Регулирование международного оффшорного бизнеса




 

Стремительный рост оффшорного бизнеса не мог оставить безучастным правительства развитых стран, из которых капитал стал эмигрировать в территории с более благоприятными условиями. Поэтому в этих странах стали применяться специальные «антиоффшорные» законы, призванные снизить отток капиталов, свести к минимуму преимущества ведения бизнеса через оффшорные зоны.

Лондонская международная коференция предпринимателей «Offshore-2000» оказала существенное влияние на ход развития мировой экономики. Участники конференции выразили озабоченность стремительным расширением оффшорных зон и происходящими там международными финансовыми махинациями, рассмотрели пути ограничения этих зон. В работе конференции приняли участие законодатели из большинства оффшорных территорий мира, представители ведущих территорий мира, представители ведущих банковских кругов, адвокатских контор, Евросоюза и Европейской Комиссии по финансовым преступлениям.

В последнее время наблюдается весьма стойкая тенденция к ужесточению метрополиями налогового и банковского законодательства в своих островных территориях (под давлением промышленно развитых стран).

Финансовые махинации в оффшорных зонах способны дестабилизировать мировую финансовую систему. Противостоять им предполагается путём ликвидации в этих юрисдикциях особого налогового режима, помогающего сохранять полную анонимность вкладчика, введения единой мировой системы связи между банками и инвестиционными компаниями. Единая компьютерная программа связи позволит автоматически выявлять подозрительные трансакции, блокировать их и доводить необходимую информацию до следственных органов.

Одно из негативных проявлений глобализации – резкое усиление криминализации национальных экономик и международных хозяйственных отношений по линии «отмывания» капиталов незаконного происхождения. По разным оценкам, объём ежегодно легализуемых в мире «грязных» доходов достиг к концу минувшего столетия астрономических сумм 0,5-1,3 трлн долл[36]. Критическое нарастание этих тревожных тенденций стимулировало противодействие им мирового сообщества, что выразилось, в частности, в создании специализированных международных организаций.

Так, в июле 1989 г. на парижском совещании «большой семёрки» была создана Специальная группа по борьбе с преступностью в финансовой сфере («Financial Action Task Force on Money Laundering» - FATF, в русской транскрипции – ФАТФ), нацеливаемая на всесторонний анализ результатов оперативных мероприятий по предотвращению использования банковской системы и финансовых учреждений для «отмывания» денег, на разработку модельных («эталонных») законодательных актов и превентивных мер в этой области, а также на повышение уровня координации соответствующих совместных усилий стран-участниц.

ФАТФ координирует свою работу с ООН, которая в последние годы непосредственно включилась в борьбу с легализацией «грязных» денег. Так, в июне 1998 г. на 20-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвящённой борьбе с преступностью в финансовой сфере и противодействию обороту наркотиков на мировой арене, был одобрен План действий против отмывания денег («Action Plan against Money Laundering»).

В соответствии с этим решением в декабре 1998 г. в виде специальной брошюры был выпущен документ «Глобальная программа ООН против отмывания денег»[37], где даны развёрнутые правовые определения и характеристики ряда преступлений в финансовой сфере. В преамбуле подчёркивается, что пресечение «отмывания» денег должно строиться на общей для всех государств мира концептуальной основе.

Специалисты ООН считают ключевым моментом выявления операций по «отмыванию» денег анализ этапа врастания преступных капиталов в кредитно-финансовую сферу, предлагая сосредоточить основное внимание на отслеживании именно стадии интегрирования «грязных» денег в национальные и мировую финансовые системы.

Именно так был поставлен вопрос, в частности, на состоявшемся в декабре 2000 г в Палермо саммите ООН по проблемам борьбы с организованной транснациональной преступностью, в работе которого приняли участие делегации более 140 стран. Саммит принял Конвенцию ООН по борьбе с транснациональной организованной преступностью. Одна из целей Конвенции – урегулирование вопросов конфискации собственности, добытой преступным путём, и отмены «банковской тайны», если вклад или финансовая операция связаны с «отмыванием грязных капиталов».

На международном уровне борьба с отмыванием денег ведётся также в рамках созданных по подобию ФАТФ региональных организаций. Это, в частности, Азиатско-Тихоокеанская группа (APG), Группа стран Карибского бассейна (CFATE), Группа стран южной и Восточной Африки (ESAAMLG) и Комитет экспертов Совета Европейского сообщества по оценке мер противодействия отмыванию денег (PC-R-EV). Группа экспертов по вопросам отмывания денег Межамериканской комиссии по контролю за злоупотреблением использования наркотических веществ (CICAD) отслеживает введение Плана действий по борьбе с отмыванием денег, принятого на встрече миничтров стран Западного полушария в Буэнос-Айресе в 1995 г.

Особое место в системе соответствующих международных организаций занимает «Интерпол» - мощная и авторитетная международная организация, которая прилагает в борьбе с «отмыванием» денег значительные усилия, занимаясь расследованием разнообразных международных экономических преступлений, а также собирая и анализируя информацию о совершаемых в различных странах наиболее серьёзных махинациях. Сотрудничество так называемых финансовых разведок (т.е. национальных органов по борьбе с «отмыванием» денег) ведётся в рамках Группы «Эгмонт» (Egmont Group), созданной в 1995 г.

Среди других в большей или меньшей мере влиятельных международных организаций рассматриваемого профиля следует отметить:

1)Организацию стран ЕС по борьбе с коммерческой преступностью (Commonwealth Commercial Crime Unit – CCCU), объединяющую 49 государств и обеспечивающую их необходимой информацией о международного характера правонарушениях в области экономики.

2)Оффшорную группу по банковскому контролю («Offshore Group of Banking Supervisors»), организующую сотрудничество в борьбе с «отмыванием денег» в международных оффшорных центрах и в свободных экономических зонах.

3)«Бернский клуб», включающий представителей правоохранительных органов ряда западноевропейских государств (основное направление работы – обеспечение эффективного обмена информацией между участниками).

4)Международную организацию контроля в сфере обращения ценных бумаг («International Organization of Securities Commissions» - IOSC), объединяющую представителей органов, контролирующих рынки ценных бумаг (136 членов из более чем 70 стран).

5) Международное морское бюро («International Maritime Bureau» - IMB), противодействующее экономическим преступлениям на морском транспорте, прежде всего контрабанде, в том числе валюты.

6)Службу по обеспечению безопасности бизнеса при Международной торговой палате («Business Security Services of the International Chamber of Commerce»), занимающуюся борьбой с различными видами преступлений в области международной торговли и банковских счетов.

7) Международную ассоциацию следователей по борьбе с подделками кредитных документов (IACCY).

8) Международную ассоциацию профессиональных офицеров безопасности банков (IAPSO). Деятельность перечисленных организаций обеспечила формирование довольно обширной нормативной базы, регламентирующей международное взаимодействие по рассматриваемым вопросам.

Действительно масштабная борьба с «отмыванием» денег началась лишь после терактов 11 сентября 2001 года, когда власти США всерьёз решили лишить международный терроризм финансовой подпитки. Уже 25 октября 2001 года казначейство США начало масштабную операцию «Зелёный поход» (Operation Green Quest). В течении четырёх месяцев американцам удалось изъять более 10 млн $ наличными и на 4,3 млн $ ценных бумаг. Параллельно американская дипломатия начала активно давить на страны и территории, известные оффшорными традициями и непрозрачной банковской системой.[38]

Что касается отношений этих организаций к России, то оно определяется, прежде всего, критически высокой долей «теневой экономики» и беспрецедентным незаконным вывозом из нашей страны капитала, широкомасштабным использованием для сокрытия прибыли и ухода от налогов оффшорных схем. Отсюда и включение России в ежегодно составляемый ФАТФ «чёрный список» стран, «не проводящих целенаправленных мер по предотвращению отмывания преступных капиталов». ФАТФ рекомендовала международному сообществу проявлять особую осторожность в отношениях с российскими компаниями и финансовыми институтами, а также заявила о возможном рассмотрении вопроса о применении к России финансовых санкций. Пересмотр отношения этой и других международных организаций к нашей стране, очевидно, зависит от эффективности действий российских властей по «высветлению» экономики и пресечению утечки капитала. Соответствующие концептуально-программные наработки имеются, и их востребование – проблема проявления политической воли.


Заключение

 

В настоящее время оценка деятельности оффшорных зон, их места и роли в мировой экономике в целом неоднозначна (что, конечно же, отражает и сам объективный факт противоречивости и неоднозначности их реального положения). С одной стороны, в их создании проявляются общемировые тенденции либерализации внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации экономики. С другой стороны, именно здесь осуществляется значительная часть операций по отмыванию «грязных» денег.

Проблемы создания и функционирования оффшорных зон, безусловно, актуальны и для современной России. Это выразилось в деятельности таких зон, как Калмыкия и Ингушетия. Россия продолжает нести потери в результате нелегального бегства капитала за границу и недобора налоговых и экспортных поступлений по оффшорным операциям на российском рынке и за рубежом. От других юрисдикций Россию отличает низкая эффективность защитных антиоффшорных мер. В этом смысле Россия по-прежнему остаётся пассивным объектом мирового оффшорного бизнеса.

Чтобы стать активным субъектом оффшорного бизнеса, Россия должна обеспечить активное сальдо оффшорных операций, а для этого ей необходимо, с одной стороны, снижать свои потери от операций космополитического капитала на российском рынке с тем, чтобы остановить бегство капитала за границу, и, с другой стороны, привлекать космополитический капитал российского и нероссийского происхождения в оффшорные центры на своей собственной территории, а также вернуть хотя бы часть летучего российского капитала домой. Всех проблем платёжного баланса и доходной части государственного бюджета России открытие российских оффшорных центров не решит, однако в случае успешной работы они способны компенсировать часть потерь России.


Список использованной литературы:

 

1) «О Центре международного бизнеса “Ингушетия”». Федеральный закон Российской Федерации №16-ФЗ от 30 января 1996 г.//Электронно-справочная система «КонсультантПлюс».

2) Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

3) Кашин В.А. Налоговые соглашения России. Международное налоговое планирование для предприятий. –М.:Финансы, ЮНИТИ, 1998.

4) Климовец О.В.Международный оффшорный бизнес. –Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.

5) Макаров В.В., Макарова Ю.С. Организация оффшорного предпринимательства в условиях глобализации экономики. –СПб., 2001.

6) Международные экономические отношения: Учебник/Под ред. Б.М. Смитиенко. –М.:ИНФРА-М, 2005.

7) Савин В.А.-Нужны ли России свободные экономические зоны? –М.:Мировая экономика и международные отношения, 2000.

8) Троценко А., Карманова Б. Оффшорные компании: обзоры, комментарии, рекомендации. –М.:НПК ВЕСТА, 1995.

9) Халдин М.А. Мировой опыт оффшорного бизнеса. –М.: Международные отношения, 1995

10) Халдин М.А. Россия в оффшорном бизнесе.–М.: Международные отношения, 2005.

11) Воронина А.М. Эволюция оффшорного бизнеса // Финансы и кредит. - 2006. - №13. - С.42–47.

12) Калушин С.А. Практика использования оффшорных зон российскими организациями//Менеджмент.- 2006.- №10-С.24-32.

13) Новиков К. Борьба с легальным исходом//Коммерсантъ-Деньги-2007.- №2-С.65-72.

14) Euromoney, April 2001, p.1973

15) Financial stability forum. Report of the working group on offshore centures.-2000. – Apr.5

16) Hampton M.P. The Offshore Interface. Tax Heavens in the Global Economy.-L., 1997.

17) Shore to shore. – L., 1999.-Spring.

18) The Offshore Institute Membership Directory and Analysis 1997. – L.,1997.

19) United Nations Global Program against Money Laundering (GPML).-New York:UN, 1998.

20) https://www.karliki.ru

21) https://www.offshore.su/index.php?action-showcat&catid=11

22) https://www.taxcons.com


Приложение

 

Положение оффшорных юрисдикций в мировой экономической системе.[39](табл. 1)

Страна ВВП (млн долл. В ППС 2003) Доля сектора услуг в ВВП, % ВВП, производимый сектором услуг (млн долл. США) Экспорт (млн долл.) Импорт (млн долл.)
Швейцария          
Венгрия   62,1 83648,7    
Сингапур          
Сербия и Черногория          
Люксембург       10,1 13,25
Панама          
Тринидад и Тобаго   55,2 6127,2    
Бахрейн          
Кипр   75,5      
Ниуэ       0,14 2,38
Багамы       560,7  
Барбадос          
Голландские Антильские острова          
Бермуды     2002,5    
Джерси       - -
Остров Мэн       - -
Андора          
Гернси       - -
Белиз     742,4    
Каймановы острова   95,4 1211,58 1,2 457,4
Лихтенштейн         917,3
Сейшелы   73,2 458,23    
Вануату     349,06    
Гибралтар       81,1  
Гренада   68,4 300,96    
Доминика     220,4    
Сэнт Китс и Невис   70,7 239,67    
Сент Винсент и Гренадины     216,96 53,7 185,6
Британские Виргинские острова     294,4 25,3  
Теркс и Кайкос     189,42   175,6
Маршаловы острова     80,5    
Ангилья     81,12 2,6 80,9
Науру     53,4 - -
ОАЭ     27,03    
Суммарно по всем оффшорным юрисдикциям   - 384679,48 200850,84 194211,43
МИР в целом   -      
Доли юрисдикции в мире 0,01 - 0,0079 0,03 0,03

 


[1] Троценко А., Карманова Б. Оффшорные компании: обзоры, комментарии, рекомендации. –М.: НПК ВЕСТА, 1995.

[2] Эволюция оффшорного бизнеса/ Воронина А.М. Финансы и кредит, 13 (217) – 2006.

[3] По данным компаний Consum Corporate Agents (см. официальный сайт компании https://www.taxcons.com).

[4] Макаров В.В., Макарова Ю.С. Организация оффшорного предпринимательства в условиях глобализации экономики.-СПб., 2001.

[5] Кашин В.А. Налоговые соглашения России. Международное налоговое планирование для предприятий.- М.:Финансы, ЮНИТИ, 1998.

[6] Euromoney, April 2001, p.1973.

[7] Россия в оффшорном бизнесе/М.А. Халдин. - М.: Международные отношения, 2005.

[8] Нужны ли России свободные экономические зоны?/Савин В.А. -М.: Мировая экономика и международные отношения,2000.

[9] Financial stability forum. Report of the working group on offshore centures.-2000. – Apr.5

[10] Shore to shore. – L., 1999.-Spring.

[11] Халдин М.А. Мировой опыт оффшорного бизнеса.-М.: Международные отношения, 1995.

[12] The Offshore Institute Membership Directory and Analysis 1997. – L.,1997.

[13] Hampton M.P. The Offshore Interface. Tax Heavens in the Global Economy.-L., 1997.

[14] Россия в оффшорном бизнесе/М.А. Халдин. - М.:Международные отношения, 2005

[15] Международный оффшорный бизнес/О.В. Климовец - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

[16] Международный оффшорный бизнес/О.В.Климовец-Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.

 

[17] Свободные экономические зоны/Р.И. Зименков.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

 

[18] Свободные экономические зоны/Р.И. Зименков.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

[19] Международный оффшорный бизнес/О.В.Климовец-Ростов-на-Дону:Феникс, 2004

[20] Международный оффшорный бизнес/О.В.Климовец-Ростов-на-Дону:Феникс, 2004

[21] Свободные экономические зоны/Р.И. Зименков.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

[22] Свободные экономические зоны/Р.И. Зименков.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

[23] Свободные экономические зоны/Р.И. Зименков.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

[24] Эволюция оффшорного бизнеса/ Воронина А.М. Финансы и кредит, 13 (217) – 2006.

[25] Свободные экономические зоны/Р.И. Зименков.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

[26] Россия в оффшорном бизнесе/М.А. Халдин. - М.:Международные отношения, 2005.

[27] Международный оффшорный бизнес/О.В.Климовец-Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.

[28] Британские Виргинские острова консультируются по поправкам к Закону о компаниях https://www.offshore.su/index.php?action-showcat&catid=11

[29] Международный оффшорный бизнес/О.В.Климовец-Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.

[30] Международный оффшорный бизнес/О.В.Климовец-Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.

[31] Международный оффшорный бизнес/О.В.Климовец-Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.

[32] Свободные экономические зоны/Р.И. Зименков.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

 

[33] Свободные экономические зоны/Р.И. Зименков.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

[34] Свободные экономические зоны/Р.И. Зименков.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

[35] Россия в оффшорном бизнесе/М.А. Халдин. - М.:Международные отношения, 2005.

[36] Международный оффшорный бизнес/Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.

[37] United Nations Global Program against Money Laundering (GPML).-New York:UN, 1998.

[38] Кирилл Новиков/Коммерсантъ-Деньги №2 (609) 22.01-28.01.2007, с.65

[39] Рассчитано автором на основе данных (CIA World Factbook), ООН (Yearbook of International Trade Statistics), интернет сайта www.karliki.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: