Структура управления
Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности, или географически.
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подсистем, а управляющие производственными отделениями.
Структурирование организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев:
– по видам предоставляемых услуг (продуктовая специализация),
– по ориентации на те или иные группы потребителей (потребительская специализация),
– по обслуживаемым территориям (территориальная, или региональная, специализация).
Такой подход обеспечивает более тесную связь с потребителями и рынком, существенно ускоряя реакцию организации на изменения, происходящие во внешней среде.
Мировая практика показала: с введением дивизиональных принципов структура управления организацией (и входящими в нее отделениями) в основе своей остается линейно-функциональной, но одновременно усиливается ее иерархичность, то есть управленческая вертикаль.
«+» В результате существенно уменьшается нагрузка на верхний эшелон управления, который сосредоточивается на стратегическом менеджменте организации в целом. В то же время отделения, обретающие оперативно-хозяйственную самостоятельность, начинают работать как «центры прибыли», активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности своей деятельности.
«–» И все же в целом структура управления оказывается усложненной, прежде всего за счет промежуточных (средних) уровней менеджмента, созданных для координации работы различных отделений. Дублирование функций управления на разных уровнях вело в конечном счете к росту затрат на содержание управленческого аппарата.
Сетевая структура организации компании
Как новейшая форма
Переход к современным методам управления организацией в настоящее время неразрывно связан с сетевой их организацией, с сетевыми организационными структурами.
В частности, сеть может объединить, например, поставщиков сырья и производителей продукции в интересах реализации конкретного проекта. После его завершения участники проекта разъединяются, чтобы стать элементами новой ценностной сети в рамках следующего предпринимательского проекта.
В сетевых компаниях последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитием взаимоотношений с другими компаниями. Необходимо при этом очень хорошо понимать, что «сетевая компания» не означает «сеть компаний». Речь здесь идет не столько об усилении отношений между компаниями, сколько о децентрализации вертикально интегрированных организаций и формировании деловых связей из мелких и средних фирм.
Преимущества сетевых структур:
1. Приспосабливаемость компаний к изменяющимся условиям, быстрая реакция на изменение конъюнктуры;
2. Концентрация деятельности компании на приоритетных областях специализации, на уникальных процессах;
3. Существенное сокращение издержек, их рациональная структура и повышение доходов;
4. Низкий уровень занятости, исключение дублирования использования квалифицированной рабочей силы;
5. Привлечение к совместной деятельности в рамках сети самых лучших партнеров, исключение использования второсортных исполнителей;
6. Отношения добровольности контрагентов, нацеленных на достижение определенных, точно измеренных результатов.
В качестве специфических слабых мест сетевой компании и сетевой структуры управления можно назвать:
1. При формировании сетевых моделей предпочтение отдается специализации, концентрации на ключевых компетенциях, тогда как современные тенденции развития компаний, наоборот, говорят о необходимости ориентации на многоплановую квалификацию общего профиля;
2. При сетевых структурах возникает чрезмерная зависимость результатов от кадрового состава, возрастают риски, связанные с текучестью кадров;
3. Практически отсутствует материальная и социальная поддержка участников сети вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений;
4. Существует опасность чрезмерного усложнения, вытекающая, в частности, из разнородности участников компании, неясности в отношении членства в ней, открытости сетей, динамики самоорганизации, неопределенности в планировании для членов сети.
Подводя краткий итог рассмотрению характера эволюции организационных структур, отметим, что не существует эффективных или неэффективных. Все структуры имеют положительные и отрицательные стороны. Суть в том, что каждая компания выбирает себе такую организационную структуру, которая бы помогла ей с максимальным эффектом добиться реализации ее стратегических планов.
Выше были изложены некоторые общие положения по теоретическим схемам и принципиальным вопросам типизации организационных структур в сфере транспорта. Реальные организационные структуры на видах транспорта многообразны, сложны и отличаются от рассмотренных выше «чистых», теоретических схем, дающих лишь общее представление о принципиальных основах структуризации систем управления.
[1] Залозная Д.В. Экономика отрасли (транспорта): тексты лекций, 2015 г.