Производство комбикормов в регионе за последние годы испытывает значительные трудности из-за сокращения поголовья скота и распада животноводческих ферм. В результате рынок комбикормов в значительной степени ориентирован на продукцию, завозимую из других регионов (Омской области, Алтайского края и других), в том числе и тех продуктов, которые с успехом могли бы производиться непосредственно в Республике Бурятия.
В настоящее время намечается увеличение поголовья скота всех категорий, возрождение племенного животноводства, поэтому создание комбикормового завода является актуальным. Производство комбикормов по указанной технологии и с использованием современного импортного оборудования позволит:
q Производить качественную продукцию разных рецептур и для разных отраслей животноводства
q Производить комбикорма по рецептурам заказчиков
q Выпускать комбикорма полностью сбалансированных по микроэлементам и витаминам и способных на максимальную конверсию
Анализ конечных потребителей
Потребителей продукции ЗАО СК «Николаевский» можно классифицировать следующим образом:
1. Юридический критерий:
- Юридические и физические лица (хозяйства и частные фермеры) всех форм собственности и организационно-правовых форм
2. Отраслевой критерий:
- хозяйства и частные фермеры, занимающиеся животноводством;
3. Географический критерий:
- Хозяйства и частные фермеры Тарбагатайского района и других районов республики;
Анализ конкурентов
Производством комбикормов в республике занимаются ОАО «Заудинский мелькомбинат» и ОАО «Улан-Удэнская птицефабрика». Недостатками конкуренции можно назвать такие факторы, что:
мелькомбинат производит комбикорма по заказам, цены на комбикорма высокие из-за высокой себестоимости;
птицефабрика специализируется на производстве комбикормов для птицеводства и использует продукцию на собственные нужды;
реализацией комбикормов, производимых в других регионах, занимаются оптовые центры, объемы их поставок не большие, высокий риск нарушения договоров поставок, большие транспортные расходы.
Преимущество проекта заключается в том, что собственное производство является гарантом качества производимой продукции. В свою очередь от качества комбикормов зависит устойчивость продуктивности животноводческой отрасли как для СК «Николаевский», так и для республики в целом.
Маркетинговые мероприятия и исследования, проводимые ЗАО СК «Николаевский» направлены на:
1) Планирование производства и сбыта продукции на основе спроса покупателей и ситуации на рынке зерна
2) Заключение в начале года договоров с потребителями продукции и поставщиками сырья
3) Сбор информации о конкурентах (цены, рынки сбыта и т.п.)
Основными внешними факторами, влияющими на реализацию проекта и его результаты, являются:
1. Ставка рефинансирования Центрального банка (в проекте заложено 23% годовых, которые не будут меняться в течение всего проекта). Ставка рефинансирования влияет на ставку фонда федеральной программы социально-экономического развития Республики Бурятия
2. Темпы роста (падения) курса евровалюты (в проекте предусмотрен курс 27,18 рублей за 1 Евро на дату подачи заявки). От курса данной валюты зависит стоимость поставляемого комплекса оборудования для производства комбикормов (инвестиционные затраты).
3. Темпы инфляции. В проекте использованы индексы-дефляторы, разработанные Министерством экономики и внешних связей Республики Бурятия (см. табл. 3.3.1.):
Индексы-дефляторы
(по данным Министерства экономики и внешних связей РБ)
Таблица 3.3.1.
2002 г. к 2001 г. | 2003 г. к 2002 г. | 2004 г. к 2003 г. | 2005 г. к 2004 г. | |
Оплата труда | ||||
Оплата труда | 1,04 | 1,10 | 1,15 | 1,20 |
Промышленные товары | ||||
ГСМ | 1,18 | 1,15 | 1,12 | 1,10 |
Электроэнергия | 1,16 | 1,13 | 1,11 | 1,08 |
МБП | 1,03 | 1,05 | 1,08 | 1,10 |
Услуги | 1,12 | 1,10 | 1,08 | 1,07 |
Тепло- и водоснабжение | 1,20 | 1,15 | 1,10 | 1,08 |
Сельскохозяйственная продукция | ||||
Зерновые культуры | 1,02 | 1,03 | 1,05 | 1,08 |
Прочие (соль, мел) | 1,03 | 1,05 | 1,08 | 1,10 |
БВМД | 1,10 | 1,12 | 1,15 | 1,18 |
Готовая продукция | 1,05 | 1,07 | 1,08 | 1,08 |
Финансовый год по проекту установлен с даты начала проекта, т. е. с апреля 2002 года и заканчивается в марте 2006 года. Это связано с тем, что запуск производства планируется с 3-го квартала. Период январь-март 2002 года является подготовительным периодом. Финансовый год (апрель-март) – используется для отображения данных проекта; календарный год (январь-декабрь) – для корректировки на индексы-дефляторы.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН
Потребность в капитальных вложениях.
Для реализации проекта необходимо приобрести оборудование на сумму 3 871 592,5 рублей. Перечень оборудования, входящего в комплекс, его количество, стоимость в евро и рублях с учетом уплаты таможенной пошлины и НДС, приведен в проектно-сметной документации.
Необходимо также оплатить транспортные расходы по доставке оборудования в Москву, потом в г. Улан-Удэ и осуществить монтаж. Сумма этих расходов согласно проектно-сметной документации составляет 2 344 603,7 рублей.
Во втором году запланировано строительство хранилища для зерна, предварительная смета составила 550 000 рублей.
Таким образом, общая сумма инвестиций составляет 6 766 196,2 рублей (см. табл. 4.1.1.):