Инструкция. В каждом из пяти пунктов предлагаемой программы обведите цифру, которая является ответом на поставленный вопрос. Заполните так все пункты программы. В заключение вы будете обладать самостоятельно вычисленным ключом к интерпретации результатов АОСО (аналитический обзор стиля обучения).
Общее время работы с текстами методики не должно превышать 30 мин. Не раздумывайте долго, от одного непосредственного ответа переходите к другому.
| Тип деятельности № 1. МОИ ФИЗИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И РАБОТЫ | никогда | иногда | очень часто | всегда | |
| 1. | Я запоминаю материал лучше, когда записываю его | ||||
| 2. | Я делаю множество записей | ||||
| 3. | Я зрительно помню картины, слова, цифры | ||||
| 4. | В процессе обучения я предпочитаю видео и телевидение всем другим средствам масс-медиа | ||||
| 5. | Читая, я подчеркиваю для лучшего запоминания | ||||
| 6. | Я пользуюсь цветными карандашами, чтобы выделить необходимый материал для запоминания | ||||
| 7. | Мне необходимы разъяснения к упражнениям, которые я выполняю | ||||
| 8. | Посторонние шумы раздражают меня во время занятий | ||||
| 9. | Я должен смотреть на людей, чтобы понять, о чем они говорят | ||||
| 10. | Мне лучше, работается в комнате с плакатами, иллюстрациями на стенах | ||||
| 11. | Я запоминаю лучше, если обсуждаю информацию вслух | ||||
| 12. | Я лучше усваиваю материал, слушая лекции и учебные кассеты, чем читая | ||||
| 13. | Мне необходимы устные наставления к упражнениям | ||||
| 14. | Восприятие на слух помогает мне думать | ||||
| 15. | Я люблю учиться и думать под музыку | ||||
| 16. | Я легко понимаю сказанное, даже если не вижу человека, который говорит | ||||
| 17. | Я обычно не запоминаю самих людей, но помню, о чем они говорили | ||||
| 18. | У меня хорошая память на однажды услышанный анекдот или шутку | ||||
| 19. | Я легко распознаю людей по голосам | ||||
| 20. | Включая телевизор, я больше слушаю, чем смотрю | ||||
| 21. | Я приступаю к упражнению, не обращая внимания на объяснения к нему | ||||
| 22. | Мне необходимы частые перерывы во время занятий или работы | ||||
| 23. | Я шевелю губами, когда читаю «про себя» | ||||
| 24. | Я не люблю заниматься за партой и по возможности избегаю этого | ||||
| 25. | Я нервничаю, оставаясь долго без движения | ||||
| 26. | Я думаю лучше, если нахожусь в движении | ||||
| 27. | Движущиеся объекты способствуют моему запоминанию | ||||
| 28. | Мне нравится строить, моделировать | ||||
| 29. | Я люблю проявлять физическую активность | ||||
| 30. | Я с удовольствием коллекционирую открытки, моменты, марки и пр. |
| Тип деятельности № 2. МОЕ ОБЩЕНИЕ | никогда | иногда | очень часто | всегда | |
| 1. | Я предпочитаю работать и учиться в коллективе | ||||
| 2. | Я легко нахожу новых друзей | ||||
| 3. | Я люблю быть в обществе людей | ||||
| 4. | Я легко заговариваю с незнакомыми мне людьми | ||||
| 5. | Мне нравится быть в курсе новостей о других людях | ||||
| 6. | Я с удовольствием и допоздна бываю на вечеринках | ||||
| 7. | Общение с людьми заряжает меня энергией | ||||
| 8. | Я с легкостью запоминаю имена людей | ||||
| 9. | У меня много друзей и знакомых | ||||
| 10. | Я налаживаю свои личные связи повсюду, где бы я ни был | ||||
| 11. | Я предпочитаю работать и учиться в приватной обстановке | ||||
| 12. | Я довольно стеснительный | ||||
| 13. | Общению с людьми я предпочитаю спорт и хобби | ||||
| 14. | Большинство людей мало что знают обо мне | ||||
| 15. | Окружающие считают меня малообщительным человеком | ||||
| 16. | Я не разговорчив в обществе | ||||
| 17. | Скопление народа меня угнетает | ||||
| 18. | Общение с новыми людьми нервирует меня | ||||
| 19. | Я по возможности избегаю вечеринок | ||||
| 20. | Я с трудом запоминаю имена новых знакомых |
| Тип деятельности № 3. КАК Я ОБРАЩАЮСЬ СО СВОИМИ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ | никогда | иногда | очень часто | всегда | |
| 1. | У меня живое воображение | ||||
| 2. | Я с легкостью предаюсь новым идеям | ||||
| 3. | Мне представляется сразу несколько способов решения вопроса | ||||
| 4. | Меня привлекает разнообразие возможностей и выбора | ||||
| 5. | Меня вдохновляют проекты будущего | ||||
| 6. | Тщательность, поступательное движение к цели утомляют меня | ||||
| 7. | Мне больше нравится решать проблему, чем объяснять ее | ||||
| 8. | Я считаю себя оригиналом | ||||
| 9. | Я изобретателен | ||||
| 10. | Я прекрасно чувствую себя при внезапном изменении рабочего или учебного плана | ||||
| 11. | Я горжусь своим практицизмом | ||||
| 12. | Я веду себя соответственно жизненным обстоятельствам | ||||
| 13. | Меня привлекают здравомыслящие люди | ||||
| 14. | Я предпочитаю быть реалистом | ||||
| 15. | Я предпочитаю поступательное развитие событий | ||||
| 16. | Мне нравится работать и учиться по намеченному плану | ||||
| 17. | Я предпочитаю конкретные факты теоретическим спекуляциям | ||||
| 18. | Меня утомляют размышления над скрытым смыслом понятий | ||||
| 19. | Я избегаю широкого выбора возможных решений | ||||
| 20. | Мне представляются бесполезными размышления о будущем |
| Тип деятельности № 4. МОЙ ПОДХОД К РАБОТЕ | никогда | иногда | очень часто | всегда | |
| 1. | Я приступаю к работе немедля | ||||
| 2. | Я – организованный человек | ||||
| 3. | Я составляю план работы | ||||
| 4. | Я сопоставляю свои действия с намеченным планом | ||||
| 5. | Меня нервирует беспорядок в окружающей обстановке во время работы | ||||
| 6. | Я приступаю к работе всегда заранее или вовремя | ||||
| 7. | Я точен во времени | ||||
| 8. | В Заранее установленный срок окончания работы организует мой труд | ||||
| 9. | Мне нравится структурировать свой труд | ||||
| 10. | Я реализую свой план поэтапно | ||||
| 11. | Я спонтанный человек | ||||
| 12. | Я не признаю вмешательства в естественный ход развития событий, планирования их | ||||
| 13. | Я ощущаю дискомфорт в условиях чрезмерно структурированного труда | ||||
| 14. | Я всегда тяну с окончанием работы | ||||
| 15. | На моем рабочем столе всегда «творческий» беспорядок | ||||
| 16. | Мне думается, что заранее установленный срок окончания работы – искусственное и бесполезное ограничение | ||||
| 17. | Я – человек широких взглядов | ||||
| 18. | Я уверен, что удовольствие от процесса работы – важнейший компонент | ||||
| 19. | Меня расстраивают установленные расписание или режим работы | ||||
| 20. | Внезапно изменяя план, я прекрасно себя чувствую |
| Тип деятельности № 4. КАК Я ОПЕРИРУЮ ИДЕЯМИ | никогда | иногда | очень часто | всегда | |
| 1. | Я предпочитаю простые ответы пространным объяснениям | ||||
| 2. | Меня удручает тщательное детализирование | ||||
| 3. | Я игнорирую детали, представляющиеся мне неуместными | ||||
| 4. | Мое видение объемно | ||||
| 5. | Я легко обобщаю информацию | ||||
| 6. | Я легко перефразирую других | ||||
| 7. | Я быстро схватываю суть мысли | ||||
| 8. | Я удовлетворяюсь общим представлением о главной идее без деталей | ||||
| 9. | Я легко собираю в целое (синтезирую) отдельные факты | ||||
| 10. | В моем конспекте содержатся только ключевые моменты лекции | ||||
| 11. | Я предпочитаю подробные ответы коротким | ||||
| 12. | Детализируя информацию, я с трудом ее обобщаю | ||||
| 13. | Я сосредоточен на частностях, особенностях фактов информации | ||||
| 14. | Мне нравится делить общую идею на составляющие части | ||||
| 15. | Я предпочитаю обнаружению общего поиск отличительных черт | ||||
| 16. | Я пользуюсь логикой в разрешении проблемы | ||||
| 17. | Мои конспекты подробны | ||||
| 18. | Меня раздражает одна только общая идея работы, без представленных в ней деталей | ||||
| 19. | Я всегда больше сосредоточен на особенностях предмета, чем на общем представлении о нем | ||||
| 20. | На пересказ или объяснение у меня всегда уходит много времени |
Назначение. Методика ориентирована на определение разнообразных когнитивных способов восприятия, мышления, общения и др. и известна как методика АОСО – аналитический обзор стиля обучения. На основе анализа своего поведения в пяти деятельностных разновидностях представляется возможность оценки предпочитаемого для вас когнитивно-деятельностного стиля.
Обработка данных и интерпретация результатов. Пройдя программу по 5 типам, под каждым из них подведите итог.
| Тип деятельности 1. МОИ ФИЗИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И РАБОТЫ | |||
| Сумма баллов по позициям 1-10 | зрение | ||
| Сумма баллов по позициям 11-20 | слух | ||
| Сумма баллов по позициям 21-30 | кинестетика | ||
| - Обведите наибольший результат. - Если разница между двумя показателями составит не более 2 очков, обведите оба результата. - Обведите все три показателя, если разница между ними составляет не более 2 очков. Полученный итог – показатель вашего наиболее работоспособного чувства. | |||
| Интерпретация | |||
| В познавательной деятельности | - Если вы – человек с преимущественно зрительным восприятием действительности, вы привычно полагаетесь на свою зрительную память и лучше усваиваете учебный материал с помощью визуальных средств (видео, книги). - Если вы – человек с преимущественно слуховым восприятием, в процессе обучение вы стремитесь к разговорной и слуховой активности (дискуссии, лекции, пластинки). - Если наиболее развитым у вас является кинестетическое чувство, можно предположить, что вы лучше учитесь в непосредственном контакте с предметами обучения (игры, моделирование, практические эксперименты). | ||
| В профессиональной сфере | - Человек с преимущественно зрительным восприятием действительности, опираясь на свою зрительную память, предпочитает использовать на работе наглядные средства (графики, рисунки). - Воспринимая действительность на слух, вы, напротив, предпочтете аудиоинформацию, включая совещания и указания. - Опираясь на развитое кинестетическое чувство, вы предпочитаете быть непосредственным участником общего информационного процесса (работа за компьютером), строительства, моделирования. | ||
| В повседневной жизнедеятельности | - Если два, а тем более все три рассматриваемых чувства у вас хорошо развиты, вы гибко варьируете ими на широком поле вашей разнообразной деятельности | ||
| Тип деятельности 2. МОЕ ОБЩЕНИЕ | |||
| Сумма баллов по позициям 1-10 | экстраверт | ||
| Сумма баллов по позициям 11-20 | интроверт | ||
| - Обведите наибольший результат. - Если разница между двумя показателями составит не более 2 очков, обведите оба результата. Полученный итог – показатель вашего стиля общения. | |||
| Интерпретация | |||
| В познавательной деятельности | - Если вы экстраверт, вам нравится учиться в окружении и во взаимодействии с другими людьми (игры, дискуссии, розыгрыши). - Если вы интроверт, вы и в учебе стремитесь к независимости и личной свободе (самостоятельное чтение, обучение за компьютером) или берете себе в напарники хорошего знакомого. | ||
| В профессиональной сфере | - Если вы экстраверт, вам нравится работать в окружении и во взаимодействии с другими людьми (работа командой, совещания). - Если вы интроверт, вы предпочитаете работать независимо от коллектива (компьютеры, индивидуальные проекты) или берете в партнеры хорошего знакомого. | ||
| В повседневной жизнедеятельности | - Если разница между показателями по экстра- и интровертированности небольшая, вы балансируете между ними, способны работать и в контакте, и независимо от окружающих. | ||
| Тип деятельности 3. КАК Я ОБРАЩАЮСЬ СО СВОИМИ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ | |||
| Сумма баллов по позициям 1-10 | интуитивные | ||
| Сумма баллов по позициям 11-20 | логические | ||
| - Обведите наибольший результат. - Если разница между двумя показателями составит не более 2 очков, обведите оба результата. Полученный итог – показатель ваших индивидуальных возможностей в процессе обучения и на работе. | |||
| Интерпретация | |||
| В познавательной деятельности | - Если вы интуитивно мыслящий человек, вы ориентированы на будущее, легко распознаете основополагающие принципы предложенной темы, любите свободно размышлять, избегаете жестких правил и инструкций. - Если вы логически мыслящий субъект, вы, напротив, предпочитаете поступательный ход обучения с обязательным знанием того, что конкретно следует учить в каждый данный момент и на протяжении всего учебного процесса. В отличие от интуитивно мыслящих людей, ваше восприятие действительности всегда реально. | ||
| В профессиональной сфере | - Если у вас хорошо развита интуиция, вам нравится разрабатывать творческие планы на будущее, осваивать новые направления (моделирование, масштабные проекты) в вашей производственной деятельности. - Если вы предпочитаете логический подход к рабочей проблеме, вы стремитесь к высокой степени организации труда, к разработке и контролю над всеми узловыми моментами производственного процесса (статистика, экономика). | ||
| В повседневной жизнедеятельности | - Если разница между показателями незначительна, вы легко переключаетесь от интуитивного к логическому способу освоения действительности. | ||
| Тип деятельности 4. МОЙ ПОДХОД К РАБОТЕ | |||
| Сумма баллов по позициям 1-10 | жестко регламентированный | ||
| Сумма баллов по позициям 11-20 | нерегламентированный | ||
| - Обведите наибольший результат. - Если разница между двумя показателями составит не более 2 очков, обведите оба результата. Полученный итог – показатель вашего индивидуального стиля работы | |||
| Интерпретация | |||
| В познавательной деятельности | - Если вы предпочитаете жестко регламентированный режим работы, значит, вы сосредоточены на всем протяжении учебного процесса, планируете свой труд, от задания к заданию приближаясь к его завершению. - Если вы, напротив, предпочитаете учиться без строгих ограничений режима, следовательно, вас вдохновляет сам процесс обучения - познание нового, интересного. Но вы расслаблены во время занятий и вас не очень заботят формальные правила или лимит времени. | ||
| В профессиональной сфере | - Если показатель вашего стремления к регламентируемому труда очень высок, это означает, что вы структурируете производственный процесс, ориентированы на его результат, стремитесь добиться его или раньше, или в назначенный срок. Вы – серьезный работник, не хотите и не можете относиться к работе как к игре. - Если, напротив, согласно вашему показателю, вы предпочитаете нерегламентированный труд, значит, вы избегаете жесткого подхода к рабочей проблеме, вы расслаблены, вам нравится сам процесс обработки информации, вы не стремитесь к структурированию рабочей темы. Вас не сильно заботят лимит времени или руководящие указания. | ||
| В повседневной жизнедеятельности | - Если разница между показателями незначительна, вы балансируете между жестко регламентированным и нерегламентированным подходами, вы свободны в рамках заданной структуры учебного или производственного процесса и можете выйти из них без особого стресса. |
| Тип деятельности 5. КАК Я ОПЕРИРУЮ ИДЕЯМИ | |||
| Сумма баллов по позициям 1-10 | синтез | ||
| Сумма баллов по позициям 11-20 | анализ | ||
| - Обведите наибольший результат. - Если разница между двумя показателями составит не более 2 очков, обведите оба результата. Полученный итог – показатель вашего индивидуального стиля мышления | |||
| Интерпретация | |||
| В познавательной деятельности | - Если вы мыслите общими категориями, вы легко усваиваете главную идею, общий смысл и связь, даже если не знаете всех слов и понятий излагаемой темы. - Если вы, напротив, аналитик, то вы сосредоточены на частностях, их противопоставлении и логическом анализе. | ||
| В профессиональной сфере | - Мысля общими категориями, вы сосредоточены на ключевых моментах производственного процесса, вас не заботят его детали. - Если вы аналитик, то не представляете общей картины производства, логически анализируете все частности и детали. | ||
| В повседневной жизнедеятельности | - Если показатели между аналитическим и синтетическим стилями мышления оказались приблизительно равными, вы, очевидно, легко оперируете общими категориями и логическим анализом частностей. | ||
Самооценка лидерства
Инструкция. Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голову.
| 1. | Что для вас важнее в игре? |
| А | Победа |
| Б | Развлечение |
| 2. | Что вы предпочитаете в общем разговоре? |
| А | Проявлять инициативу, предлагать что-либо |
| Б | Слушать и критиковать то, что предлагают другие |
| 3. | Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться? |
| А | Да |
| Б | Нет |
| 4. | Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно? |
| А | Да |
| Б | Нет |
| 5. | Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас? |
| А | Да |
| Б | Нет |
| 6. | В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим? |
| А | Да |
| Б | Нет |
| 7. | Умеете ли вы скрывать свое настроение от окружающих? |
| А | Да |
| Б | Нет |
| 8. | Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие? |
| А | Да |
| Б | Нет |
| 9. | Удается ли вам в разговоре, дискуссии убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? |
| А | Да |
| Б | Нет |
| 10. | Нравится ли вам учить, поучать, воспитывать, обучать, давать советы другим? |
| А | Да |
| Б | Нет |
Назначение. Данный экспресс-тест позволяет определить актуальный уровень проявления лидерства в совместной деятельности.
Обработка данных и интерпретация результатов. Подсчитать общее количество «А» и «Б» ответов.
Высокий уровень лидерства: А = 7-10 баллов.
Средний уровень лидерства: А = 4-6 баллов.
Низкий уровень лидерства: А = 1-3 балла.
Преобладание ответов «Б» свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.