на принудительное исполнение решений третейских судов




Правовое регулирование третейского судопроизводства. Третейский суд. Значение третейского разрешения гражданско-правовых споров. Требования, предъявляемые к третейским судьям.

Третейское разбирательство гражданско-правовых споров граждан. Содержание третейской записи и условия ее действительности. Споры, изъятые из компетенции третейского суда.

Порядок рассмотрения дел в третейском суде. Содержание решений третейского суда. Оспаривание решений третейских судов в судах общей юрисдикции. Обращение в суд с заявлением об отмене решения третейского суда. Порядок рассмотрения заявления. Основания отмены решения третейского суда.

Выдача исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Обращение в суд с заявлением. Порядок рассмотрения заявления. Отказ в выдаче исполнительного листа. Определение о выдаче исполнительного листа.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Для подготовки к практическим занятиям студентам следует изучить вопросы, выполнить задания для самостоятельной работы, изучить основную и дополнительную литературу. На практических занятиях по некоторым темам студенты выступают с докладами по наиболее интересным проблемам изучаемой темы.

При подготовке доклада студент должен решить следующие задачи:

– выбрать тему, обосновать ее актуальность и значимость;

– ознакомиться с литературными источниками и сделать их анализ;

– собрать необходимый материал для исследования;

– провести систематизацию и анализ собранных данных;

– изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме;

– на основе выполненной работы сделать выводы.

По завершении доклада присутствующие задают вопросы. Нескольким слушателям доклада дается задание оценить доклад и при возможности дополнить его.

Задания выполняются письменно непосредственно на практическом занятии, а вопросы и задания для контроля самостоятельной работы необходимо устно подготовить дома.

При подготовке к практическим занятиям по ряду тем студентам необходимо решить задачи из практикума [3]. При этом в большинстве случаев, прежде всего, необходимо определить материальные отношения между участниками рассматриваемого в суде дела. Далее определяются нормы материального права, подлежащие применению, а также нормы гражданского процессуального права (в соответствии с темой занятия).

При возникновении коллизии необходимо указать мотивы выбора правовой нормы, подлежащей применению к конкретной задаче

В условии задачи всегда ограничено количество информации, нет письменных материалов, которые можно оценить. Поэтому если какое-то важное условие при решении задачи не указано, то необходимо исходить из того, что такого условия нет.

Задача. Галкина обратилась с иском к Галкину о взыскании алиментов. Ответчик получает заработную плату в размере 16 000 руб. в месяц. Определите цену иска, размер государственной пошлины и с кого она должна быть взыскана.

Решение. Алиментные обязательства родителей по отношению к несовершеннолетним детям регламентируются главой 13 Семейного кодекса РФ. В соответствии со ст. 81 СК РФ при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на одного ребенка взыскиваются в размере одной четверти заработка и (или) иного дохода родителей.

Следовательно, размер алиментов, подлежащих взысканию по иску, описанному в задаче, – 4000 руб. ежемесячно.

Судебные расходы регламентированы с гл. 7 ГПК РФ. В соответствии со ст. 91 цена иска о взыскании алиментов определяется исходя из совокупности платежей за год.

4000·12 = 48000.

Следовательно, цена иска – 48 000 руб.

Далее необходимо определить размер государственной пошлины. Статья 88 ГПК РФ, регламентирующая размер государственной пошлины – бланкетная, она отсылает нас к налоговому кодексу РФ.

В соответствии со ст. 333.19 НК РФ, при подаче искового заявления имущественного характера размер государственной пошлины зависит от цены иска. При цене иска от 20 001 руб. до 100 000 руб. государственная пошлина составляет 800 р. плюс 3 % суммы, превышающей 20 000 руб.

800 + (48 000·3 %) = 2240 руб.

Следовательно, размер государственной пошлины составляет 2240 руб.

Однако в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ истцы по искам о взыскании алиментов освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, при обращении в суд с иском Галкина государственную пошлину не уплачивает.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Следовательно, если суд удовлетворит требования Галкиной о взыскании алиментов, с Галкина будет взыскана также и не уплаченная Галкиной государственная пошлина в размере 2240 руб.

 

Тема 1. Судебная реформа. Судебная система

План занятия

1. Судебная система Российской Федерации.

2. Система судов общей юрисдикции.

3. Этапы судебной реформы РФ.

4. Перспективы развития гражданского судопроизводства в РФ.

Рекомендуемая литература: [7, 22, 44, 46, 48, 59–61, 65, 66, 87, 89, 90, 131, 132, 134, 151].

Задания

1. Нарисуйте схему «Судебная система Российской Федерации».

2. Составьте табл. 1 «История развития гражданского процесса».

Таблица 1

Критерии для сравнения Древний мир Римское право Средние века Современный процесс
Органы, осуществляющие правосудие (судебная система)        
Лица, участвующие в деле        
Доказательства        
Процесс доказывания        
Виды судопроизводства        
Процедура рассмотрения споров        
Принципы судопроизводства        

 

На занятии проводится деловая игра на тему «Судебная реформа в России: содержание и перспективы».

Условия игры: студенты делятся на две команды; одна команда поддерживает объединение Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, другая – оспаривает.

Команды заранее выбирают докладчиков, выступающих в поддержку своей позиции. Первыми выступают защитники судебной реформы. После их выступления представители команды оппонентов задают им вопросы с целью «разрушить» доказательную базу защиты.

Затем аналогичным образом выступает команда противников реформы.

Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы

1. Назовите основные исторические типы гражданского судопроизводства.

2. В чем суть судебной реформы 1864 года?

3. Какие изменения претерпел гражданский процесс в советский период?

4. Дайте общую характеристику гражданскому процессу в зарубежных странах.

5. Охарактеризуйте принципы международного гражданского процесса.

6. Изучите основные этапы реформирования гражданского судопроизводства в Российской Федерации.

7. Каковы перспективы развития гражданского процесса в будущем?

8. Какие новые институты получили свое закрепление в гражданском процессуальном законодательстве?

 

Тема 2. Понятие, предмет, система, источники гражданского

процессуального права

План занятия

1. Понятие гражданского процесса.

2. Гражданская процессуальная форма.

3. Виды гражданского судопроизводства.

4. Стадии гражданского процесса.

5. Гражданское процессуальное право.

6. Связь гражданского процессуального права с другими отраслями права.

Рекомендуемая литература: [4, 6, 7, 25, 41–43, 45, 46, 50, 56, 66, 68, 69, 73, 96, 97, 112, 120, 133, 134, 177, 179].

Задания

1. Выпишите из ГПК РФ примеры норм, закрепляющих признаки гражданской процессуальной формы.

2. Составьте схему «Юридические факты в гражданском процессе» с конкретными примерами.

3. Составьте таблицу «Виды гражданского судопроизводства» (табл. 2).

Таблица 2

Критерии для сравнения Приказное Исковое Публичное Особое
Лица, участвующие в деле        
Категории дел        
Наличие спора        
Сроки рассмотрения дела        
Стадии процесса        
Судебный акт, разрешающий дело        

 

4. Выпишите нормы Конституции, регулирующие гражданские процессуальные правоотношения.

5. Составьте схему «Виды норм гражданского процессуального права» с примерами норм из ГПК РФ.

Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы

1. Назовите формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

2. Дайте характеристику сущности гражданского процесса.

3. Опишите гражданский процесс как один из видов судебной деятельности.

4. Назовите задачи гражданского судопроизводства, раскройте их.

5. Назовите общие правила судопроизводства и изъятие из них для отдельных видов производства.

6. Перечислите стадии гражданского процесса.

7. Определите понятие гражданского процессуального права, предмет его регулирования.

8. Охарактеризуйте значение гражданского процессуального права.

9. Определите место гражданского процессуального права в системе права.

10. Назовите источники гражданского процессуального права РФ, дайте им характеристику.

11. Опишите предмет и систему науки гражданского процессуального права.

Тема 3. Принципы гражданского процессуального права

План занятия

1. Понятие и значение принципов гражданского процессуального права.

2. Классификация принципов.

3. Содержание принципов гражданского процессуального права.

Рекомендуемая литература: [10, 11, 20, 22, 24, 26, 47, 57, 78, 84, 85, 94, 115, 116, 131, 192].

Задания

1. Сравните принципы гражданского и уголовного судопроизводства (состав принципов и содержание конкретных принципов).

2. Работа в малых группах, обсуждение тем:

а) принцип гласности гражданского судопроизводства;

б) принцип состязательности гражданского судопроизводства;

в) осуществление правосудия только судами;

г) разумный срок судопроизводства;

д) язык судопроизводства;

е) независимость судей.

Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы

1. Определите понятие принципов гражданского процессуального права. Опишите их значение.

2. Назовите состав, систему и классификацию принципов гражданского процесса.

3. Назовите организационные принципы гражданского процесса, раскройте их.

4. Назовите функциональные признаки гражданского процесса, дайте им характеристику.

5. Каким требованиям должно отвечать правовое начало, чтобы квалифицировать его как принцип гражданского процессуального права?

6. Какие существуют способы нормативного закрепления принципов гражданского процессуального права?

7. Являются ли равнозначными понятия «состав принципов» и «система принципов»? Если нет, то в чем заключается различие между ними?

8. В чем выражается связь и взаимодействие принципов гражданского процессуального права между собой?

9. По каким критериям принято классифицировать принципы гражданского процессуального права?

10. Какое значение имеют принципы гражданского процессуального права для науки, законотворческого процесса, судебной практики?

11. Какие права лиц, участвующих в деле, вытекают непосредственно из принципа состязательности гражданского процессуального права?

12. Какими активными полномочиями наделен суд в процессе доказывания?

13. Может ли суд выносить на обсуждение обстоятельства, на которые стороны не ссылались?

14. Кто может быть инициатором возбуждения гражданского дела в суде общей юрисдикции?

15. Какие права сторон относятся к числу диспозитивных? Приведите несколько примеров.

16. В чем выражается контроль суда за распорядительными действиями сторон в гражданском процессе?

17. Какие принято выделять виды гарантий принципа независимости судей и подчинения их только закону в гражданском процессе? Какие процессуальные гарантии данного принципа Вы знаете?

18. В каких случаях рассмотрение гражданского дела происходит в закрытом судебном заседании?

19. Как меняется реализация принципа гласности в связи с развитием информационных технологий?

20. Требуется ли разрешение суда для того, чтобы осуществлять письменные заметки, стенографирование, аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку, а также трансляцию судебного заседания по радио и телевидению?

21. Дела какой категории подлежат коллегиальному рассмотрению по первой инстанции в судах общей юрисдикции?

22. Какие исключения из принципа непосредственности предусмотрены действующим гражданским процессуальным законодательством?

23. Допускается ли по действующему законодательству рассмотрение одним и тем же составом судей других дел до окончания рассмотрения данного дела?

24. В чем заключается принцип процессуального равноправия сторон в гражданском процессе?

25. На каком языке ведется гражданское судопроизводство? Какие гарантии предусматривает закон для лиц, не владеющих языком судопроизводства?

26. Решите задачи по теме из практикума.

Тема 4. Подведомственность. Подсудность. Состав суда

План занятия

1. Суд как участник гражданского процесса.

2. Подведомственность: понятие и виды.

3. Подсудность: понятие и виды.

Рекомендуемая литература: [8, 19, 21, 28, 39, 52, 72, 92, 104, 105, 111, 119, 132, 134, 143, 204].

Задания

1. Составьте таблицу «Подведомственность гражданских дел» (табл. 3).

2. Составьте определение суда о направлении дела по подсудности.

3. Составьте соглашение о подсудности.

 

Таблица 3

Категории дел Суды общей юрисдикции Арбитражные суды Третейские суды Органы государственной власти и местного самоуправления
Имущественные споры        
Трудовые споры        
Семейные споры        
Налоговые споры        
Финансовые споры        

 

Тема доклада

Подсудность гражданских дел Верховному Суду РФ.

Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы

1. Назовите основные органы, уполномоченные на разрешение юридических дел.

2. Каковы основные тенденции при определении подведомственности споров о праве и иных юридических дел?

3. Какие виды подведомственности Вы знаете?

4. По каким критериям определяется подведомственность юридического дела?

5. Можно ли договором сторон изменить подведомственность между судом общей юрисдикции и арбитражным судом?

6. Как разграничивается подведомственность между различными судами при оспаривании заинтересованными лицами нормативных актов?

7. Влияет ли субъектный состав участников спора на подведомственность дела?

8. В каких случаях спорность либо бесспорность права определяет подведомственность дела?

9. Расскажите основные правила подведомственности споров, возникающих из гражданских правоотношений.

10. Каковы особенности подведомственности споров, возникающих из трудовых отношений?

11. Назовите и охарактеризуйте основные формы защиты семейных прав. В каких случаях юридическое дело может быть разрешено без обращения к суду?

12. Как разрешаются коллизии подведомственности?

13. Каковы процессуально-правовые последствия подведомственности дела суду общей юрисдикции?

14. Как разграничиваются понятия «подведомственность» и «подсудность»?

15. Какие дела подсудны мировым судьям?

16. Какие дела подсудны по первой инстанции верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономного округа?

17. Какие дела подсудны по первой инстанции Верховному Суду РФ?

18. Какие дела подсудны военным судам?

19. Какие Вы знаете виды территориальной подсудности?

20. Как можно классифицировать споры о подсудности?

21. По каким основаниям допускается передача дела из одного суда в другой?

22. Какова подсудность споров о защите прав потребителей?

23. Решите задачи по теме из практикума.

Тема 5. Лица, участвующие в деле

План занятия

1. Понятие и участники гражданских процессуальных правоотношений.

2. Гражданская процессуальная правосубъектность.

3. Стороны.

4. Процессуальное соучастие. Правопреемство.

5. Замена ненадлежащего ответчика.

6. Третьи лица.

Рекомендуемая литература: [58, 70, 71, 108–110, 118, 119, 121, 122].

Задания

1. Составьте схему «Участники гражданского судопроизводства».

2. Проанализируйте текст ГПК РФ с целью выявления всех норм, закрепляющих процессуальные обязанности лиц, участвующих в деле.

3. Составьте определение суда о замене ненадлежащего ответчика.

Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы

1. Определите гражданские процессуальные правоотношения и их субъекты.

2. Определите понятие и содержание гражданских процессуальных правоотношений.

3. Назовите лиц, участвующих в деле. Перечислите их признаки.

4. Назовите лиц, содействующих правосудию.

5. Определите понятия гражданская процессуальная правоспособность и гражданская процессуальная дееспособность.

6. Дайте характеристику сторонам в гражданском процессе. Понятие сторон.

7. Назовите процессуальные права и обязанности сторон.

8. Опишите последствия невыполнения лицами, участвующими в деле, процессуальных обязанностей.

9. Охарактеризуйте процессуальное соучастие.

10. Определите понятие надлежащей и ненадлежащей стороны.

11. Опишите порядок замены ненадлежащей стороны.

12. Разъясните понятия «процессуальный ответчик», «дружественный ответчик», «условный ответчик»

13. Какие виды средств защиты ответчика предусматривает ГПК РФ?

14. Охарактеризуйте возражения ответчика против иска как средство его процессуальной защиты.

15. Изучите процессуальное правопреемство.

16. Опишите третьих лиц в гражданском процессе. Понятие третьих лиц.

17. Назовите процессуальные права и обязанности третьих лиц.

18. Опишите процессуальные особенности участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, по делам о восстановлении на работе или в должности неправильно уволенных работников.

19. Решите задачи по теме из практикума.

 

Тема 6. Деятельность прокурора в гражданском процессе

План занятия

1. Основания участия прокурора в гражданском процессе.

2. Правовое положение прокурора в гражданском процессе.

3. Возбуждение дела прокурором в суде первой инстанции.

4. Заключение прокурора по гражданскому делу.

5. Участие прокурора в апелляционной, кассационной, надзорной инстанции.

Рекомендуемая литература: [142, 155].

Задания

Составьте заключение прокурора по делу (одно из предложенных):

а) о лишении родительских прав;

б) об усыновлении ребенка;

в) о признании гражданина безвестно отсутствующим;

г) об оспаривании нормативного правового акта;

д) о защите избирательных прав граждан;

е) об административном надзоре за лицом, освобожденным из мест лишения свободы;

ж) о признании гражданина недееспособным;

з) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь.

Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы

1. Дайте характеристику прокурора в гражданском процессе.

2. Опишите сущность, основания и формы участия прокурора в гражданском процессе.

3. Опишите процессуальное положение прокурора.

4. Кто является истцом по делу, возбужденному судом по заявлению прокурора?

5. В чем совпадают и различаются между собой процессуальное положение истца и прокурора, предъявившего иск?

6. Может ли судья отказать прокурору в принятии его заявления? Если да, то по каким основаниям?

7. Кто обязан доказывать обоснованность требований по иску, заявленному прокурором?

8. Как разрешается вопрос о судебных расходах по делу, начатому по инициативе прокурора?

9. Решите задачи по теме из практикума.

Тема 7. Органы государственной власти, органы местного



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: