Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ФИО, год рождения ребёнка | Иван, | |||||||||||||||||||||||||||||||
Логопедическое заключение | ОНР 2 уровня с дизартрическим компонентом | |||||||||||||||||||||||||||||||
Актуальная проблема | Недоразвитие речи, как системы, отсутствие большинства звуков в речи | |||||||||||||||||||||||||||||||
Цель программы | Создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи | Развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие мимики и эмоций. Развитие артикуляционной моторики. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. Развитие речевого подражания. Коррекция звукопроизношения. Развитие импрессивной речи. Формирование первоначальных речевых навыков и слоговой структуры слова. Пополнение пассивного и активного словаря. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Срок реализации | 1 год | |||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание индивидуального образовательного маршрута | Образовательный компонент:
- Форма обучения очная, групповая.
- Работа в общем режиме.
- Индивидуальный подход во время образовательного процесса.
- Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.
- Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.
Индивидуальный учебный план:
Усиление образовательных областей: «Речевое развитие»,
и «Социально-коммуникативное развитие».
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» усилена в:
- развитии игровых умений и навыков;
- поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию
диалогического общения в совместных играх и занятиях;
- присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание логопедической работы | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Развитие мотивации речевого общения и понимания обращенной речи. | Показ предметов и частей тела. Выполнение действий по инструкции логопеда. Понимание грамматических категорий числа существительных и глаголов. Понимание грамматических категорий рода глаголов прошедшего времени единственного числа. Отгадывание предметов по описанию. Выбор предметов для выполнения названных логопедом действий. Определение причинно-следственных связей. | |||||||||||||||||||||||||||||||
2. Развитие общей и мелкой моторики. | Логоритмические упражнения под музыку. Упражнения на развитие общей и мелкой моторики. | |||||||||||||||||||||||||||||||
3. Развитие мимики и эмоций. | Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида. | |||||||||||||||||||||||||||||||
4. Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания. | Артикуляционные упражнения для губ: - вытягивание трубочкой; -растягивание в ниточку, в улыбку; -округление губ; - вытягивание трубочкой с последующим дутьём; -поднятие вверх верхней губы, опускание вниз нижней, оскал; - крепкое сжатие; - сосательные движения; - вибрация. Артикуляционные упражнения для языка: - язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой; - присасывание языка к верхним альвеолам; - распластывание широкого языка и удержание его между зубами; - движение вперёд-назад при открытом рте; - попеременный захват языком то верхней, то нижней губы; - движение языка по верхней губе с одновременным включением голоса; - движение влево-вправо; - движение вверх-вниз; - язык расслаблен на дне ротовой полости, при одновременном открывании и закрывании рта; - цоканье; - присасывание языка к нёбу с последующим задуванием на кончик языка с издаванием шёпотного трр. | |||||||||||||||||||||||||||||||
5. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. | Узнавание неречевых звуков. Упражнение: «Что звучит?», «Чей голос звучит?». Узнавание звука на фоне ряда звуков. Узнавание звука на фоне ряда слогов. Узнавание звуков на фоне слова. Определение первого гласного звука в слове. | |||||||||||||||||||||||||||||||
6. Развитие речевого подражания. | Вызывание звукоподражания по картинкам: утка крякает: кря-кря, часы тикают: тик-так, мышка пищит: пи-пи-пи и др. | |||||||||||||||||||||||||||||||
7. Коррекция звукопроизношения. | Уточнение артикуляции звуков: [а], [о], [и], [ы], [м], [н], [т], [с']. Постановка и автоматизация и согласных звуков: [в], [ф], [х], [к],[г], [ш], [ж], [щ], [ч], [ц]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке сонорных звуков | |||||||||||||||||||||||||||||||
8. Развитие импрессивной речи. | Узнавание признаков предметов по картинкам. Исключение лишнего предмета. | |||||||||||||||||||||||||||||||
9. Формирование первоначальных речевых навыков и слоговой структуры слова. | Формирование умения произносить слоги: ау, уа, ам-ам, му-му, мяу-мяу, га-га, ко-ко, пи-пи, мэ-мэ, бе-бе, ку-ку, уф-уф, кря-кря, ква-ква, ку-ка-ре-ку, ду-ду, бум-бум, би-би, динь-динь, тук-тук, ах, ох, ух, эх, но-но, тпр, буль-буль, куп-куп, бай-бай, кач-кач, тик-так, топ-топ, прыг-скок, пиф-паф, тра-та-та, ля-ля, ла-ла, на, дай, я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, да, нет. Формирование умения произносить двусложные слова с прямыми открытыми слогами. Формирование умения произносить односложные слова. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Сроки динамического контроля | Динамические показатели | |||||||||||||||||||||||||||||||
Ожидание родителей: формирование готовности к обучению к школе. Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму; освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ; овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования. Заключение и рекомендации Сформировать рекомендации специалистов ДОУ для родителей и воспитателей с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка. |