Цель: Формировать представления детей о значении воды в природе.
Задачи:
1.Уточнить представление детей о значении воды для всего живого: растений, животных, человека.
2. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
3. Дать детям знания о свойствах воды (вкусе, цвете, запахе).
4. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
Материал: Картинки «Вода в природе», комнатное растение, одноразовые стаканчики, чистая вода, гуашь, ватные диски для эксперимента; наглядный материал: поделка – аквариум, капелька Капитошка, бумажные капельки для игры, солнышко из бумаги.
Ход занятия:
Воспитатель:
Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода)
К нам в гости пришла капелька Капитошка. Она хочет нам много рассказать об уникальном веществе – о воде. Нам тоже предлагает превратиться в капелек.
Воспитатель: Ребята для чего нужна вода, как мы ее используем?
Дети: Пьем, моем руки, купаемся.
Воспитатель: Какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол?
Дети: Комната станет грязной.
Воспитатель: А если мы перестанем мыть руки?
Дети: Можем заболеть от грязных рук.
Воспитатель: Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать?
Дети: Без воды растения завянут и погибнут.
Воспитатель: Вода, также растворяет питательные вещества в почве, что необходимо для роста растений. Животным необходима вода?
Дети: Да животные, как и люди, пьют воду.
Воспитатель: Есть такая поговорка: «Где вода—там жизнь». Вода нужна для жизни всем. Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - растения. Пить и купаться должны звери и птицы. Для рыбок вода, это еще и дом, где они живут.
|
Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поговорим о том, где живет вода в природе?
Воспитатель: Капельки воды в природе никогда не стоят на одном месте: они «ходят, движутся» по кругу. Капельки выпадают из туч, в виде дождя, снега, путешествуют по земле, а затем, под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует как «волшебница».
Подвижная игра «Капелька и тучка»
Воспитатель: Прилетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки составляют ручейки). Встретились ручейки и стали одной рекой (дети соединились в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали в океане капельки, а потом вспомнили, что мама-тучка наказала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевши дети поднимаются, затем вытягиваются вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме-тучке (дети подбегают к воспитателю).
Музыкальная физкультминутка «С неба капельки летели»
1. (дети бегают) С неба капельки летели,
В ручейки попасть хотели,
И захватывая дух,
|
Капельки упали - бух! (присели)
Припев (2 раза): Капельки - прыг-прыг, (прыгают)
Капельки - хлоп-хлоп, (хлопают)
Капельки - топ-топ-топ-топ-топ. (маршируют)
2. (бегут) С неба капельки упали,
Ручейками побежали.
Побежали ручейки
И прозрачны, и легки.
Воспитатель: Пока мы с вами играли, вам наверняка захотелось пить, подойдите к столу, посмотрите вот вода, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода, каждому). Какая она по вкусу?
Дети: Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Правильно, вода не имеет вкуса, она безвкусная. А если в воду добавить сахар, соль, лимон какой на вкус будет вода?
Дети: Сладкой, соленой, кислой.
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода?
Дети: Вода не имеет запаха.
Воспитатель: А сейчас давайте посмотрим на воду и скажем, какого цвета вода в стакане.
Дети: Прозрачная.
Воспитатель: Ребята, вода может изменить цвет в зависимости от того, что в нее добавили. На столе стоит стакан с небольшим количеством краски-гуашь. Перельем из одного стакана в другой, посмотрим, что произошло с водой?
Дети: Вода окрасилась.
Воспитатель: Ребята мы с вами узнали, что вода не имеет вкуса, цвета и запаха. А сейчас я беру два прозрачных стакана с водой. Первый стакан - с чистой водой, второй с грязной (талый снег).
- Что вы видите у меня в стаканах?
- Какую воду вы захотели бы выпить?
- Почему вы выпили бы чистую воду?
- А почему не стали бы пить грязную?
- Как вы думаете, можно очистить грязную воду?
(ответы детей)
Воспитатель: Попробуем очистить воду. Беру емкость, вставляю в нее воронку с ватными дисками. Выливаю грязную воду в воронку. Вода проходит сквозь фильтр и становится чистой. Давайте посмотрим, на ватные диски, какими они стали? (показ детям)
|
Дети: Ватные диски стали грязными, а вода чистой.
Воспитатель: Вот мы сколько нового узнали о воде. Чистая вода необходима всему живому: людям, насекомым, растениям, животным. Для того, чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран. А если вы приходите на водоем, не надо бросать в воду мусор.
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)
Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)
Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)
Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги).