Различия между представителями мужского и женского пола заметны уже с самого рождения, но в период юности они особенно заметны и проявляются не только в физическом облике, но и в психологических отличиях. При этом эти отличия определяются не воспитанием, а сами эти отличия влияют на характер воспитания: воспитание мальчиков и девочек обычно проводитсясовершенно различно. Конечно, психологические отличия юношейи девушек носят среднестатистический характер и отражают скорее типы, а не обязательное наличие или отсутствие или иных качеств у представителей женского или мужского пола.Общечеловеческие черты, качества и свойства более широки перекрывают специфические половые особенности, поэтому можно говорить лишь о преобладании каких-либо из них у юношей или девушек. При этом у некоторых девушек можно обнаружить чисто мужские качества, и наоборот, у ряда юношей зримопроявляются качества, присущие женскому полу. В целом пола обладают своими специфическими преимуществами, которые проявляются в определенных ситуациях и приспособлены главным образом к их природным предназначениям отца и материбудущих детей.
В центре внимания девушки находится человек и сфера его непосредственного бытия — взаимоотношения между людьми,
предметы потребления – одежда, утварь, дом. В пространственном воспитании, в воспитании цвета и различии его оттенков девушки обычно превосходят мальчиков, уступая им в восприятии времени.
Девушки склонны к попечительской деятельности — ухаживать, нянчить, проявлять заботу о ком-либо. Они больше склонны критиковать, наставлять, поучать своих младших братьев, чем юноши своих младших сестер. Девушки менее склонны к преобразующей деятельности. Чувствуя и хорошо понимая назначение той или иной вещи, они меньше понимают ее устройство и мало этим интересуются. Девушки более аккуратны и точны в работе» чем юноши, но менее решительны в действиях.
|
Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, но изобретательность ее ниже. Вследствие большей эмоциональности они менее способны отделять объективное течение событий от собственных переживаний в этот момент и поэтому обычно хуже передают события, являются худшими, менее объективный ми свидетелями происшествий. Девушки обладают меньшими способностями описать последовательность действий для достижения какого-то результата, описать дорогу или маршрут. Они» больше, чем юноши, обращают внимание на личную сторону событий, явлений и меньше — на фактическую сторону.
В то же время девушки лучше приспосабливаются к обстоятельствам, быстрее находят себе место при различных переменах, легче вписываются в новую обстановку. Они более чувствительны к межличностным отношениям, больше учитывают их в своей деятельности, тоньше реагируют на нормы своей социальной группы и более чувствительны к их нарушениям.
Известно, что вино действует на девушек сильнее и быстрее, они скорее «растормаживаются». Пьянство и алкоголизм у женщин протекает значительно более цинично и грубо, чем у мужчин. Будучи в состоянии алкогольного опьянения, они легко выходят из равновесия, становятся развязными и циничными, агрессивными. Происходит это потому, что большая эмоциональность и импульсивность женщин при наличии плохих привычек затрудняет им выбор правильной линии поведения.
|
Девушки более исполнительны и дисциплинированны, нарушения ими дисциплины носят более скрытый характер, хотя по количеству нарушений они не уступают юношам.
Круг интересов юношей шире, чем у девушек, поэтому речь юношей, как правило, более развита. При этом в их речи преоб-
ладают слова, передающие действия, тогда как девушки склонны к предметно-оценочной речи. Заметны различия в учебных интересах: юноши более склонны к естественно-научным, инженерным предметам, тогда как девушки более склонны к гуманитарным учебным предметам.
Девушки более терпеливы, аккуратны и добросовестны. Если они не уверены в том, что следует делать, то они ждут разъяснений, тогда юноши пытаются самостоятельно найти путь решения. При ответах на экзаменах девушки больше склонны к ответам заученными фразами и менее склонны к собственным формулировкам. Они вдаются в описание подробностей, а юноши излагают содержание менее описательно и подробно, но более сжато, более строго придерживаясь сущности вопроса. В то же время девушки ближе к сердцу принимают похвалу и порицание, более переживают получаемые оценки. Они более самолюбивы и обидчивы, скорее обижаются при подшучивании над ними и часто проявляют особую чувствительность к порицанию, высказанному в иронической форме, реагируя прежде всего на насмешливый тон говорящего, а потом уже на содержание его слов.
Когдаюноши и девушки видят что-то новое, незнакомое, то первые обычно спрашивают, что это, откуда и для чего, а вторые начинают с оценки: «как красиво!» или «как некрасиво!».
|
У девушек наблюдается повышенный интерес к своей внешности, и они более чувствительны к ее оценке другими людьми.
В этойсвязи у некоторых из них проявляются различные дисморфобии — ложные идеи о своей физической недостаточности или ущербности. Девушки очень податливы моде не только в
одежде и обуви, но и в других внешних особенностях. Они, как правило, применяют все известные и новые способы для акцентирования и проявления тех внешних своих особенностей, которые, как им кажется, являются особенно эффектными.
Чем общество более свободно и люди в нем равноправнее, дольше у них возможностей для проявления своей индивидуальности. Если раньше женщина независимо от своих склонностей была вынуждена ограничиваться узким кругом возможностей, то теперь она имеет широкие возможности для выбора занятий и профессии. Однако необходимо учитывать, что сам по себе характер занятий, профессия не сглаживают специфически половых различий и при внимательном и непредвзятом рассмотрении их всегда можно выявить. Поэтому любые изме-