и без излишнего проявления своих чувств.




 

К семье Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относятся те люди, для которых запретно принимать закят. Конкретно имеются в виду члены семейства Али, семейства Джафара, семейства Акиля, семейства Аббаса, члены рода бану ал-Харис ибн Абд ал-Мутталиб, а также жены и дочери Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал:

"Аллах хочет удалить скверну от вас, семьи его дома и очистить вас " ("Сонмы", 33).

Имам Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал: "И есть такое, в чем не станет сомневаться основательно поразмысливший о том, что сказано в Коране. Мы имеем в виду, что в словах Аллаха:

"Аллах хочет удалить скверну от вас, семьи его дома и очистить вас " ("Сонмы", 33)

- подразумеваются и жены Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как из контекста ясно, что речь идет о них, и поэтому далее Аллах говорит с обращением к женам его:

"И вспоминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости..." ("Сонмы", 34).

Это означает: поступайте (имеются в виду жены Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) в домах своих в соответствии с тем, что ниспосылает из Корана и Сунны Всевышний Аллах своему Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и об этом говорил Каттада и не только он один. Это означает также: и помните об этом благодеянии, которым вы были наделены среди всех остальных людей, ибо откровения ниспосылаются в ваши дома в отличие от других. И в особенности это касалось Аиши дочери Сиддика, да будет доволен ими Аллах, которая более всех из них была отмечена этой коснувшейся всех жен Пророка милостью, ибо, как говорил сам Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, ни с одной из других жен, кроме нее, не бывало так, чтобы ему ниспосылались откровения, когда он, да благословит его Аллах и приветствует, находился в постели своей жены. Некоторые из ученых объясняли это тем, что только Аиша была девственницей из всех его жен, когда он женился на ней, и никто, кроме Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не спал с ней в ее постели (он имеет в виду то, что она никогда не была женой никого другого), и поэтому она достойна такого преимущества и столь высокого места. Однако если жены его относятся к членам его семьи, то тем более достойны называться так его родственники.

Последователи Сунны и Джамаата любят членов семьи Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, испытывают к ним теплые чувства и придерживаются по отношению к ним завета Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который в день Гадир-Химма (название местности) сказал:

"Завещаю вам ради Аллаха помнить о моих домашних (то есть обращайтесь с ними по-хорошему)" (Этот хадис приводит Муслим).

Последователи Сунны любят и почитают их из любви к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и почтения к нему, однако при условии, если они следуют Сунне и идут прямой дорогой религии Ислама, как это делали их предшественники наподобие Аббаса и его потомков и Али и его потомков. Что же касается тех, кто идет наперекор Сунне и отклоняется от прямого пути этой религии, то испытывать к таким людям дружеские чувства недопустимо, даже если они являются членами семьи Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

В своем отношении к членам семьи Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, последователи Сунны и Джамаата придерживаются умеренности и справедливости, испытывая теплые чувства к тем из них, кто привержен религии и идет прямым путем, и отрекаясь от тех, кто поступает вопреки сунне и отклоняется от религии Ислама, даже если такие люди и относятся к семье Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ведь, поистине, принадлежность к семье его и родство с Посланником ничего не дает, если он твердо не придерживается религии Аллаха. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передавал, что после того, как Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был ниспослан аят:

"И увещевай своих ближайших родственников» ("Поэты", 214),

- он поднялся на горку и сказал:

"О курейшиты, - или же он сказал нечто подобное, - искупите свои души сами, ибо я ничем не смогу помочь вам перед Аллахом! О Аббас Ибн Абд ал-Мутталиб, я никак не смогу помочь тебе перед Аллахом, о Сафийя, тетя Посланника Аллаха, я никак не смогу помочь тебе перед Аллахом, о Фатима, дочь Мухаммада, проси у меня что угодно из моего имущества, но я ничем не смогу помочь тебе перед Аллахом" (Этот хадис приводит ал-Бухари). Передают также, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Если человек проявляет медлительность в работе, родственники его не помогут ему стать более проворным" (Этот хадис приводит Муслим).

С учетом всего вышеизложенного, для последователей Сунны и Джамаата чужды подход к этому рафидитов, которые излишне возносят некоторых членов семьи Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и объявляют их непогрешимыми, и подход насибитов, которые враждебно относятся к ним, даже если они идут прямым путем, и порочат их, а также подход еретиков и суеверных, которые обращаются с просьбой к Аллаху через членов семьи Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или обращаются непосредственно к ним, избирая их своими господами помимо Аллаха.

В этом и во всех других отношениях последователи Сунны придерживаются умеренности и прямого пути, где нет места ни излишествам, ни небрежению, ни сухости и ни излишней восторженности ни по отношению к членам семьи Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ни по отношению к другим людям, да и сами члены семьи Пророка, которые идут прямым путем, отвергают крайности по отношению к ним и тех, кто допускает подобное. Так, например, повелитель правоверных Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сжёг тех кто проявлял излишество по отношению к нему огнём, так же согласился Ибн-Габбас, да будет доволен им Аллах, с необходимостью их казни, посчитав лишь, что казнить их следовало не огнем, а мечом. И Али, да будет доволен им Аллах, стал разыскивать предводителя этих фанатиков Абдаллаха ибн Саба, но тот убежал и скрылся.

 

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ

О достоинствах сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и тех убеждениях, которых следует придерживаться по отношению к ним.

 

1 - Что подразумевается под словом "сподвижники" и каких убеждений следует придерживаться по отношению к ним.

Слово "сахаба" («сподвижники») является множественным числом от слова "сахаби" (сподвижник). Так называют тех людей, которые встречались с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, поверили в него и умерли, не утратив этой веры, и этих людей следует считать самыми достойными представителями мусульманской Уммы и лучшими людьми изо всех поколений Ислама, ибо они первыми удостоились общения с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, боролись вместе с ним, приняли от него Шариат и передали его тем, кто пришел им на смену, и сам Аллах воздал им хвалу в ясных аятах Корана.

Всевышний сказал:

"А первые, опередившие из мухаджиров ("мухаджиры" - сподвижники, пересилившиеся из Мекки в Медину) и ансаров ("ансары" - сподвижники из Медины, принявшие Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и мухаджиров и защищавшие их) и те, которые следовали за ними в благодеянии: доволен ими Аллах, и они довольны Им. И уготовил Он им сады, где внизу текут реки, - для вечного пребывания там. Это - великая удача!" ("Покаяние", 100).

Так же:

"Мухаммад - Посланник Аллаха, и те, которые с ним, - яростны против неверных, милостивы между собой. Ты видишь их преклоняющимися, падающими ниц. Они ищут милости от Аллаха и благоволения. Приметы их - на их лицах от следов земных поклонов. Таков образ их в Торе, но в Евангелии образ их - посев, которым пустил свой побег и укрепил его; он стал твердым и выровнился на стебле, восхищая сеятелей, - чтобы разъярить ими неверных. Обещал Аллах тем из них, которые уверовали и творили благое, прощение и великую награду!" ("Победа", 29.)

Всевышний также сказал:

"Добыча принадлежит также] бедным мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и [лишены] своего имущества из-за стремления к милости и благоволению Аллаха, дабы помочь Аллаху и Его Посланнику. Они правдивые. А те, которые жили в Медине до них (т. е. до прихода мекканцев) и [обратились в новую] веру, любят переселившихся [из Мекки] к ним и не испытывают к ним никакой зависти из-за того, что отдано им (т. е. переселившимся). Они признают за ними предпочтительное право, если даже [сами] находятся в стесненном положении. И те, кто одолел свою алчность, - они преуспевшие." ("Собрание", 8-9).

В этих аятах Аллах, воздал хвалу мухаджирам и ансарам, охарактеризовав их как первых из числа устремившихся к благу. Он поведал, что остался доволен ими и уготовал для них райские сады. Он отозвался о них как о милостивых между собой и яростных по отношению к неверным. Он описал их как людей, совершающих множество поясных и земных поклонов и обладающих праведными сердцами, сказав, что их можно познать по приметам покорности и веры на лицах и что Аллах избрал их для общения с Его Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы с их помощью вызвать гнев у Его врагов из числа неверных. Кроме того, Он описал мухаджиров как людей, бросивших свою землю и имущество ради Аллаха в стремлении помочь религии Его и снискать милость и довольство Аллаха, указав на то, что они были правдивы в этом. Что же касается ансаров, то Он описал их как людей, принявших мухаджиров, оказавших им помощь и обладавших истинной верой, указав на их любовь к их братьям мухаджирам, предпочтение их самим себе, их сочувствие к ним и отсутствие в них жадности, благодаря чему они и достигли успеха. Таковы общие для всех них достоинства, но каждый из них обладал еще и достоинствами личными, которыми каждый из них превосходил в чем-нибудь другого, да будет доволен ими Аллах, в зависимости от того, кто раньше из них присоединился к Исламу, Джихаду (священной борьбе) за веру и переселению (хиджре).

Наиболее же превосходными из сподвижников являются четверо праведных халифов, то есть Абу Бакр, Умар, Усман и Али, а после них - остальные шестеро из числа десяти, которым был обещан Рай. Первыми из этих десяти являются праведные халифы, а остальные - Талха, аз-Зубайр, Абд ар-Рахман ибн Ауф, Абу Убайда ибн ал-Джаррах, Са'д ибн Абу Ваккас и Са'ид ибн Зайд. Мухаджиры превосходят своими достоинствами ансаров, и те, кто участвовал в битве при Бадре, и те, кто принес присягу удовлетворения при Худайбийе остальных сподвижников, а те, кто принял Ислам до завоевания Мекки и участвовал в сражениях, превосходят тех, кто принял Ислам после завоевания ее.

2 – Об отношении последователей Сунны и Дждамаата к сражениям и смуте между сподвижниками.

Причина смуты:

Иудеи устроили заговор против Ислама и мусульман, подсунув в их ряды одного злокозненного человека по имени Абдулла ибн Саба, который был иудеем из Йемена и сделал вид, что принял Ислам. Этот иудей принялся распространять среди людей свою ненависть и злобу, направляя их против третьего праведного халифы Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах), и выдвигать против него различные ложные обвинения. Вокруг него сплотились те, кто поддался на его обман, из числа недальновидных, маловеров и любителей сеять смуту, а завершился этот заговор злодейским убийством третьего праведного халифы Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах), после чего среди мусульман возникли разногласия. Подстрекательство этого иудея и его последователей привело к смуте и сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), стали сражаться между собой.

Один из комментаторов «Акыды» ат – Тахави сказал: «Поистине, основой движения рафидитов стала деятельность этого лицемера и безбожника, цель которого состояла в том, чтобы уничтожить религию Ислам и опорочить Пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), как свидетельствуют об этом знающие. Выдавая себя за мусульманина, он хотел разложить Ислам своими кознями и коварством, как это удалось сделать Павлу с христианством. И этот человек прикинулся аскетом, сделав вид, что строго придерживается одобряемого и воздерживается от порицаемого, так что добился возникновения смуты и убийства Усмана, а потом он приехал в Басру и стал выказывать излишнее почтение по отношению к Али, возвеличивать его и поддерживать его, желая добиться того же. Когда это дошло до сведения Али, он потребовал казнить его, но он убежал от него в Киркис, и все это хорошо известный факт».

Шейх аль-ислам ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «После убийства Усмана, да будет доволен им Аллах, сердца разделились и настало время великой скорби, злые одержали победу, а лучшие оказались униженными, те, кто раньше не в состоянии был делать этого, стали разжигать смуту, а те, кто всегда любил благо, оказались не в состоянии творить его. И люди присягнули на верность повелителю правоверных Али бин Абу Талибу, да будет доволен им Аллах, который имел больше прав на халифат (правление) в то время и был самым достойным из оставшихся в живых, но сердца разобщены, а огонь смуты разгорелся, мнения разделились, община не сумела сплотиться и халиф вместе с лучшими из ее членов не смогли совершить того благого, к которому они стремились. Все новые и новые люди стали втягиваться в смуту и случилось то, что случилось».

Кроме того в оправдание сподвижников, сражавшимся друг с другом в ходе борьбы между Али и Муавией, он сказал: «Муавия не претендовал на халифат и ему не присягали на верность к тому времени, когда он стал сражаться с Али, и он выступил в вооруженную борьбу не потому, что считал себя халифом или человеком, имеющим права на халифат. Об этом говорил и сам Муавия, отвечая на вопросы тех, кто его спрашивал о случившемся. Кроме того, Муавия и его сторонники не хотели ни начинать сражаться с Али и с его людьми, ни побеждать их, но дело в том, что Али, да будет доволен им Аллах, и его сторонники считали необходимым, чтобы они подчинились ему и принесли ему присягу на верность, так как у мусульман должен был быть лишь один халиф (правитель). Однако они вышли из повиновения ему и отказались принести присягу и обладали силой. Тогда он решил заставить их принести такую присягу силой и добиться благодаря этому покорности и согласия. Они же (Муавия и его сторонники) стали заявлять, что это для них не обязательно и что если их попытаются заставить сделать это силой, то по отношению к ним это будет несправедливостью. При этом они говорили, что Усман был убит несправедливо, на чем сошлись все мусульмане. При этом убийцы его находятся в войсках Али, и они обладают силой. Они еще сказали: «Если мы откажемся, то они поступят с нами не справедливо и нападут на нас, Али же не в состоянии защитить нас так же, как он не в состоянии был защитить Усмана, поэтому нам следует присягнуть халифу, который в состоянии будет поступать с нами по справедливости и сделает все, чтобы соблюсти справедливость.

Что же касается отношения последователей Сунны и Джамааата к этому расхождению и к смуте, в результате которой сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стали воевать друг с другом, то если говорить кратко, здесь можно выделить два аспекта:

Первый:

Поистине, они воздерживаются от обсуждения того, что произошло между сподвижниками, и отказываются от попыток разобраться в этом, так как лишь сохранение молчания о подобных вещах может привести к благополучию, поэтому они только повторяют то, что сказал Аллах:

«Те, которые пришли после них, говорят: "Господи, прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в вере! Не утверждай в сердцах наших злобы к тем, которые уверовали. Господи наш! Ведь Ты - Кроткий, Милостивый!"»

(Собрание,10)

Второй:

Ответ на сообщение об их дурных поступках, в которых можно выделить следующие стороны:

Первая: Поистине, среди этих сообщений есть и ложные, которые являются измышлениями их врагов, придуманными для того, чтобы порочить их.

Вторая: Поистине, среди этих сообщений есть такие, где что-то добавлено, или, наоборот, чего-то не достает, куда были внесены изменения, исказившие их истинный смысл, в результате чего к ним оказалась примешанной ложь, и в силу этих искажений на них не следует обращать внимание.

Третье: Немногие из подобных сообщений соответствуют действительности, но и это немногое им прощает, так как они принимали самостоятельные решения и при этом либо поступали правильно, либо ошибались. Эти решения относились к разряду тех, за которые принимающий их получает двойную награду, если поступает правильно, и просто награду, если ошибается, а ошибка ему прощается, ибо в одном из хадисов сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если правитель приложит свои усилия для принятия самостоятельного решения и решение его окажется правильным, он получит двойную награду, если же он ошибется, то он просто получит награду».

(Этот хадис, передаваемый от Амра ибн аль-Ааса, да будет до волен им Аллах, приводит аль-Бухари и Муслим)

Четвертая: Поистине, все они были людьми и каждый отдельно взятый мог ошибиться, так как и они не застрахованы от грехов, как и все люди, однако многое могло явиться искуплением того, что они совершали, в том числе:

1 – Человек мог покаяться в том, что он совершил, а покаяние уничтожает дурное, в пользу чего свидетельствуют многие доводы.

2 – То, что они делали раньше, и достоинства, которыми они обладали, должны были послужить достаточным основанием для отпущения их грехов, если они их даже совершили, ибо Всевышний сказал:

«Поистине, добрые деяния удаляют дурные!»

(Худ, 114),

а их общение с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и совместная с ним борьба на пути Аллаха, покрывают собой их частичные ошибки.

3 – Поистине, для них добрые поступки удваиваются скорее, чем для других, и никто не сравнится с ними в достоинствах, что подтверждается словами Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назвавшего их лучшим из поколений Ислама и сказавшего, что если кто-нибудь из них подаст милостыню мудд (мера сыпучих тел, равная примерно трем четвертям литра), это будет лучше чем милостыня от другого человека весом с гору Ухуд(этот хадис приводи аль-Бухари и Муслим).

Шейх аль-Ислам ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Все последователи Сунны и Джамаата, а также выдающиеся деятели религии Ислама не считают застрахованными от грехов кого-либо из сподвижников или кого-либо из родственников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или кого-либо из первых мусульман или кого-либо вообще, наоборот, допускают, что они, как и все остальные люди, могли совершать прегрешения, которые Аллах прощает им благодаря покаянию или даже возвышает благодаря ему, и Он может стереть их грехи за счет их хороших поступков или благодаря чему-нибудь еще, ибо Всевышний сказал:

«А тот, кто явился с истиной, и тот, кто признал ее, - они и есть благочестивые. Для них у Господа - то, что пожелают. Это и есть вознаграждение тем, кто вершит добро, чтобы Аллах искупил им наихудшее из того, что они сделали, и воздал им наилучшим образом за то [добро], что они совершили».

(Толпы, 33-35)

Всевышний также сказал:

«Когда же он вырастает до полной зрелости (и достигнет сорока лет), он говорит: "Господи! Внуши мне чувство благодарности за милость, которую ты оказал мне и моим родителям; [внуши], чтобы я творил добро, угодное Тебе. Распространи же ради меня доброе дело на моих потомков, ибо я обращаюсь к Тебе и я - из числа тех, кто предался [Аллаху]". Те, от которых Мы приемлем наилучшее из того, что они вершили, и которым прощаем их злые деяния, будут среди обитателей рая, согласно истинному обету, данному им».

(Пески, 15-16)

Разногласия и сражения, происходившие между сподвижниками во время смуты, враги Аллаха стали использовать как повод для того, чтобы распускать о них измышления и порочить их, и это взяли себе за образец некоторые современные писатели, попусту болтающие о том, что им неизвестно, и берущие на себя смелость судить сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. При этом они безо всяких на то оснований одобряют действия некоторых из них и обвиняют в ошибках других, руководствуясь лишь собственным невежеством, следуя лишь собственным пристрастиям и повторяя слова преследующих свои цели и злобствующих востоковедов и их прихвостней. Дело дошло до того, что им удалось вселить сомнения в душах некоторых молодых мусульман из числа тех, кто поверхностно знает славную историю своей собственной общины и своих праведных предшественников, являющихся лучшим поколением Ислама. Они делают это, чтобы потом начать порочить и саму религию Ислама, привести мусульман к разногласиям и внушить ненависть поздним представителям этой общины к тем, кто примкнул к ней в числе первых, и это вместо того, чтобы брать пример со своих праведных предшественников и поступать в соответствии со словами Всевышнего:

«Те, которые пришли после них, говорят: "Господи, прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в вере! Не утверждай в сердцах наших злобы к тем, которые уверовали. Господи наш! Ведь Ты - Кроткий, Милостивый!"»

(Собрание,10)

 

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ

О запретности поношения сподвижников



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: