3.1 Развития конкуренций в экономике Российской федераций
В течение 1990-х годов в Российской Федерации было сделано многое для развития конкуренции:
- принято конкурентное законодательство;
- осуществлено разделение монопольных и конкурентных секторов в отраслях естественной монополии;
- проведена приватизация;
- снижено административное давление.
Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции в экономике позволяют сделать выводы, что участники рынков в Российской Федерации реально ощущают конкуренцию; причем оценка конкуренции как значимого фактора для деятельности предприятий со временем увеличивается.
Высокая степень открытости для импорта товаров и услуг привели к формированию условий, в которых с высокой вероятностью возникает конкурентная борьба участников рынка; в период 2004 - 2007 гг. произошло существенное усиление конкуренции с импортом, хотя основным источником конкуренции для российских производителей по-прежнему являются отечественные компании.[13]
Происходит сближение показателей концентрации производства в российской экономике со сравнимыми показателями развитых зарубежных стран: в высококонцентрированных отраслях промышленности в рассматриваемый период концентрация снижается, в то время как в низкоконцентрированных - растет.[14]
Большинство предпринимателей считает вектор изменений, которые происходили в конкурентной среде за 2013 год, положительным (42% «+» и 22% «-»);
Защита и поддержка конкуренции гарантированы Конституцией Российской Федерации. Конкуренция позволяет достичь максимального благосостояния общества. В условиях конкуренции ресурсы используются наиболее эффективно, а неэффективные производители вытесняются с рынка.
|
Благоприятная конкурентная среда чрезвычайно высоко оценивается предпринимательским сообществом. По мнению российских предпринимателей, «поддержание благоприятной конкурентной среды» является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности власти, как «формирование законодательных условий деятельности бизнеса, обеспечение их безусловного и справедливого применения».
В начале 2000-х годов Российской Федерации удалось достигнуть финансовой стабилизации. Прекратилось снижение темпов обменного курса национальной валюты и произошло резкое уменьшение инфляции. Важно, что это было осуществлено в условиях экономического роста, значительного повышения доходов населения, отсутствия наращивания внешних займов и дефицита бюджета. Достижение финансовых макроэкономических целей выводит на первый план государственной экономической политики задачи по структурной перестройке экономики и обеспечению инновационного развития страны. В среднесрочном периоде основное внимание должно уделяться качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей - конкурентной политике.[15]
Стратегические задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»
3.2 Ограничение монополистической деятельности на товарных рынках Российской федераций
|
На самом деле, антимонопольная политика РФ, созданная в государстве, преследует несколько глобальных целей:
· Развить конкурентные начала;
· Стимулировать частное предпринимательство.
Антимонопольное же регулирование представлено в России в двух методах:
· Косвенный метод – финансово-кредитное регулирование, направленное на преодоление монополий в экономике;
· Простой метод – регулирование, которое предупреждает или устраняет монопольное положение субъектов рынка.
Основная суть проводимой правительством антимонопольной политики – с выгодой использовать крупномасштабную экономику и, при этом, нейтрализовать ее побочные последствия, которые возникают по причине ослабления конкуренции на рынках страны.[16]
Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
1. Настоящий Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации; ограничения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями.
2. Настоящий Закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
|
Статья 1. Антимонопольное законодательство и иные нормативные правовые акты о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (введена Федеральным законом от 09.10.2002 № — ФЗ)
Антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, регулирующих отношения, предусмотренные статьей 2 настоящего Закона.
2. Отношения, предусмотренные статьей 2 настоящего Закона, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Закону и федеральным законам.
3. На основании и во исполнении настоящего Закона, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, регулирующие отношения, предусмотренные статьей 2 настоящего Закона.
4. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Закону или федеральному закону применяется настоящий Закон или соответствующий федеральный закон.
Статья 2. Сфера применения настоящего Закона (в ред. Федерального закона от 09.10.2002 № — ФЗ) 1. Настоящий Закон действует на всей территории Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 09.10.2002 № — ФЗ) Настоящий Закон распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Настоящий Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 09.10.2002 № — ФЗ)
2. Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции. (в ред. Федерального закона от 09.10.2002 № — ФЗ)
3. Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 09.10.2002 № — ФЗ)
4. Исключен. — Федеральный закон от 09.10.2002 № — ФЗ
Статья 3. Исключена. — Федеральный закон от 09.10.2002 № — ФЗ
Статья 4. Определение основных понятий
Для динамичного развития российской экономики очень важна антимонопольная политика, проводимая современным правительством. Так, должным образом продуманные меры по регулированию монополий будут всячески способствовать достижению таких целей:
· Будет стабилизирован рынок
· Будет усовершенствована экономика в целом
· Будет развиваться конкуренция.
Виды антимонопольной политики
На данный момент различают две разновидности антимонопольной политики:
· В отношении искусственным монополиям
· В отношении естественных монополий.
Регулирование естественных монополий
Сегодня под действие вышеупомянутого закона подпадает:
· Транспортировка газа по трубопроводам;
· Транспортировка нефти по трубопроводам;
· Услуги по передаче тепловой и электрической энергии;
· Ж/д перевозки;
· Услуги аэропортов, портов, транспортных терминалов;
· Услуги почтовой связи.
Правительство использует следующие методы регулирования естественных монополий
· Прямое определение тарифов или же назначение их предельного уровня;
· Определение потребителей для обязательного обслуживания;
· Установления минимального уровня обязательного обеспечения потребителей;
· Контроль деятельности естественных монополистов (инвестиционные проекты);
· Реализация или сдача в аренду имущества, сделки по приобретению прав собственности
Контролируют естественные монополий следующие организаций
· Министерством связи;
· Министерством путей сообщения;
· Минтопэнерго;
· Министерством экономики.
Заключение.
Мы рассмотрели обширную тему: как «Конкуренция и монополия». Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии.
На мой взгляд, полезно время от времени проводить различия между характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.
Выяснили, что для того, чтобы рынок был совершенно конкурентным, должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли, особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг.
На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.
Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли или же по другим причинам, может объявить монополию «общественно полезным предприятием» и установить контроль над ее ценами. Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения). При несовершенно конкуренции фирма обладает известным контролем.
Три основных дефекта рынка дают экономическое оправдание государственного регулирования: монопольная власть, внешние факторы и несовершенная информация.
Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляется правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации рыночной экономики.
С помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие его.
Рассмотрели как развивались конкуренция и монополий в рыночной экономики Российской Федераций.
Роль монополии в экономике двойственна.
Положительная сторона в том, что продукция монополистических компаний отличается, как правило, высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.
Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.
Учитывая это, государство старается противостоять монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т.е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией.
Список используемой литературы
1. Микроэкономика Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И.2010.
2. Журавлева Г.П. «Экономика: учебник», Москва, «Юрист», 2011.
3. Макконел К.Р., Брю С.Л. «Экономикс», Москва, «Инфра-М», 2011.
4.Юданов А. Ю. «Конкуренция. Теория и практика. Учебно-практическое пособие», Москва, «Гном-ПРЕСС», 2010.
5. Абрамишвили Г. Г. «Конкуренция: анализ, стратегия и тактика конкурентной борьбы монополий», Москва, «Экономика», 2010.
7. Блауг М. «Экономическая мысль в ретроспективе», Москва, 2011.
8. Сафрончук М. В. «Микроэкономика. Полный курс», Москва, Эксмо, 2012
9. Б. В. Салихов «Экономическая теория», Дашков и Ко, Москва, 2010.
10. М. И. Чепурин, Е. А. Кипелова «Курс экономической теории», Киров, «Аса», 2011.
11. И. В. Липсиц «Экономика. Учебник», Москва, Омега-Л, 2010
12. И. В. Липсиц «Введение в экономику и бизнес», Москва, Вита-Пресс, 2009
13. Р. М. Нуреев «Курс микроэкономики», Москва, Норма, 2011
14. Криппендорф К. «36 стратегий для победы в эпоху конкуренции», Санкт-Петербург, Питер, 2011.
15. Е. Ф. Борисов «Экономическая теория: Учебник. – 3-е издание», Москва: Юрайт-Издательство, 2012.
16. В. А. Сидоров «Общая экономическая теория: Учебник для вузов», Москва: Издательство «Элит», 2010
[1]. И. В. Липсиц «Введение в экономику и бизнес», Москва, Вита-Пресс, 2009
[2] Микроэкономика Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И.2010.
[3] Криппендорф К. «36 стратегий для победы в эпоху конкуренции», Санкт-Петербург, Питер, 2011
[4] Е. Ф. Борисов «Экономическая теория: Учебник. – 3-е издание», Москва: Юрайт-Издательство, 2012.
[5] Журавлева Г.П. «Экономика: учебник», Москва, «Юрист», 2011
[6] Б. В. Салихов «Экономическая теория», Дашков и Ко, Москва, 2010.
[7] М. И. Чепурин, Е. А. Кипелова «Курс экономической теории», Киров, «Аса», 2011.
[8] Макконел К.Р., Брю С.Л. «Экономикс», Москва, «Инфра-М», 2011.
[9] Сафрончук М. В. «Микроэкономика. Полный курс», Москва, Эксмо, 2012
[10] И. В. Липсиц «Экономика. Учебник», Москва, Омега-Л, 2010
[11] Р. М. Нуреев «Курс микроэкономики», Москва, Норма, 2011
[12]. Блауг М. «Экономическая мысль в ретроспективе», Москва, 2011.
[13] Абрамишвили Г. Г. «Конкуренция: анализ, стратегия и тактика конкурентной борьбы монополий», Москва, «Экономика», 2010.
[14] Юданов А. Ю. «Конкуренция. Теория и практика. Учебно-практическое пособие», Москва, «Гном-ПРЕСС», 2010
[15] В. А. Сидоров «Общая экономическая теория: Учебник для вузов», Москва: Издательство «Элит», 2010
[16] Е. Ф. Борисов «Экономическая теория: Учебник. – 3-е издание», Москва: Юрайт-Издательство, 2012