Социально-культурные особенности нивхов




 

Еще в середине 19 века нивхи сохраняли пережитки первобытнообщинного строя и родовое деление. Основные традиционные отрасли хозяйства нивхов — рыболовство и морской зверобойный промысел. Сухопутная охота и собирательство имели подсобное значение. Особенно важную роль имел промысел проходных лососей. Промыслом рыбы и морского зверя (нерпа, тюлени, белуха) занимались круглый год. Широкое развитие получило занятие собаководством.

Русская колонизация оказала серьезное влияние на социально-экономическую и культурную жизнь нивхов. Происходит интенсивный распад родовой организации. Часть нивхов втягивается в товарно-денежные отношения, появляются новые виды хозяйственной деятельности: домашнее скотоводство, земледелие, товарный промысел рыбы, отхожие промыслы.

В начале 30-х гг. у нивхов были созданы колхозы, в которых развивался лишь один вид традиционного промысла — рыболовство. Укрупнение хозяйств, их переход на промышленное рыболовство в конечном счете привели к тому, что и эта сфера традиционного труда оказалась недоступной для большинства коренного населения. В конце 80-х гг. в колхозах работало менее трети трудоспособных нивхов. Считалось, что все они заняты в традиционном хозяйстве, на самом деле традиционным трудом занималась незначительная часть. Так, например, в колхозе «Восток» (Ногликский район Сахалина) из 110 нивхов-колхозников на рыбном промысле работало всего 17 человек, остальные - в сфере обслуживания основного производства.

Вытеснение из сферы традиционного труда воспринималось нивхами весьма болезненно и с началом рыночных реформ стало главным фактором их общественного движения за новые экономические отношения. С начала 90-х гг. повсеместно создаются родовые хозяйства. К настоящему времени на Сахалине их насчитывается более 80, в Николаевском районе Хабаровского края - 19 различных производственных объединений. Основные направления их хозяйственной деятельности — рыболовство, добыча морского зверя и охота. За ними закреплены территории традиционного природопользования, им выдаются лимиты на добычу рыбы, бесплатные лицензии на отстрел зверя.

Наряду с традиционными промыслами в хозяйствах развивается сельскохозяйственное производство. Подавляющее большинство хозяйств ориентировано не на внутреннее потребление, а на рынок. Этому способствуют и размеры квот, выделяемых им на добычу рыбы. Однако далеко не все они действительно работают. Например из 19 хозяйств амурских нивхов в 1998 г. 6 вообще не работали, а остальные сработали в убыток. Несовершенство рыночных отношений ведет к тому, что часть ценной продукции (лососевые, икра, мех) хозяйства вынуждены уступать по заниженной цене перекупщикам. В целом можно констатировать, что создание новой хозяйственной структуры пока не смогло решить проблему занятости нивхов. Она продолжает существовать наряду с другими социальными проблемами.

В 1989 г. около половины всех нивхов были городскими жителями. На Сахалине городское население составляло у них 55,6 %, в Хабаровском крае — 44,2 %.

Разумеется, большинство нивхов живет не в крупных городах, а в поселках городского типа, но и они - достаточно крупные многонациональные поселения. Доля нивхов в них, как правило, не превышает 1 %, поэтому и отношение к ним со стороны местных властей соответствующее. За исключением немногочисленной национальной интеллигенции, нивхи заняты здесь преимущественно неквалифицированным низкооплачиваемым трудом. В условиях рыночных реформ, роста безработицы коренное население оказывается самой незащищенной частью. В 1994-1999 гг. занятость нивхов сократилась на 39 %. Многие семьи ведут нищенское существование.

Ухудшилось медицинское обслуживание. В медицинских учреждениях не хватает специалистов, лекарств, финансирование осуществляется нерегулярно. Ухудшаются и демографические показатели. Естественный прирост в 1998 г. сократился в сравнении с 1990 г. в 8,6 раза, рост численности нивхов практически прекратился.

Заметное осложнение этносоциальной обстановки у нивхов Сахалина в последние годы связано также с новыми планами разработки нефти на шельфе Охотского моря. Понимая, что остановить очередное наступление нефтяников на их земли вряд ли удастся, нивхи поставили вопрос о выплате компенсаций за разработку нефтяных месторождений на их традиционных территориях, проведения этнологической экспертизы проектов. Игнорирование требований коренных народов привело к проведению несколько акций протеста в Ногликском районе, где уже велись строительные работы, связанные с прокладкой трубопровода.

В культуре нивхи наследуют древний нижнеамурский хозяйственный комплекс речных рыболовов и морских зверобоев, при подсобном характере таежного промысла. Значительную роль в их культуре играло собаководство (амурский/гилякский тип упряжного собаководства).

Основные элементы материальной культуры нивхов соответствуют общеамурским: сезонные (летние временные, зимние постоянные) поселения, жилища типа землянки, сосуществуют с разнообразными летними временными постройками. Под влиянием русских получили распространение срубные постройки, в настоящее время они являются основным типом жилищ в сельской местности. Традиционные нивхские постройки встречаются редко.

Одежда нивхов также имеет общеамурскую основу, это т.н. восточноазиатский тип (запашная одежда с удвоенной левой полой, кимонообразного кроя). Шилась она из рыбьих кож, собачьего меха, шкур морских и пушных животных. В настоящее время из традиционной одежды встречается лишь женский халат, меховая обувь и рукавицы.

Нивхи - классические ихтиофаги. Их основная пища - сырая, вареная и вяленая рыба.
Широкое распространение получили многие элементы русской материальной культуры. Активную деятельность вели здесь миссионеры русской православной церкви. К концу 19 века все амурские нивхи были крещены, однако идеи христианства не оказали существенного влияния на их сознание. Процесс христианизации носил скорее внешний, формальный характер. Основу мировоззрения нивхов составляет анимизм. С религиозными воззрениями нивхов связаны два больших праздника – «кормление воды» и медвежий праздник (чхыф-лехарнд – медвежья игра), связанный с убоем выращенного в клетке медведя. В советское время нивхи не имели возможности проводить эти праздники, но в настоящее время они возрождаются. Шаманство не было развито, хотя шаманы были в каждом селении. В обязанности шаманов входило лечение людей и борьба со злыми духами. В родовых культах нивхов шаманы участия не принимали. И сейчас они считаются уважаемыми членами нивхского общества.

В фольклоре нивхов выделяют 12 самостоятельных жанров: сказки, предания, лирические песни и т. п. Фольклорный герой нивхов – безымянный, он борется со злыми духами, выступает на защиту обиженных как поборник добра и справедливости.

Декоративное искусство представлено орнаментами, скульптурными изображениями, резными предметами. Особое место занимает скульптура, изображающая близнецов, изображение медведя на ковшах и других предметах.

В настоящее время предпринимаются усилия для возрождения всего комплекса традиционной духовной культуры. Регулярно проводятся праздники народов Севера, соревнования по национальным видам спорта, работают фольклорные ансамбли («Эри» и др.), этнографические музеи, центры прикладного декоративного искусства. Высокой активностью отличается нивхская интеллигенция. С целью координации усилий нивхов по возрождению своего культурного наследия в поселке Ноглики создается этнокультурный центр. В селе Некрасовка активно действует Охинская местная общественная организация «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»).

Среди этнокультурных проблем в центре общественного внимания нивхов стоит, безусловно, проблема родного языка. Насильственные переселения нивхов из небольших прибрежных поселков в более крупные многонациональные поселения разрушили языковую среду. Не менее отрицательную роль сыграла система интернатского воспитания детей. Наличие двух диалектов в нивхском языке, носители которых далеко не всегда понимают друг друга, отрицательно сказалось на преподавании языка в нивхских школах. Письменность, созданная в 30-е г. на основе амурского диалекта, не использовалась на Сахалине. Для восточно-сахалинского диалекта она была создана лишь в 1979 году, что повлекло за собой и частичную реформу письменности на амурском диалекте. В начале 80-х гг. на обоих диалектах были выпущены буквари. В последние годы на нивхском языке стала издаваться детская литература в Южно-Сахалинске. Выходит ежемесячная газета на нивхском языке «Нивх диф» («Нивхское слово»). Сегодня нивхский язык преподается в начальных классах в национальных поселках, однако обучением охвачено пока только 27 % нивхских школьников. Преподавателей нивхского языка готовят в педагогическом училище Николаевска- на Амуре, в РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. Все это, однако, не может кардинально изменить ситуацию. Молодежь родного языка не знает вообще, на нем говорит лишь старшее поколение.


 

Заключение

 

Нивхи, как и другие малые народы России, к сожалению, постепенно утрачивают характерные для них черты. Практически утратив традиционный образ жизни, эти народы не смогли приспособиться к современным реалиям. Молодое поколение нивхов довольно сильно отличаются по своему образу жизни, а соответственно и менталитету, даже от своих бабушек и дедушек. Большая часть молодежи переселяется в город, где ассимилируется. Собирая материал для данной контрольной, я постоянно встречала негативное описание характера и нравов современных нивхов. Их обвиняют в лености, недалекости, пьянстве, воровстве, инертности и тому подобном. Безусловно, проблема алкоголизма, безработицы, падения общего культурного и нравственного уровня стоит достаточно остро. Но, во-первых, эти проблемы в той же степени стоят перед всем российским обществом, во-вторых, причиной этого является не какие-то черты, якобы присущие только данному этносу. Причина в неблагоприятных социально-экономических условиях, следствием которых и стали эти серьезные проблемы. Исследователи 19- начала 20 веков отмечали в своих работах прямо противоположные черты нивхов. Например, Крейнович отмечал, что у нивхов практически не встречается воровство, нет нищих. Традиционный уклад нивхов, как и их соседей негидальцев, орочей, эвенков и других коренных народов Севера и Дальнего Востока, насчитывает не одну сотню лет. Эти народы не только выживали в суровых природно-климатических условиях, но и создали действительно ценную, своеобразную культуру. Ленивый и недалекий народ, конечно, давно бы исчез. Хотя назвать нивхов активными и целеустремленными тоже было бы явным преувеличением. Попытки как-то улучшить сложившееся положение предпринимает только небольшая часть нивхской интеллигенции. Если остальные нивхи так и останутся в бездействии, то в скором времени они будут ассимилированы и как народ перестанут существовать. Но и государство должно начать наконец-то реально заботиться о развитии малых народов России, оказывая им реальную поддержку.


Список использованной литературы

1. Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М., 2003. 142 с.; Материалы альманаха «Мир коренных народов - Живая Арктика»

2. История и культура нивхов. Историко-этнографические очерки. М: Наука,1998.

3. Таксами Ч.М. Основные проблемы этнографии и истории нивхов. Л.: Наука, 1975.

4. Соколова З.П. Народы Севера СССР: прошлое, настоящее и будущее. Советская этнография. № 6, 1990.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: