Биография
Борис родился в Москве 24 декабря 1922 года. Его мать была дочерью священника, работала дантистом, а отец, уроженец поселка Пресня, был финансистом и в послереволюционный период работал в советском народном комитете. Возможно, слияние таких неординарных по происхождению и сфере деятельности личностей и повлияло на воспитание Бориса, и его стремление к изобразительному искусству. Биография Неменского Бориса Михайловича тесно связана с творчеством, которое он не оставил даже во время войны. Его юность прошла в Москве, в самом центре столицы, на Сретенке. После окончания средней школы до 1947 года он учился в Саратовском художественном училище, и был принят сразу на третий курс. Его родители с опаской наблюдали за тем, как увлечение сына влияет на его дальнейшую жизнь. Под руководством А. М. Михайлова Борис стал делать первые шаги в мир искусства. В то время он общался со многими известными художниками, бывал на выставках. Его первые картины даже были выставлены в Третьяковской галерее. Такой быстрый успех и рост оставил неизгладимое впечатление на внутреннем мире юного художника.
Война
После эвакуации Неменский Борис Михайлович вернулся из Средней Азии обратно в Москву, где продолжил учиться и нести военную службу в Студии военных художников имени Грекова. Его долгом было всегда быть на передовой и делать художественные зарисовки всего происходящего. Почти все военные действия проходили под внимательным взором художника. Борису было трудно, так как он мало что знал о жизни и проявить себя в полной мере, показать свое мировоззрение он не мог. Впервые на фронт он поехал в начале 1943 года, где сделал свои первые наброски боев и военной ситуации. | ![]() |
Победа 1945-го
Когда было объявлено об окончании войны, были слышны возгласы ликования солдат и простого народа. Запечатлеть радость победы и долгожданное затишье было нелегко. В мастерской художника сохранились несколько этюдов того периода, которые передают всю тяжесть победы и ожидание мирной жизни.
Победа в творчестве
В этом же году в возрасте двадцати двух лет Борис пишет свою первую и самую известную картину «Мать».
Именно эта работа стала вехой его творчества и до сих пор является великим шедевром, занявшим почетное место в отечественной живописи. Своей картиной художник хотел передать радость простых женщин, встречающих своих сыновей с войны, и выразить своего рода благодарность матерям. Впервые картина была выставлена на Всесоюзной выставке, а затем куплена и заняла почетное место в Третьяковской галерее.
Постепенно художник начинает вырабатывать особый стиль произведений. Еще одной эффектной работой Неменского стала картина, написанная в 1950 году под названием «О далеких и близких».
В основу сюжета легли впечатления от первой командировки на фронт, оставившей неизгладимые впечатления в памяти художника. На тот участок фронта письма приходили очень редко, и солдаты часто перечитывали одни и те же послания много раз. Теплые слова от родных, хоть и выученные уже наизусть, имели огромную ценность в те времена. Этой картиной Неменский Борис Михайлович стремился передать свои переживания, что полностью раскрыло его как художника. Искусствовед Н. А. Дмитриев отметил, как четко проработаны лица персонажей, которые с затаенным дыханием перечитывают письма из дома.
Учитель
Сразу после войны Борис окончил Художественный институт имени Сурикова в Москве, после чего стал заниматься педагогической деятельностью. Преподавать Неменский начал в МГПИ имени Ленина, а в 1966 году перевелся на художественный факультет ВГИКа. За годы своего преподавания Немецкий обучил десятки молодых людей, которые стали мастерами-художниками, некоторые из них даже продолжили педагогическую деятельность своего учителя в Российских университетах. Так появилась общеобразовательная школьная программа Неменской Л.А. под редакцией Неменского Б. М. "Изобразительное искусство и художественный труд" УМК "Школа России". К ее созданию Бориса Михайловича подвигло убеждение, что каждый человек талантлив, только не каждый развивает свой художественный талант.
![]() | ![]() |
Изобразительное искусство как предмет
Обычные школьные предметы основаны на передаче знаний и навыков. Но если преподавать изобразительное искусство в такой же форме, то гениального художника не получится ни из кого. Искусство должно проживаться. Приходя на урок, ребенок должен почерпнуть эмоциональный опыт, стать частью этого обучения, а не только просмотреть произведения и выполнить указанные задания. Основные цели программы: показать связь между искусством и жизнью; духовно-нравственное воспитание; увлечь ребенка искусством; приобщить к художественной культуре. В 1981 году была выпущена книга Неменского Бориса Михайловича «Мудрость красоты», в которой художник поднял очень важные вопросы касательно эстетического воспитания детей в сфере школьного образования.
Он активно подчеркивал важность введения художественных предметов в школьную практику, чтобы правильно формировать мышление современной молодежи и их активную гражданскую позицию. Неменский Б. М., биография которого неотделима от его творческой и преподавательской деятельности, внес огромный вклад в формирование художественного вкуса молодого поколения. Его программа показывает, что обучение искусству требует особенного подхода. Техника рисунка - это только средство достижения желаемого результата. Учитель обязан создать на уроке атмосферу, в которой каждый ребенок будет увлечен, будет проживать создание нового художественного образа. Важно полностью активизировать творческое воображение, подключить к этому все органы чувств.
Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" УМК "Школа России" является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека.