Теоретический материал к практическому занятию




Практикум по теме 6.16 «Коррупция и закон»

Слово «коррупция» происходит из латинского языка. По латыни термином «corruptio» обозначали такие явления, как:

В практическом плане данный термин обычно рассматривается в первом из указанных значений и сводится, как правило, к взяточничеству.

Например, в соответствии с Большим толковым словарем русского языка С.А. Кузнецова коррупция обозначается как «подкуп взятками, продажность должностных лиц

Однако в политическом плане коррупцию рассматривают более широко – как некое негативное явление, своеобразное «заболевание» государственного аппарата:

«государство, пораженное коррупцией».

Такое сравнение оправданно в том плане, что коррупция действительно имеет свойство своего распространения – в том случае, если в государственном органе оказывается чиновник, чья деятельность носит коррупционную направленность, постепенно он втягивает в данную противоправную деятельность и иных совместно трудящихся с ним должностных лиц.

С данным аспектом жизни нашего общество трудно бороться в связи с тем, что коррупционность отношений часто положительно оценивается всеми участвующими в них лицами. Чиновники видят в коррупции быстрое решение своих частных вопросов, бизнесмены с ее помощью преодолевают административные барьеры, отдельные граждане коррупционным путем решают вопросы обучения, трудоустройства, медицинского обеспечения и др. Таким образом, здесь может не быть лиц, которые могли бы обратиться в правоохранитльные органы для защиты своих прав и законных интересов. Преступления коррупционной направленности носят латентный (скрытый) характер.

Между тем, мы считаем, что опасность данного общественного явления трудно переоценить. В условиях коррупции, когда она получает массовое распространение, государственный аппарат не может выполнять свои функции – задача защиты общественных интересов подменяется частной корыстной заинтересованностью.

В данном случае, снижается размер собираемых налогов, поскольку некоторые предприниматели посредством взяток коррумпированным сотрудникам налоговых органов могут обеспечить уменьшение взимаемых с них средств. Сами средства бюджета используются крайне нерационально

– их присвоение и растрата приобретают угрожающие размеры. В конкурсах государственных закупок побеждают производители не самых лучших товаров – а те, кто дал взятку либо же имеет личные связи с лицами, организующими конкурс. Само привлечение к юридической ответственности виновных лиц в условиях коррупционности государственных институтов может быть запрещено или совсем невозможно.

Таким образом, распространение коррупции представляет собой прямую угрозу существованию государства, затрагивает проблемы национальной безопасности.

Говорить о тотальном неприятии коррупции в российском обществе, к сожалению, пока не приходится, однако мы не согласны с тем, что в России коррупция имеет многовековую историю, ее существование нельзя связывать с традициями, ментальностью населения, особенностями функционирования институтов власти – ситуация в отношение народного менталитета в этой сфере ничем не отличается от большинства зарубежных, в том числе западноевропейских стран.

Вероятно, что для того, чтобы коррупция стала неприемлемой для российского общества, должно пройти значительное время, а пока еще сильны в общественном сознании стереотипы о непобедимости коррупции.

Неизбежное усиление административного регулирования в условиях расширения и интенсификации экономических, финансовых, технических и иных связей и зависимостей в обществе придает бюрократии известную независимость, злоупотребление которой в корыстных целях служит питательной почвой для коррупционных проявлений при попустительстве со стороны граждан и институтов гражданского общества.

На заседании Клуба политического действия «4 ноября» 6 ноября 2008 года, проводимого на тему «Коррупция в России и правовой нигилизм», проводимом под эгидой Общественной палаты РФ, был сделан вывод, что при укреплении административной системы современной России в нее не закладывалась изначально и параллельно антикоррупционная система.

Впрочем, сделать это было бы достаточно сложно по следующим причинам:

1) коррупция уже существовала в этой системе в развитом виде (что, в частности,

доказывается сложностью - многоступенчатостью, разветвленностью и вариативностью обнаруженных в ходе исследования коррупционных схем, для образования которых нужно очень длительное время);

2) существовало противоречие между необходимостью, с одной стороны, выстраивать систему, одновременно используя всю ее мощь, и, с другой стороны, потребностью бороться с ней (антикоррупционными мерами).

Понятие коррупции, сформулированное 34-ой сессией Генеральной Ассамблеи (далее ГА) ООН 17 декабря 1979 года, определяет это явление как выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения.

Действующий в России Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. №273-ФЗ определяет, что под данным явлением может пониматься злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

В 1990 г. Восьмой конгресс ООН рассмотрел подготовленное Секретариатом руководство "Практические меры борьбы с коррупцией" и принял резолюцию "Коррупция в сфере государственного управления", в которой указал, что проблемы коррупции носят всеобщий характер и оказывают пагубное влияние на экономику стран, подрывая эффективность правительственных решений, наносят ущерб состоянию морали, расшатывают доверие граждан к правительству и разрушают принцип справедливого и беспристрастного правосудия.

В докладе Генерального секретаря ООН "Воздействие организованной преступной деятельности на общество в целом" на второй сессии Комиссии по предотвращению преступности и уголовному правосудию ЭКОСОС ООН 13 - 23 апреля 1993 года было отмечено что, коррупция является одним из наиболее разрушительных явлений, которое свойственно организованной преступной деятельности, как составная часть их стратегии и тактики, предпочитаемая использованию открытого насилия.

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, которая была принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года отмечает, что «каждое Государство-участник, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, разрабатывает и осуществляет или проводит эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, способствующую участию общества и отражающую принципы правопорядка, надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности.

Каждое Государство-участник стремится устанавливать и поощрять эффективные виды практики, направленные на предупреждение коррупции.

Каждое Государство-участник стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Государства-участники, в надлежащих случаях и в соответствии основополагающими принципами своих правовых систем, взаимодействуют друг с другом и с соответствующими международными и региональными организациями в разработке и содействии осуществлению мер, указанных в настоящей статье. Это взаимодействие может включать участие в международных программах и проектах, направленных на предупреждение коррупции».

Как считает А.М. Цирин, основой антикоррупционных мероприятий должно стать законодательство, учитывающее международные антикоррупционные стандарты и опыт противодействия коррупции в зарубежных государствах.

В последние годы в России формировалась законодательная база противодействия коррупции. Приняты концептуальные стратегические и национальные плановые документы, а также нормативные правовые акты, направленные на их реализацию. При этом ключевая роль в организации системы мер, направленных на противодействие коррупции, отводилась антикоррупционным документам программного характера.

Проявления коррупции можно рассматривать в качестве отклонений от нормативно установленных моделей поведения. Поэтому влияние фактора коррупции на общественные отношения должно преодолеваться за счет обеспечения надлежащего правоприменения.

 

Практические задания

1. Общее понятие коррупции.

2. Причины коррупции

3. Типы и виды коррупции

4. Особенности состава преступлений коррупционной направленности.

5. Сущность и цели борьбы с коррупцией в современных условиях.

6. Какие существуют взгляды на сущность коррупции?

7. Какими органами осуществляется выявление и предупреждение коррупционных преступлений?

8. Какие функции выполняет исполнительная власть в государстве?

9. «Низовая коррупция».

10.Какие ситуации повышают риск коррупционного поведения граждан?

11. Опишите структуру коррупции в России.

 

Напишите эссе на любую из тем:

1 Коррупция и социальная опасность коррупции.

2 Коррупция в жизни обычного гражданина.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: