Порядок расчетов за теплоэнергию и горячую воду.




В. Е. Лукьяненко

 

Обязательства в энергетике: юридико-технические и организационно-правовые вопросы.

(Учебное пособие)

 

 

Ульяновск -2009

УДК 347

ББК 67.404.2

 

Авторы пособия:

В. Е. Лукьяненко, доктор юрид. наук – главы 1-3, 5, 6 (автор-составитель).

 

Рецензенты:

доктор юрид. наук, профессор Г. Е. Быстров;

доктор юрид. наук, профессор А. Е. Черноморец

 

Лукьяненко В. Е., Москвичев А. Ю. Обязательства по снабжению потребителей энергией и энергетическими ресурсами: юридико-технические и организационно-правовые вопросы. Ульяновск, 2009 – 87 с.

 

В учебном пособии рассматриваются как практические, так и теоретические проблемы обязательственных правоотношений, которые складываются в сфере электроэнергетики, подачи потребителям энергетических ресурсов через присоединенную сеть: газа, горячей и холодной воды. Кроме того, в пособии анализируются вопросы, раскрывающие деятельность управляющих компаний и товариществ собственников жилья в организации подачи энергии и энергетических ресурсов в многоквартирные жилые дома граждан.

Учебное пособие может быть рекомендовано студентам юридических и энергетических факультетов университетов, институтов и других учебных заведений для изучения договорных обязательств в сферах энергоснабжения и оказания жилищно-коммунальных услуг гражданам в рамках дисциплин специализации: «Энергетическое право», «Проблемы частного права», «Проблемы обязательственного права», «Обязательства в энергетике» и т. п.

 

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………...5

 

 

Глава 1. Обязательства в сфере электроэнергетики ………………………8

 

1. Организационно-экономические и правовые предпосылки реформирования электроэнергетики…………...……………………………..8

2. Основные положения Правил функционирования оптового рынка электроэнергии………………………………………………………………...11

3. Основные положения Правил функционирования розничного рынка электроэнергии……………………………………..………………………….14

4. Обязательства в сфере технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям…………………………………….16

5. Обязательства в сфере доступа субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии к услугам сетевых организаций, обеспечивающих передачу электрической энергии.....................................................................19

6. Обязательства в сфере доступа субъектов оптового рынка электроэнергии к услугам администратора торговой системы оптового рынка (коммерческого оператора системы оптового рынка) и оказания этих услуг……………………………………………………………………...........25

7. Юридико-технические обязанности системного оператора Единой энергетической системы России и услуги Федеральной сетевой компании………………………………………………………………………28

 

Глава 2. Обязательства в сфере поставки тепловой энергии и горячей воды……………………………………………….………………...................32

 

1. Предмет, стороны, количество и качество договора поставки тепловой энергии и горячей воды…………………….……………………..32

2. Порядок расчетов за теплоэнергию и горячую воду………………...34

3. Основные обязанности и права теплоснабжающей организации и абонента………………………………………………………………………..36

 

Глава 3. Обязательства в сфере холодного водоснабжения потребителей и водоотведения………………………………………………41

 

1. Развитие законодательства о водоснабжении потребителей…………………………………………………………………..41

2. Предмет, права и обязанности сторон договора водоснабжения….42

 

 

Глава 4. Обязательства в сфере газоснабжения….........……………….46

 

1. Деятельность ОАО «Газпром» и ООО Главмежрегионгаз в организации торговли газом………………………………………………….46

2. Развитие договорно-правового регулирования отношений в сфере газоснабжения жилых помещений граждан………………………………...51

3. Система договоров в сфере газоснабжения граждан в современных условиях…………………………………………………………………….....52

4. Заключение и исполнение договоров в сфере газоснабжения жилых помещений граждан…………………………………………………………..55

 

Глава 5. Договорные обязательства в сфере использования водных ресурсов……………..…………………………………………………………61

 

1. Предмет, стороны и другие элементы договора водопользования…..61

2. Права и обязанности сторон договора водопользования…………......65

 

Глава 6. Правовые основы государственного регулирования тарифов на энергию и энергетические ресурсы.……….…………….……………………..70

 

 

Введение

 

В современных условиях без электроэнергии, теплоэнергии, воды и газа ни один гражданин или организация не могут обойтись. Нет такого предприятия, где бы не использовалась энергия и энергетические ресурсы в том или ином виде.

Однако в правовом аспекте не решены важнейшие как теоретические, так и правотворческие вопросы, связанные с регулированием отношений по поводу использования энергии и энергетических ресурсов. В частности, большинство ученых признают, что нормы ст. ст. 539-548 ГК РФ регулируют только отношения по электроснабжению и теплоснабжению. Что касается снабжения потребителей газом, нефтью и водой, то такого единства в науке нет.

Правовые проблемы энергетики широко изучаются и в зарубежных странах.

Центр права и политики в области энергетики, нефтяных и минеральных ресурсов (Centre for Energy, Petroleum and Mineral Law and Policy —CEPMLP) Университета Данди, Шотландия, был основан в 1977 г. вследствие активного развития нефтегазовой отрасли в Северном море. В настоящее время CEPMLP является ведущим образовательным учреждением по подготовке кадров для энергетической и других отраслей сектора природных ресурсов по направлениям право, экономика, менеджмент и политика.

Основная деятельность CEPMLP нацелена на предоставление образовательных услуг по про граммам магистратуры и докторантуры (PhD), профессиональное обучение, научные исследования, а также на предоставление консультаций и информационных услуг.

Начав свою деятельность со штатом, состоящим из одного преподавателя и девяти студентов, на сегодняшний день студенческий коллектив CEPMLP насчитывает более трехсот студентов со всего мира,в то время как в состав научно-преподавательской команды входит более тридцати штатных сотрудников и восемьдесят почетных лекторов.

CEPMLP предлагает программы магистр права (LLM), магистр бизнеса и управления (MBA) и магистр наук (MSc), в курс обучения которых входит в общей сложности 23 специализированных модуля.

В дополнение к этому предлагается обучение в докторантуре, в данный момент насчитывающей 40 студентов. В 2001 г. в CEPMLP была впервые создана программа дистанционного обучения.

На сегодняшний день по программам дистанционного обучения со специализацией по пяти направлениям обучается более 100 студентов.

В учебной программе специализированных модулей освещаются актуальные тенденции и проблемы, стоящие перед отраслями, связанными с использованием природных ресурсов.

Среди 70 доступных специализированных модулей — экономика окружающей среды, торговля энергией, права человека, корпоративная социальная ответственность.

В 2006 г. была введена уникальная магистерская программа «Международное и сравнительное ядерное право» в ответ на все более оживленные дебаты по поводу использования ядерной энергии в качестве альтернативного источника[1].

В учебном пособии рассматриваются как практические, так и теоретические проблемы обязательственных правоотношений, которые складываются в сфере электроэнергетики, подачи потребителям других энергетических ресурсов через присоединенную сеть: газа, горячей и холодной воды. Кроме того, в пособии анализируются вопросы, раскрывающие деятельность управляющих компаний и товариществ собственников жилья в организации подачи энергии и энергетических ресурсов в многоквартирные жилые дома граждан.

Учебное пособие может быть рекомендовано студентам юридических и энергетических факультетов университетов, институтов и других учебных заведений для изучения договорных обязательств в сферах энергоснабжения и оказания жилищно-коммунальных услуг гражданам в рамках дисциплин специализации: «Энергетическое право», «Проблемы частного права», «Проблемы обязательственного права» и т. п.

Цель учебного пособия состоит в выработке у студентов профессиональных навыков, необходимых им в будущей работе, направленной на укрепления законности, правопорядка, охрану интересов и прав граждан, предприятий и организаций топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов.

В результате изучения курса студенты должны:

- знать законы Российской Федерации и нормативные документы по актуальным вопросам договорных обязательств в сферах энергоснабжения и оказания жилищно-коммунальных услуг гражданам;

- научиться применять законодательство в сферах энергоснабжения и оказания жилищно-коммунальных услуг гражданам на практике;

- грамотно и квалифицированно составлять и оформлять юридически документы;

- подготавливать материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена ответственности для последующей передачи правоохранительным органам;

- предъявлять в суд общей юрисдикции и арбитражный суд иски;

- обеспечивать правильность применения санкций за нарушение обязательств в сферах энергоснабжения и оказания жилищно-коммунальных услуг гражданам.

Достижение поставленных задач осуществляется не только на лекционных занятия, но и, прежде всего, на проводимых со студентами семинарских и практических занятиях.

Семинарские занятия нацелены, прежде всего, на проверку теоретических знаний студентов, которая осуществляется путем опроса студентов по пройденному материалу, проведения дискуссий на заданные темы. Семинарские занятия позволяют не только обобщать и конкретизировать знания студентов, но и развивать их юридическое мышление и грамотную юридическую речь.

Практические занятия направлены на глубокое и всесторонне усвоение студентами нормативно-правового материала и решение задач.

Основной методикой обучения в данном случае выступает практическая работа студентов по решению задач, выполнению практических заданий с опорой на действующее законодательство (использование ресурсов электронных баз данных: «Консультант +», «Гарант» и др.).

Принятие Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" привело к появлению новых договорных форм, таких например, как:

1. договор о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии;

2. договор купли-продажи электрической энергии по равновесной цене оптового рынка;

3. договоры поставки электрической энергии на розничных рынках;

4. договор купли-продажи электрической энергии у гарантирующего поставщика;

5. договор об оказании услуг по передаче электрической энергии;

6. договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) к электрической сети;

7. договор об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению и некоторые др. (В. В. Витрянский).

 

Тема 1. Обязательства в сфере электроэнергетики.

 

1. Организационно-экономические и правовые предпосылки реформирования электроэнергетики.

 

В начале 1980-х годах в электроэнергетике страны стали проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии.

В 1990-е годы, в период общеэкономического кризиса в России, объем потребления электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился. Общая ситуация в отрасли характеризовалась следующими показателями: По технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах.

Отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению.

В отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, существовала высокая вероятность крупных аварий.

Отсутствовала платежная дисциплина, были распространены неплатежи.

Предприятия отрасли были информационно и финансово "не прозрачными". Доступ на рынок был закрыт для новых, независимых игроков.

Все это вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы для повышения эффективности энергокомпаний и позволили существенно увеличить объем инвестиций в отрасли.

Цель которую поставили законодатели в результате разделения РАО «ЕЭС» - создать условия для развития конкуренции в электроэнергетике.

Страны, в которых на этапе реформирования естественных монополий не придавали значения необходимости разделения инфраструктуры от производства, пострадали от негативных последствий своей невнимательности.

Типичный пример - США, в ряде штатов которых решили создать конкурентный рынок электроэнергии, не обязав компании разделить генерацию и сбыт. В результате компании, обладающие сетями, пользуясь своим доминирующим положением, препятствовали не только строительству новых энергомощностей, но и вытесняли с рынка конкурентов. В итоге это привело к повышению цен для потребителей, а в ряде штатов, например, Калифорнии, к энергетическим кризисам.

До разделения Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации «ЕЭС России»— вертикально-интегрированной компании, в уставном капитале которой были аккумулированы имущество тепловых и гидравлических электростанций, магистральные линии электропередачи с подстанциями и другие энергетические объекты, а также пакеты акций энергетических компаний, отраслевых научно-проектных и строительных организаций. Эта структура совмещала в себе все виды деятельности в энергетике (от передачи электрической энергии до оперативно-диспетчерского управления) и была призвана обеспечить функционирование и развитие Единой энергетической системы в целом.

В структуре корпоративного управления РАО "ЕЭС России" до ее ликвидации в 2008 году высшим органом управления было общее Собрание акционеров. Основные полномочия по управлению компанией делегировались акционерами Совету директоров.

В 2001 году по решению Совета директоров РАО "ЕЭС 31 августа был создан Комитет по стратегии и реформированию при Совете директоров РАО "ЕЭС России".

В компетенцию Комитета входило предварительное рассмотрение предложений и выработка рекомендаций для Совета директоров РАО "ЕЭС России" по вопросам, связанным с разработкой и реализацией стратегии Холдинга, с учетом соблюдения баланса интересов между различными группами акционеров.

Комитет представлял собой консультативно-совещательный орган, решения которого принимаются коллегиально простым большинством голосов и имеют рекомендательный характер.

В результате реорганизации из состава РАО «ЕЭС России» были выделены самостоятельно функционирующие компании, дифференцированные по видам деятельности (ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС, производящие электроэнергию, сетевые организации, Системный оператор, «Национальная электрическая сеть» и др.).

В результате на основе РАО «ЕЭС России» были созданы следующие субъекты и группы субъектов:

¾ генерирующие компании, в которых были объединены (производственные) генерирующие активы;

¾ энергосбытовые компании, занимающиеся продажей электроэнергии потребителям;

¾ сетевые компании, объединяющие магистральные и региональные распределительные электрические сети;

¾ субъекты оперативно-диспетчерского управления[2].

Возникшие в ходе реформы РАО «ЕЭС России» компании представляли собой организации, специализирующиеся на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и др.) и контролирующие соответствующие профильные активы[3].

В июле 2008 г. завершилась реорганизация крупнейшего участника энергетической отрасли, существовавшего в период плановой экономики, РАО «ЕЭС России».

Согласно Федеральному закону «Об электроэнергетике» (в ред. Федерального закона от 04.11.2007 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России») вследствие окончания переходного периода реформирования электроэнергетики с 1 июля 2008 г. все функции ОАО «РАО «ЕЭС России» перераспределены и частично закреплены за ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы России», ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы России» и Советом рынка электроэнергии.

Согласно Закону «Об электроэнергетике» (в редакции Федерального закона № 250 – ФЗ от 4 ноября 2007 года) была создана саморегулируемая организация - Совет рынка электроэнергии в форме некоммерческой организации.

Как предусмотрено в Законе, Совет рынка участвует в уставном капитале другой организации - Коммерческого оператора рынка путем его учреждения, приобретения долей (акций), в том числе, за счет членских взносов, может участвовать в уставных капиталах иных организаций, осуществляющих функции коммерческой инфраструктуры оптового рынка, а также может управлять пакетами долей (акций) указанных организаций. Таким образом, Совет рынка фактически выполняет роль своеобразного коллективного учредителя. С позиции оценки прав Совета рынка – это особая корпорация, имеющие некоторые признаки акционерного общества, саморегулируемой организации, сходство с государственной корпорацией и неким новым «Министерством энергетики».

В состав Наблюдательного совета Совета рынка входят:

восемь представителей, уполномоченных Правительством Российской Федерации и назначаемых из числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти и экспертов в области электроэнергетики; четыре представителя продавцов электрической энергии; четыре представителя покупателей электрической энергии; четыре представителя организаций коммерческой и технологической инфраструктур.

При этом количество представителей организаций коммерческой и технологической инфраструктур является равным.

Порядок работы Наблюдательного совета Совета рынка и порядок принятия им решений устанавливаются уставом совета рынка в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом особенностями.

Сомнения вызывает норма Закона, согласно которой в учредительных документах Совета рынка электроэнергии предусматривается запрет для членов Наблюдательного совета распоряжаться более чем 20 процентами голосов при принятии решений общим собранием совета рынка или Наблюдательным советом совета рынка в отношении аффилированных лиц (п. 5 ст. 33). Если 20 % голосов от 20 голосов (из числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти и экспертов в области электроэнергетики) составят голоса четырех членов Наблюдательного совета. Следовательно, остальные члены Наблюдательного совета, например, представители генерирующих компаний, коммерческого и оптового операторов, вместе с представителями крупных потребителей (а самые крупные у нас - это предприятия монополисты), реально будут иметь 60 (шестьдесят) процентов голосов в Наблюдательном совете. При этом установлен указанный запрет для членов Наблюдательного совета распоряжаться более чем 20 процентами голосов при принятии решений общим собранием совета рынка или Наблюдательным советом совета рынка в отношении аффилированных лиц (п. 5 ст. 33). Не вполне ясно, каким образом представители перечисленных государственных органов смогут эффективно влиять на решения, подготавливаемые аффилированными лицами. Хотя если сравнивать п. 5 ст. 33 с соответствующими нормами Закона об акционерных обществах, то следует признать, что согласно ст. ст. 81-83 заинтересованные в сделках аффилированные лица вообще не должны принимать участия в голосовании в Наблюдательных Советах или Советах директоров.

 

2. Основные положения Правил функционирования оптового рынка электроэнергии.

 

В литературе предложена классификация и дана характеристика трем основным группам договоров, заключаемых на оптовом рынке электрической энергии и рынке мощности.

К первой относят инфраструктурные договоры, а именно: договоры на передачу электроэнергии, оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению и договор о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Вторую группу образуют договоры, направленные на реализацию электроэнергии, в том числе для целей ее перепродажи на розничных рынках. В настоящее время названные договоры можно разделить на три вида, соответствующие секторам оптового рынка электрической энергии. Речь идет о регулируемых договорах; договорах, заключаемых на рынке на сутки вперед; договорах балансирующего рынка. Также автор выделяет непосредственно договоры купли-продажи электрической энергии и договоры комиссии.

В третью группу входят договоры, заключаемые участниками оптового рынка в целях реализации электрической мощности[4].

В научной литературе дается следующая классификация субъектов, участвующих в обращении электрической энергии на розничном рынке. В целях упорядочения отношений на розничном рынке ее следует классифицировать следующим образом.

1) поставщик электрической энергии (гарантирующий поставщик, сбытовая организация, производитель электроэнергии).

Энергоснабжающая организация относится как к категории поставщиков, так и к категории организаций, оказывающих услуги в сфере электроэнергетики

2) покупатель электроэнергии (потребитель, исполнитель жилищно-коммунальных услуг);

3) организации, оказывающие услуги в сфере электроэнергетики (сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства; системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах).[5]

В роли покупателей выступают:

потребители, покупающие электроэнергию для удовлетворения собственных производственных нужд;

сбытовые компании (включая гарантирующих поставщиков), приобретающие электроэнергию с целью дальнейшей перепродажи конечным потребителям и действующие от своего имени; экспортеры (операторы экспорта) электроэнергии – организации, осуществляющие деятельность по покупке электрической энергии с отечественного оптового рынка в целях экспорта в зарубежные энергосистемы.

Согласно Постановлению, вместо регулируемого сектора и сектора свободной торговли на оптовом рынке внедряется система регулируемых договоров между продавцами и покупателями электроэнергии. Договоры называются регулируемыми, поскольку цены на электроэнергию в рамках этих договоров регулируются Федеральной службой по тарифам (ФСТ).

До 2006 год регулируемые договоры заключались на 1 год. Начиная с 2007 года, продавцам и покупателям оптового рынка предоставлено право заключать долгосрочные регулируемые договоры (от 1 года). Длительность таких договоров устанавливается Минпромэнерго России по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами. При этом объемы электрической энергии (мощности), продаваемые на оптовом рынке по регулируемым ценам, будут планомерно уменьшаться. Темпы такого снижения устанавливаются ежегодно Правительством Российской Федерации при утверждении прогнозов социально-экономического развития.

На 2007 год доля электроэнергии, продаваемой по регулируемым ценам, была зафиксирована в правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и составляет 95 процентов от объема прогнозного баланса производства и потребления.

Поставщики и покупатели электроэнергии на оптовом рынке – контрагенты по регулируемым договорам определяются Администратором торговой системы: Некоммерческим партнерством "АТС" (с 2008 года -переименован). Покупатель и поставщик могут по взаимному согласию уменьшить объемы купли-продажи электрической энергии, но не более чем на 15 процентов.

Объемы электроэнергии, не покрытые регулируемыми договорами, продаются по свободным ценам. Таких способов торговли электроэнергией в новой модели оптового рынка два – это свободные двусторонние договоры и рынок "на сутки вперед".

В рамках свободных двусторонних договоров участники рынка сами определят контрагентов, цены и объемы поставки.

Основой рынка "на сутки вперед" является проводимый НП "АТС"1 конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. Если произойдет отклонение от запланированных за сутки вперед объемов поставки, участники покупают или продают их на балансирующем рынке.

Рынок "на сутки вперед" в целом постепенно заменяет существовавший в прежней модели сектор свободной торговли – отличие состоит в том, что во вводимом рынке "на сутки вперед" участники подают заявки на полные объемы производства и потребления (на ранее действовавшем секторе свободной торговли – 15% объемов производства для поставщиков и 30% потребления для покупателей).

Результаты такого аукциона ценовых заявок являются учитываются Системным оператором при планировании режимов производства и потребления электроэнергии – загружаются в первую очередь наиболее экономически эффективные генерирующие мощности.

 

 

3. Основные положения Правил функционирования розничного рынка электроэнергии.

 

Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" и статьей 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…".

Правила содержат положения о порядке заключения и исполнения публичных договоров на розничном рынке и примерный договор поставки электрической энергии для населения.

Правила устанавливают основы взаимодействия на розничном рынке электроэнергии участников розничного рынка, к которым относятся:

гарантирующий поставщик, энергосбытовые организации, производители, сетевые организации и потребители электроэнергии.

Центральным субъектом розничного рынка становится гарантирующий поставщик, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, расположенном в границах его зоны деятельности.

Все остальные продавцы электроэнергии свободны в заключении договоров с потребителями, т.е., если такие продавцы и покупатели не договорятся по всем условиям поставки, то договор не будет заключен и обязать таких продавцов к заключению договора будет нельзя.

Если покупателя не устраивает его продавец электроэнергии, он в любой момент может обратиться к гарантирующему поставщику.

Правила определяют порядок назначения и смены гарантирующих поставщиков.

Гарантирующими поставщиками на соответствующих территориях субъектов Российской Федерации с даты введения в действие Правил розничного рынка были назначены:

неразделенные АО-энерго и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго;

оптовые потребители-перепродавцы и созданные на их базе сбытовые компании, которые на дату вступления в силу Постановления Правительства РФ осуществляют снабжение электрической энергией населения и финансируемых из бюджета потребителей в объеме не менее 50 млн.кВтч в год;

энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО "Российские железные дороги";

хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с Единой энергетической системой России и изолированными энергосистемами (так называемые "острова" – типичный пример – предприятия по добыче нефти со своей дизельной электростанцией).

Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе устанавливаются региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.

Правила предусматривают одно из ключевых обязательств организаций, назначенных гарантирующими поставщиками – осуществить разделение сбытовой и сетевой деятельности.

Таким образом, все оптовые потребители-перепродавцы, получившие функции гарантирующих поставщиков, должны пройти процедуру разделения по видам деятельности.

В случае назначения гарантирующим поставщиком организации, которая не является участником оптового рынка электроэнергии, она обязана получить статус субъекта оптового рынка до 1 января 2008 года.

В противном случае такая организация до 1 января 2008 года должна будет покупать электроэнергию у другого гарантирующего поставщика – субъекта оптового рынка, чья зона деятельности охватывает территорию соответствующего субъекта Российской Федерации.Собственно, в каждом регионе это будут энергосбытовые организации, созданные при реорганизации АО-энерго. После 1 января 2008 года организации, не получившие статус субъекта оптового рынка, лишаются статуса гарантирующего поставщика.

Гарантирующие поставщики (оптовые потребители-перепродавцы), победитель конкурса либо территориальная сетевая организация – если ей присвоен статус гарантирующего поставщика) должны получить статус участника оптового рынка. При этом для них существует ряд особенностей:

-в отношении таких организаций предусматривается льготный (четырехлетний) срок для приведения систем коммерческого учета в соответствие с требованиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (в соответствии с Правилами оптового рынка).

-на гарантирующих поставщиков не распространяются количественные требования, предъявляемые к субъектам оптового рынка.

Таким образом, от них требуется только заключение необходимых для участия в торговле на оптовом рынке договоров и получение балансового решения ФСТ России, а все технические мероприятия, которые, как правило, занимают существенный период времени, могут быть выполнены позднее.

Правилами предусмотрено, что до 1 января 2008 года на всей территории Российской Федерации были проведены первые конкурсы на получение статуса гарантирующего поставщика. Это необходимо для обеспечения конкуренции за потребителей электроэнергии, повышения качества обслуживания потребителей и сокращения издержек.

Конкурс должен проводиться каждые три года. Главным критерием для определения победителя конкурса является необходимая валовая выручка для осуществления деятельности гарантирующего поставщика, которую заявляет участник конкурса. В случае его победы именно валовая выручка, с учетом индексации, будет принята при установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на трехлетний период. Если победитель очередного конкурса не выявлен, действующий гарантирующий поставщик продолжает осуществлять свою деятельность.

Функции гарантирующего поставщика могут быть временно (на период до 6 месяцев) переданы сетевой организации в следующих случаях: если действующий гарантирующий поставщик лишается лицензии на право продажи электрической энергии гражданам; если в отношении него приняты меры по лишению права участия в торговле на оптовом рынке; если он заявляет о своей ликвидации; если в отношении него запущены процедуры банкротства; в случае, если он нарушает свои обязательства по оплате электроэнергии и услуг по передаче на розничном рынке, либо если финансовые показатели его деятельности нарушают контрольные значения, установленных приложением к Правилам.

В случае ухудшения финансового состояния действующего гарантирующего поставщика, невыполнения гарантирующим поставщиком принятых на себя обязательств, а также при его добровольном отказе от выполнения функций предусмотрено проведение внеочередного конкурса.

Процедура смены гарантирующего поставщика публичная. Информация о смене гарантирующего поставщика должна быть опубликована в местных печатных издания, размещаться в пунктах приема платежей за электроэнергию (в том числе, в отделениях Сбербанка России и Почты России), а также в сети Интернет (в том числе, на сайтах энергосбытовых компаний, отраслевых ведомств и их региональных подразделений). При смене гарантирующего поставщика потребителям – юридическим лицам нужно будет заключить договоры с новым гарантирующим поставщиком, а потребителям-гражданам нужно будет только начать платить новому гарантирующему поставщику. Правилами закреплена система ценообразования на розничном рынке, предусматривающая поставку части объемов электроэнергии по регулируемой цене (в 2007 г. около 95%), а части – по цене, отражающей стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке в рамках предельного уровня нерегулируемых цен (в 2007 гг. около 5%).

Предельный уровень нерегулируемых цен определяется по специальной, зафиксированной в Правилах формуле на основании ежемесячно публикуемой НП "АТС" (ныне коммерческий оператор) информации о средней стоимости единицы электрической энергии, сложившейся на оптовом рынке за истекший месяц, с учетом регулируемых государством тарифов на услуги по передаче электрической энергии, услуги НП "АТС" и РАО "ЕЭС России", сбытовой надбавки. Это позволит осуществлять либерализацию цен на розничном рынке синхронно с процессом либерализации на оптовом рынке, будет стимулировать гарантирующего поставщика к минимизации своих расходов по покупке электрической энергии на оптовом рынке и в тоже время защитит потребителей электрической энергии от его неосторожной ценовой политики. При этом для населения на переходный период гарантируется поставка всего фактически потребленного объема по регулируемым ценам.

Энергосбытовые организации, которые не осуществляют поставку электрической энергии населению, вправе поставлять электрическую энергию по договорным ценам. При этом следует учитывать, что для потребителей электрической энергии, заключающих договоры с такими энергосбытовыми организациями по собственному желанию, всегда есть экономический критерий для оценки предлагаемой ими цены – стоимость поставки электрической энергии гарантирующим поставщиком.

Правила также предусматривают порядок приобретения организациями сферы жилищно-коммунального хозяйства электрической энергии для оказания коммунальных услуг по электроснабжению.

Установлено, что гарантирующие поставщики, энергоснабжающие и энергосбытовые организации осуществляют поставку электрической энергии непосредственно гражданам, только если они проживают в частных жилых домах или осуществляют в соответствии с жилищным законодательством непосредственное управление многоквартирным домом.

Правилами усилены требования к учету электроэнергии, определены расчетные способы, применяемые при отсутствии приборов учета, установлена ответственность потребителей за нар



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: