Зелепукиной Анастасии, КСПД 2.3




МКБ 10  
Специфические расстройства развития речи и языка (F80) Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства. F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором употребление ребенком речевых звуков находится на уровне более низком, чем это соответствует его возрасту, но при котором уровень языковых навыков нормален. Связанное с развитием:. физиологическое расстройство. расстройство речевой артикуляции Дислалия [косноязычие] Функциональное расстройство речевой артикуляции Лепет [детская форма речи] Исключены: недостаточность речевой артикуляции:. афазия БДУ (R47.0). апраксия (R48.2) вследствие:. потери слуха (H90-H91). умственной отсталости (F70-F79). в сочетании со связанным с развитием расстройством языка:. экспрессивного типа (F80.1). рецептивного типа (F80.2) F80.1 Расстройство экспрессивной речи Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на уровне, значительно более низком, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание языка не выходит за пределы возрастной нормы; аномалии артикуляции при этом могут быть не всегда. Связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа Исключены: приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера] (F80.3) связанная с развитием дисфазия или афазия рецептивного типа (F80.2) дисфазия и афазия БДУ (R47.0) элективный мутизм (F94.0) умственная отсталость (F70-F79) первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.-) F80.2 Расстройство рецептивной речи Связанное с развитием специфическое расстройство, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем соответствующий его возрасту. При этом заметно страдают все стороны использования языка и имеются отклонения в произношении звуков. Врожденная неспособность слухового восприятия Связанная с развитием:. дисфазия или афазия рецептивного типа. афазия Вернике Невосприятие слов Исключены: приобретенная афазия при эпилепсии [ЛандауКлефнера] (F80.3) аутизм (F84.0-F84.1) дисфазия и афазия:. БДУ (R47.0). экспрессивного типа (F80.1) элективный мутизм (F94.0) языковая задержка вследствие глухоты (H90-H91) умственная отсталость (F70-F79) F80.3 Приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера] Расстройство, при котором ребенок, имевший ранее нормальный ход речевого развития, теряет рецептивные и экспрессивные языковые навыки, но сохраняет общий интеллект. Начало расстройства сопровождается пароксизмальными изменениями на ЭЭГ и в большинстве случаев эпилептическими припадками. Начало расстройства приходится обычно на интервал между тремя и семью годами жизни, причем потеря навыков происходит через несколько дней или недель. Временная связь между началом припадков и потерей языковых навыков вариабельна с предшествованием одного другому (или цикличностью) от нескольких месяцев до двух лет. Как возможная причина этого расстройства предполагается воспалительный процесс в головном мозге. Примерно две трети случаев характеризуются сохранением более или менее тяжелых недостатков восприятия языка. Исключены: афазия:. БДУ (R47.0). при аутизме (F84.0-F84.1). вследствие дезинтегративных расстройств детского возраста (F84.2-F84.3) F80.8 Другие расстройства развития речи и языка Сюсюканье F80.9 Расстройства развития речи и языка неуточненные Речевое расстройство БДУ   Специфические расстройства развития учебных навыков (F81) Расстройства, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены, начиная с ранних стадий развития. Такое нарушение не является просто следствием отсутствия возможности обучаться или исключительно результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга. F81.0 Специфическое расстройство чтения Основной чертой этого расстройства является специфическая, значительно выраженная недостаточность развития навыков чтения, что не может быть объяснено исключительно уровнем интеллекта, наличием проблем, связанных с остротой зрения или неадекватным обучением в школе. Затронутыми могут быть навыки чтения и узнавания читаемого слова, речевой навык чтения и выполнения задач, требующихся при чтении. С этим расстройством обычно сочетаются трудности правописания, которые часто сохраняются и в подростковом возрасте, даже если имеется определенный прогресс в чтении. В анамнезе лиц со специфическим, связанным с развитием расстройством чтения обычно имеют место расстройства освоения навыков речи или языковой лексики. Обычным является возникновение эмоциональных срывов и нарушений поведения в период обучения в школе. "Отсталое чтение" Дислексия развития Специфическое отставание в чтении Исключены: алексия БДУ (R48.0) дислексия БДУ (R48.0) трудности чтения вторичного характера у лиц с эмоциональными расстройствами (F93.-) F81.1 Специфическое расстройство спеллингования Расстройство, основной чертой которого является специфическая, значительно выраженная недостаточность развития навыков спеллингования при отсутствии в анамнезе специфического расстройства чтения. Оно не может быть объяснено низким уровнем интеллекта, наличием проблем, касающихся остроты зрения или неадекватным обучением в школе. Расстройство касается как умения правильно произнести слово по буквам, так и написать его грамотно. Специфическая задержка овладения навыком спеллингования (без расстройства чтения) Исключены: аграфия БДУ (R48.8) трудности спеллингования:. связанные с расстройством чтения (F81.0). вследствие неадекватного обучения (Z55.8) F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков Расстройство включает в себя специфическую недостаточность навыков счета, которая не может быть объяснена умственной отсталостью или неадекватным обучением в школе. Недостаточность касается прежде всего умения производить основные арифметические действия сложения, вычитания, умножения, деления, а не только таких более абстрактных математических действий, какие необходимы в алгебре, тригонометрии, геометрии или при вычислениях. Связанная(ое)(ый): с развитием:. акалькулия. нарушение счета. синдром Герстмана Исключены: акалькулия БДУ (R48.8) трудности счета:. связанные с расстройством чтения или спеллингования (F81.3). вследствие неадекватного обучения в школе (Z55.8) F81.3 Смешанное расстройство учебных навыков Плохо очерченная оставшаяся группа расстройств, при которых имеет место значительная недостаточность как арифметических навыков, так и навыков чтения и правописания, которая не может быть объяснена исключительно умственной отсталостью или неадекватным обучением в школе. Эту рубрику следует использовать для расстройств, одновременно отвечающих критериям подрубрик F81.2 и F81.0 либо F81.1. Исключены: специфическое:. расстройство арифметических навыков (F81.2). расстройство чтения (F81.0). расстройство спеллингования (F81.1) F81.8 Другие расстройства развития учебных навыков Расстройство развития экспрессивного письма F81.9 Расстройство развития учебных навыков неуточненное Неспособность к приобретению знаний БДУ Неспособность к обучению БДУ Расстройство обучения БДУ   Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте (F98) Разнородная группа расстройств, имеющих общую характерную черту - начало в детском возрасте, но, с другой стороны, отличных по многим параметрам. Некоторые из них являются точно обозначенными синдромами, другие представляют собой не более чем комплексы симптомов, которые требуют включения в эту рубрику вследствие своей частоты и связи с психосоциальными проблемами и вследствие того, что они не могут быть объединены с другими синдромами. Исключены: приступы задержки дыхания (R06.8) расстройство половой идентификации в детском возрасте (F64.2) синдром Клейне-Левина (G47.8) обсессивно-компульсивное расстройство (F42.-) расстройства сна вследствие эмоциональных причин (F51.-) F98.0 Энурез неорганической природы Расстройство, характеризующееся непроизвольным мочеиспусканием днем или ночью (что не соответствует возрасту индивида), которое не является результатом недостаточного контроля функции мочевого пузыря вследствие какого-либо неврологического заболевания, приступа эпилепсии или структурной аномалии мочевых путей. Энурез может отмечаться с рождением или может возникнуть после периода приобретенного пузырного контроля. Энурез может ассоциироваться (но не всегда) с более глубоким эмоциональным расстройством и расстройством поведения. Энурез (первичный) (вторичный) неорганической природы Функциональный энурез Психогенный энурез Недержание мочи неорганического происхождения Исключен: энурез БДУ (R32) F98.1 Энкопрез неорганической природы Повторяющееся произвольное или непроизвольное отхождение кала обычно нормальной или почти нормальной консистенции в местах, не предназначенных для этой цели социально-культурным окружением индивида. Расстройство может представлять собой аномальную продолжительность нормального для младенца недержания кала; оно может проявляться в потере контроля над действиями кишечника у индивида, ранее имевшего навык такого контроля, или может включать умышленную дефекацию в неподходящих местах. несмотря на нормальный психологический контроль над действиями кишечника. Состояние может встречаться как моносимптоматическое расстройство или может являться частью более обширного расстройства, главным образом эмоционального расстройства (F93.-) или расстройства поведения (F91.-). Функциональный энкопрез Недержание кала неорганической природы Психогенный энкопрез При необходимости идентифицировать причину сосуществующего с энкопрезом запора используют дополнительный код. Исключен: энкопрез БДУ (R15) F98.2 Расстройство приема пищи в младенческом и детском возрасте Расстройство приема пищи различных проявлений обычно характерно для младенческого и раннего детского возраста. Основным проявлением расстройства является отказ от пищи и крайняя степень баловства ребенка, не имеющего никакого органического заболевания, в ответ на предложение ему адекватной пищи разумным и компетентным лицом, осуществляющим уход за ним. К этому может присоединяться состояние "жевания жвачки" (повторное отрыгивание пищи без тошноты и наличия какого-либо желудочно-кишечного заболевания). Расстройство срыгивания у младенцев Исключены: нервная анорексия и другие расстройства приема пищи (F50.-) трудности вскармливания и введения пищи (R63.3) проблемы новорожденного (P92.-) поедание несъедобного младенцами или детьми (F98.3) F98.3 Поедание несъедобного младенцами и детьми Устойчивая тяга к поеданию непищевых продуктов (таких, как земля, краски, стружки и т.д.). Этот симптом может быть частью более глубокого психического расстройства (такого, как аутизм); он также может проявляться как относительно самостоятельное психопатологическое поведение. Только в этом, последнем случае можно использовать данную рубрику. Извращенный аппетит более распространен среди умственно отсталых детей. Случаи с одновременным наличием умственной отсталости следует кодировать рубриками F70-F79 в соответствии с основным диагнозом. F98.4 Стереотипные двигательные расстройства Произвольные, повторяющиеся, стереотипные, не имеющие функциональной значимости движения (часто ритмичные), которые не являются составной частью какого-либо диагностированного психического или неврологического заболевания. Но в том случае, если такие движения являются симптомами какого-либо заболевания, кодировать следует только последнее. Такие движения, не приводящие к самоповреждению, включают раскачивание тела, кивание, выдергивание и накручивание волос, постукивание пальцами, шлепки ладонями. Стереотипные, наносящие больному травмы действия включают повторяющиеся удары головой, шлепки по лицу, тыканье в глаза, кусанье рук, губ или других частей тела. Расстройства с такими стереотипными движениями чаще всего связаны с умственной отсталостью (когда такое случается, следует кодировать оба состояния). Если тыканье в глаза имеет место у ребенка с недостатком зрения, необходимо кодировать оба этих состояния: тыканье в глаза кодируется данной рубрикой, а нарушение зрения - кодом соответствующего соматического заболевания. Привычна стереотипия Исключены: аномальные непроизвольные движения (R25.-) двигательные расстройства органической природы (G20-G25) кусание ногтей (F98.8) ковыряние в носу (F98.8) стереотипии, являющиеся частью более глубокого психического заболевания (F00-F95) сосание пальца (F98.8) тики (F95.-) трихотилломания (F63.3) F98.5 Заикание [запинание] Речь, характеризующаяся частым повторением или пролонгированием звуков, слогов или слов либо частыми запинаниями или паузами, что разрывает ритмичное течение речи. Такое состояние следует классифицировать как расстройство только в том случае, если оно столь выражено, что заметно нарушает течение речи. Исключены: тики (F95.-) речь взахлеб (F98.6) F98.6 Речь взахлеб Быстрый темп речи с распадом плавности, но без повторений или запинаний, выраженный настолько, что уменьшается ее внятность. Речь беспорядочна, неритмична, быстра, в виде отрывистых толчков и неправильных фраз. Исключены: заикание (F98.5) тики (F95.-) F98.8 Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения с началом, обычно приходящимся на детский и подростковый возраст Дефицит внимания без гиперактивности Неумеренная мастурбация Кусание ногтей Ковыряние в носу Сосание пальца F98.9 Эмоциональное расстройство и расстройство поведения с началом, обычно приходящемся на детский и подростковый возраст, не уточненное     Нарушения речи, не классифицированные в других рубриках (R47) Исключены: аутизм (F84.0-F84.1) речь взахлеб (F98.6) специфические расстройства развития речи и языка (F80.-) запинание [заикание] (F98.5) R47.0 Дисфазия и афазия Исключена: прогрессирующая изолированная афазия (G31.0) R47.1 Дизартрия и анартрия R47.8 Другие и неуточненные нарушения речи   Дислексия и другие нарушения узнавания и понимания символов и знаков, не классифицированные с других рубриках (R48) Исключены: специфические расстройства развития учебных навыков (F81.-) R48.0 Дислексия и алексия R48.1 Агнозия R48.2 Апраксия R48.8 Другие и неуточненные нарушения узнавания и понимания символов и знаков Акалькулия Аграфия     Нарушения голоса (R49) Исключены: психогенные нарушения голоса (F44.4) R49.0 Дисфония Хрипота R49.1 Афония Потеря голоса R49.2 Открытая гнусавость и закрытая гнусавость R49.8 Другие и неуточненные нарушения голоса Изменение голоса БДУ   Лингвистический подход к систематике нарушений речи В зависимости от того или иного компонента речи, лингвистические нарушения делятся на следующие: · Фонетические нарушения · Лексико-грамматические недостатки · Мелодико-интонационные · Темпо - ритмические · Нарушения письменной речи письма; чтения Клинико-педагогическая классификация (Ф.А.Рау, М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, С.С.Ляпидевская, Б.М.Гриншпун) строится по принципу «от общего к частному», т.е. идёт по пути детализации речевых нарушений. Данная классификация, по сути, является значительно переработанной и дополненной классификацией немецкого невролога А.Куссмауля, которую он начал разрабатывать в 1877г. В её основу положены: этиология и патогенез речевых расстройств. Опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличии от чисто клинической, выделяемой в ней виды речевых нарушений, не привязываются строго к формам заболеваний. В данной классификации ведущая, определяющая роль отводится психолого-лингвистическим критериям. Критерии: 1.Нарушения формы речи (устной или письменной) 2.Нарушенного вида РД применительно к каждой из форм: для устной – нарушение говорения или слушания, для письменной – письма и чтения 3.Нарушенного этапа (звена) – порождения или восприятия речи: применительно продуктивным видам РД (говорения и письму) 4.Нарушенных операций, осуществляющих оформление высказывания на том или другом этапе процесса порождения или восприятия речи 5.Нарушенных средств оформления высказывания Психолого-педагогическая классификация Возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости её в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Критерии: Психолого-педагогическая классификация строится на основе лингвистических и психологических критериев, учитывающих структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), Функциональные аспекты речи, соотношение видов РД (устной и письменной) Расстройства речи вторичного характера I. Нарушения речи при особых психологических состояниях - при состояниях эмоционального напряжения - при акцентуациях и личностных расстройствах - при депрессивных и маниакальных состояниях - при неврозах речи II. Расстройства речи при сенсорных и интеллектуальных нарушениях - при нарушении слуха - при нарушении зрения - при УО - при ЗПР - при РАС III. Расстройства речи при нервно-психических заболеваниях - при прогрессивном параличе - при корсаковском психозе - при болезни Альцгеймера - при эпилепсии - при шизофрении - при маниакально-депрессивном психозе - при синдромах помрачения сознания


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: