Карта самостоятельной работы




ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие №1-2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. Понятия: «система образования», «образовательный стан­дарт», «минимальный социальный стандарт Российской Федерации», «об­разовательные программы», «формы получения образования», «учреди­тель ОУ»;

2. Уровни системы образования (федеральный, региональ­ный, муниципальный, уровень образовательного учреждения);

3. Основные требованиях функциониро­вания и развития образовательного учреждения.

4. Типы и виды образовательных учреждений

5. Требования к уставу образовательного учреждения.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Содержание заданий Руководство по усвоению учебного материала
Задание 1.На основе Федерального закона «Об образовании» (гл. 2) оха­рактеризуйте систему образования вРоссийской Федерации При выполнении задания обратить внимание на уровни системы образование
Задание 2.Охарактеризуйте регио­нальный уровень системы образова­ния При выполнении этого задания используйте Закон субъекта Федерации «Об образовании»
Задание 3.Перечислить учредитель­ные документы ОУ  
Задание 4. Дать сравнительную ха­рактеристику государственных и него­сударственных ОУ Составить таблицу
Задание 5.Охарактеризовать общие требования к содержанию образова­ния. Государственные образователь­ные стандарты. Минимальный социальный стандарт Российской Федерации Составить краткие конспекты по содержанию школьного, профессионального, послевузовско­го, дополнительного профессионального обра­зования (по выбору). Составить конспект по минимальному объему социальных услуг по воспитанию в ОУ.

ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

 

Содержание заданий Рекомендации по их выполнению
Цель: проверить усвоение основных знаний и умений по теме модульной программы М-3. 1. Как Вы понимаете следующие термины: «система образования», «образовательный стандарт», «образовательные программы», «формы получения образования», «учредитель ОУ»? 2. Перечислите типы и виды ОУ. 3. Каковы основные требования к разработке устава ОУ? 4. Определить основные виды гарантированных услуг по воспитанию в ОУ.   При затруднении снова перечитайте гл. 2 Федерального закона «Об обра­зовании» к учебному элементу.   Перечень гарантированных услуг по воспитанию в ОУ.

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.-М., 2002.

2. Минимальный социальный стандарт Российской Федерации / При­ложение к письму Минобразования России от 15 декабря 2002 г., № 30-51-914/16.

3. О программе модернизации педагогического образования. - М., 2003.

4. Федеральный закон «Об образовании» - М., 2013.

5. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузов­ском профессиональном образовании» № 125-ФЗ.

6. Федорова, М.А. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие / М.А.Федорова; под. науч. ред. Умана А.И. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 176с.

7. Ягофаров, Д.Я. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учебник для вузов/Д.Я. Ягофаров.- М.: Владос, 2008.- 399с.

 

Занятие № 3-4. ПРАВА РЕБЕНКА И ФОРМЫИХ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Понятия: «ребенок», «государственная, социальная, психоло­гическая, педагогическая охрана ребенка и детства», «права ребенка», «социальная защита обучающихся», «формы правовой защиты детей», «правовое положение ребенка в семье», «санкции, применяемые к роди­телям за ненадлежащее осуществление своих обязанностей».

2.Сущность прав ребенка и формы правовой защиты в зако­нодательстве Российской Федерации;

3. Права ребенка, правовое положении ребенка в семье.

4. Деятельность государственных и муниципальных органов по защите прав детей.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

ПРАВА РЕБЕНКА И ФОРМЫИХ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Содержание заданий Руководство по усвоению учебного материала
Задание 1.На основе Федерального закона «Об образо­вании» (ст. 50-52), Конвенции о правах ребенка, Феде­ральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейного кодекса РФ опреде­лить права ребенка и формы правовой защиты Составить конспект
Задание 2.Дайте характеристику правового положения ребенка в семье Составить таблицу
Задание 3.Перечислите санкции, применяемые к родите­лям за ненадлежащее осуществление своих обязанностей Составить перечень
Задание 4.Охарактеризуйте деятельность органов опеки и попечительства по защите прав ребенка Представить опыт
Задание5. Разработайте требования к оказанию консуль­тативной помощи по социальной защите прав детей Тематика консультаций

ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

 

Содержание заданий Рекомендации по их выполнению
Цель: проверить усвоение основных знаний и умений по теме модульной программы М-8,  
1. Как Вы понимаете следующие термины; «ребенок», «государственная, социальная, психологическая, педа­гогическая охрана ребенка и детства», «права ребен­ка», «социальная защита обучающихся», «формы пра­вовой защиты детей», «правовое положение ребенка в семье», «санкции, применяемые к родителям за ненад­лежащее осуществление своих обязанностей»? 2. Перечислите права ребенка 3. Каковы основные санкции, применяемые к родителям за ненадлежащее осуществление своих обязанностей 4. Перечислите органы, осуществляющие защиту прав ребенка.   Составьте конспект     Составьте таблицу Составьте таблицу    

Литература

1. Конвенция о правах ребенка; Сб. международных и российских за­конодательных актов. - М., 1999.

2. Семейный кодекс Российской Федерации. Кодекс о браке и семье РСФСР. -М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. - 176 с.

3. Федеральный закон «Об образовании».-М., 2013.

4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка» №124-ФЗ.

5. Семейное законодательство / Под ред. С.А. Подзорова. - М.: Изда­тельство «Экзамен», 2004.

 

Занятие № 5. НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ В СИСТЕМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Понятия: «несовершеннолетний», «правоспособность», «де­еспособность», «безнадзорность», «беспризорность», «беспризорный ре­бенок», «ювенальная юстиция», «эмансипация».

2.Особенности правового регулирования гражданс­кой, административной, уголовной ответственности несовершеннолетних.

1. Специфика административной, уголовной ответственно­сти взрослых за правонарушения несовершеннолетних.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ В СИСТЕМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНДАТЕЛЬСТВА

 

Содержаниезаданий Руководство по усвоению учеб­ного материала
Задание1. На основе статей 17,18, 21,22, 26, 28 Гражданского кодекса РФ определить понятия «правоспособность» и «дееспо­собность», охарактеризовать этапы дееспособности Составить конспект
Задание2. Дайте характеристику особенностей гражданской, ад­министративной, уголовной ответственности несовершеннолетних Составить таблицу
Задание 3.Перечислите меры административной, уголовной от­ветственности взрослых за правонарушения несовершеннолетних Составить перечень мер
Задание4. Определите основные направления деятельности ра­боты комиссий, инспекций по делам несовершеннолетних в регио­не (по выбору) Оформить таблицу
Задание 5. Разработайте основные формы работы с родителями Представить пись­менно
Задание 6. Проиллюстрируйте примерами региональную систему профилактики наркозависимости и других аддикций подрастающе­го поколения Составить конспект
Задание 7.Охарактеризуйте отношение к институту ювенальной юстиции в Российской Федерации Представить пись­менно

ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

 

Содержание заданий Рекомендации по их выполнению
Цель: проверить усвоение основных знании и умений по Теме М-9 модульной программы 1. Как Вы понимаете следующие термины: «несовершеннолетний», «правоспособность», «дееспособность», «без­ надзорность», «беспризорность», «беспризорный ребе­ нок», «ювенальная юстиция», «эмансипация»? 2. Перечислите этапы дееспособности. 3. Каковы особенности правового регулирования гражданской, административной, уголовной ответственности не­ совершеннолетних? 4. Назовите меры административной и уголовной ответственности взрослых за правонарушения несовершенно­летних 5. Охарактеризуйте опыт региональной системы профи­лактики безнадзорности и Правонарушений.   При затруднении перечи­тайте статьи 17, 18, 21, 22, 26, 28 Гражданского кодек­са РФ Составить перечень   Составить таблицу     Реферат

Литература

1.Кодекс РФ об административных правонарушениях.-М.: Юрайт-М,2002.

2.Семейный кодекс Российской Федерации. Кодекс о браке и семье РСФСР. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.

3.Гражданский кодекс Российской федерации. - М.: НОРМА, 2002.

4.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. - М.: Юрайт-Издат, 2003.

5.Семейное законодательство / Под ред. С.А. Подзорова. - М.: Изда­тельство «Экзамен», 2004.

6.Уголовный кодекс РФ. - М.:.: Норма, 2001.

7.Федеральный закон «Об образовании».- М., 2013.

8.Федеральный закон от 24 июля 1999 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ.

9.Конвенция о правах ребенка: Сб. международных и российских за­конодательных актов. - М., 1999.

Карта самостоятельной работы

Название темы Сроки выполнения Рекомендуемая литература (указываются номера рекомендуемой литературы из списка) Формы контроля
семестр
На основе Федерального закона «Об образовании» (гл. 2) оха­рактеризуйте систему образования специального образования вРоссийской Федерации   2-21 Проверка конспекта
Охарактеризуйте регио­нальный уровень системы специального образования образова­ния   1-21 Проверка конспекта
Дайте характеристику государствен­ного и государственно-общественного контроля в области образовательной и научной деятель­ности ОУ   2-21 Проверка конспекта
Принципы государственной политики в области специального образования.     2-21 Проверка конспекта
Конституционные и социальные гарантии прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование.     1-21 Проверка конспекта
Система оценки качества деятельности специального (коррекционного) образовательного учреждения: лицензирование аттестация и государственная аккредитация.     2-21 Проверка конспекта
Система государственного и общественного контроля качества специального образования.     2-21 Проверка конспекта
Управление качеством специального образовательного процесса.     2-21 Проверка конспекта
Факторы развития системы специального образования в Российской Федерации.     1-21 Проверка конспекта
Система государственного и общественного контроля качества специального образования.     2-21 Проверка конспекта
Написание реферата   1-21 Журналы Проверка реферата

Темы рефератов

1. Специальное образование как условие социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2. Система образования детей с отклонениями развития в Российской Федерации.

3. Цели, основные задачи реформирования и модернизации российского специального образования.

4. Российское специальное образование и тенденции мирового развития.

5. Новые социальные требования к системе российского специального образования.

6. Роль государства как гаранта равенства образовательных возможностей лиц с отклонениями в развитии.

7. Принципы государственной политики в области специального образования.

8. Конституционные и социальные гарантии прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование.

9. Перспективы развития законодательства в сфере специального образования.

10. Механизмы управления образовательными учреждениями и организациями.

11. Управление качеством специального образовательного процесса.

12. Факторы развития системы специального образования в Российской Федерации.

13. Правовой статус специальных (коррекционных) образовательных учреждений в системе образования Российской Федерации.

14. Ответственность специального (коррекционного) образовательного учреждения перед личностью, обществом, государством.

15. Особенности финансирования государственного или муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения.

16. Порядок создания и регламентация деятельности специального (коррекционного) образовательного учреждения.

17. Система оценки качества деятельности специального (коррекционного) образовательного учреждения: лицензирование аттестация и государственная аккредитация.

18. Система государственного и общественного контроля качества специального образования.

19. Инспекционный контроль качества специального образования.

20. Формы и методы инспектирования.

21. Мониторинг качества реализации регионального компонента качества реализации содержания специального образования.

22. Правовой статус работников специального (коррекционного) образовательного учреждения.

23. Формы защиты прав работников специального (коррекционного) образовательного учреждения.

24. Правовые основы аттестации работников специального (коррекционного) образовательного учреждения.

25. Права ребенка с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации.

26. Правовое положение ребенка с отклонениями в развитии в семье.

27. Ответственность родителей за осуществление своих обязанностей.

28. Формы социальной защиты основных прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

29. Правовые акты международного и российского законодательства, определяющие гарантии основных прав лиц с ограниченными возможностями здоровья.

30. Организация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в зарубежных странах.

31. Нормативно-правовое обеспечение современных альтернативных подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями в негосударственных образовательных учреждениях (вальдорфская педагогика, лечебная педагогика и др.).

32. Особенности правового регулирования ответственности несовершеннолетних.

33. Значение правового воспитания детей с отклонениями в развитии для их подготовки к самостоятельной жизни.

34. Ювенальная юстиция.

35. Многоуровневые модели высшего профессионального образования.

36. Модели послевузовского профессионального образования.

37. Основные правовые акты международного образовательного законодательства.

38. Проблемы соотнесения образовательных систем СНГ и Российской Федерации.

39. Приоритеты модернизации дефектологического образования.

Вопросы к зачету и экзамену

1. Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования взаимоотношений в сфере специального образования

2. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и ее роль в развитии российского общества

3. Цель, задачи и приоритетные направления модернизации российского образования

4. Федеральный закон «Об образовании» о принципах и задачах государственной политики в специальном образовании

5. Задачи законодательства Российской Федерации в области специального образования

6. Система государственных органов управления специальным образованием

7. Основные законодательные акты в области образования, перспективы функционирования и развития системы специального образования в Российской Федерации и на региональном уровне

8. Организационно-правовые основы деятельности специального (коррекционного) образовательного учреждения, его типовое положение и устав. Требования к уставу образовательного учреждения

9. Особенности управления многоуровневой системой образования в Российской Федерации. Разграничение компетенции органов управления образованием

10. Компетенция государственных органов управления образованием

11. Федеральный закон «Об образовании» о системе образования, требованиях к содержанию и организации образовательного процесса

12. Лицензирование, аттестация, государственная аккредитация в сфере общего и профессионального образования

13. Государственный и государственно-общественный контроль в системе специального образования. Функции контроля, виды, методы, формы

14. Мониторинг качества реализации регионального компонента содержания специального образования

15. Контроль качества выполнения государственного образовательного стандарта лиц с ограниченными возможностями здоровья, его содержание, формы, методы

16. Формы контроля качества образовательной подготовки школьников. ЕГЭ как новая форма итоговой аттестации школьников и вступительных испытаний в средние и высшие профессиональные образовательные учреждения

17. Понятие системы непрерывного образования

18. Формы получения непрерывного образования

19. Права и обязанности участников образовательного процесса

20. Тарифно-квалификационные характеристики, должностные инструкции, положение об аттестации педагогических и управленческих кадров образования, положение об оплате труда, о социальных гарантиях и льготах педагогических работников

21. Особенности правового регулирования деятельности работников, совмещающих работу с обучением, в Трудовом кодексе РФ

22. Семейный кодекс РФ о правах и обязанностях родителей по воспитанию и образованию детей и защите их прав и интересов

23. Основное содержание Конвенции о правах ребенка

24. Структура и основные понятия Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

25. Основные направления обеспечения защиты прав и законных интересов ребенка в России

26. Сущность государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей в Российской Федерации

27. Региональная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

28. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» о структуре и содержании высшего образования

29. Основные правовые акты международного образовательного законодательства.

30. Нормативно-правовые акты систем образования стран СНГ

31. Основные задачи модернизации дефектологического образования.

32. Программа модернизации системы подготовки учителей-дефектологов в России

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Конституция Российской Федерации

2. Конвенция ООН о правах ребенка

3. Минимальный социальный стандарт Российской Федерации / Приложение к письму Минобразования России от 15 12.02 г. № 30-51-914 / 16

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях

5. Семейный кодекс Российской Федерации

6. Гражданский кодекс Российской федерации

7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

8. Уголовный кодекс Российской Федерации

9. Федеральный закон «Об образовании»

10. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»

11. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»

12. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

13. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

14. Федеральный закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

15. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

16. Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. «Об основных направлениях государственной семейной политики» № 712.

17. Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» № 143.

18. Указ Президента РФ от 1 июня 1992 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» № 543.

19. Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» № 1338.

20. Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. «Об утверждении Основных направлении государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года» (Национальный план действий в интересах детей) №942.

21. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 9 декабря 1998 г. «О необходимости усиления мер по социально-правовой защите детей и молодежи» № 3344-П ГД.

22. Концепция реформирования системы специального образования. Приложение №1 к решению коллегии Министерства образования РФ от 09.02.99 №3/1.

23. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 №677 (с изменениями и дополнениями).

24. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.97 №288.

25. Письмо Министерства образования Российской Федерации «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от 27.03.00 №27/901-6.

26. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.97 г. № 48.

 

Дополнительная

 

1. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутcких. – М., 2003.

2. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект). – М., 2007.

3. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. ред. В.И. Шкатулла. – М., 1998.

4. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Шкатуллы. – М., 2007.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.

6. Маскин В.В. Нормативно-правовое обеспечение образовательных учреждений в условиях модернизации: Сборник документов и материалов. – М., 2004.

7. Настольная книга директора школы / Сост. Л.И. Максимова, Е.М. Шибанова. - М., 2002.

8. Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Малофеев, Э.Н. Макшанцева, Н.М. Назарова и др.; Под ред. Д.С. Шилова. – М., 2001.

9. Педагогика профессионального образования / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2004.

10. Психолого-педагогическая диагностика/И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М., 2003.

11. Семейное законодательство / Под ред. С.А. Подзорова. – М., 2004.

12. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.

13. Сырых В.М. Образовательное право: Учебное пособие. - М., 1999.

14. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. – М., 2002.

15. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. - М., 2004.

16. Федорова М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.

17. Худин А.Н. Двухуровневая система высшего профессионального образования (в вопросах и ответах): Методическое пособие. – Курск, 2005.

18. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под ред. Т.И. Шамовой. - М., 2005.

19. Шамова Т.И., Худин А.Н., Подчалимова Г.Н., Ильина И.В., Белова С.Н. Экспертная деятельность в процессе аттестации школы: Учебное пособие. – М., 2006.

20. Шкатулла В.И. Образовательное законодательство: теоретические и практические проблемы. Общая часть. - М., 1996.

21. Шкатулла В.И. Образовательное право. – М., 2001.

Сетевые источники

Альманах института коррекционной педагогики РАО.- Режим доступа: https://almanah.ikprao.ru

Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2007.- Режим доступа: https://www.kodges.ru/72624-specialnaya-pedagogika.html.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: