактикой общения с детьми и помощи им. Консультирование родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности приспособления к новым условиямобучения, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях. На первом родительском собрании следует рассказать родителям о психологических особенностях детей данного возраста, о вероятных проблемах, которые могут возникнуть в начале обучения в пятом классе. Ознакомление с играми и упражнениями из «Семейной игротеки», которые они могут выполнять вместе со своими детьми, а также с программой действий для родителей, желающих помочь своему ребенку освоить новую ступень школьной жизни; с требованиями к уровню подготовки учащихся по основным учебным предметам; с нормативно-правовой документацией, регламентирующей права и обязанности родителей, с психогигиеническими требованиями к рабочему месту ребенка и отрабатываются режимные моменты.

Далее проводится методическая работа, которая осуществляется социальным педагогом совместно с администрацией школы. Различные методы работы в первом, пятом классах направлены на построение обучения в соответствии с индивидуальными особенностями детей и спецификой класса. Есть определенные виды учебной деятельности учащихся, над которыми необходимо работать особо тщательно, поскольку в этот период идет процесс их формирования. Например, необходимо обратить внимание на организацию самостоятельной работы пятиклассников. Сформированные механизмы организации самостоятельной учебной деятельности являются одним из основных ресурсов ребенка не только во время обучения в школе, но и в последующей жизни. Формирование потребности у учащихся самостоятельно приобретать знаний является одной из основных задач школы как социального института. Наличие больших различий в знаниях, умениях и навыках учащихся класса создает трудности, как для работы учителя, так и для работы детей, которые отстают или наоборот обгоняют своих сверстников в усвоении школьной программы. Таким образом, появляются различные проблемы, например, у сильных детей (риск потери интереса к учебе в слабом классе, возникновение позиции наблюдения со стороны, необходимость переформирования навыка, отсутствие навыка к систематической, «рутинной» учебной работе и др.), так и у слабых (особенно, если они попали в сильный класс). И только высокая мотивация школьника позволяет ему стать активным участником процесса обучения и адаптации за счет саморазвития.

У пятиклассников мотивация на получение крепких знаний и хороших отметок находится на высоком уровне и главной задачей учителей в этот период является – сохранение имеющегося уровня. Эффективной работой, по освоению школьной программы в основной школе способствуют позитивные установки на получение знаний. Но если ребенок воспринимает эту ситуацию как угрожающую или неприятную, то он испытывает много негативных эмоций, и тяга к получению новых знаний пропадает. Оценивая выраженность негативных эмоций в конкретных ситуациях школьной жизни ребенка, можно увидеть «зоны наибольшего напряжения» адаптации, то есть те ситуации, которые наиболее трудны по какой-то причине ребенку и, по возможности, используя различные приемы и формы организации учебной деятельности ребенка, снять это негативное напряжение.

Таким образом, выделяют такие важные формы и приемы работы, которые положительно влияют на эффективность организации учебной деятельности:

• проверка готовности к уроку у всех учащихся (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);

• проверка правильности оформления тетради, различных видов работ и комментировать при необходимости проверку;

• начинать и заканчивать урок четко со звонком, поэтому важно напоминать о подготовке к уроку на перемене;

• соблюдение культуры диалога: не перебивать ни учителя, ни ученика;

• поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа;

• у доски приучать учащихся давать развернутый, полный ответ;

• сопровождать новые виды учебной деятельности четкими инструкциями (самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа с учебником и дидактическими материалами, учебные игры и т.д.);

• уделять особое внимание развитию поэтапных навыков работы с текстом учебника, навыкам составления опорного конспекта;

• наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны: • отстаивать свое мнение; • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; • ставить вопросы своим товарищам и учителям; • рецензировать ответы товарищей; оценивать ответы и письменные работы товарищей; • заниматься обучением отстающих; объяснять более слабым учащимся непонятные места; • самостоятельно выбирать посильное задание; • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий; • решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Принцип активности ребенка позволяет наиболее оптимально решать задачи современного обучения. Достоинства групповой организации учебной работы учащихся с этой точки зрения, очевидны еще и потому, что позволяют организовать для младших подростков игровой характер проведения занятий, включающий в себя и фактор интереса, и фактор состязательности и представляющий собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. У учеников в условиях поиска, пробуждается интерес и стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, формулировать свою точку зрения и многое другое. Результатами такой совместной деятельности являются такие как: приучение ребят к коллективным методам работы; формирование положительных нравственных качеств личности. Именно групповая деятельность способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Проведение уроков в форме групповой работы подчинено основной задаче конкретного типа урока, подбор этих форм также определяется содержанием учебного материала, уровнем готовности класса, наличием времени. При этом обязательно необходимо учитывать возрастные психологические особенности младших подростков, и применять такие методы как частая смена видов деятельности, наличие различных игровых приемов, разнообразие приемов и форм активизации познавательной деятельности.

Особенность всех уроков в этот период – это непременное сочетание различных приемов организации учебной деятельности с учетом возрастных и психологических особенностей пятиклассников, создание комфортных условий для адаптации учащихся на новой ступени обучения, создание и сохранение ситуации успеха в познавательной деятельности. Из опыта педагогической деятельности можно рекомендовать приемы активизации познавательной деятельности, дающие стабильную результативность обучения при системном подходе в их использовании, например:

• взаимоопрос в парах (по домашнему заданию, при изучении нового материала);

• взаимопроверка решений в парах (сменного состава «Ручеек», «Хоровод» или постоянного состава) на разных этапах урока;

• «мозговой штурм» – работа в микрогруппах при решении задач – обсуждение задач, имеющих несколько способов решения, решение задач в нетрадиционной форме;

• защита творческих заданий (как долгосрочных, так и решаемых в течение урока; • дидактические игры-соревнования;

• «Дешифровщик» – по группам при выполнении заданий собирают фразу, изречение, пожелание и пр.;

• оформление общего плаката (опорного конспекта) по конкретной теме.

Профилактическая работа – это следующее направление работы по адаптации пятиклассников к обучению в средней школе. Профилактическая работа направлена на оказание поддержки каждому младшему подростку, на эмоциональное принятие новой социальной ситуации и новых учебных требований, выработку навыков учебной самоорганизации детей. Данный вид работы осуществляется школьным психологом. Наиболее продуктивно проходит в форме тренингов, дидактических игр, занятий на общение, преодоление трудностей адаптационного периода. Посещение уроков, наблюдение за детьми осуществляется, когда они являются еще выпускниками начальной школы. В это же время проводится первый этап диагностической работы и развивающая психологическая игра «Дорога в пятый класс».

Следующим направлением работы является коррекционно-развивающая работа. Проводится с учащимися, которые испытывают трудности в школьной адаптации. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в группах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у учащихся в процессе диагностики.

Например, работа с детьми по преодолению тревожности осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях:

• обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;

• расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него возможных навыков, умений, знаний;

• перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации. Одновременно проводится работа с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.

Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности, повышение групповой сплоченности, позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств, гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка), повышение уверенности в себе и своих возможностей, формирование у детей позитивного отношения к школе, учителям и одноклассникам.

Также проводится аналитическая работа. Аналитическая работа должна быть направлена на осмысление проводимой социально-психологической деятельности по адаптации детей к условиям к условиям средней школы, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов (как психолога, так и педагогов, работающих с пятиклассниками). Анализ ситуации дает возможность обсудить с учителями, администрацией школы, родителями формы и методы дальнейшей работы и планировать учебно-воспитательный процесс в данных классах.

Многие из детей обладают такой психофизиологической организацией, которая снижает их приспособляемость к стрессовым ситуациям. В этом случае более подробно изучаются психофизиологические стороны и в процессе обучения педагогический коллектив старается их учитывать, используя личностно-ориентированные методы.

Кроме этого проводится коррекционная работа, часть которой выполняют родители. Что касается страхов в отношениях с учителями, которые снижают успешность обучения ребенка, то следует сказать, что необходимо на всех уроках создавать эмоционально привлекательный фон обучения, благоприятные условия для успеха школьников, повышать их веру в себя и позитивного самовосприятия; поддерживать инициативу в учебной работе, строить правильное общение с детьми, использовать только положительные эмоции.

Все вышеперечисленные виды адаптаций взаимосвязаны между собой, ведь если один вид адаптации не будет пройден успешно, то адаптация не будет пройдена в полной мере и произойдет дезадаптация. Мною выделены основные направления работы, в которые входят различные формы методы и средства работы по адаптации пятиклассников к обучению в средней школе. Организационная работа (проведение больших и малых педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами). Социально-педагогическая и психологическая диагностика, консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями, методическая работа, профилактическая работа, коррекционно-развивающая работа, аналитическая работа.

Важная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предыдущих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими, поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и как следствие – получение благополучных результатов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: