с помощью гадания по руке, чашке, звездам




Sunnaonline.com

Во имя аллаха Милостивого, Милосердного!

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Хвала Аллаху, Господу миров, и да пребудут мир и бла­гословение над Его истинным и верным посланником, Про­роком нашим Мухаммадом, членами его семьи и всеми его сподвижни­ками...

 

А затем:

Эта книга посвящена рассмотрению тех вопросов, кото­рые связаны с наукой единобожия. При изложении материала я старался придерживаться краткости и ясности и вместе с тем мною были использованы многие труды наших известных има­мов, особенно таких, как шейх-уль-ислам Ибн Таймийа, вы­дающийся ученый Ибн ал-Кайим, шейх-уль-ислам Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаб, а также учеников последнего, относящихся к числу выдающихся деятелей этого благословенного призыва. Не вызывает никакого сомнения, что знание заслуживает того, чтобы его постигали, обучали ему и действовали в соответствии с ним, а цель этого состоит в том, чтобы дела людей были правильными, чтобы они были приняты Аллахом и пошли лю­дям на пользу. Это особенно актуально для нашего времени, когда получило распространение множество идейных течений, отклонившихся от пути истинного, таких как атеизм, суфизм, монашество, языческий культ могил, культ святых, культ шейхов и устазов, а также течения, поощряющие различные бидъа (нововведения), противоречащие пути Пророка. Все эти тече­ния представляют собой опасность для мусульманина, не воо­руженного правильным мировозрением, опирающимся на Коран и Сунну, а также на то, чего придерживались предшественники этой Уммы, ибо такой мусульманин наверняка поддастся напору этих вводящих в заблуждение течений. Все это требует уде­ления большого внимания делу ознакомления молодого поко­ления мусульман с правильным вероучением на основе ис­пользования достоверных источников.

Да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Му­хаммада, членов его семьи и его сподвижников...

 

Автор

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ОТКЛОНЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА,

а также исторический очерк о неверии, атеизме, мно­гобожии и лицемерии.

 

Эта глава включает в себя следующие разделы:

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ - Отклонение в жизни человечества.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ - Определение многобожия и его виды.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ - Определение неверия и его виды.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ - Определение лицемерия и его виды

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ - Объяснение истинной сути джахилийи (джахилийа: невежество; период доисламского невежества; не­исламский, невежественный образ жизни), беспутства, заблуж­дения и вероотступничества, а также видов, положений и осо­бенностей их.

 

 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Отклонение в жизни человечества.

 

Аллах создал людей для того, чтобы они поклонялись Ему, наделив их тем, что помогает им в этом. Всевышний сказал:

"Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись. Я не желаю от них никакого пропитания и не желаю, чтобы они Меня кормили. Ведь Аллах - пода­тель пропитания, обладатель силы и мощный!" ("Рассеивающие", 56-58).

Душе, по врожденной природе своей, когда она представ­лена самой себе, свойственно, чтобы она признала божествен­ность Аллаха, возлюбила Его и поклонялась только Ему, не придавая Ему в сотоварищи никого, однако душу развращает и уводит от подобного то, что представляют ей прекрасным шай­таны из числа людей и джиннов, которые внушают друг другу прелестные слащавые речи с целью обмана. Итак, единобожие есть нечто изначально присущее самой природе людей, а мно­гобожие - нечто случайное и чуждое им. Аллах Всевышний ска­зал:

"Итак, обрати свой лик к религии верным - согласно творению Аллаха, который творил людей так (единобожниками). Нет изменений в творении Аллаха... (то есть не вводите изменений в творение Аллаха, совратив его от присущей ему врожденной природы)" ("Румы", 30).

Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал так:

"Каждый младенец рождается с присущим ему врож­денным качеством (единобожия), а уже потом его роди­тели делают из него иудея, христианина или огнепо­клонника (то есть совращают его с присущего ему врож­денного качества единобожия )". (Этот хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, приводят ал-Бу­хари и Муслим.)

Таким образом, единобожие является первоосновой каждого человека.

Со времен Адама и в течение долгих веков религией потом­ков его был Ислам. Аллах Всевышний сказал:

"Люди были одной общиной, затем послал Аллах Про­роков вестниками и увещателями..." ("Корова", 213).

Что же касается многобожия и отклонения от истинного веро­учения, то впервые это явление возникло среди народа Нуха, мир ему, который был первым Посланником Бога. Аллах Все­вышний сказал:

"Мы ведь дали откровение тебе так же, как Нуху и Про­рокам после него..." ("Женщины", 163).

Ибн Аббас сказал: "Адама от Нуха, мир им обоим, отде­ляло десять веков, тогда все люди придерживались Ислама". Ибн ал-Кайим сказал[1]: "Эти слова (т. е. что они придерживались Ислама), безусловно, верны, так как соответствуют версии Убаййи ибн Каъба в чтении предыдущего аята (213) из суры "Корова". А его версия звучит так:

"Люди были одной общиной, затем разошлись между собой, затем послал Аллах..."

О правильности его версии чтения свидетельствуют и слова Всевышнего, приводимые в суре "Йунус":

"И были люди только единой общиной, но потом разо­шлись" ("Йунус", 19).

Ибн ал-Кайим, да помилует его Аллах, хотел сказать этим, что причиной ниспослания Пророков, мир над ними, стали разногласия, воз­никшие среди людей, их отход от истинной религии, которой они придерживались прежде. Так же как и они, вслед за ними и арабы придерживались религии Ибрахима, мир над ним, что про­должалось до тех пор, пока не появился 'Амр ибн Лухайй ал-Хуза', изменивший религию Ибрахима, мир над ним, и распространивший на землях арабов идолов, что особенно затронуло Хиджаз. И арабы начали поклоняться идолам, перестав поклоняться Ал­лаху. На этих священных землях и вокруг них распространи­лось многобожие, просуществовавшее до тех пор, пока Аллах не послал к людям своего Пророка Мухаммада, ставшего по­следним из Пророков, да благословит его Аллах и приветст­вует. Он призвал людей к единобожию и следованию религии Ибрахима, отдавая все свои силы борьбе на пути Аллаха до тех пор, пока вероучение единобожия и религия Ибрахима, мир над ним, не вернулись к людям, идолы не были уничтожены и Аллах не за­вершил для них религию и не сделал совершенной милость Свою по отношению ко всем мирам. После возникновения Уммы она в течение нескольких веков шла тем путем, который он указал ей, но потом снова получило распростране­ние невежество, члены этой Уммы стали последователями чуждых ей идей, перенятых из других религий и многие из них опять превратились в многобожников по вине глашатаев лжи, которые вводили их в заблуждение, по причине того, что люди стали возводить купола и строения на могилах святых и пра­ведников, тем самым возвеличивая их под предлогом своей любви к ним. Дело дошло до того, что над их могилами возво­дили мавзолеи, которые превратили в идолов, которым стали поклоняться помимо Аллаха и к которым обращались с прось­бами о помощи, и которым приносили жертвы и давали обеты. Они назвали этот вид многобожия взятием праведников как по­средников и проявлением любви к ним, а поклонением, если верить их утверждениям, подобное не является. Однако они забыли, что то же самое говорили многобожники и прежде:

"Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху " ("Толпы", 3).

Но несмотря на многобожие, существовавшее среди людей прежде и существующее теперь, большинство из них верит в единственность Господа как Творца и Создателя и проявляют многобожие в делах поклонения, как сказал об этом Всевыш­ний:

"Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не присоединять к Нему сотоварищей!" ("Йусуф", 106).

Само существование Господа отрицают лишь немногие люди наподобие фараона, атеистов-материалистов и являющихся нашими современниками коммунистов. Их безбожие и отрица­ние существования Аллаха исходит от их гордыни, а в глубине души они вынуждены признать существование Его, и признают, как сказал об этом Всевышний:

"И они отрицали их (Знамения Аллах), хотя в душе убеж­дены они в истинности их по неправедности и высокоме­рию" ("Муравьи", 14).

 

 

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

Определение многобожия (ширка) и его виды.

 

1 - Его определение:

Многобожия ("ширка") придерживается тот, кто считает, что кто-либо может разделять с Аллахом Его божественные ка­чества, абсолютное главенство и власть. Многобожие в основ­ном проявляется в отношении божественности тем, что человек наряду с Аллахом обращается с мольбой к кому-то другому или предпринимает по отношению к нему, такие действия, которые относятся к тем или иным видам поклонения, напри­мер, приносит жертвы или обеты, или испытывает по отноше­нию к нему чувства страха или любви или надеется на него. Многобожие является самым большим грехом ввиду следующих обстоятельств:

 

1 - Потому, что многобожие является уподоблением со­творенного Творцу, когда нечто сотворенное наделяют теми или иными божественными качествами, ибо таким образом человек приобщает кого-либо к Аллаху, фактически сравнивает его с Ним и уподобляет его Всевышнему, а это - величайшая несправедливость, ибо Всевышний сказал:

"...Истинно, многобожие - великая несправедливость" ("Лукман", 13).

Несправедливостью является помещение чего-либо не на свое место, и тот, кто поклоняется кому-либо помимо Ал­лаха, как раз и помещает поклонение не в свое место, пред­назначая его не тому, кто этого достоин, что и представляет со­бой величайшую несправедливость.

2 - Поистине, Аллах поведал людям, что не простит тех, кто не откажется от многобожия, сказав:

"Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает" ("Женщины", 48).

3 - Аллах поведал, что Он сделал рай запретным для мно­гобожников, и что они вечно будут пребывать в пламени ада. Всевышний сказал:

"Ведь, кто придает Аллаху сотоварищей, тому Аллах запретил рай. Убежище для него - огонь, и нет для неправедных помощников!" ("Трапеза", 72).

4 - Многобожие сводит на нет все действия человека, ибо Всевышний сказал:

"А если бы они придали Ему сотоварищей, то тщетным для них оказалось бы то, что они делали!" ("Скот", 88).

Кроме того, Все­вышний сказал:

"Открыто было уже тебе и тем (Посланникам), которые были до тебя, что если ты придашь сотоварищей, то бесполезно окажется твое дело, и будешь ты из числа потерпевших убыток" ("Толпы", 65).

5 - Многобожник- его кровь и имущество являются разрешённымим в соответствие строго установленным рамкам шариат по словам Всевышнего:

"...убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте их, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!" ("Покаяние", 5).

Что же касается Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то он сказал:

"Мне было повелено сражаться с людьми до тех пор, пока они не скажут "Нет божества, кроме Ал­лаха", а после того, как они произнесут эти слова, их кровь и имущество станут неприкосновенными за исключением положения, когда на то Ислам дает право" (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).

6 - Поистине, многобожие есть наиболее тяжкий из всех великих грехов. Один из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передает, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как-то спросил их:

"Не поведать ли вам о том, что является наиболее тяжким из всех великих грехов?" Мы ответили: "Да", - и тогда он сказал: "Многобожие и непокорность (неуважение ) родителям"

Выдающийся ученый Ибн ал-Кайим сказал: "Он, слава Ему, поведал людям, что целью творения является необходимость познания Его посредством имен Его и атрибутов, поклонение одному лишь Ему и никому больше, и соблюдение людьми справедливости, благодаря которой держатся небо и земля, как сказал об этом Всевышний:

"Мы послали Наших Посланников с ясными знамениями и низвели вместе с ними писание и весы, чтобы люди стояли в справедливости..." ("Железо", 25).

Аллах, слава Ему, поведал людям, что Он послал Посланников, мир над ними, и ниспослал Свое Писание, чтобы люди придерживались справедливости, наибольшей же справедливостью и одновременно ее основой и опорой является единобожие. Следовательно, многобожие есть несправедливость, как и сказал об этом Всевышний:

"...многобожие - великая несправедливость" ("Лукман", 13).

Многобожие есть наихудший вид несправедливости, а единобожие - высшее проявление справедливости. То, что является наиболее несовместимым с вышеупомянутой целью, одновременно является и величайшим грехом. Далее Ибн ал-Кайим говорил: «Поскольку многобожие само по себе противоречит этой цели, то нет греха, большего, чем этот, поэтому Аллах и сделал недоступным для многобожников и сделал их кровь, имущество и семьи дозволенными для тех, кто придерживается единобожия, и они могут обращать их в рабов из-за того, что эти люди от единобожия отказались.

Аллах, слава Ему, отказался принимать от многобожника какое-либо деяние и принимать заступничества (шафаат) за него, внимать зову его или удовлетворять просьбу такого человека в загробном мире. Поистине, раз многобожник приравнивает к Нему нечто из сотворенного Им, значит он меньше всех знает о Нем. Подобное является не только пределом невежества, но и пределом несправедливости, хотя на самом деле многобожник причинил несправедливость не по отношению к своему Господу, а только по отношению к самому себе».

7 - Поистине, многобожие это такой порок и недостаток, от которого Господь, слава Ему, чист, тот же, кто приравнивает к Аллаху нечто, приписывает Ему то, от чего Он чист, тот проявил тем самым высшую степень враждебности и противодействия по отношению к Нему.

2 - Виды многобожия

Многобожие бывает двух видов:

Первый вид - это абсолютное, большое многобожие, которое ставит человека вне религии, и если он не покается в нем и не откажется от этого, то после смерти будет вечно пребывать в аду. Такое многобожие подразумевает совершение действий, связанных с поклонением кому-либо помимо Аллаха как, например, обращение со словами мольбы не к Нему, или жертвоприношения и приношение обетов не Аллаху, а могилам святых, джиннам и шайтанам, ощущение чувства страха перед покойными, джиннами или шайтанами, которые якобы могут повредить человеку или наслать на него болезнь, или обращение с просьбами об удовлетворении своих нужд или утолении скорби не к Аллаху, то есть к единственному, кто может помочь в этом, а к тем, кто ничего сделать не в состоянии (подобные вещи совершаются ныне вокруг гробниц авлияъ[2]. Всевышний же сказал:

"И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не вредит им и не помогает, и говорят: "Это - наши заступники перед Аллахом" ("Йунус", 18).

Второй вид - это частичное, малое многобожие, которое не ставит человека вне религии, но вредит его единобожию, ума­ляет его и может вести к большому многобожию. Оно де­лится на два вида:

Вид первый: явное многобожие, которое выражается в сло­вах и делах. Словами, относящимися к малому многобожию, могут быть клятвы человека, который клянется не Аллахом. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"Поклявшийся не Аллахом впал в неверие и многобо­жие" (Этот хадис передал ат-Тирмизи).

Кроме того, сообщается, что когда один человек сказал Про­року, да благословит его Аллах и приветствует:

"Как пожелал Аллах и ты", - Пророк возразил ему:

"Ты приравнял меня к Ал­лаху!? Впредь говори: "Как пожелал Аллах" – один лишь (Этот хадис приводит ан-Насаи).

Иногда еще го­ворят:

"Если бы не Аллах и такой-то". Было бы правильно го­ворить: "Как пожелал Аллах, а потом такой-то", или: "Если бы не Аллах, а потом такой-то", ибо слово "потом" расставляет все по своим местам, указывая на то, что воля раба является вторичной по отношению к воле Аллаха, как сказал об этом Всевышний:

"Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах, Владыка миров (т.е. ваше желание зависит от желания Аллаха)" ("Скручивание", 29).

Что же касается союза "и", когда необходимо указать на абсолютное объединение и соучастие, то он не указывает на какой-либо порядок и подчиненность одного другому как, например, в таких фразах: "Для меня только Аллах и ты" или: "Это благодаря Ал­лаху и тебе" и так далее.

Что касается действий малого многобожия, то к ним отно­сится ношение колец или привязывание нитки для избавления от беды или предотвращения ее, подвешивание амулетов из боязни дурного глаза или влияния джиннов. Если подобные действия человек совершает будучи убежденным в том, что они являются только лишь причиной отвода бед, но сами по себе не отводят, а фактически отводит Аллах именно в этом случае, они относятся к малому многобожию, так как на самом деле Аллах не сделал их причиной для данной цели. А если же человек совершает их будучи убежденным в том, что подобные действия сами по себе способны предотвращать беду или избавлять от нее, то это уже большое многобожие, так как подобное свидетельствует о том, что человек полагался и надеялся на другого помимо Аллаха.

Второй вид малого многобожия - это скрытое многобожие, которое проявляется в желаниях и намерениях, обусловленных неискренностью и стремлением к славе, к примеру, когда человек совершает нечто приближающее к Аллаху, но желанием слышать в свой адрес похвалы от людей, например, совершает молитву или раздает милостыню ради похвал или когда человек поминает Аллаха или читает Коран красивым голосом, чтобы это услышали люди и похвалили его. Когда подобная показуха примешивается к какому-нибудь делу, она делает его недействительным, ибо Аллах Всевышний сказал:

"И кто надеется встретить своего Господа, пусть творит благие дела и в поклонении Господу своему не присоединяет к Нему никого" ("Пещера", 110).

Обращаясь к своим сподвижникам, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, однажды сказал:

"Более всего я опасаюсь, что вы станете впадать в малое многобожие". Они спросили его: "А что такое малое многобожие?" Он ответил: "Это совершение чего либо на показ" (Этот хадис приводят Ахмад, ат-Табарани и ал-Багави в "Комментарии к Сунне").

К этому же относятся обрядовые действия, совершаемые ради мирских благ, например, если человек совершает хадж, работает муэдзином или имамом из-за денег, и то же самое относится к изучающим шариатские науки или отправляющимся на священную войну ради этого. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

"Несчастен раб динара, несчастен раб дирхама и несчастен раб одежды, который, когда ему дают, бывает доволен, а когда не дают, то начинает негодовать" (Этот хадис приводит ал-Бухари).

Имам Ибн ал-Кайим, да помилует его Аллах, сказал: "Что касается многобожия в желаниях и намерениях, то это безбрежное море и мало кто может спастись от него. Если человек делает что-либо не ради Аллаха, намереваясь достичь чего-нибудь иного, помимо приближения к Нему и получения награды от Него, это означает, что он впал в многобожие в своих желаниях и намерениях. Что же касается искренности, противоположной показухе, то она подразумевает проявление искренности человеком по отношению к Аллаху и в его делах, и в словах, и в желаниях, и в намерениях в равной степени.

Это есть истинная ханифитская религия и такова религия Ибрахима, которой Аллах повелел придерживаться всем своим рабам, ибо никакая другая религия ни от кого принята не будет, и это то, что является истинной сутью Ислама, как сказал об этом Всевышний:

"Кто же ищет религию кроме как Ислам, от того не будет принято и он в последней жизни окажется в числе потерпевших убыток" ("Семейство Имрана", 79).

 

“Такова религия Ибрахима, мир над ним, а не захотевший ее принять есть глупейший из глупых"[3].

Из всего вышеизложенного следует, что между абсолютным (большим) и частичным (малым) многобожием имеются определенные различия, которые состоят в следующем:

1 - Большое многобожие в отличие от малого ставит человека вне религии.

2 - Большое многобожие в отличие от малого приводит к тому, что человек навечно оказывается в пламени ада.

3 - Большое многобожие анулирует все дела человека. Что же касается малого многобожия, то, когда человек впадает в него, анулируются лишь те дела его, к которым примешивалось малое многобожие, или те, которые были совершены ради показухи или ради мирской цели, или ради той и другой цели вместе.

4 - Большое многобожие в отличие от малого делает дозволенными кровь и имущество человека и ставит их вне закона.

 

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

Определение неверия и его виды

 

1 - Определение неверия:

Само по себе слово "неверие" (куфр) в арабском языке значит "сокрытие", "утаивание", в терминологии же Шариата это есть нечто противоположное вере. Таким образом, неверие есть отсутствие веры в Аллаха и его Посланников, независимо от того, считает ли человек все это ложным или же не считает ложным, а просто не верует из-за сомнений или уклонений, или зависти, или высокомерия, или же подчинения собственным страстям, которые мешают ему следовать тому, к чему призывает Божье послание. Если же человек еще и объявляет это ложным, то подобное становится величайшим проявлением неверия. То же самое можно сказать и о том, кто отрицает подобные вещи и объявляет их ложными из зависти, несмотря на внутреннюю убежденность в истинности своих Посланников[4].

2 - Виды неверия:

Неверие бывает двух видов:

Первый вид - это большое неверие, которое ставит человека вне религии и включает в себя пять подвидов:

Первый подвид: неверие опровержения, на которое указывают слова Всевышнего:

"Кто более несправедлив, чем тот, кто измыслил против Аллаха ложь или опроверг истину, когда она пришла к нему? Разве не в геенне обиталище неверных?" ("Паук", 68).

Второй подвид: неверие высокомерия, о чем свидетельствуют слова Всевышнего:

"И вот, сказали Мы ангелам: "Поклонитесь Адаму!" И поклонились они, кроме Иблиса, который отказался и превознесся и оказался в числе неверующих" ("Корова", 34).

Третий подвид: это неверие сомнения, о чем свидетельствуют слова Всевышнего:

"И вошел он в свой сад, будучи несправедлив к самому себе, и сказал: "Не думаю я, что исчезнет это когда-нибудь. Не думаю я, что судный час настанет. А если вдруг я буду возвращен к Господу моему, то я найду лучшее, чем это (свой сад) ". Сказал ему его товарищ, споря с ним: "Разве ты не веруешь в того, кто создал тебя из праха, а затем из капли, а потом выровнял тебя человеком? Но я говорю, что Он - Аллах, Господь мой, и я никого не придаю Господу моему в сотоварищи!" (Пещера", 35-38).

Четвертый подвид: это неверие отказа и уклонения, о чем свидетельствуют слова Всевышнего:

"А те, которые не веруют, уклоняются от того, в чем их увещают" ("Пески", 3).

Пятый подвид: это неверие лицемерия, о чем свидетельствуют слова Всевышнего:

"Это - за то, что они уверовали, потом стали неверными, и положена печать на сердца их, и они не разумеют" ("Лицемеры", 3).

Второй вид неверия - это малое неверие, которое не ставит человека вне религии и проявляется в делах. Речь идет о грехах, совершение которых именуется в Коране и Сунне куфром, то есть неверием, но которые не достигают степени большого неверия как, например, непризнание блага Аллаха и неблагодарность к Нему, которая тоже называется по-арабски "куфр", о чем упоминается в следующих словах Всевышнего:

"И Аллах приводит притчей селение, которое было мирным и спокойным; приходило к нему его пропитание благополучно изо всех мест, но оно не признало милостей Аллаха..." ("Пчелы", 116).

То же самое относится, например, и к сражению с мусульманином, о котором упоминается в словах Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует:

"Поношение мусульманина это порочный поступок, а сражение с ним - это уже неверие" (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим),

- а также в таких его словах, да благословит его Аллах и приветствует:

"Не становитесь после смерти моей неверными, которые рубят друг другу головы" (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).

То же самое относится и к клятвам, когда человек клянется не Аллахом, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"Поклявшийся не Аллахом - впал в неверие или многобожие" (Этот хадис приводит ат-Тирмизи).

Аллах же даже совершивших большой грех, называет верующими, ибо Он сказал:

"О те, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых..." ("Корова", 178),

- и Он не исключил убийцу из числа верующих, назвав его братом того, кто вправе осуществить возмездие, ибо Он сказал:

"А тот, кому братом его будет прощено что либо, взыскание выкупа с него должно вестись справедливо, и уплатить он должен с благодеянием" ("Корова", 178).

В данном случае, несомненно, имеется в виду братство в религии.

Всевышний сказал:

"И если два отряда из верующих вступят в бой друг с другом, то примирите их" ("Комнаты", 9),

- и далее до слов:

"Верующие ведь братья. Примиряйте же обоих ваших братьев..." ("Комнаты, 10).

Все вышеизложенное представляет собой пересказанную вкратце суть взглядов ат-Тахави по данному вопросу (Стр.361, "Т", Исламская библиотека).

В основном различия между большим и малым неверием сводятся к следующему:

1 - Большое неверие ставит человека вне религии и анулирует его дела, что же касается малого, то оно не приводит к этому, но уменьшает ценность его поступков и подвергает его угрозе Аллаха.

2 - Большое неверие приводит к тому, что человек навечно остается в пламени ада, что же касается неверия малого, то человек, проявивший его, если и попадает в ад, то навечно в нем не остается, и Аллах может даже принять его покаяние и вообще не ввергнуть его в огонь.

3 - Большое неверие в отличие от малого делает дозволенными кровь и имущество человека.

4 - Обязательным следствием большого неверия является вражда между такими неверующими и правоверными, которые не могут ни любить такого человека, ни относиться к нему по-дружески, даже если он будет их ближайшим родственником. Что же касается малого неверия, то оно не исключает дружеских отношений абсолютно, но такого человека можно любить настолько, насколько сильна его вера и ненавидеть в нем это неверие.

 

 

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

Определение лицемерия и его виды

 

1 - Определение лицемерия:

В арабском языке слово "лицемерие" (нифак) является отглагольным именем от глагола "нафака", что означает "проявлять лицемерие, притворяться". Одни считают, что это слово образовано от слова "нафика", что означает "запасной выход из норы тушканчика, через который он убегает, когда его пытаются поймать через основной". Другие считают, что оно образовано от слова "нафак", что означает "подземный ход, в котором можно укрыться" (Ибн ал-Асир, "Предел", 5/98).

Если же говорить о слове "нифак" с точки зрения Шариата, то под ним подразумевается внешнее проявление приверженности к исламу и добру человеком, скрывающим внутри себя неверие и зло, а лицемером такого называют потому, что он входит в шариат через одни врата, а выходит через другие, и об этом предупреждал Аллах Всевышний в словах своих:

"Поистине, лицемеры, они - распутники" ("Покаяние", 67).

Это означает, что они находятся вне Шариата.

Аллах отнес лицемеров к числу наихудших из числа неверных, сказав:

"Поистине, лицемеры - в нижнем слое огня" ("Женщины", 145),-

а также:

"Поистине, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, тогда как Он обманывает их!" ("Женщины", 142),

- а также:

"Они пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали, но обманывают только самих себя и не знают. В сердцах их болезнь. И Аллах усилил их болезнь! Для них - мучительное наказание за то, что они лгут" ("Корова", 9-10).

2 - Виды лицемерия:

Есть два вида лицемерия:

Первый вид это проявление лицемерия в вере (идейное лицемерие), что является большим лицемерием, когда лицемер выставляет напоказ свою приверженность исламу и скрывает неверие. Такое лицемерие полностью ставит человека вне религии, и он оказывается в нижнем слое адского огня. Подобных лицемеров Аллах характеризует всеми дурными качествами, такими, как неверие, отсутствие веры, издевательства и насмешки над религией и теми, кто придерживается ее установлений, а также абсолютная склонность к врагам религии, выражающаяся в том, что они вместе с ними осуществляют нападки на Ислам. Такие люди существуют всегда, но особенно в тех условиях, когда сила Ислама становится явной и они не могут оказывать сопротивление ему открыто, что вынуждает их присоединяться к Исламу внешне для того, чтобы строить козни против Ислама и мусульман втайне, а также для того, чтобы иметь возможность жить среди мусульман, сохраняя в неприкосновенности свою жизнь и имущество.

Лицемер проявляет внешне свою веру в Аллаха, Его ангелов, Писания, Посланников и в Последний день, но внутренне он отстраняется от всего, упомянутого нами, и считает это ложным. Он не верит в Аллаха и в то, что Коран и другие божественные книги - Его слово, ниспосланное людям, с помощью которого Он выводит их на правильный путь по своему соизволению, предостерегает их своего наказания и внушает им страх перед своим могуществом. Однако Аллах разоблачил подобных лицемеров и сделал явными тайны их в священном Коране, показав рабам своим дела их, чтобы они остерегались как их самих, так и дел их. В начале суры "Корова" Он упомянул о трех существующих в мире группах людей, а именно: о верующих, неверных и лицемерах. При этом о верующих упоминается в четырех аятах, о неверных - в двух, а о лицемерах - в тринадцати, что объясняется их многочисленностью и тем, что они являются источником бед для всех, а также тем, что они являются сильным источником смуты для Ислама и мусульман. Поистине, такие люди причиняют очень много вреда Исламу, ибо их причисляют к этой религии и считают, что они поддерживают ее, в то время как на самом деле они являются врагами Ислама. Они проявляют враждебность к Исламу в разных формах, а невежественные воспринимают это как знание и реформу, в то время как на самом деле оно является крайним невежеством и развращением[5].

Существует шесть видов подобного лицемерия[6]:

1 - Возводить ложь на Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

2 - Возводить ложь на часть из того, с чем пришел Посланник Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

3 - Ненавидеть Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

4 - Ненавидеть часть из того, что принес с собой Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

5 - Радоваться спаду религии Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

6 - Не желать победы для религии Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Вторым видом лицемерия является лицемерие действием (деятельное лицемерие), когда человек совершает дела лицемеров, сохраняя в своем сердце веру, что не ставит его вне религии, но может оказаться средством этого и привести к подобному. В таком человеке есть и вера, и лицемерие, но если последнее умножится, он может стать из-за этого лицемером в полном смысле этого слова, на что указывают слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

"Истинным (полным) лицемером является тот, кто объединил в себе четыре качества, а тот, кто содержит в себе хотя бы одно из них, тот содержит в себе одно качество лицемерия, пока не избавится от этого качества: это тот, кто предает, когда ему доверяются, и лжет, когда о чем-либо рассказывает, и поступает вероломно, когда заключает договор с кем-либо, и переходит все границы, когда с кем-либо ссорится" (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).

Тот человек, в котором объединились эти четыре качества, объединил в себе все зло, ибо он обладает всеми свойствами лицемеров. Если же в человеке присутствует одно из этих качеств, это значит, что в нем присутствует одно качество лицемерия, ведь могут в человеке сочетаться и благие качества и дурные качества, качества веры и качества неверия и лицемерия, и заслужит он в виде награды или наказания то, что будет соответствовать его поступкам, причиной которых были те или иные качества, например, отлынивание от совершения групповой молитвы в мечети, что характерно лицемерам. Лицемерие является злом и представляет собой большую опасность, ибо даже сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, опасались впасть в этот грех. Ибн Абу Муляйка сказал: "Я застал в живых тридцать человек из числа сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, каждый из которых опасался оказаться в числе лицемеров".

 

Различия между большим и малым лицемерием:

1 - Большое лицемерие в отличие от малого ставит человека вне религии.

2 - Большое лицемерие является противоречием между тайным и явным в области веры и убеждения, в то время как малое лицемерие является противоречием между тайным и явным в совершении дел, но не распространяется на область веры.

3 - Большое лицемерие не исходит ни от кого из правоверных, в то время как лицемерие малое может исходить от правоверного.

4 - В большинстве случаев впавшие в большое лицемерие не раскаиваются, а если даже кто-либо и раскается, то разошлись мнения учёных в том, что раскаяние его будет принято у судьи, в то время как впавший в малое лицемерие может покаяться перед Аллахом и его покаяние будет принято.

Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа сказал:

"С верующим часто случается тот или иной вид лицемерия, но потом Аллах приводит его к покаянию. Иногда в сердце его может возникать то, что станет подталкивать его к лицемерию, но Аллах будет отталкивать от него подобное. И правоверный нередко подвергается наущениям дьявола и наущениям неверия, от которых он становится подавленным. Так, передают, что однажды сподвижники обратились к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с такими словами:

"О Посланник Аллаха, поистине, иногда кто-нибудь из нас обнаруживает в себе такое, что обрушиться ему с неба на землю было бы приятнее, чем говорить об этом!" В ответ он сказал: "Это есть настоящая вера!" (Этот хадис приводят Ахмад и Муслим).

Это означает, что человек обладает подлинной верой, если подобные искушения он будет встречать с отвращением и удалять их от своего сердца"[7].

О тех, кто впал в большое лицемерие, Аллах сказал так:

"Глухие, немые, слепые - и они не возвращаются" ("Корова", 18),

то есть не возвращаются к Исламу внутренне. Кроме того, Всевышний сказал о них так:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: