Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего возраста посредством детско-взрослых исследовательских проектов.
Народная мудрость гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
В современном мире дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Дошкольный возраст – самый ценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его тактичным руководством. Поэтому в своей педагогической практике я систематически применяю метод экспериментирования, как один из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование и опыты побуждают ребёнка сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно - следственные связи. Ребёнок по своей природе является исследователем, он с удивлением открывает для себя окружающий мир, потому что для него это новое и интересное.
Дети изучают природу органами чувств: глазами, руками, носом, тактильными ощущениями. Недаром девизом программы «Детство», по которой работает наша дошкольная организация, являются слова «Чувствовать. Познавать. Творить». Маленькие исследователи радуются, проводя ежедневные эксперименты, но с возрастом этот интерес к исследованиям исчезает. Происходит это из-за взрослых, которые очень часто говорят ребёнку: «Не трогай песок, он же грязный!», «Снег в руки не бери, он холодный», «Отойди от лужи, вымокнешь, испачкаешься». Но, если вспомнить своё детство, это было очень интересно и увлекательно взять снег в руки, попробовать его, почему он лепится или нет, почему тает. Задача взрослых - не запрещать, а поддерживать стремление детей обследовать, сравнивать, устанавливать связи и зависимости, потому как основной опыт поисковых практикующих действий и установление причинно-следственных связей ребёнок приобретает в повседневной жизни.
|
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в самом раннем возрасте и представляет собой манипулирование предметами. В младшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность продолжается через игры-экспериментирования: в воде камешки тонут, а деревянные лодочки плавают; из влажного песка можно лепить, а сухой рассыпается; лёд скользкий, холодный и многое другое. А в старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность проходит в виде эксперимента с прогнозами. Например, «Почему воздух помогает плавать рыбам?», «Почему вода не имеет формы?», «Как достать скрепку из воды, не намочив руки?».
Одним из видов совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослых и детей является проектная деятельность. Особенность проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребёнок не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Именно поэтому проектная деятельность в дошкольном образовании носит характер сотрудничества, где принимают участие дети, воспитатели, родители.
|
Рассмотрим пример познавательно-исследовательского проекта
в старшей группе «Весёлый огород».
При опросе детей по теме «Овощи» выявилась проблема, что в условиях города некоторые дети не имеют понятия - где и как растут овощи и какой уход за ними необходим. На помощь пришли воспитатели, используя метод «трёх вопросов»: Что знаем? Знаем, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год. Знаем, что, если посадить семечко оно прорастёт.
Что хотим узнать? Вырастут ли семена овощей и лука, если их выращивать на подоконнике? Что нужно сделать, чтобы семена выросли?
Где и как найдем ответы на вопросы? Спросим у взрослых. Проведем опыт - эксперимент. Посадим и будем наблюдать.
Ожидаемый результат:
- знают признаки живого организма и устанавливают с помощью взрослых связи между состоянием живых существ и неживой природой;
- имеют представления о стадиях роста растений, о многообразии посевного материала;
- знают правила бережного отношения к природе и осмысленно их придерживаются;
- владеют трудовыми умениями по уходу за растениями для достижения хороших результатов;
- вместе с родителями создание «огорода» на подоконнике;
- систематическое ведение дневника для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике;
|
- создают фотоколлажи об успешном опыте выращивания растений в домашних условиях.
Актуальность проекта «Весёлый огород» заключается в том, что дети проявили живой интерес к организации «огорода» на подоконнике, но объяснить возникновение и развитие объектов, их переход из одного качественного состояния в иное им крайне затруднительно из-за недостаточности знаний и жизненного опыта.
Цель проекта:
Развитие способностей у детей старшего дошкольного возраста в моделировании причинно-следственных связей между объектами.
Задачи проекта:
· Учить наблюдать за посевами и всходами, на их основе обобщать и фиксировать результаты в журнале наблюдений.
· Развивать умение замечать изменения во всходах, анализировать, делать выводы, соотносить с условиями роста и потребностями растений.
· Воспитывать осознанное уважение к труду, бережное и заботливое отношение к растениям.
Для реализации познавательно-исследовательского проекта «Весёлый огород» были разработаны следующие этапы: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап включает:
· изучение методической литературы: Л.В. Рыжова «Методика детского экспериментирования», Н.А. Гуриненко «Планирование познавательно- исследовательской деятельности со старшими дошкольниками», В. М Корнилова «Экологическое окно» в детском саду, Е.В. Лосева «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников, интернет ресурсы.
Сбор информации и посадочного материала, необходимый для реализации проекта. Вовлечение родителей в создание и оформление «весёлого огорода» (заготовка почвы, отбор семян, изготовление оригинальных контейнеров для выращивания овощей, распечатывание таблиц - указателей с названием растений) и составление плана реализации проекта. Создание условий - организация предметно-развивающей среды по теме проекта: для детского исследования и экспериментирования есть мини-лаборатория, которая оснащена необходимым материалом для исследований. Это разнообразные природные и бросовые материалы, а также лабораторное оборудование; создан мини-огород на подоконнике.
Основной этап: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта: тематические беседы, опыты, цикл наблюдений, уход за растениями.
Тематические беседы «Для чего растению семена?», «Вода и земля – овощей лучшие друзья!» «Овощи».
Практическая деятельность:
На основе перспективного плана по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста для реализации проекта были проведены следующие опыты:
- «Рассматривание и сравнение сухих и пророщенных семян» - выявить условия, необходимые для роста и развития растений;
- «Узнаем, какая почва?» - выявить свойства почва: структура - глинистая, песчаная, чернозем;
- «Человек и растения» - выявить насколько растения нуждаются в уходе человека;
- «Вода и культурные растения» - выявить, насколько вода необходима для роста растений.
Наблюдения:
1.Наблюдения за ростом и развитием растений «отражены» в «Дневнике наблюдений».
2. Рассматривание семян через лупу и микроскоп.
3. Наблюдение за всходами растений.
Заключительный этап:
1.Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
2. Анализ результативности.
Сотрудничество с родителями:
- консультация «Огород на окне»;
- просмотр вместе с детьми мультфильма «Весёлый огород».
Обратная связь:
- создание «огорода» на подоконнике дома;
- фотоколлажи об успешном опыте выращивания растений дома;
- творческие рассказы с использованием мнемотехники.
Перспективы проекта: в дальнейшем планируем разработать проект
«Яркая клумба» и «Огород на участке».
Литература
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. «Издательство «Детство-Пресс», 2019 г., 512 с.
2. Гризик Т.Н. Познаю мир, Издательство: Просвещение, 2019 г., 40с.
3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. Издательство «Сфера», 2010 г.,192 с.
4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019 г., 352 с.
5. Нищева Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. «Издательство «Детство-Пресс», 2021 г., 240 с.
6. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Издательство: АРКТИ, 2010 г., 64 с.
7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. «Издательство «Детство-Пресс», 2015 г., 128 с.