Тема 7. Лексические нормы в аспекте точности и выразительности речи.





Задания

1. Заполните таблицу. Определите, к какому типу словарей нужно обратиться в данных примерах. Отметьте знаком (+) выбор словаря.

Примеры Орфогра-фический словарь Орфоэпи- ческий словарь Словарь лексичес-ких трудно- стей Грамма-тический словарь
Вопреки прогноза- вопреки прогнозу        
АссимЕтрия - ассиметрИя        
Скрепивсердце – скрепяскрдце        
Кампания - компания        
Отчитаться за работу – отчитаться о работе        
Токио заявило – Токио заявил        
Коне[чн]о - коне[шн]о        
Заведовать – заведывать        
Предистория - предыстория        
Выплата - оплата        
Пакет соку– пакет сока        
На банковском счете – на банковском счету        
Тонна песка – тонна песку        
Предъюбилейный - предюбилейный        
Обессилить - обессилеть        
Экономичный - экономный        
Затушевывать - затушовывать        
Согласно приказа – согласно приказу        
Превиллегия - привеллегия        

 

2.Запишите в 2 столбика однозначные и многозначные слова.

Йог, кавычки, консерватор, лидер, монолог, наносный, направление, перемена, природный, состряпать, таять, трамвай, элегантный, язычество, зенит.

3.Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

Змеиная улыбка, избитые фразы, каверзный вопрос, выжечь каленым железом, прокатить на выборах, квелый ребенок, говорить кичливо, колыбель свободы, кольцо блокады, лента дороги, лезть на гору, неоправ-данное мотовство, совершить моцион, обезболивающие средства.

4. Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор.

Человек ... (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им ... (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он ... (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он ... (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь ... (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, ... (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он ... (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, ... (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может ... (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для ... (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

 

5.Составьте текст, используя фразеологизмы, позволяющий выразить ваше отношение к предмету или адресату речи.

Нести околесицу; мелко плавать; в подметки не годится; мышиная возня; нести ахинею; рвать и метать; довести до белого каления; быть на седьмом небе; воспрянуть духом; выходить из себя; ни в медный грош не ставить; не ахти как; последняя спица в колеснице; шишка на ровном месте; птица высокого полета; повесить нос; вкривь и вкось; быть вне себя; поставить во главу угла; вопрос жизни или смерти; ворон считать; вспоминать добром; глаза на лоб лезут; грош цена; диву даваться; жить чужим умом; работать спустя рукава; золотые руки; мастер на все руки; мелкая сошка; мыльный пузырь; ни во что не ставить; ни рыба, ни мясо; два сапога – пара; открыть Америку; плясать под дудку; летать на крыльях; строить воздушные замки; танцевать от печки.

Тема 8. Основные тенденции развития грамматических норм.

Задания

1.К данным существительным подберите прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени.

Образец: какао – горячее какао остывало.

Шампунь, тюль, вермишель, ковыль, картофель, рояль, полынь, доктор, депутат, вуаль, кенгуру, бра, пенсне, сопрано.

 

2.Укажите ошибки, допущенные в употреблении форм единственного и множественного числа имен существительных. Исправьте ошибки и перепишите.

1.Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы. 2. Павел Петрович Кирсанов и Базаров – антагонисты, их мировоззрения совершенно различны. 3. В Павле мы ясно видим отражения замечательных черт молодого поколения тех времен. 4. Образ скряги, потерявшего все человеческое, не может не вызывать наших негодований. 5. В чернильнице Плюшкина было не чернило, а какая-то заплесневелая жидкость.

 

3. Напишите числительные словами, поставив в нужном падеже.

 

С 369 пассажирами; на 2498 кв.км; родился в 1970 году; перевезено 1256 тонн груза; недоставало 999 рублей; сложить с 1448 2552; от 9764 отнять 1451; на 854 страницах; к 11234 прибавить 765; более 140067; 2000-й год; в 2001-м году; 145-летие; 2500-летие.

4.У глаголов победить, убедить, очутиться, дерзить, приютиться, шелестеть 1-е лицо единственного числа не употребляется. Замените такие глаголы близкими по значению описательными формами.

Образец: Я (победить своего противника) – Я смогу победить своего противника (я хочу победить, я постараюсь победить).

1. Я (убедить) вас в правильности моих взглядов. 2. Поняв, что (дерзить) напрасно, я извинился перед коллегами. 3. Если я не сдам экзамена, то (очутиться) в неприятном положении. 4. Я обязательно (убедить) вас в достоверности приводимых мной фактов. 5. Я думаю, что на неделю (приютиться) у своих друзей.

 

5. Укажите ошибки в построении предложений с деепричастиями. Перепишите в исправленном виде.

1. Дойдя до реки, усталость овладела нами. 2. Тщательно прицелившись, фазан был убит охотником. 3. Плывя в лодке, множество птиц виднелось по берегам реки. 4. Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. 5. Его охватило волнение, получив письмо от родителей.

6. Вставьте пропущенные окончания.

 

Был… два часа ночи, когда мы вернулись.

Ряд величайших открытий был… совершен… случайно.

Ряд ученых предложил… различные алгоритмы управления полетом летательного аппарата.

Из трех лет, запланированных на написание диссертации, полтора ушл…на сбор библиографии.

Большинство металлов явля…тсяцветн…

Прохожий купил в киоске пачку табак… и зажигалку.

Не до жир…, быть бы жив…!

Уступите ему смех… ради.

7.Напишите лингвистическую миниатюру о междометиях как части речи на основе собственных примеров.

 

 





Читайте также:
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.019 с.