Способы формирования мотивации учащихся на уроках английского языка




Гуманитарно-педагогический институт

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,

г. Севастополь, Россия

Проблема мотивации – одна из ключевых проблем педагогики. Понятие мотивации пришло в дидактику и методику из психологии. Психологи Р.С. Немов и И.А. Зимняя определяют мотивацию как совокупность факторов, психологически объясняют поведение человека.

Существует много различных теорий мотивации: теория инстинктов, когнитивные теории, теория когнитивного диссонанса и другие, разработанные такими учеными, как З. Фрейд, И. Макдауполл, А. Маслоу, Д. Анкинсон и многие другие (вторая половина XIX - начало ХХ века). Одним из выводов этих теорий является утверждение о том, что мотивацию поддерживает реальный поэтапный и конечный успех. Отсутствие мотивации негативно влияет на выполнение деятельности.

Рассматривая обучение как процесс приобретения индивидуального опыта, необходимо отметить, что именно мотивы учения являются первыми в структуре мотивов человека и во многом предопределяют всю ее активность. Важность изучения мотивов обучения является актуальным задачей современной науки: мотивация обучения по значимости является вторым после способностей фактором, определяющим уровень достижений учащихся.

Под понятием «мотив» (от латинского moveo - толкаю, двигаю) понимают – побудительная причина действий, поступков человека (то, что толкает к действию) [5, с. 97].

В обучении – это побуждение, которое направляют деятельность учащихся. Степень учебной активности школьника является следствием сильной или слабой мотивации учения (мотивация – это система мотивов). Таким образом, мотивы учения – это активизирующая сила, одна из основных условий учебной деятельности.

В исследованиях С. С. Котова, С.А. Лысиченковой, Н.Ю. Мамонтовой, Н.Е. Продиблох, И. В. Ускова подчеркивается, что мотивация является одним из важных факторов, определяющих эффективность учебного процесса, представляя собой совокупность мотивов, которые вызывают активность обучающихся в учебной деятельности. В процессе изучения английского языка в средней школе мотивация также играет важную роль.

Существуют два способа воздействия на мотивацию обучения: «сверху вниз», который характеризуется тем, что педагог проводит работу по осознанию учащимися мотивов собственной учебной деятельности; и «снизу-вверх», который основывается на формировании и развитии учебной мотивации через соответствующую организацию учебной деятельности. На наш взгляд, оба пути воздействия на мотивацию обучения в высшем образовании оправданы.

В трудах И.Ф. Демидовой, Н. В. Клюевой и А. К. Марковой выделены следующие условия, которые необходимы для успешного процесса развития учебной мотивации:

1. Создание благоприятного психологического климата в ходе учебного занятия, реализация демократического стиля общения учителя и обучающихся.

2. Продуманный отбор учебного материала, который соответствует актуальным потребностям обучающихся.

3. Соответствующая организация самой учебной деятельности: формирование основных учебных задач, использование активных методов обучения, создание учебных проблемных ситуаций, стимулирование самоконтроля и самооценки, включение каждого обучающегося в рефлексивные процессы, предъявление разумных педагогических требований и др.

4. Организация коллективных форм совместной учебной деятельности.

5. Грамотное использование оценки и обеспечение эффективной обратной связи в процессе обучения.

6. Повышение уровня обучаемости через развитие общих интеллектуальных способностей обучающегося, создание условий успешности.

7. Совершенствование общеучебных умений и навыков [6].

Следует подчеркнуть роль профессионально-педагогических качеств учителя, которые способствуют повышению мотивации обучающихся при изучении иностранного языка и наличие которых обеспечивает оптимальные возможности для управления качеством учебного процесса. Среди них: общая и педагогическая эрудиция, педагогическое мышление, наблюдательность, остроумие и гибкость мышления, рефлексия, педагогическое предвидение (педагогический прогностицизм). Таким образом, личность учителя также влияет и является одним из основных факторов при формировании у обучающихся положительной мотивации к изучению английского языка. [8].

Среди факторов, влияющих на мотивационную сферу обучения английскому языку, особое место занимает собственно учитель. Подчеркнута роль профессионально-педагогических качеств учителя, которые способствуют повышению мотивации обучающихся при изучении иностранного языка и наличие которых обеспечивает оптимальные возможности для управления качеством учебного процесса. Среди них: общая и педагогическая эрудиция, педагогическое мышление, наблюдательность, остроумие и гибкость мышления, рефлексия, педагогическое предвидение (педагогический прогностицизм).

Одним из наиболее эффективных факторов, которые влияют на мотивацию изучения иностранного языка, является создание таких условий, в которых обучающиеся могли бы применять свои знания иностранного языка на практике, чтобы они были ориентированы на конкретные области применения.

Также выделены факторы негативного порядка, которые составляют отдельную группу: осознание обучающимися своей неспособности к учебе, неуспех в ней, низкая самооценка, неуверенность в своих силах, наказание как вид отрицательного подкрепления, неудачное решение задач в прошлом опыте субъекта, низкая успеваемость и угрозы со стороны родителей и учителей, снижение уровня обучаемости, отрицательное подкрепление учебной деятельности (И.Ю. Кулагина), снижение успешности учебной деятельности.

Одной из важнейших задач, стоящих перед современной школой является формирование всесторонне развитой социально-активной личности. Достижение этой цели возможно лишь при учете интересов и потребностей учащихся и при грамотном воздействии на их мотивационную сферу. Особенно остро стоит этот вопрос в связи с обучением иностранным языкам в средней школе, т.к. в условиях отсутствия естественной иноязычной среды, а, следовательно, и реальных возможностей пользования иностранным языком как средством общения в процессе непосредственной повседневной коммуникации, лишь немногие учащиеся испытывают потребность в подобного рода знаниях, умениях и навыках. Более того, даже у изначально мотивированных школьников к средней ступени обучения отмечается мотивационный спад.

В этой связи особую значимость приобретает поиск путей и способов поддержания мотивации изучения иностранного языка на оптимальном уровне в течение всего периода обучения.

Решению проблемы мотивационной обусловленности учебной и коммуникативной деятельности способствуют личностно-ориентированный подход, который учитывает потребности и интересы обучающихся, позволяет раскрывать их способности, задатки.

Одним из подходов, способствующих формированию мотивации обучения, является методика обучения творческому монологическому высказыванию, которое представляет собой выступление, ориентированное на аудиторию слушателей. Данная методика нацелена на развитие риторических умений обучающихся, с помощью использования тренинговой формы организации занятий, с одной стороны, и проектного метода, с другой.

Выбор проектного метода в качестве основы обучения публичному выступлению обусловлен следующими факторами:

– одним из принципов данного метода, в соответствии с мнением Полат Е.С., является нацеленность учащихся на создание некоторого продукта, завершающего их исследовательско-поисковую деятельность [8, с. 22],

– последовательность выполнения проекта непременно включает в себя этап его защиты. Следовательно, можно утверждать, что ученикам необходимы умения публично представлять их групповую работу.

Вместе с тем, хотя проектный метод и может являться базой для стимулирования интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной активности обучающихся, которая обусловит потребность в риторической компетентности у школьников, необходима система упражнений, для формирования умений творческого монологического высказывания и адекватный способ их организации, т.е. способ, который позволит при этом сохранить основные черты проектного метода, и органично сочетать приемы организации занятий и проектную деятельность школьников. Такими возможностями, на наш взгляд, обладает тренинг, характерными чертами которого является коллективная организация работы с применением игровой деятельности [2, с. 55].

Как было указано выше, данный способ построения обучения реализует обучение в сотрудничестве, что является одним из важнейших признаков метода проектов [3, с. 15]. Отсюда можно предположить, что в данной методике тренинг является ключевым звеном, который соединяет систему риторических упражнений и проектную деятельность обучающихся для формирования умений и навыков творческого монологического высказывания.

Таким образом, методика обучения, которая построена на синтезе проектного метода и тренинговых занятий, имеет огромный стимулирующий потенциал. В частности, одним из ее достоинств является мотивированность, которая предполагает возрастание интереса к работе по мере ее выполнения, обучение на собственном опыте, удовлетворение от своего труда. Обучающиеся воспринимают проектную работу не столько как учебную деятельность, сколько как некое событие, которое усиливает запоминание процедур, способов и итогов деятельности, поскольку задействованный в процессе работы над проектом эмоциональный фактор благоприятно воздействует на прочность усвоения материала. Кроме того, как проектный метод, так и тренинг, предполагают сотрудничество обучающихся в решении некоторой проблемы.

Групповая и командная работа, опосредованная координация деятельности обучающихся, большая самостоятельность, возможность почувствовать собственную значимость, воздействие на эмоционально-волевую сферу личности, учет ее потребностей, желаний и прочего обусловливает активность учащихся на уроке и повышает мотивацию.

Подтверждение этому можно найти в интенсивных методиках обучения иностранному языку (Китайгородская Г.А., Лозанов Г.). Так вышеизложенное полностью согласуется с одним из основных принципов суггестопедической системы обучения Г. Лозанова, суть которого заключается в том, что для раскрытия резервных возможностей личности и достижения эффекта гипермнезии, урок должен быть приятным переживанием [2. С. 66].

С целью проверки эффективности использования методических средств (аутентичные материалы, скороговорки, игровые приемы) формирования положительной мотивации обучающихся при изучении английского языка были реализованы диагностические процедуры, которые направлены на изучение и оценку качества сформированности компонентов положительной мотивации школьников:

– мотивационно-эмоциональный – выражает эмоциональное отношение подростков к изучению иностранного языка, учебным заданиям, динамику эмоционального состояния, степень эмоциональной насыщенности;

– мотивационно-ценностный – характеризует цель, к которой стремится подросток, изучая иностранный язык;

мотивационно-результативный – проявляется в настойчивости преодоления трудностей, степени заинтересованности в положительном результате деятельности, удовлетворенности полученным результатом.

С целью комплексного исследования особенностей развития мотивации изучения иностранного языка у подростков выделены основные компоненты (мотивационно-эмоциональный, мотивационно-ценностный, мотивационно-результативный) и оценочные критерии (инт­ерес к предмету и учебным заданиям; эмоциональное отношение к процессу и результату деятельности; эмоциональное самочувствие; преобладающий тип мотива; уровень заинте­ресованности в полож­ительном резу­льтате деятель­ности, удовлетворенность получ­енным результатом).

На формирующем этапе исследования была разработана методика организации занятий иностранного языка с использованием методических средств, направленных на формирование положительной мотивации: аутентичные материалы, скороговорки, игровые приемы.

Контрольная диагностика выявила позитивные изменения в развитии всех компонентов мотивации изучения английского языка у обучающихся. Высокий уровень развития мотивационно-эмоционального компонента увеличился с 20 до 60 %, усилились интерес к изучению иностранного языка, положительное эмоциональное отношение к процессу и результату деятельности, улучшилось эмоциональное самочувствие.

Литература

1. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология: учеб.пособие/ И.Ф,Демидова. – Ростовн/Д.: Феникс, 2016. – 300 с.

2. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика/ Г.А,Китайгородская. М.: Владос-Пресс, 1992.

3. Конопкин, О.А. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека/ О.А.Конопкин // Вопросы психологии. 2006. – № 3. – С. 15-17.

4. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т./ А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика. –- Т. 2. – 1983. – 320

5. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М., Педагогика, 1972. – 352 с.

6. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя./ А.Б. Орлов, Т.А. Матис, А.К. Маркова – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

7. Маслоу, А. Мотивация и личность./ А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2003. – 352 с.

8. Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве / Е.С.Полат // Иностранные языки в школе. 2016. – №1. – С. 22 - 25.

9. Рогова, Г.В. О некоторых путях повышения мотивации изучения иностранных языков у школьников в IV-VII классах/ Г.В.Рогова, З.Н.Никитенко // Иностранные языки в школе, № 6, 1988.– 226 с.

10. Савёлова, М. С. Формирование положительной мотивации на уроках английского языка в условиях ФГОС / М.С.Савелова [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2014. – №13. – С. 283-285. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/72/11990/

11. Хекхаузен, Х. Мотивации и деятельность/ Х. Хекхаузен. – М.: Педагогика, 2006. – 178 с.

12. Юрченкова, Г.Д. Мотивы и «антимотивы» при изучении иностранного языка/ Г.Д. Юрченкова //Иностранные языки в школе.– 2006. –№4. – С.42



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: