Башкирская республиканская организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Республиканский комитет
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ, ПРОФСОЮЗНОГО АКТИВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Разработчик и составитель Юнусов Р.Р.
Инженер охраны труда МБОУ СОШ № 19 им. Б.И. Северинова
Муниципального района Кировский район городского округа г. Уфа РБ
Уфа 2014
Подготовка и проведение СОУТ в ОУ
I. Что необходимо знать руководителю организации о СОУТ?
СОУТ - Специальная оценка условий труда
В ст. 3 ФЗ о СОУТ приводится определение специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда - единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это единый комплекс последовательно выполняемых мероприятий по:
1. Идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
2. Оценке уровня воздействия идентифицированных опасных факторов.
Для чего нужна специальная оценка:
1. Выявление и оценка опасностей на рабочих местах (мониторинг условий труда);
2. Освобождение работодателей от дополнительных страховых взносов по линии ПФР/ФСС.
|
Условия труда по степени вредности или опасности подразделены на четыре класса:
- оптимальные
- допустимые
- вредные
- опасные.
Введена процедура декларирования соответствия условий труда, подтверждающая соответствие условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.
Повышена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда, в том числе посредством включения их представителей в комиссию по проведению специальной оценки условий труда, предоставления права на получение соответствующих разъяснений по результатам специальной оценки условий труда и их обжалования, возможности инициирования проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
Требования к комиссии по СОУТ
Для организации и проведения СОУТ работодатель образует комиссию по проведению СОУТ. Ранее, при аттестации рабочих мест (АРМ), также создавалась аттестационная комиссия. Но ФЗ о СОУТ предъявляет ряд новых требований к составу комиссии по проведению СОУТ (далее по тексту - комиссия):
- число членов комиссии должно быть нечетным;
- если ранее при проведении АРМ в состав комиссии включались представители аттестующей организации, то при проведении СОУТ в комиссию включаются только представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и представители выборного органа первичной профорганизации или иного представительного органа работников (при наличии таких органов). Представители ОПСОУТ, ее эксперты не входят в состав комиссии.
|
Таким образом, алгоритм проведения СОУТ имеет существенное отличие от применявшегося ранее порядка проведения АРМ: если ранее аттестующая организация не только производила исследования, замеры и т.п., но и могла влиять через своего представителя на решения аттестационной комиссии, то теперь ОПСОУТ осуществляет лишь техническую работу и представляет ее результаты в комиссию; дальнейшие решения комиссия принимает самостоятельно.
Возглавляет комиссию работодатель или его представитель. Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями ФЗ о СОУТ.
Таким образом, если работники организации не объединились в профсоюз и не создали первичную профорганизацию, то представлять их интересы в комиссии, рассматривать результаты работы ОПСОУТ и отстаивать право работников на гарантии и компенсации за работу во вредных (опасных) условиях просто некому.
В состав комиссии от профсоюзной стороны необходимо включать наиболее подготовленных специалистов первичной профорганизации, желательно имеющих опыт работы в аттестационных комиссиях при проведении АРМ, прошедших обучение по СОУТ, а также технических инспекторов труда профсоюзов.
Также законодательство не запрещает ППО (первичная профсоюзная организация) привлекать в состав комиссии специалистов вышестоящих профсоюзных органов или сторонних (непрофсоюзных) специалистов. При этом первичной профорганизации необходимо в установленном порядке наделить указанных лиц полномочиями на представление интересов ППО в комиссии по проведению СОУТ, выдав им соответствующую доверенность.
|
Законом (ст. 7 ФЗ о спецоценке условий труда результаты СОУТ) допускается возможность использования результатов спецоценки условий труда при:
1. Разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников.
2. Информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.
3. Обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты.
4. Осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.
5. Организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников.
6. Установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций.
7. Установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
8. Расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
9. Обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
10. Подготовки статистической отчетности об условиях труда.
11. Решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
12. Рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями.
13. Определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления.
14. Принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников.
15. Оценки уровней профессиональных рисков.
16. Иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.