Декан заочного факультета
___________ В. В. Пигунов
«___»___________2022 год
В О П Р О С Ы
По курсу «Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок»
На экзамен в летнюю экзаменационную сессию 2021/2022 учебного года
Для студентов ЗД-V
1. Задачи системы организации вагонопотоков. Классификация грузовых поездов по плану формирования. Шахматка груженых и порожних вагонопотоков.
2. Состав плана формирования. Последовательность его разработки и исходные данные для составления плана формирования поездов.
3. Основные понятия, используемые в системе организации вагонопотоков: вагонопоток, мощность вагонопотока, струя, назначение, объединение струй, усиление струй,
4. Ступенчатые графики вагонопотоков, виды их назначение. Понятие одноконечных и одноначальных струй, смежных и несмежных, соприкосающихся, понятие станции уступа.
5. Основные положения отправительской маршрутизации: назначение, понятие отправительского маршрута, факторы, обуславливающие применение маршрутизации, классификация маршрутов и их характеристика. Уровень маршрутизации грузов - понятие, оценка.
6. Необходимое и достаточное условия эффективности назначения маршрутов.
7. Постановка задачи расчета плана формирования одногруппных поездов. Условия выделения струй в самостоятельные назначения.
8. План формирования групповых поездов. Понятие группового поезда. Задачи организации групповых поездов. Категории групповых поездов и их характеристика. Сущность методики расчета плана формирования групповых поездов. Составляющие элементы функции расчета оптимального варианта.
9. План формирования из порожних вагонов. Задачи организации порожних вагонопотоков в поезда. Классификация поездов из порожних вагонов. Необходимое условие целесообразности организации порожнего вагонопотока. Характеристика схем зарождения и погашения вагонопотоков, достаточное условие целесообразности маршрутизации порожнего вагонопотока.
|
10. Организация местных вагонопотоков. Понятие района местной работы. Задачи организации местных вагонопотоков, составляющие элементы плана. Варианты организации участкового вагонопотока и их оценка.
11. Понятие местной работы. Категории местных вагонов на дороге. Понятие оборота местного вагона, расчетная формула. Определение плана погрузки и выгрузки на дороге. “Шахматка” груженых и порожних вагонопотоков. Баланс порожних вагонов, расчет избытка и недостатка порожних вагонов по станциям и участку в целом. Определение размеров вагонопотоков в сборных поездах.
12. Способы выполнения местной работы. Схемы обслуживания станций участка, узла местными поездами. Ограничения по времени работы локомотивов с местными поездами, допустимая длина участка, обслуживаемого местным поездом.
13. Определение числа сборных поездов по нормам длины и массы составов. Табличное представление расчетов числа поездов и выбор оптимального числа сборных поездов. Схемы и условия взаимного расположения местных поездов на графике, выбор. Схемы и условия взаимного расположения на графике участковых и сборных поездов.
14. Постанционная диаграмма местных вагонопотоков на участке. Порядок построения, представить графическое представление, результирующие параметры построения диаграммы, их использование.
|
15. Выбор схемы прокладки на графике поездов, выполняющих местную работу. Критерии выбора. Представить графическую модель плана-графика местной работы на участке при обслуживание его одной парой сборных поездов.
16. Варианты организации сборных поездов. Критерий эффективности раздельного формирования участковых и сборных поездов. Назначение вывозных поездов. Варианты организации вывозных поездов.
17. Общие принципы расчета пропускной способности железнодорожного участка. Понятие наличной и потребной пропускной способности, резерва пропускной способности. Результативная пропускная способность, элементы ее расчета. Общий вид аналитической зависимости пропускной способности по элементам технических устройств участка.
18. Расчет провозной способности железнодорожных линий. Анализ факторов, влияющих на провозную способность линий
19. Значение графика движения поездов, задачи его разработки. Характеристика графического отображения движения поездов по участку. Перечислить расчетные элементы графика и дать из определения.
20. Классификация графика движения поездов.
21. Станционные интервалы. Понятие основных интервалов. Графическое и пространственное отображение взаимодействия поездов при расчете станционных интервалов. Условие безопасности движения поездов при расчете станционных интервалов.
22. Участковая скорость грузовых поездов и определяющие ее факторы. Общие принципы расчета участковой скорости.
23. Исходные данные и порядок разработки графика движения поездов. Понятие ядра поездов в графике. Показатели графика движения поездов.
|
24. Технические средства тягового обеспечения. Классификация локомотивного парка по состоянию и месту работы. Характеристика основных устройств для технического обслуживания, текущего ремонта и экипировки.
25. Участки обращения локомотивов: их виды и характеристика, представить графическое представление схем участков обращения локомотивов.
26. Установление границ и определение оптимальной длины участков обращения локомотивов. Группы факторов, определяющие выбор оптимальной длины. Представить формулы расчета длины участков по условию обеспечения нормативного пробега локомотивов между ТО-2 (два варианта их проведения).
27. Понятия полного и участкового оборотов локомотива, расчетные формулы, характеристика элементов. Эксплуатационный оборот локомотива: понятие расчетная формула, определение элементов.
28. Расчет потребности локомотивного парка на перспективу и для текущих нужд. Способы расчета, представить формулы и дать пояснения по элементам.
29. Организация обслуживания локомотивов бригадами. Условия работы бригады, понятие оборота локомотивной бригады, расчетная графическая модель оборота локомотивной бригады. Расчет протяженности участка обслуживания локомотивов бригадами (два варианта). Варианты организации смены бригад. Методы организации явки бригад на работу. Расчет потребности локомотивных бригад.
30. Задачи и методика технического нормирования эксплуатационного работы на железной дороге. Классификация групп показателей технического плана. Способы определения плановых груженых вагонопотоков. Вид внутридорожной “шахматки”.
31. Нормирование количественных показателей: погрузка, выгрузка, норм сдачи порожних вагонов, норм передачи вагонов и поездов по стыковым пунктам. Понятие регулировочного разрыва. Построение схем регулировки вагонов на дорожных направлениях.
32. Нормирование количественных показателей: норм работы вагонного парка, пробегов вагонов. Составление пробежной “шахматки” груженых вагонов на железной дороге, дать вид пробежной “шахматки”. Понятие условного центра. Нормирование пробегов порожних вагонов.
33. Нормирование качественных показателей: оборота вагона, среднесуточного пробега вагонов, производительности вагона
34. Нормирование качественных показателей: оборота локомотива на участке обращения, участкового оборота, среднесуточного пробега локомотива, среднесуточной производительности локомотива.
35. Нормирование перевозочных средств: потребного парка вагонов, локомотивов, расхода топлива и электроэнергии на тягу поездов.
36. Задачи оперативного планирования поездной и грузовой работы на дороге. Виды оперативных планов, основные исходные данные для разработки оперативных планов. Процедура разработки и реализации сменно-суточных планов железной дороги.
Заведующй кафедрой
«Управление эксплуатационной
работой и охрана труда», Е.А. Федоров
Лектор О.Н. Лисогурский
Примерный перечень задач
1. Средний простой транзитного вагона без переработки равен 1,5 часа, с переработкой 6,5 часа, суточные затраты на накопление вагонов на станции составляют 1250 вагоно-часов, эквивалент переработки вагона равен 1,5 часа, а эквивалент перецепки поездного локомотива равен 1,0 час. Найти значение t эк и T эк, если со станции отправляется 500 вагонов в сутки. Как изменяться значения t эк и T эк, если простой под накоплением уменьшится на 0,1 часа?
2. График назначений содержит следующие данные:
cm | ||||||||
Т эк | 2.5 | 3.5 | ||||||
Проверить выполнение условий НУ, ДУ, ОДУ для станций А, Б, В.
3. Выбрать оптимальный план формирования одногруппных поездов методом направленного перебора вариантов для полигона сети при следующих исходных данных
cm | |||||||
Т эк | 5,0 | 5,8 | |||||
4. Определить пропускную способность однопутного участка для грузового движения, если =12 минут, =13 минут, τн = 3 минуты, τск =1 минута, τр =2 минуты, τз =2минуты. Число пассажирских поездов 8 пар, сборных 2 пары, коэффициент съема соответственно равен - 1,3 и 1,8, а коэффициент надежности - 0,94.
5. Определите пропускную способность однопутного участка, оборудованного автоблокировкой. На участке 4 перегона, время хода поездов по которым составляет: t 1¢ = 12 мин, t 1¢¢= 15 мин, t 2¢ = 10 мин, t 2¢¢ = 14 мин, t 3¢ =18 мин, t 3¢¢= 1 мин, t 4¢ =14 мин, t 4¢¢= 16 мин. Интервалы t н1 = t н2 = t н3 = t н4 = 3 мин, t с = 1 мин, t р = 1 мин, t з = 2 мин.
6. На однопутном участке, оборудованном автоблокировкой имеются два смежных перегона а-б и б-в с максимальной и одинаковой суммой времени хода пары поездов T =30 минут. На первом перегоне τн=2 минуты, τр=3 минуты, на втором τн=3 минуты, τр=2 минуты. В обоих случаях τс=1 минуте, τз=1 минуте. Требуется установить схемы пропуска поездов по указанным перегонам и рассчитать наличную пропускную способность, если коэффициент надежности равен 0,98. Направление со станции а на станцию в – нечетное. Станция а находится на уступе с подъемом в сторону станции б, станция б находится на площадке, станция в находится на уступе с подъемом в сторону станции б.
7. Построить фрагмент графика движения поездов на однопутном участке (на 4 часа) при заданных временных параметрах
Параметры | Направление | К-а | а-б | б-г | г-д | д-е | Е-Л |
Время хода грузовых поездов, мин | Нечетное | ||||||
Четное | |||||||
Время хода пассажирских поездов, мин | Нечетное | ||||||
Четное | |||||||
Длина перегонов, км |
На графике необходимо проложить одну пару пассажирских поездов с их взаимным скрещением по станции б, предусмотреть две остановки пассажирского поезда на станциях б и д. Остальные данные принимаются студентом самостоятельно. Каково значение участковой скорости построенного Вами графика? Дайте оценку скорости.
8. Длина железнодорожного участка 144 км. Поезд проследовал участок за 2,3 часа, имел на нем 4 остановки - tст1=15 минут, tст2 =8 минут, tст3 =10 минут, tст4=14 минут. Время на разгон и замедление 3 мин. Определить среднюю ходовую, техническую и участковую скорости и коэффициенты скорости.
9. Определить провозную способность однопутной железнодорожной линии, если наличная пропускная способность равна 48 пар поездов в сутки, масса поезда брутто 4000 тонн, коэффициент отношения массы поезда нетто к массе брутто равен 0,7, коэффициент месячной неравномерности перевозок равен 1,2. На линии пропускается 3 пары ускоренных грузовых, 2 пары сборных, 4 пары пассажирских и 2 пары скорых поездов. 6 пар ускоренных грузовых, 2 пары сборных, 18 пар пассажирских и 4 пар скорых поездов. Коэффициенты съема соответственно равны εуск =1,3; εсб = 2,5; εпс =1,4; εск = 1,5. Продолжительность технологического «окна» для ремонтных работ 2 часа, I = 10 мин. Продолжительность технологического «окна» для ремонтных работ 60 мин.
Как изменится провозная способность, если коэффициент надежности уменьшится на 0,2, а погонная нагрузка с 5,5 до 5,4 т/м?
10. Рассчитать потребный парк локомотивов на участке для обслуживания грузовых поездов. Колебания фактических размеров движения за сутки грузовых поездов по статистическим наблюдениям составили следующие значения (двухпутный участок):
Параметры | Числовые значения | ||||||
N i, поездов | |||||||
Частота, n i |
Участок ограничен станцией «А» с основным депо и станцией «Б» - смены бригад, простои локомотивов на станциях соответственно t а=2,4 часа, t б= 0,8 часа. Участковая скорость V у=30 км/час. Как изменится потребность локомотивного парка при увеличении коэффициента потребности на 20 %?
11. Какая форма работы локомотивной бригады будет реализовываться на участке протяженностью L i = 150 км с отдыхом или без отдыха, если участковая скорость движения грузовых поездов на железнодорожном участке по данным наблюдений изменяются со средним квадратическим отклонением ±3,0 км/ч. Установлено, что распределение участковой скорости близко к Гауссовому, а математическое ожидание участковой скорости составляет V у=30 км/час, затраты времени на операции по отправлению и прибытию на станциях приписки бригады t пр=0,4 часа, t от= 0,8 часа и в пункте оборота - t пр=0,5 часа, t от= 0,9 часа? В расчетах принять вероятность оценки значений участковой скорости не выше 0,95. Изменится ли форма работы бригады при увеличении участковой скорости на 20%?
12. В дорожной «шахматке» приведены среднесуточные данные. На дороге имеется избыток местного груза 3000 вагонов. Определить техническую норму выгрузки для дороги с учетом ликвидации избытка местного груза в течении одного месяца. На дороге также избыток транзитных вагонов назначением на другие дороги через стыковой пункт А – 300 вагонов. Избыток необходимо ликвидировать в первой декаде. Установить техническую норму сдачи груженых вагонов для дороги через стыковой пункт А.
Поступление вагонов | Отделения, стыковые пункты | На отделения дороги | Итого | Через стыковые пункты | Итого | Всего | |||||
А | Б | Г | |||||||||
С отделений | |||||||||||
Итого | |||||||||||
По входным пунктам дороги | А | - | |||||||||
Б | - | ||||||||||
В | - | ||||||||||
Итого | |||||||||||
Всего |
14. Требуется составить дорожную «шахматку» плановых вагонопотоков и определить основные показатели работы дороги.
15. Составить схемы регулировки порожних полувагонов и цистерн на дороге
Размеры погрузки и выгрузки
Тип подвижного состава | Операции | Отделение | |||
полувагоны | Погрузка | ||||
Выгрузка | |||||
цистерны | Погрузка | ||||
Выгрузка | |||||
Регулировочные направления следования полувагонов с А и В на Б, цистерн с В и Б на А. Дороге установлен прием порожних вагонов по регулировочному заданию в объеме по стыковому пункту А - 220 полувагонов, по стыковому пункту Б – 60 цистерн. Рассчитать для двух родов груза порожний рейс, если для дороги установлены задания по приему груженых вагонов 7000 вагонов, погрузка – 650 вагонов.
16. Составить постанционную диаграмму погрузки, выгрузки и регулировки порожних вагонов для участка К- а- б- в- Л (станции а, б, в – промежуточные). Регулировочное направления: для порожних сухогрузных вагонов – четное (К-Л), для порожних цистерн – нечетное (Л-К). Рассчитать вагонопоток на перегонах участка.
Операции | Направ- ление | Наименование станций | |||||
а | б | в | |||||
Сухогрузные | Цистерны | Сухогрузные | Цистерны | Сухогрузные | Цистерны | ||
Погрузка | Нечетное | ||||||
Четное | |||||||
Выгрузка | Нечетное | ||||||
Четное |
17. Рассчитать потребное количество сборных поездов на участке при следующих размерах прицепки-отцепки на станциях и объемах вагонопотоков на перегонах
Нечетное направление | Четное направление | ||||||||
Станции | Прибытие | Отцепка | Прицепка | Отправление | Станции | Прибытие | Отцепка | Прицепка | Отправление |
К | К | ||||||||
а | -10 | +4/7 | 54/7 | а | -6 | +5 | |||
б | 54/7 | -10 | +3/2 | 47/9 | б | -2 | +7 | ||
в | 47/9 | -8/9 | +13 | в | 32/1 | -0/1 | +5 | ||
г | -5 | +3 | г | 30/1 | -5 | +7 | 32/1 | ||
д | -12 | +7/2 | 45/2 | д | 2/1 | 30/1 | |||
е | 45/2 | -10 | +10/1 | 45/3 | е | -4 | +3 | ||
ж | 45/3 | -5/3 | +3 | ж | 22/2 | -5/2 | +12 | ||
Л | Л | 22/2 |
Норма массы сборного поезда на участке 3600 т, в расчетах принять массу тары вагона 25 т, брутто- 60 т, длину станционных путей 850 м, длину вагона 14,5 м. Какова будет схема взаимного расположения сборных поездов на графике?
18. Построить план-график местной работы на участке Н-С и рассчитать простой местных вагонов на участке при следующих размерах погрузки, выгрузки на станциях и объемах вагонопотоков на перегонах
Нечетное направление | Четное направление | ||||||||
Станции | Прибытие | Отцепка | Прицепка | Отправление | Станции | Прибытие | Отцепка | Прицепка | Отправление |
Н | 28/8 | Н | |||||||
А | 28/8 | -5/5 | +12 | 35/5 | а | -14 | +12 | ||
Б | 35/5 | -15/2 | +13 | 33/3 | б | -11 | +15 | ||
В | 33/3 | -8/3 | +31 | в | -30 | +10 | |||
С | С |
Предусмотреть развоз местного груза сборным поездом до начала дневной смены и уборку вагонов после выполнения грузовых операций.
19. Пронормировать время оборота грузового вагона, если на дороге установлены следующие среднесуточные показатели: пробег груженых вагонов ∑ nS гр=14∙106 вагоно-км, порожних вагонов ∑ nS пор=4∙106 вагоно-км, прием груженых вагонов – 9000 вагонов, погрузка в местном сообщении 5000 вагонов, погрузка на вывоз – 8000 вагонов, выгрузка – 10500 вагонов, со всех технических станции отправляется 80000 вагонов, средний простой вагона на технической станции t тех=4,0 часа, а простой местного вагона, отнесенный на одну грузовую операцию – t гр=20,0 часа. Участковая скорость установлена графиком движения поездов - V у = 35 км/ч. Как изменится оборот вагона при коэффициента порожнего пробега к груженому на 20%? Как изменится оборот при установлении дополнительного задания на выгрузку вагонов в течении десяти дней ежесуточно ∆U в=500 вагонов?
20. Построить фрагмент графика движения поездов на однопутном участке (на 4 часа) при заданных временных параметрах
Параметры | Направление | К-а | а-б | б-г | г-д | д-е | Е-Л |
Время хода грузовых поездов, мин | Нечетное | ||||||
Четное | |||||||
Время хода пассажирских поездов, мин | Нечетное | ||||||
Четное | |||||||
Длина перегонов, км |
На графике необходимо проложить одну пару пассажирских поездов с их взаимным скрещением по станции б, предусмотреть две остановки пассажирского поезда на станциях б и д. Остальные данные принимаются студентом самостоятельно. Каково значение участковой скорости построенного Вами графика? Дайте оценку скорости.