Воспитание на расстоянии: взгляд сквозь призму эпистолярного жанра




(по письмам И.И.Срезневского)

 

Измаил Иванович Срезневский – одна из феноменальных личностей в российской науке и словесности XIX века. Он автор многих работ по русскому языку, археологии, географии, библиографии, методике преподавания языка, этнографии славянских народов, истории древнерусской литературы.

Был не только педагогом, наставником многих выдающихся людей, составивших гордость и славу России – Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова, но и Учителем, наверно, в самом высоком смысле этого слова – для своих детей, племянников, родственников. И это еще один ключ к пониманию того, чем нам дорого имя Срезневского.

Вот жизненное кредо Измаила Ивановича: «Путеводные правила жизни просты: трудись настойчиво, отчетливо, честно – чтобы послужить отечеству по силам. Люби отечество, живи для него. Любя его, люби науку. Она нам необходима – строгая в исследованиях, ответственная перед целым светом, но родная по направлению, родная по языку» [6].

Очевидно, что при огромной занятости Измаил Иванович, отец восьмерых детей, вряд ли мог уделить им серьезное внимание. Но из воспоминаний детей о Срезневском узнаем, что он много сил и времени тратил на потомков, занимался их воспитанием и образованием. Все его дети прославили свой род в различных отраслях наук и жизненных практик: физике, литературе, лингвистике, медицине, живописи, фотографии, спорте…

Обратимся к письменному наследию И.И. Срезневского. В годы жизни ученого это был единственный способ общения с родственниками и знакомыми на расстоянии. Для Измаила Ивановича это была возможность с филигранной точностью и выверенностью слов и фраз обратиться к своим адресатам с размышлениями о жизни, работе, воспитании. Письмо всегда даёт время для ответа, для того, чтобы обдумать и взвесить, чтобы совершить точное действие словом.

Письма рассказывают, как И.И. Срезневский любил своих близких, какие духовные ориентиры им проповедовал, какая благожелательная атмосфера царила в его ближнем круге. В этой переписке ощущается высокий дух родственных связей, дружбы и любви, почитания семейных начал и верность своим корням.

Письма его служат образцом эпистолярного жанра. Содержание каждого письма продумано и взвешено, обязательны сердечные приветствия адресатам, благодарности за полученные ранее известия. Стиль изложения спокойный, доброжелательный. Срезневский помнит, очевидно, обо всех бытовых мелочах. И его аккуратный почерк свидетельствует об уважении к получателям. Заканчивал послания он обычно «Любящий Вас И. Срезневский» [4].

Журнал «Русская старина» [1] напечатал два письма Срезневского к его племяннику, священнику Михаилу Ивановичу Запольскому (сын Ивана Николаевича Запольского), написанные в сентябре и декабре 1856 года. Запольский в то время учился в Рязанской духовной семинарии.

«Добрая дорога, мой друг, у тебя впрочем не потому, что ты, по окончании курса учения, можешь выйти в люди, а что, если захочешь употребить усилия душевные, будешь человеком, каким всякий должен быть, образованным и понимающим легчайшие средства упрочить за собой добрый, честный нрав. С умом развитым, отделяющим добро от худа, легче избегать худа. Выгоды жизни – второе дело, и тогда только хороши, когда не переплелись с упреками совести и с пороками испорченной души. Учись, мой друг, усердно, еще усерднее сохраняй чистоту души»; слушайся наставников, стараясь оценить их достоинства и снисходить к недостаткам; гнушайся легкомысленных и, еще более порочных товарищей; будь скромен с теми и другими, а звания, которое тебя ожидает, не считай ремеслом, средством для наживы больших или малых денег, особенно звания духовного, если его изберешь; оно самое важное и священное и требует всего более чистоты души; впрочем и все другие звания – также важны и, как служения отечеству, священны, нуждаются в чистоте душевной. На то, что иные служат пачкаясь в разной грязи, смотреть нечего, они – не пример для подражания» (14 сентября).

«Но как бы ты не решился, заботься постоянно и усердно о своем образовании, об укреплении в себе честных убеждений, об обогащении ума полезными познаниями, считая полезным все, что можно изучить, не разбирая сам, а следуя советам людей более опытных, наставников» (1 декабря).

Знания, важны ещё и тем, что раз приобретя их, потом уже невозможно будет потерять, в отличие от положения в обществе и материальных ценностей. Малообразованность граждан – это одна из главных проблем современного общества.

Сохранились письма племяннику Василию Григорьевичу Катинскому, сыну двоюродной сестры Марии [2]. В письмах к В.Г. Катинскому просматривается глубокое уважение и забота Измаила Ивановича о своих родственниках, желание помочь им душевными и практическими советами, поддержать материально.

«Приветствую Вас всех от всех нас с наступившим праздником. Вчера вечером собрались у нас все наши, не считая и моей племянницы Людмилы с мамашей, была и елка, которую осветил и украсил Всеволод, и к которой он приготовил несколько самодельных подарков. Самые важные заключались в переводах с французского: по моему выбору он перевел и написал, как умеет, красиво – две басни, о чем знали только он да я; по выбору Оли он перевел тайком без меня довольно большой рассказ и подарил мне. Все эти переводы сделаны были им самим так, что никто не должен был принять ни малейшего участия в его работе. Самое важное, чего мы в этом отношении достигли с ним, это – настолько успеть во французском языке, чтобы он мог всякое переведенное наудачу любое из четверостиший сейчас же перевести, причем, разумеется, не должно было браниться в расчете незнания какого-нибудь ему еще не встретившегося слова» (25 декабря 1878 г).

Вот он, настоящий подарок для отца – успехи сына в учении!

В социальном плане ребенок лучше всего развивается, когда ставит себя на место того, кого он считает авторитетным, мудрым, сильным, нежным и любящим. Ребенок отождествляет себя с родителями, имеющими эти ценные качества, старается подражать им, послушание ребенка будет добровольным и сознательным.

В других письмах мы видим заботу о здоровье близких: «Хотелось бы послать Вам лекарство, но Вы не написали, какие у Вас вышли, и какие нужны… Уведомьте, пожалуйста». (24 мая 1877 г).

Здесь читаем о помощи в проектировании дома: «Я люблю придумывать планы жилищ, увлекаюсь ими иногда и в такие часы, когда надо заниматься… И вот, начиная с того дня, как было получено Ваше письмо, пошла у меня работа. Мне хотелось, чтобы домик Ваш был и поместительный, и уютный, и на солнце» (18 сентября 1878 г).

В конце 1850-х годов Измаил Иванович начинает переписываться с двоюродным братом Семеном Акимовичем Срезневым (сын младшего брата И.И. Срезневского [3]: «Любезнейший братец, прошу Вас, постарайтесь расторгнуть все препятствия побывать у нас в Срезневе. При свидании с Вами я ещё имею нужду попросить Вашего совета и мнения относительно своего сына». (май 1858 г).

Видим, как важно для С.А. Срезнева мнение Измаила Ивановича.

В семье происходит важнейший процесс воспитания, приобщения ребенка к человеческой культуре. Ведущими в формировании личности ребенка являются: нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этим подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребенка – первый специфический образец общественных отношений.

Как важен для ребенка пример родителей! Всю свою жизнь Измаил Иванович был активен, энергичен и неутомим в делах, и это оставило в сердцах его детей, младших родственников значительно больший след, чем долгие и нудные поучения, которые часто не вызывают ничего, кроме отвращения.

Основы духовно-нравственного воспитания ребенка закладываются в семье: в правильной организации жизни семьи, в организации личной и общественной жизни самих родителей. Поэтому духовно-нравственное воспитание детей в семье возможно лишь при условии укрепления, нравственного и духовного оздоровления семьи, что, в свою очередь, является основой стабилизации общества и страны в целом. И в этом могут помочь письма И.И. Срезневского, своего рода образцы педагогического мастерства.

Сегодня эпистолярный жанр переживает не лучшие времена. Идет уменьшение объема письменного межличностного общения. Меньше переписываются друзья и родственники, даже родители и дети. Виртуальная коммуникация имеет свою специфику, но и сообщение SMS, например, может быть написано грамотно, культурно и достойно.

Хочется пожелать расширить практику знакомства широкой публики с образцовыми письмами замечательных людей, чтобы воспитывать культуру речи и письма у составителей частной корреспонденции.

 

Литература

1. Измаил Иванович Срезневский, академик и профессор. Письма к племяннику /Русская старина: ежемесячное историческое издание. Год двенадцатый. СПб.: Типография В.С. Балашева. Декабрь, 1881. С. 916-918.

2. Колгушкина Н.В. «Любящий Вас Срезневский». Из переписки И.И. Срезневского. Русская речь № 2 2010. С. 82-93.

3. Письмо С.А. Срезнева И.И. Срезневскому. См: ОРРК РНБ. Ф. 734. On. 1. Д. 18. Л. 7.

4. Срезневский И.И. Письма к архимандриту Леониду (Кавелину). Рукопись. Российская Государственная библиотека. Электронный ресурс: https://dlib.rsl.ru/viewer/01007988746#?page=17.

5. Учитель революционных демократов (Измаил Иванович Срезневский /Гордость земли Рязанской. М.: Московский рабочий, 1973. С. 152-156.

6. 200 лет со дня рождения И.И. Срезневского. СПГУ: Электронный ресурс: https://www.library.spbu.ru/blog/?page_id=2199.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: