Недостатки рыночного механизма




Преимущества рыночного механизма

Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядом преимуществ, присущих только ему:

§ Эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов.

§ Возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках).

§ Гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия.

§ Оптимальное использование достижений НТР (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии).

§ Регулирование и координация деятельности людей без принуждения, то есть свобода выбора и действий экономических субъектов.

§ Способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

Недостатки рыночного механизма

§ Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.

§ Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты).

§ Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона).

§ Не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных.

§ не обеспечивает фундаментальные исследования в науке.

§ Не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы, безработица и т.д.)

Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.

2) Структура рынка:

1. По объектам купли-продажи:

а) рынок ресурсов, в который входят: рынок рабочей силы — рынок труда; рынок природных ресурсов (земельных и водных, месторождений полезных ископаемых и др.); рынок искусственных средств производства — очень разнообразный рынок предметов и средств труда;

б) потребительский рынок, куда включаются: продовольственный рынок (продукты питания); рынок непродовольственных товаров потребления (одежды" обуви, бытовой техники, автомобилей личного пользования, косметики, лекарств и т. д.); рынок потребительских услуг (образование, здравоохранение, бытовые, жилищно-коммунальные и другие услуги личного потребления);

в) финансовый рынок, состоящий из: денежного рынка (валюта и золото, используемое в качестве официальных золотых резервов государств); рынка кредитных ресурсов — временно свободных денежных средств различных субъектов, предоставляющих их взаймы; рынка страхования — временно свободных денежных средств, применяемых для приобретения страховых полисов; фондового рынка — ценных бумаг (акций, облигаций и др.); рынка деривативов — различных контрактов (форвард-контрактов, фьючерсов, опционов);

г) рынок прав владения и пользования, к которому принадлежат: рынок аренды и лизинга; рынок концессионных договоров;

д) рынок прав деятельности, включающий рынки различных лицензий на занятие определенными видами предпринимательства;

е) рынок интеллектуальной собственности и прав владения ею, куда относятся: рынок патентов на различные новшества, товарные знаки и др.; рынок лицензий на права распоряжения ими;

ж) рынок духовных ценностей, который состоит из: рынка художественных произведений и прав владения ими; рынка культурно-исторических реликвий и прав пользования ими.

2. По масштабам:

а) единичные рынки — отдельные торговые точки (лотки, магазины, банки, страховые компании и др.);

б) локальные рынки — множество единичных рынков, объединенных в местные базары;

в) региональные рынки, включающие всех субъектов купли-продажи данного населенного пункта и территории, т. е. все их единичные и локальные рынки;

г) национальные рынки, объединяющие региональные рынки конкретной страны;

д) международные рынки, определенным образом интегрированные национальные рынки ряда стран (членов ЕЭС, ЕАСТ, таможенных союзов в рамках СНГ и др.);

е) мировой рынок — глобальный рынок мирового хозяйства.

3. По механизму контактов продавцов и покупателей:

а) непосредственно контактные рынки — все рынки, где собственник объекта сам продает его покупателю (посреднику или конечному потребителю), когда клиент отдает свои деньги за какую-либо продукцию или на определенных условиях вкладывает их;

б) агентские рынки — рынки, на которых покупателю противостоит не владелец объекта продажи, а определенный посредник (торговый агент, реализатор, комиссионер, дилер, брокер, аукционист и т. п.);

в) биржевые рынки — централизованные рынки, где взаимодействуют не сами продавцы и покупатели, а по их поручению брокерские и дилерские фирмы, имеющие приобретенные места на товарной, фондовой или валютной бирже.

4. По объемам сделок купли-продажи:

а) оптовые рынки, где реализуются сразу большие партии объектов купли-продажи;

б) мелкооптовые рынки с меньшими масштабами операций;

в) розничные рынки, где реализуются или единицы конкретных объектов одному покупателю, или их совсем незначительные партии, необходимые, как правило, для личного потребления покупателя.

5. По стадиям оборота объектов купли-продажи:

а) первичные рынки, где продавцами: являются производители или эмитенты объектов, а иногда, по их поручениям, — посредники;

б) вторичные рынки, на которых продавцами являются свободные от договоров- с прежними владельцами объектов посредники их сбыта.

6. По степени независимости продавцов и покупателей:

а) конкурентные рынки, где действует множество покупателей и продавцов соответствующего объекта, вследствие чего никто из них в отдельности и даже в сговоре с другими (со всеми технически невозможно договориться) не может повлиять ни на общий объем купли-продажи, ни на доминирующую тенденцию в поведении цены объекта;

б) олигопольные рынки, на которых имеется множество покупателей, но действует сравнительно ограниченное число продавцов. Последние, если не каждый в отдельности, то в сговоре между собой, могут воздействовать как на масштабы реализации их объекта, так и на поведение его цены;

в) олигопсонические рынки, где есть множество продавцов, но действует относительно ограниченное число покупателей. Последние, если не каждый в отдельности, то при сговоре, могут влиять, на размер совокупного спроса, на соответствующий объект и на его цену;

г) монопольные рынки, на которых покупателям противостоит один продавец или сеть прямо зависящих от него реализаторов, что позволяет ему легко манипулировать объемами совокупного предложения и, следовательно, влиять на его цену;

д) монопсонистические рынки, где продавцам противостоит один покупатель или сеть зависящих от него скупщиков, что обеспечивает ему возможность изменять масштабы совокупного спроса на соответствующий объект, а посредством этого и на его цену.

7. По степени законности (легальности) их функционирования. На этом основании обычно выделяют (без учета переходных состояний, в которых могут наблюдаться различные сочетания основных форм):

а) официальные (светлые, белые) рынки, где операции проводятся в соответствие с установленными государством процедурами и нормами;

б) неофициальные (теневые) рынки, которые, в свою очередь, принято подразделять на: серые, где операции осуществляются с незапрещенными объектами купли-продажи, но без их требуемой регистрации (главным образом в целях уклонения от налогообложения); черные, на которых совершаются преступные сделки не только по форме их осуществления, но и по объектам купли-продажи, например, наркотиков, оружия, "живого товара" (обслуживание нелегальных мигрантов, проституток и др.).

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В ка­честве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в со­ставе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), госу­дарство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве това­ров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

3) Инфраструктура рынка – совокупность институтов, систем, учреждений, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования.

Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:

· облегчает участникам рыночных отношений покупку или продажу товаров;

· повышает эффективность и оперативность работы субъектов рынка;

· организует оформление рыночных отношений;

· облегчает экономический и юридический контроль.

Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д.

Таким образом, основными элементами классической рыночной инфраструктуры являются: торговая сеть, биржи и банки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: