В целом, историю развития мировой социальной психологии можно разделить на 3 больших этапа:
1 этап. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии и зарождающейся в ее недрах психологии (от древности до середины 19 века).
2 этап. Выделение описательной социальной психологии из философии и психологии в самостоятельную область знаний (середина 19 века – начало 20 века).
3 этап. Оформление социальной психологии в экспериментальную науку и ее современное развитие – от начала 20 века и до наших дней.
Этапность развития социальной психологии в рамках строго научного знания можно представить следующим образом:
Первый этап – становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы.
Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии.
На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д. Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.
Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования.
Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода – К. Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т. д.
Было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.
|
Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план.
Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей. Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратификации.
Рассмотрим подробней логику развития социальной психологии.
Если считать наукой только ту систему знаний, которая отвечает новейшим научным требованиям, то древнейшая история, на протяжении которой мыслителей интересовали вопросы, относимые к проблематике социально-психологического знания, можно рассматривать лишь как предысторию современной социальной психологии.
Безусловно, что в древнейших государствах, основанных еще в третьем-втором тысячелетиях до н. э., социально-психологические знания о человеческих взаимоотношениях не только уже существовали, но и широко использовались в практике. Об этом свидетельствуют, к примеру, история Древнего Китая, Древней Индии, государств Междуречья, Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Уже там правители умело манипулировали массами людей, их сознанием и поведением с помощью соответствующих социально-психологических знаний.
|
Как самостоятельная наука соц. психология возникает во второй половине 19 века. Ее появление и затем – и признание связывают с именами известнейших немецких ученых, философов и лингвистов – М. Лацарусом (1824-1903) и Г. Штейнталем (1823-1893). Именно они первыми выступили с заявкой на создание новой науки под названием "психология народов", проблематика которой близка к содержанию современной социальной психологии, во всяком случае – некоторых ее разделов. Определенный вклад в развитие психологии народов своими грудами внес известный немецкий психолог В. Вундт (1832-1920). Он написал и опубликовал в начале XX века (1900 год и далее) десятитомный труд под названием "Психология народов".
Таким образом, психология народов, впоследствии получившая название "этническая психология", стала первой темой социально-психологических исследований, которые в то время велись в контексте направления, называемого культурно-исторической психологией, что позволяло противопоставить его естественнонаучно ориентированной индивидуальной экспериментальной психологии В. Вундта и его последователей. По мнению русского ученого Н. Н. Надеждина, "психическая этнография" – это еще одно название психологии народов, или этнопсихологии, употребляемое в то время, — должна была изучать духовную сторону человеческой природы, умственные и нравственные способности, силу воли и характера, чувство человеческого достоинства и другие качества, характеризующие разные народы. Как типичные проявления народной психологии рассматривались также продукты устного народного творчества — сказки, пословицы, песни и т. п.
|
Хотя социально-психологические идеи зародились еще в середине 19 века, до начала 20 столетия экспериментальных исследований в области социальной психологии практически не проводилось, и в экспериментальную науку она начала превращаться лишь в 20-е годы прошлого века благодаря исследованиям, проведенным в это время немецким ученым В. Меде (1913), русским ученым В. М. Бехтеревым (1918-1920) и американским ученым Ф. Оллпортом (1920).
Развитие социальной психологии в Европе и Америке уже в конце XIX – первые десятилетия XX века пошло различными путями. В центре внимания европейских ученых – социологов и социальных психологов — оказалась проблематика психологии масс и толпы. Ею в Европе почти одновременно занялись ученые из разных стран: Г. Тард, Г. Лебон во Франции, С. Си-геле в Италии, В. М. Бехтерев в России. В 1895 году публикуется книга Г. Лебона "Психология народов и масс".
Если Г. Тард, Г. Лебон и С. Сигеле обсуждали проблемы психологии масс в основном в теоретическом плане, то В. М. Бехтерев ставил и проводил эксперименты На эту тему (в его трудах все объединения людей, большие и малые, в то время назывались коллективами).
В США ученые в основном были заинтересованы в разработке социально-психологических идей, касающихся, например, личных и деловых (экономических, политических и других) взаимоотношений между людьми в малых группах. Экономический кризис, безработица, распространение нервных заболеваний, расовая проблема поставили перед учеными этой страны иные задачи, чем перед европейскими учеными.
Разработка социально-психологических проблем совпала с периодом открытого кризиса в психологии, когда, преодолевая кризисные явления, в начале 20-го века эта наука разделилась на ряд направлений: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихологию, когнитивную психологию и другие школы. Это естественным образом сказалось и на изучении и трактовке социально-психологических явлений.
Бихевиористы в социальной психологии (Б. Скиннер, Н. Миллер, Д. Доллард, Дж. Тибо, Г. Келли, А. Бандура и другие) сосредоточили свое внимание на изучении социального поведения человека, на его объяснениях в соответствии со схемой "стимул – реакция" и с использованием понятия "подкрепление".
Психоанализ (Э. Фромм, Г. Салливан, Л. Байон, В. Беннис, Г. Шепард, Л. Шутц и другие) обратился к "глубинным" групповым процессам, имеющим бессознательный характер.
Идеи гештальтпсихологии, давшей начало когнитивной психологии в США (К. Левин, С. Аш, Р. Кратчфильд, Ф. Хайдер, Д. Ньюком.Л. Фестингер и другие), нашли отражение в понимании групповых процессов и в практике социально-психологического тренинга (Т-группы и гештальтгруппы).
Эти направления в социальной психологии преобладали в первой половине XX века. В начале его второй половины интерес к социально-психологической проблематике стал проявляться в России (бывшем Советском Союзе).
Таким образом, можно выделить следующие основные направления социальной психологии первой половины 20 века: необихевиористское, когнитивное, психоаналитическое направление и интеракционистскую концепцию.
Необихевиористское направление возникло в русле последнего варианта бихевиоризма, который сейчас принято называть социальным бихевиоризмом.
Это направление, как и бихевиоризм в целом, отличалось строгой приверженностью к экспериментированию, точному определению понятий, ориентацией на естественнонаучный образец научного исследования. Оно было в основном представлено в работах Б. Скиннера, А. Бандуры, Н. Миллера, Д. Долларда, Р. Уолтерса и ряда других американских ученых.
Общей мотивационной концепцией социального повеления в данном направлении считался гедонизм, а главным объяснительным принципом — оперантное (по Скиннеру) или викарное социальное (по Бандуре) научение. В качестве внутреннего источника социального поведения в первоначальном варианте социального бихевиоризма, как и бихевиоризма в целом, выступал "драйв", а внешние стимулы трактовались как "социальные подкрепления". Затем акцент оказался смещенным с биологического (внутреннего) на социальное (внешнее) объяснение поведения. Вначале бихевиористы рассматривали социальное поведение человека вне группы, однако позднее (поскольку социальная психология — это в основном психология групп) им пришлось переключить свое внимание на групповые процессы. Работа Д. Тибо и Г. Келли "Социальная психология групп" (1959) стала одной из немногих попыток применения необихевиористских принципов к анализу процессов, происходящих в малых группах. Эти процессы, по мнению авторов, основаны на обмене социальными подкреплениями или социальными "вознаграждениями и наказаниями" между участниками группового процесса.
Главным направлением необихевиористов стал поиск объяснения агрессивного поведения, социальной привязанности и беспомощного поведения. К примеру, Н. Миллер, Р. Долларди другие сформулировали и обосновали фрустрационную теорию агрессии и вместе с А. Бандурой заложили основы общей теории социального научения, в которой главная роль была отведена наблюдению и подражанию другим людям. В своих работах А. Бандура, труды которого стали особенно популярными в последней четверти XX века, когда в США сложилась и стала ведущим направлением когнитивная психология, пытался также учесть и когнитивно-психологические факторы в объяснении социального поведения человека.
Когнитивистская ориентация в социальной психологии, в свою очередь, отличалась стремлением объяснить социальное поведение использованием понятий, относящихся к познавательным процессам. Принципиальная схема объяснения, характерная для данного направления, выглядела следующим образом: знания и представления человека о мире, его отношения и социальные установки организуются в некоторую систему, которая затем используется для управления его поведением.
Базовой теоретической предпосылкой для разработки когнитивистской ориентации в социальной психологии стали теория поля К. Левина и другие идеи представителей гештальтпсихологии: В. Келера и М. Вертгеймера, эмигрировавших из Германии в США в годы фашизма. Ученики К. Левина Л. Фестингер и Ф. Хайдер заложили основы когнитивистской ориентации в социальной психологии. "Весь традиционный набор идей гештальтпсихологии, – пишут Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова и Л. А. Петровская, – (был) широко представлен в работах социальных психологов когнитивистской ориентации". Главным объяснительным понятием в этой ориентации стала когнитивная организация, или когнитивная структура. Р. Зайонц определил ее как динамическую систему когнитивных элементов, которые порождают мотивационные, социально-установочные или поведенческие следствия. В когнитивных социально-психологических теориях, кроме того, широко использовалось понятие "значение" (Ч. Осгуд).
К теориям, представляющим это направление, относятся:
1. Концепции когнитивного соответствия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд и другие);
2. Социально-психологические концепции С. Аша, Д. Креча, Р. Кратчфилда.
Концепции когнитивного соответствия основаны на идее того, что когнитивная структура человека и ее актуальное состояние определяют поведение человека.
В норме данная структура должна быть сбалансированной, и если этого нет, то возникает стремление человека (социальной группы) изменить ее таким образом, чтобы она стала сбалансированной (теории структурного баланса Ф. Хайдера, коммуникативных актов Т. Ньюкома, когнитивного диссонанса Л. Фестингера, конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Таннен-баума). Основная идея Хайдера, например, заключалась в утверждении, что люди склонны формировать и сохранять в своем сознании упорядоченный и связный взгляд на мир. По мнению Ньюкома, тенденция к балансу характеризует не только внутренний, психологический мир человека, но и сферу межличностных отношений.
Концепция когнитивного диссонанса Л. Фестингера стала наиболее популярной в рамках когнитивистской ориентации в социальной психологии. Она получила широкое распространение, и ее приложения оказались настолько значительными, что соответствующие идеи проникли во многие области социальной психологии, включая малые группы, социальные установки, межгрупповое взаимодействие, массовые коммуникации и другие.
Кратко охарактеризуем основные идеи теории когнитивного диссонанса.
1. Нормальное состояние когнитивной системы (или системы когниций группы взаимодействующих людей) — консонанс, или соответствие. Такое состояние является устойчивым, и к нему когнитивная система в конечном счете стремится. Оно, кроме того, вызывает у людей положительные эмоции.
2. Аномальное состояние когнитивной системы — диссонанс. Данное состояние связано с неприятными эмоциональными переживаниями, и от него люди стараются избавиться.
3. Стремясь к устранению когнитивного диссонанса (к достижению когнитивного консонанса), люди могут менять или свои знания, или свое поведение.
4. Внутри когнитивной системы индивида (или социальной группы) всегда имеется определенное несоответствие. Оно является источником динамических, в том числе прогрессивных изменений данной системы.
Взгляды Д. Креча и Р. Кратчфилда несколько отличаются от тех, которые характеризуют теорию Фестингера. Эти ученые включили в процесс объяснения социального поведения такие когнитивные переменные, как образ, ожидание, идея и ряд других.
Психоаналитическая ориентация в социальной психологии вначале исходила из учения З. Фрейда, которое в США получило широкое признание. Однако более глубокий анализ данной ориентации показывает, что в действительности она оказалась связанной не столько с ортодоксальным психоанализом, сколько с глубинной психологией в том ее виде, который сложился во второй половине XX века. Поэтому эту научную ориентацию правильнее называть не психоаналитической, а глубинной, или неофрейдистской. Она, в частности, представлена в теориях развития и функционирования группы В. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, а также в теории межличностных отношений В. Шутца.
В рамках психоаналитической ориентации проводится аналогия между малой социальной группой и семьей. Точно так же, как в свое время Фрейд понимал семейные отношения, социальные психологи этого направления позже трактуют любую малую группу и характерные для нее взаимоотношения. При этом роль отца в семье переносится соответственно на роль лидера группы, а взаимоотношения между лидером и остальными членами социальной группы рассматриваются по аналогии с взаимоотношениями между главой и членами семьи.
Классический психоанализ и вся глубинная психология решающую роль в объяснении поведения отводят бессознательному. Подобным же образом — как групповое или коллективное бессознательное — трактуются и базисные процессы, происходящие в группе. В результате в научное понимание групповой психологии и процессов оказались внедренными инстинктивные, иррациональные тенденции, характерные для классического и более позднего психоанализа. Многие современные ученые признают, что глубинная психология оказала существенное влияние на "движение человеческого потенциала", в частности на теорию и практику работы Т-групп. Приемы, используемые в них, ориентированы, к примеру, на осознание участниками группы того, что находится вне их сознания.
К психоаналитической ориентации в социальной психологии можно также отнести теории, в которых с социально-психологической точки зрения понимается личность или объясняются межличностные отношения. К примеру, в основе понимания В. Шутцем интерперсонального поведения лежит одно из фундаментальных положений теории З. Фрейда, согласно которому социальная жизнь взрослого человека однозначно предопределяется его детским опытом. Сферой продолжения этого опыта становятся социальные отношения уже ставшего взрослым человека с окружающими людьми. В эту же группу теорий можно включить концепцию авторитаризма и авторитарной личности Т. Адорно. Такая личность, по мнению Адорно, воспитывается авторитарными родителями, которые используют в семье суровые, жесткие формы наказания по отношению к ребенку. Став взрослым, человек, воспитанный подобным образом в семье, начинает проявлять свои авторитарные склонности по отношению к другим, зависящим от него людям.
а область социальной психологии. Ее главным идейным и методологическим источником стала система взглядов Д. Мида.
Предмет анализа здесь — взаимодействие индивидов, групп и общества, процессы массовых коммуникаций и социальные роли. В социальной психологи интеракционисты решали задачу, в некотором смысле слова противоположную той, над которой размышляли психоаналитики и бихевиористы. Если психоаналитики и бихевиористы пытались понять социальные процессы, исходя из индивида, то интеракционисты, наоборот, пытались объяснить личность, исходя из социальных процессов.
Внутри интеракционистской традиции выделяются три частных направления: символический интеракционизм, теория социальных ролей и теория референтной группы.
Концепция символического интеракционизма представлена в трудах Г. Блумера, Н. Дензина, М. Куна, А. Роуза, Т. Шибутани и других. В данной концепции утверждается, что взаимодействие людей друг с другом происходит в символической форме. Под символом в данном случае понимается все, что в культуре имеет определенное значение (смысл) для людей и что выражается с помощью разнообразных средств общения, как вербальных, так и невербальных. Основными источниками символов могут выступать личность, социальная роль и референтная группа.
Большое значение для понимания социального поведения человека в интеракционизме имеет анализ ролей, которые предписываются человеку или которые он сам берет на себя.
Референтная группа также присутствует в сознании взаимодействующих друг с другом индивидов как своеобразная точка отсчета – критерий оценок, суждений и образец для подражания. С ней индивид соотносит то, что происходит в процессе его взаимодействия с другими людьми и социальными группами. Таким образом, референтные группы (их на самом деле может быть у одного и того же человека несколько) выполняют нормативную и сравнительно-оценочную функцию в процессе социального взаимодействия людей.