«Владимирский юридический институт




«Владимирский юридический институт

Федеральной службы исполнения наказаний»

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник ВЮИ ФСИН России

генерал-майор внутренней службы

С.Н. Емельянов

 

«___»_______________2011 г.

 

 

 
 
 


ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)

 

 

по направлению подготовки

030900.62 Юриспруденция

Профиль: гражданско-правовой

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Владимир 2011


Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) «История политических и правовых учений» – ВЮИ ФСИН России, 2011 г. – 27с.

 

Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Далее ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция, профиль: гражданско-правовой (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464 на основании рабочего учебного плана рассмотренного и одобренного Ученым советом ВЮИ ФСИН России от 26 мая 2011 года (протокол №7).

 

 

Разработчики программы:

Головкин В.В. – кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ВЮИ ФСИН России;

Шагушина А.В. – кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин ВЮИ ФСИН России.

Рецензенты программы:

Борисова И.Д – профессор кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, доктор юридических наук;

Петрова И.Л. – доцент кафедры государственно - правовых дисциплин ВЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук.

 

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин ВЮИ ФСИН России, протокол № 3 от 6 октября 2011г. и методического совета ВЮИ ФСИН России, протокол № 3 от 16 ноября 2011г.

 

 

© ВЮИ ФСИН России, 2011

1. Цели и задачи учебной дисциплины

Рабочая программа определяет содержание и структуру учебной дисциплины «История политических и правовых учений», является единой для студентов (слушателей) по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция, профиль: гражданско-правовой, квалификация (степень) выпускника - бакалавр.

Цель изучения учебной дисциплины «История политических и правовых учений» – сформировать у обучаемых научное представление о государственно-правовых явлениях, об основных закономерностях возникновения и развития государства и права в различных странах.

Задачи изучения учебной дисциплины «История политических и правовых учений» заключаются в содействии формированию и развитию мировоззрения обучающихся, в выработке умений ориентироваться в историческом прошлом при анализе состояния развития современных государственно-правовых систем, анализировать и обобщать изученный материал, правильно применять знания исторического прошлого при аргументации теоретических выводов по теории государства и права.

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО

Учебная дисциплина «История политических и правовых учений» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3. В. ОД.11).

Она занимает важное место в профессиональной подготовке обучающихся, поскольку позволяет иметь представление об основных путях, условиях и формах становления и развития государственно-правовой организации общества, что имеет особое значение при дальнейшем изучении отраслевых учебных дисциплин профессионального блока, так как дает ретроспективную картину развития каждой из них.

При изучении учебной дисциплины необходимо опираться на знания, полученные при изучении таких дисциплин, как: «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Римское право».

Дисциплина изучается в 3-ем семестре.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения учебной дисциплины

Процесс изучения учебной дисциплины «История политических и правовых учений» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

 

общекультурных (ОК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
(ОК-3);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы
(ОК-9);

профессиональных (ПК):

способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4).

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

Знать:

системную периодизацию истории политических и правовых учений и основные направления развития политико-правовой теории в России и за рубежом;

основные положения фундаментальных политико-правовых теорий, а также содержание работ крупнейших представителей политической и правовой мысли.

Уметь:

представлять содержание важнейших политико-правовых концепций,

оценивать их роль и значение в развитии методологических подходов к формированию теоретической модели познания правовых явлений;

прослеживать процесс возникновения и развития политико-правовой

теории в ее взаимодействии с другими научными школами и направлениями.

Владеть:

технологиями комплексного подхода к оценке истории развития политико-правовых школ, научных направлений и отдельных теорий; понятийным аппаратом истории политических и правовых учений.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа

 

Учебно-тематический план

очная форма обучения

  № п/п     Наименование разделов и тем Всего часов Из них аудиторных Количество часов по видам занятий Самостоятельная работа Виды используемых ТСО, наглядных пособий Примечания
лекций семинарских занятий практических занятий и др.
    Раздел 1. История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина
1.1.   История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина                  
  Всего по разделу:                  
Раздел 2. Политические и правовые учения Древнего мира
2.1. Политические и правовые учения Древнего Востока                  
2.2 Античные политические и правовые учения                  
  Всего по разделу:                  
Раздел 3. Политические и правовые учения Средневековья
3.1 Политические и правовые учения Средневековья                  
  Всего по разделу:                  
Раздел 4. Политические и правовые учения Нового времени
4.1 Политико-правовые учения эпохи Просвещения                  
4.2 Политико-правовые учения XIX – начала XX вв.                  
  Всего по разделу:                  
  Раздел 5. Политические и правовые учения Новейшего времени
5.1 Западные правовые и политические учения в XX в.                  
5.2 Политические и правовые учения в России XX в.                  
  Всего по разделу:                  
  Итого по курсу:                  
Экзамен – 4 семестр
                       

Учебно-тематический план

заочная форма обучения

 

  № п/п     Наименование разделов и тем Всего часов Из них аудиторных Количество часов по видам занятий Самостоятельная работа Виды используемых ТСО, наглядных пособий Примечания
лекций семинарских занятий практических занятий и др.
    Раздел 1. История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина
1.1.   История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина                  
  Всего по разделу:                  
Раздел 2. Политические и правовые учения Древнего мира
2.1. Политические и правовые учения Древнего Востока                  
2.2 Античные политические и правовые учения                  
  Всего по разделу:                  
Раздел 3. Политические и правовые учения Средневековья
3.1 Политические и правовые учения Средневековья                  
                     
                     
  Всего по разделу:                  
Раздел 4. Политические и правовые учения Нового времени
4.1 Политико-правовые учения эпохи Просвещения                  
4.2 Политико-правовые учения XIX – начала XX вв.                  
  Всего по разделу:                  
  Раздел 5. Политические и правовые учения Новейшего времени
5.1-5.2 Правовые и политические учения в XX в. на Западе и в России                  
  Всего по разделу:                  
  Итого по курсу:                  
Экзамен – 4 семестр
                         

 

 

5. Содержание дисциплины

Раздел 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений

 

Тема 1.1 Предмет и метод истории политических и правовых учений

История политических и правовых учений как самостоятельная юридическая дисциплина. Цели и задачи изучения дисциплины, ее актуальность. Содержание истории политических и правовых учений. Предмет истории политических и правовых учений. Своеобразие предмета истории политических и правовых учений по сравнению с предметами других юридических дисциплин исторического (история государства и права) и теоретического (теория государства и права) профилей.

Политико-правовая идеология как особая форма общественного сознания. Понятие и структура политико-правового учения, доктрины. Связь мировоззренческой основы политико-правового учения, его теоретического содержания и программных положений. Функции политико-правовой доктрины. Закономерности развития политико-правовой идеологии.

Методология истории политических и правовых учений. Понятие метода и его значение. Классификация методов на всеобщие, общенаучные и частнонаучные.

Периодизация истории политических и правовых учений. Структура курса.

Литература к теме: [23, 27, 46, 78, 110, 115].

 

Раздел 2. Политическая и правовая мысль Древнего мира

Тема 2.1 Политические и правовые идеи Древнего Востока

Истоки политико-правовой мысли. Влияние религии и мифологии на становление политической и правовой мысли.

Концепция государства и права в мифологических и религиозных представлениях Древней Индии: ведическая религия, брахманизм, буддизм. Рационалистические идеи о государстве и праве в Древней Индии: школа (локаяты) чарвака, «Артхашастра».

Политическая и правовая мысль Древнего Китая. Государство и право в учениях Конфуция. Даосизм, моизм, легизм как основные направления политической и правовой мысли Древнего Китая.

Политическая мысль Древнего Ирана.

Политические и правовые идеи Древнего Израиля, ее историческая роль. Библия (Ветхий Завет) о законе и государстве.

Литература к теме: [31, 43, 50, 51, 53, 65, 76, 79, 97, 102, 103, 108, 119, 120, 138, 167].

 

Тема 2.2 Политические и правовые учения Античной Греции и Рима

Общая характеристика политико-правовой истории Древней Греции: этапы ее развития и особенности.

Политико-правовые идеи Древней Греции раннего периода: творчество Гомера, Пифагора и пифагорейцев, «софистов» и Сократа.

Политико-правовые учения периода расцвета Древней Греции: идеи Платона и Аристотеля. Политические и правовые идеи Платона: учение о формах государства, его оценка демократии, проект идеального государства в произведении «Государство». Политические и правовые идеи Аристотеля: учение о сущности государства, правильных, неправильных и смешанных формах правления; учение о гражданстве и гражданине.

Политико-правовые учения периода эллинизма: творчество Эпикура, стоиков, Полибия.

Общая характеристика политико-правовой истории Древнего Рима: этапы ее развития и особенности. Цицерон и его учение о сущности и происхождении государства, о формах государства, об идеальном гражданине и мудром правителе.

Учение римских юристов о праве и государстве. Политико-правовые воззрения римских стоиков. Социальные, нравственные и политические идеалы раннего христианства: учение Августина Аврелия Блаженного.

Литература к теме: [29, 30, 32, 52, 69, 95, 114, 129, 131, 142, 148, 172, 173, 178, 179].

Раздел 3. Политические и правовые учения эпохи Средних веков

Тема 3.1 Политические и правовые учения в феодальном обществе

Проблемы государства и права в религиозном мировоззрении средних веков. Становление средневековой западной традиции права, ее основные черты и этапы развития.

Фома Аквинский – крупнейший представитель схоластики. Учение Фомы Аквинского о происхождении и сущности государства, о формах государства, о соотношении светской и церковной властей, о законе.

Политические, правовые и нравственные идеалы еретических учений в средние века. Критика теократических идей в учении Марсилия Падуанского о народном суверенитете.

Русская политико-правовая мысль в IX – XIV вв.: «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона, «Русская Правда», «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха детям», «Слово о полку Игореве».

Формирование национальной идеологии Русского централизованного государства в политических и правовых учениях России в XV – XVII вв.: концепция Филофея «Москва – третий Рим», спор между нестяжателями и стяжателями-иосифлянами, политические воззрения И. Пересветова, М. Грека, полемика Ивана IV с А. Курбским.

Формирование и развитие мусульманской политико-правовой мысли. Источники и основные положения мусульманского права. Становление мусульманской политико-правовой идеологии в VII – XII веках, ее основные черты. Шариат как закон жизни мусульман. Политико-правовые учения мусульманских мыслителей периода средневековья (Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Халдуна).

Переворот в идеологии Западной Европы позднего средневековья. Гуманизм и Возрождение. Реформация.

Политико-правовые идеи эпохи Возрождения: учение Н. Макиавелли о государстве и государе, о политике и морали. Макиавеллизм: сущность и оценка.

Политические и правовые учения эпохи Реформации: идеи Мартина Лютера, Жана Кальвина, Томаса Мюнцера.

Теория государственного суверенитета Ж. Бодена.

Возникновение политико-правовой идеологии утопического социализма. Политико-правовые идеи раннего социализма XVI – XVII вв.: творчество Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

Литература к теме: [22, 24, 26, 28, 36, 39, 40, 42, 44, 60, 63, 73, 81, 86, 87, 88, 104, 109, 116, 117, 125, 126, 127,134,149,171,179,175,180].

 

Раздел 4. Политические и правовые учения Нового времени

Тема 4.1 Политические и правовые учения эпохи Просвещения

Политические и правовые учения Голландии в XVII в. Г. Гроций и его учение об «общественном договоре» и «естественном праве». Политико-правовое учение Б. Спинозы.

Истоки просветительской мысли в творчестве английских мыслителей XVII в.: Томас Гоббс, Джон Локк. Становление новой теории государства. Учение Томаса Гоббса о происхождении и назначении государства, о статусе и свойствах государственной власти. Рождение политико-правового либерализма: творчество Джона Локка. Учение Дж. Локка о происхождении и назначении государства. Концепция внутренней организации власти в государстве. Учение о пределах государственной деятельности. Теория разделения властей.

Политические и правовые теории идеологов Просвещения во Франции в XVIII в. Учение Ш. Монтескье о происхождении государства и факторах, определяющих его становление, о формах государства, о разделении властей, о законе. Ж.-Ж. Руссо о естественном и государственном состояниях в развитии человеческого общества. Идея народного суверенитета и его гарантии.

Политические и правовые учения в США в период формирования независимого государства: идеи Томаса Пейна, Томаса Джефферсона, Александра Гамильтона.

Политико-правовые учения Германии в конце XVIII – начале XIX вв. Политико-правовая идеология классиков немецкой философии И.Канта, Г. Гегеля. Политико-правовые идеи исторической школы права (Гуго, Савиньи, Пухта).

Политико-правовая идеология России в XVIII в. Феофан Прокопович как идеолог петровских реформ. В.Н. Татищев и И.Т. Посошков - крупнейшие русские идеологи первой половины XVIII в., особенности их политико-правового учения. Политические и правовые учения в России во второй половине XVIII в. Развитие идей «просвещенного абсолютизма»: М.М. Щербатов, С.Е. Десницкий. Революционно-демократическое учение А.И. Радищева.

Литература к теме: [59, 61, 62, 64, 70, 71, 74, 75, 98, 107, 113, 124, 137, 157, 162, 169, 171].

Тема 4.2 Правовые и политические учения XIX - XX вв.

Основные направления политико-правовой мысли XIX в.

Либерально-демократические политико-правовые учения XIX века: Б. Констан, А. Де Токвиль, Д.С. Милль, И. Бентам, В. Гумбольдт, Л. Штейн.

Позитивизм в сфере права и политики в XIX в. Политические взгляды О. Конта. Школа «юридического позитивизма Дж. Остина». «Теория насилия» Л. Гумпловича. Социологический позитивизм Г. Спенсера. Теория «юриспруденции интересов» Р. Иеринга.

Материалистическое учение о государстве, его основные идеи и их оценка.

Утопический социализм XIX в.: Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн.

Волюнтаристское учение Ф. Ницше о государстве и праве. Дуалистическая теория государства в неокантианстве: Г. Еллинек. Анархистские концепции XIX века о государстве и праве.

Основные направления развития политической и правовой мысли в России в первой половине XIX в.: программа государственных преобразований М.М. Сперанского, монархические взгляды Н.М. Карамзина, политические программы декабристов.

Основные направления развития политической и правовой мысли в России во второй половине XIX в.: политико-правовые воззрения славянофилов и западников, теократическая утопия Вл. Соловьева, концепция русского либерализма Б. Чичерина, С. Муромцева, Л. Петражицкого, идеи революционного народничества К. Кавелина, П. Лаврова, П. Ткачева, анархизм С. Нечаева, М. Бакунина.

Литература к теме: [25, 33, 34, 35, 37, 57, 58, 66, 67, 68, 80, 89, 90, 91, 99, 100, 101, 111, 112, 130, 151, 153, 155, 166, 181, 184].

Раздел 5. Политические и правовые учения Новейшего времени

Тема 5.1 Западные правовые и политические учения в XX в.

Основные направления политико-правовой мысли XX в.

Неопозитивистские учения о праве и государстве XX века: «теория солидарности» Леона Дюги, «теория институционализма» Мориса Ориу, чистая теория права Г. Кельзена, «социологическая юриспруденция» (Е. Эрлих, Г. Гурвич, Роско Паунд). Фашизм о государстве и праве.

 

Социальные и неодемократические теории государства и права XX века: «теория государства всеобщего благоденствия», «теория технократии», «теория элитарной демократии».

Литература к теме: [55, 56, 72, 82, 85, 92, 93, 94, 96, 1-6, 133, 167].

 

Тема 5.2 Политические и правовые учения в России XX в.

Политико-правовые идеи России начала XX в.: взгляды Г.В. Плеханова, С.А. Котляровского, Г.Ф. Шершеневича, Б.А. Кистяковского, Е.Н. Трубецкого, П.И. Новгородцева.

Политико-правовые взгляды русских философов первой половины XX в.: С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина.

Правоведы русского зарубежья: П.Б. Струве, П.А. Сорокин.

Политико-правовая идеология большевизма. В.И. Ленин о социалистической революции, диктатуре пролетариата, ее задачах, формах и механизме, о роли государства в строительстве социализма, о праве и государстве. Основные идеи политико-правовой концепции Н.И. Бухарина. Политические взгляды И.В. Сталина.

Литература к теме: [49, 77, 85, 145, 147, 164, 165].

 

6. Рекомендуемые образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция» реализация компетентностного подхода при изучении «Истории политических и правовых учений» предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Учитывая специфику данной учебной дисциплины, представляется целесообразным использовать тесты, решение казусов, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, работу в группах или парах, чтение с пометками и др.

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата и особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин в целом. В учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.

Интерактивные образовательные технологии,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: