2.1 Причины и история возникновения монополий.
Монополия - это крупнейшее предприятие или объединение предприятий, которые концентрируют в своих руках производство и сбыт значительной доли продукций в интересах установления высоких цен и получения максимальной прибыли.
Монополии стали образовываться в хозяйстве отдельных стран в конце XIX начале XX столетия.[7]
Причины возникновения монополий:
1.крупные научно-технические открытия
2.Появление новых форм собственности
3.Усиление процессов концентрации и централизации капиталов в результате развития производительных сил общества.[8] Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века. Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства. Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – “Продамет”, “Продуголь”, “Продвагон”, “Кровля”, “Медь”, “Проволока”, РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т. п.[9] Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефти, угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.[10]
|
|
2.2 Виды монополий.
Разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.
1. Естественная монополия-вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополий-это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).
Плюсы и минусы естественной монополии
Плюсы:
• возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции;
• возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне;
• возможность использования достижений научно-технического прогресса;
• возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги;
• возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации;
• внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.
|
Минусы: [11]
• возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя;
• возможность блокировать технический прогресс;
• возможность «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг;
• возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.
Видно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической организации глубоко противоречива. Не возможно однозначно определить, что перевешивает — плюсы или минусы. Однако общество не может жить в условиях такой неопределенности, зависимости от естественных монополистов. Рыночная форма экономической организации не в состоянии преодолеть или даже ослабить действия негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает. Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом — регулированием естественной монополии.
2. Государственная монополия-монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
3. Чистая монополия-ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг. [12]
4. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренций: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.
5. Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.
6. Чистая монополия. Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта или услуг, у которых нет близких заменителей. Чистые монополии в настоящее время - редкпое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.
Характерные черты чистой монополии:
• Единственный продавец, абсолютный монополист его фирма единственная в отрасли производящий товар или услугу.
• Товар монополии уникален в том смысле, что нет близких или хороших заменителей этого товара.
• Монополия самостоятельно устанавливает (диктует) цену на товар (услугу), а покупатель либо вынужден покупать товар по данной цене, либо обходиться без него.
• Вхождение в отрасль заблокировано.
• Отсутствие конкуренции (неценовая конкуренция).