Профилактика сектантства в России




За свою многотысячелетнюю историю человечество прошло в сфере социально-правового регулирования общественных отношений, а именно регулирования отношений между государством и различными религиозными и общественными организациями (объединениями, группами) путь от тотального контроля за ними, до утверждения принципа разумного (до определённых пределов) невмешательства в процесс их появления и развития, тем самым гарантируя каждому человеку соблюдение права на свободу совести и свободу вероисповедания.

Основными этапами развития государственно – конфессиональных отношений можно считать четыре периода:

- до I века нашей эры – идеологическое многообразие, при практически полном слиянии светской власти с религиозными институтами, или их активном и значительном совместном воздействии на все процессы, происходящие в обществе;

- начиная с I в.н.э. до второй половины XIX века – пресечение любого инакомыслия, которое могло бы составить конкуренцию господствующей религиозной или светской идеологии (чаще всего государственной, чей статус был закреплён законодательно);

- в течении XX века – произошёл переход от моно-идеологизированной к поли-идеологизированной системе;

- в настоящее время – в большинстве стран мира отмечается законодательное утверждение идеологического многообразия.

Первые два периода характеризуются жестокими репрессиями, которым подвергались представители религиозных и светских организаций, не разделяющих господствующие в обществе идеи, или открыто противопоставлявших себя обществу и государству, в том числе представители науки и искусства.

В 1951 году британский парламент последним из цивилизованных государств отменил принятые в минувшие века законы против колдовства. Таким образом, 500-летняя история гонений на ведьм закончилась, чем умело, и безнаказанно воспользовались сектанты всех мастей для активной антисоциальной, а зачастую и преступной деятельности.

В результате Европейский парламент в своих резолюциях и решениях вынужден был признать, что секты и «сектоподобные союзы» превратились в постоянно расширяющийся феномен, «который в различных формах можно наблюдать по всему миру» (п. С. Решение Европейского парламента от 12 февраля 1996 года). Постановление Европарламента «О сектах в Европе» указывает, что в сектах «нарушают права человека и совершают преступные деяния, как то: жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, подстрекательство к насилию... торговля оружием и наркотиками, незаконная врачебная деятельность» и другие.

В целях усиления контроля за соблюдением прав человека в сектах Постановление Европарламента «О сектах в Европе» содержит рекомендации государствам-членам, в числе которых:

1. судам и правоохранительным органам действенно использовать существующие «на национальном уровне правовые акты и инструменты», «для того, чтобы противостоять нарушениям основных прав, ответственность за которые несут секты»;

2. «усилить взаимный обмен информацией… о феномене сектантства»;

3. государства-члены должны проверить, «являются ли действующие их налоговые, уголовные и судебно-процессуальные законы достаточными, чтобы предотвратить возможность совершения такими группами противоправных действий»;

4. предотвращать «возможность получения сектами государственной регистрации»;

5. выявлять и использовать «лучшие методы по ограничению нежелательной деятельности сект».

Реализуя данные рекомендации, во Франции, где с начала 80-х годов исследовали проблемы распространения сектантства, была создана Межминистерская миссия по борьбе с сектами при премьер-министре Франции.

Гибель во Франции «16 человек, среди которых были 3 ребёнка, 23 декабря 1995 года…в Веркоре» в результате деятельности одной из сект, заставили французских законодателей принять меры к ограничению свободы «исповедовать религию или убеждения…для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц» - как это и рекомендуется в Международном пакте о гражданских и политических правах (статья 18), и принять в 2001 году антисектантский закон.

В МВД Франции существует специальное полицейское подразделение по выявлению и пресечению преступлений, совершаемых в связи с деятельностью сект.

Даже в США, славящейся своей терпимостью по отношению к любым сектам (в том числе сатанистам), в Национальном управлении юстиции создан отдел по культово-ритуальным преступлениям, а разработанное этим отделом пособие «Контроль преступлений на культово-ритуальной почве: Законодательная основа для расследования, анализа и предотвращения» используется в качестве учебника Национальной ассоциацией инспекторов полиции США.

В России с конца 80-х годов провозглашённое идеологическое многообразие привело к сектантской вакханалии, при которой секты, запрещённые во многих странах мира, получили государственную регистрацию и беспрепятственно осуществляют свою деятельность. Некоторые исследователи взялись утверждать, что использование понятий «секта» и «сектанты» некорректно, хотя в законодательстве России не существует этих понятий, отражающих их негативный смысл. При этом публицистов, осмеливающихся писать на тему сектантской экспансии в России, стали прямо и недвусмысленно предупреждать о негативных последствиях отрицательного отзыва о деятельности сект.

Причём подобные угрозы звучат на фоне продолжающегося роста преступлений, совершаемых адептами сект (в особенности ритуальных преступлений), желания сект влиять на социально-политическую жизнь и экономику России, вербуя новых членов в государственных органах и общественных организациях, что может повлечь за собой дестабилизацию общественной жизни, обострение обстановки в стране. Данная ситуация требует скорейшего чёткого правового регулирования отношений государства с религиозными, псевдорелигиозными и светскими сектами.

Начало этому процессу положено Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 года), а также постановлением Правительства России, утвердившим целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».

Однако, проблема правовой регламентации деятельности асоциальных сект остаётся в должной мере нерешённой. Ретроспективный анализ истории противодействия российского государства сектантству показывает, что в России издревле преступления в религиозной сфере (в частности, против церкви) считались самыми тяжкими, виновных почти во всех случаях предавали смертной казни (сожжению): так было уже при Иване III, при Иване Грозном, и в эпоху Петра Великого.

В последующем власть также жёстко боролась с преступлениями против веры, которые посягали не только на государственную религию и выражались в виде богохульства, ереси и святотатства, но и посягали на права и здоровье граждан. При совершении ряда преступлений против веры и религии в сектах прямо причиняли вред здоровью и самих адептов, как, например, при «оскоплении» в секте скопцов (за это преступление с 1822 по 1833 годы было осуждено и сослано в Сибирь - 375 человек).

В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 года - 6 глава так и называлась «О тайных обществах и запрещённых сходбищах». В соответствии со статьёй 351 в самостоятельную норму выделялась ответственность лиц за предоставление места для собрания «зловредных обществ»; имущество тайных обществ согласно статьи 352 подлежало конфискации или уничтожению.

В конце XIX века в России в сфере правоохранительной теории и практики сложилось понятие «ритуальное преступление»: в 1844 году чиновником по особым поручениям МВД В.И. Далем (автором «Толкового словаря русского языка») было подготовлено и издано «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении их крови» (было зарегистрировано 13224 таких факта), в котором он отмечал, что «изуверский обряд этот не только не принадлежит всем вообще евреям, но даже, без всякого сомнения, весьма немногим известен. Он существует только в секте хасидов или хасидым».

Необходимо отметить, что судебные процессы, в ходе которых рассматривали дела о ритуальных преступлениях, в большинстве случаев носили политический характер и заканчивались оправдательными приговорами. Например, в 1892-1896 годах расследовалось дело о ритуальном убийстве гражданина Матюнина одиннадцатью «вотяками» - удмуртами Вятской губернии, в результате обвиняемых оправдали после вмешательства «видных либерально-демократических деятелей и правозащитников». В 1903 году по делу об убийстве подростка Михаила Рыбальченко, после осмотра места происшествия и медицинского исследования трупа, был сделан вывод «об инсценировке ритуального преступления»; в последующем было выяснено, что убийца (родственник потерпевшего) инсценировал ритуальное преступление «в целях обвинения местной еврейской общины».

В советский период также проходили судебные процессы, в ходе которых, рассматривали дела о ритуальных преступлениях: в 1935 году расследовалось дело о ритуальных убийствах около 60 адептов (путём утопления в реке, болоте и сожжения на костре) в секте зыряновцев под руководством их лидера - Христофорова (Зырянова).

Исторический опыт России по правовому противодействию сектантскому экстремизму и проявлениям преступности с участием членов сект необходимо учитывать при разработке системы превентивных мер, направленных на предупреждение и пресечение подобных негативных явлений в современной общественной жизни. В настоящее время многие представители общественности, осознающие всю опасность, которая исходит от деятельности различных деструктивных организаций, прямо заявляют о необходимости усиления правового противодействия развитию сектантского экстремизма в любых его проявлениях.

В частности, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, выступая на научно-практической конференции «Государство и религиозные объединения» 25 января 2002 года, высказал следующее мнение: «Деятельность ряда новых религиозных движений … нельзя квалифицировать иначе, чем экстремистскую … необходимо ограничить распространение деструктивных псевдорелигиозных организаций …. Для противодействия религиозному экстремизму, необходимо развивать законодательную базу…».

Поддержал представителя исполнительной власти депутат Государственной Думы, председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Зоркальцев: «Страну заполонили всевозможные псевдорелигиозные организации, оккультно-мистические группы … пришло время создать ряд дополнительных нормативных актов, которые бы позволили обогатить законодательство в этой сфере».

Нам представляется, что эта система нормативных актов, противодействующая распространению сект, должна устанавливать чёткий порядок их регистрации на основе предварительного изучения их идеологии и типа направленности, систематического общественного и государственного контроля за деятельностью сект, представления соответствующей документации об источниках финансирования и численности адептов. Правовой регламентации требует также деятельность сект, использующих различные прикрытия, в том числе в виде псевдонаучных учреждений. Подобные учреждения созданы и функционируют в ряде зарубежных стран. Например, «в США возник университет Махариши, деятельность которого весьма мало похожа на научную».

Подобные тенденции наблюдаются и в России, что, несомненно, беспокоит научную общественность: в 2002 году «…академики Е. Александров, В. Гинзбург, Э. Кругляков направили письмо Президенту России В.В. Путину. В этом письме обращается внимание президента на опасный рост влияния лженауки в стране». Псевдонаучные идеи составляют основу или являются частью учений большинства современных сект, что вызывает озабоченность не только у отдельных представителей Российской науки, но и у Президиума Российской академии наук, который постановлением № 58-А принял обращение «Не проходите мимо!». В нём, в частности говорится: «В настоящее время в нашей стране широко … пропагандируется псевдонаука: астрология, шаманство, оккультизм и т.д … Псевдонаука стремится проникнуть во все слои общества … Эти иррациональные и в основе своей аморальные тенденции бесспорно представляют собой серьёзную угрозу для нормального духовного развития нации...».

Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации в своих информационных материалах прямо указывает на опасность деятельности сект в обществе: «Многие секты используют методы воздействия на психику человека», применение больших доз «психотропных средств в отношении своих членов позволяет … руководителям добиться необратимого зомбирования личности адептов, превратить их в слепых фанатичных исполнителей» чужой воли.

Сама жизнь заставляет решать вопрос усиления правовой профилактики антисоциальной деятельности сект. В этой связи необходимо вспомнить исторический опыт России, когда ещё в 1876 году был издан специальный нормативный акт – «Свод уставов о предупреждении и пресечении преступлений», в котором, в частности, были главы, направленные на борьбу с непотребными, соблазнительными сборищами. В 320 статьях данного свода содержалась система мер и норм материального, процессуального, исполнительного права, взаимодействия правоохранительных служб с местными светскими властями, религиозными иерархами, культурно-воспитательными центрами, земскими объединениями граждан.

Исключительную важность с этой точки зрения имеет Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 23 ноября 1999 года № 16-П «По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвёртого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами Религиозного общества «Свидетелей Иеговы» в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления». Данное постановление поставило точку в спорах о целесообразности и возможности использования термина «секта», прямо указав, что необходимо «не допускать легализации сект». Также в постановлении подчёркивается, что «Законодатель вправе устанавливать … определённые ограничения, затрагивающие конституционные права, но оправданные и соразмерные конституционно значимым целям…».

Исходя из указанного Постановления Конституционного суда, необходимо разработать системный комплекс правовых установлений, регламентирующих деятельность сект – этого опасного феномена современной социальной жизни.

Прежде всего, в современном Российском законодательстве необходимо сформулировать и дать оценку таким понятиям, как «секта», «антисоциальная идеология», «антисоциальная религия», «ритуальное преступление», «методы подавления личности и манипулирования личностью», «контроль и деформация сознания», несмотря на то, что в законодательстве большинства стран мира эти понятия отсутствуют. Но как справедливо призывал А.Ф. Кони: «Не будем во всём подражать Западу и, где можно, пойдём своим, лучшим путём».

Выделение преступлений, совершаемых в связи с созданием и деятельностью религиозных, псевдорелигиозных, светских сект и закрепление соответствующих положений в законодательных актах Российской Федерации, будут выполнять не только правоохранительную функцию, но и информационную, ибо если ты предупреждён, то, значит, вооружён.

В Конституции Российской Федерации следует указать на особую государственную роль основных религий, прежде всего Русской Православной Церкви.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации следует прямо указать на то, что развитие сектантства, наряду с другими социально опасными феноменами, представляет собой реальную угрозу национальной безопасности нашей страны.

Прецедент внесения такого положения в федеральное законодательство уже есть: в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации отмечается (статья 6, глава 2), что: «Наибольшую опасность в сфере духовной жизни представляют следующие угрозы информационной безопасности Российской Федерации: … возможность нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности … тоталитарных религиозных сект». В этом же документе делается акцент на то, что «Основными направлениями обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни являются: … разработка специальных правовых и организационных механизмов недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества…; противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров». Эти положения, конечно, необходимо дополнить также указанием на опасность, исходящую и от действий псевдорелигиозных и светских сект, а также пропаганды псевдорелигиозных и секулярных учений различными иностранными проповедниками.

Изменений и дополнений несомненно, требует и уголовное законодательство России, в котором на данный момент не квалифицируются как особый вид преступлений - преступления, связанные с культово-ритуальными действиями, и поэтому не предусмотрена ответственность за их совершение или подготовку к ним - «нет преступления без указания о том в законе». Применение уголовного закона по аналогии в Российском уголовном праве не допускается, что позволяет сектантам во многих случаях безнаказанно причинять вред физическому, психическому и духовному здоровью граждан.

В целях совершенствования уголовного законодательства и профилактики развития социально опасных форм сектантства в России, в отдельные статьи Уголовного кодекса Российской Федерации следует внести следующие дополнения.

Ритуальные преступления – это особый вид преступлений, мотивом к совершению которых является отправление религиозного, псевдорелигиозного или светского культа, определённого обряда, ритуала, чаще всего, связанных с деятельностью религиозной, псевдорелигиозной, светской секты, то есть организации, имеющей тайное учение, в которой используются методы контроля и деформации сознания с целью манипулирования личностью.

В пункт «е» статьи 63 УК РФ «Обстоятельства, отягчающие наказание» следует добавить после слов «совершение преступления» - «членами религиозной, псевдорелигиозной, светской секты».

Статья 105 УК РФ «Убийство» может быть дополнена понятием: «ритуальное убийство».

Ритуальное убийство человека – деяние, повлёкшее за собой смерть, совершённое путём физических и психических воздействий при отправлении или для отправления религиозного или светского культа, обряда, ритуала.

В отдельной статье следует предусмотреть ответственность «за склонение и отказ от оказания медицинской помощи по религиозным мотивам, а также получения медицинской помощи в связи с исполнением требований религиозного или светского учения, совершения культово-ритуальных действий». Ответственность за подобные деяния частично уже предусмотрены законодателями Кабардино-Балкарской Республики: пункты 1, 2 статьи 9 главы 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики «О запрете экстремистской религиозной деятельности и административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением религиозной деятельности» от 1 июня 2001 года.

Из этого же закона в Уголовный кодекс Российской Федерации следует заимствовать статью за «физическое или психическое понуждение, склонение последователей религиозного или светского учения к отчуждению принадлежащего им или их семьям имущества в пользу религиозной или светской организации», а также ответственность за «воспрепятствование выходу из религиозной или светской организации».

В отдельной статье Уголовного кодекса Российской Федерации, целесообразно предусмотреть ответственность за рекламу антисоциальных учений, в частности,- рекламу сатанизма, фашизма, оккультизма, чёрной магии и колдовства.

В целях пресечения социально опасной деятельности сект в обществе в статье 239 УК РФ «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан» следует прямо запретить «создание религиозной, псевдорелигиозной, светской секты, то есть организации, тайное учение которой противоположно официально пропагандируемому, к членам применяются методы подавления и манипулирования личностью (контроля и деформации сознания)» и предусмотреть ответственность «за создание и руководство религиозной, псевдорелигиозной, светской секты».

Статью 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» целесообразно дополнить, после слов «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды …» следующим положением - «пропаганду антисоциальных светских и религиозных учений, идеологий, в частности, фашизма, сатанизма, оккультизма и магии».

Скрытая от общества, законспирированная жизнь сект преступные проявления секстантов требуют повышенного внимания со стороны субъектов оперативно-розыскной деятельности. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, совершаемых членами указанных сект, должна стать важным направлением служебной деятельности оперативных аппаратов, что должно найти соответствующее отражение в ведомственных нормативных актах, учебно-методической и иной документации. В предупреждении и пресечении преступных проявлений со стороны участников сект необходимо задействовать возможности оперативных аппаратов спецслужб, включая органы внутренних дел, исправительных учреждений. Профилактическая работа по линии противодействия антисоциальной деятельности сект должна предусматривать изучение личности сектантов, находящихся под оперативно-профилактическим наблюдением, принятие мер для разобщения склонных к совершению преступлений адептов сект, использование возникающих конфликтных ситуаций в среде сектантов, инициирование таких ситуаций, подрыв источников финансирования находящихся в распоряжении этих объединений.

Активизация работы по данной линии требует широкого применения всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Здесь особо важное значение приобретает реализация такого оперативно-розыскного мероприятия, как оперативное внедрение, которое позволяет «изнутри» выявлять преступные намерения сектантов, принимать исчерпывающие меры по их предупреждению. По этой категории дел важно также опираться на содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Документирование преступной деятельности сектантов представляет, как показала практика, повышенную сложность. Использование возможности арсенала оперативной техники, информационно-поисковых систем даёт возможность повысить уровень применения в борьбе с адептами сект, совершающими преступления, сил, средств и методов ОРД. Новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации следует дополнить нормами, определяющими возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе, в том числе и по делам о совершении преступлений участниками сект.

В связи с тем, что среда осуждённых (то есть лиц с девиантно-деструктивной, делинквентной направленностью) является благоприятной для пропаганды антисоциальных учений и деятельности сект, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, в частности, статью 14 «Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осуждённых следует дополнить в части 1 после слов «Они вправе исповедовать любую» указать «социальную (общественно одобряемую)» перед словами «религию либо не исповедовать никакой…».

Особо в законодательстве следует отметить, что руководители религиозных, псевдорелигиозных, секулярных сект, несмотря на провозглашаемые официальные цели, в большинстве случаев стремятся получить максимальную материальную выгоду от своей деятельности, прибегая при этом к любым средствам и методам. Многие секты через суд пытаются доказать (и во многих случаях доказывают, как, например «Саентологи»), что их учение является новой религией, требуя от государства льгот при осуществлении их деятельности. В России созданием новых религий занимаются уже не только группы и объединения, но и отдельные граждане (например, некий врач Юрий Негрибецкий с 1994 года возрождает так называемую древнюю религию «Матрицы, которую исповедовали люди предшествующих цивилизаций»).

Данные факты доказывают необходимость создания «Межведомственного экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы» вместо «Экспертного совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации». В действующий совет при Минюсте входят представители даже негосударственных институтов, но нет ни одного представителя ведомственной науки – Прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел и, что самое удивительное самого Министерства юстиции. Создание Межведомственного совета позволило бы избежать ошибок, которые допускает существующий совет, признавая право сект, запрещённых во многих странах (в частности, «Церкви объединения» – в Германии), легально действовать на территории России.

Дополнения необходимы и в налоговом законодательстве, что позволит в какой-то степени лишить (что очень важно) экономической базы религиозные, псевдорелигиозные и светские секты.

Правовая база – является основой профилактики возникновения и деятельности религиозных, псевдорелигиозных, светских сект в обществе. Но сама профилактика должна представлять собой комплекс мер, направленных на создание в обществе условий, при которых развитие феномена сектантства не могло бы проходить беспрепятственно без контроля государственных органов и общественности.

В обществе должно сложиться объективное отношение к адептам асоциальных сект как к людям,- физическому, психическому и духовному здоровью которых причинён вред, и поэтому они требуют к себе повышенного внимания, правовой и иной и помощи. Оставлять без внимания данных лиц нельзя, ибо общение с ними, как и «общение с умалишёнными» в некоторых случаях приводит к тому, что «много людей теряют рассудок или делаются тяжкими нервнобольными на религиозной почве».

Необходим и законодательный акт, который запрещал бы государственным служащим членство в нетрадиционных религиозных организациях (новых религиозных движениях), которые часто являются различного рода сектами. В случае их участия в деятельности такой организации (секты), гражданина необходимо лишать тех полномочий, которыми его наделило государство.

Многие правозащитники могут в данном случае указать на ущемление права на свободу совести и свободу вероисповедания, но следует учитывать, что гражданин, наделённый дополнительными правами (как, например, сотрудники правоохранительных органов, имеющие, в том числе, право ношения и применения огнестрельного оружия и специальных средств), должны иметь и дополнительные обязанности, так как от их повседневной деятельности зависит здоровье, а иногда и жизнь Российских граждан.

Целесообразно принятие Государственной программы научного изучения проблем, связанных с деятельностью сект, и, в частности, изучения методов депрограммирования и психологической реабилитации лиц, подвергшихся психическому насилию, в отношении которых были применены методы контроля и деформации сознания. Эта проблема актуальна не только в связи с опасностью распространения религиозных, псевдорелигиозных, светских сект, но также потому, что данные методы используют в своей деятельности, угрожающей национальной безопасности России, специальные службы иностранных государств.

На данный момент изучением феномена сектантства занимаются в основном представители традиционных для России религиозных конфессий, в частности, Русской Православной Церкви: в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте существует кафедра «Сектоведение», на которой проводятся весьма успешные исследования. Но, как показывает практика, в России как в светском государстве используются и применяются только разработки, созданные светскими учёными.

Государство в лице своих органов (главным образом, правоохранительных) и общественные, религиозные организации могут и должны активно взаимодействовать в вопросах профилактики социально опасных форм сектантства.

Сотрудникам правоохранительных органов для эффективной работы в области профилактики и расследования культово-ритуальных преступлений необходимы соответствующие методические разработки и рекомендации.

В высших учебных заведениях, особенно, осуществляющих подготовку кадров для правоохранительных органов целесообразно преподавание хотя бы спецкурса по истории развития сектантства и деятельности наиболее опасных религиозных, псевдорелигиозных, светских сект.

Антисектантским комитетам, реабилитационным центрам, созданным в основном по инициативе представителей родственников адептов сект и представителей традиционных религиозных организаций (в Москве с 1993 года действует Центр святого Иринея Лионского при отделе катехизации Московской патриархии) государственные органы должны оказывать максимальную помощь и поддержку.

Для более успешной профилактики сектантства (а, значит, и преступности в целом) как в уголовно-исполнительной системе, так и во всём обществе следовало бы осуществить:

- внесение дополнений и изменений в действующие международные правовые нормы и законодательные акты Российской Федерации; создание новых уголовно-правовых норм, разработку проектов новых законов;

- создание «новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства» (в частности, такого органа, как Межведомственный комитет или комиссии по противодействию социально опасной деятельности религиозных, псевдорелигиозных, светских сект);

- разграничение полномочий и организацию согласованных действий (как и при координации борьбы с преступностью) государственных органов и общественности (очень важно, чтобы «каждый субъект профилактики … не подменял другие органы, избегал параллелизма и дублирования»).

Деятельность религиозных, псевдорелигиозных, светских сект затрагивает главным образом, духовную сферу, как мирового, так и Российского социума (влияя негативно на процессы в этой области). Профилактика антисоциальных (криминальных) форм сектантства является частью государственной системы по общему предупреждению преступности и включает в себя меры по оздоровлению не только экономической, социальной, политической, но и духовной сферы жизни общества.

В целях борьбы с сектантством на международном уровне Россия могла бы выступить с инициативой создания «Международного центра по изучению и профилактике социально опасных форм сектантства». Международный центр осуществлял бы взаимодействие в области:

- обмена информацией между соответствующими организациями по вопросам профилактики религиозного, псевдорелигиозного, светского сектантства;

- проведения сравнительного анализа и сбора информации о развитии международного сектантского движения, причин его появления, связи этого процесса с развитием организованной преступности и нестабильностью в социально-экономической сфере;

- укрепления научно-технического сотрудничества (обмен научными разработками в области депрограммирования адептов сект; создание единой базы данных, содержащих информацию о деятельности религиозных, псевдорелигиозных, светских сект и социально – правовых методах профилактики развития сектантства, организации работы правоохранительных органов в этой области);

- оказания содействия в подготовке специалистов по культово-ритуальным преступлениям; создания Межведомственных центров взаимодействия по вопросам изучения и профилактики религиозного, псевдорелигиозного, светского сектантства в каждой стране.

Усилия государств по противодействию распространения сектантства должны носить совместный и плановый характер. Это актуально ещё и потому, что в последние годы происходит активное сотрудничество и даже объединение в той или иной степени религиозных, псевдорелигиозных, светских сект с преступными организациями, в том числе террористическими, по всему миру.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: