Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «СОШИ № 2»




Краеведческие чтения «Образование на бологовской земле».

 

История школы в посёлке Лыкошино Бологовского района.

 

Работу выполнила ученица 10 класса

Лыкошинской школы-интерната № 2 Евгеньева Ксения.

Руководитель: учитель географии Бойкова Ирина Алексеевна.

 

Адрес школы:171066 Тверская область, Бологовский район,

с. Лыкошино, ул. Пушкина, 50

Лыкошинская школа-интернат №2

Телефон: 8-48-238-91-218

e-mail: likoschinoshkola@rambler.ru

адрес сайта: bolshkola2.ucoz.ru

 

2021 год

 

 

Содержание:

 

1. Вводная часть. Церковно-приходская школа. ……………………… стр 3-5

2. Валдайковское железнодорожное четырёхклассное училище …….стр 5-6

3. Железнодорожная школа № 16. …………………………………….. стр 6

4. История детского дома № 1 Октябрьской железной дороги. ……….стр 7-9

5. Школа-интернат №2 ………………………………………………...…стр 9-10

6. Использованные источники ………………………………………...…стр 11

 

Приложения:

Приложение № 1 «Школы Лыкошинского сельского округа»….…..стр 13

Приложение №2 «Школа № 16. Главное здание.»…………………. стр 14

Приложение № 3 «История самой первой школы на территории Лыкошинского

сельского округа. Школа в д. Сопки» ……………………………….стр 15-17

Приложение № 4 «История школы в д. Поречье»…………………..стр 18

Приложение № 5 «Начальная школа при санатории «Широкое»….стр 19.

 

Введение. Церковно-приходская школа.

Здравствуй, школа! Дорогая школа –

На валдайском синем берегу …

Я к тебе тропинкою знакомой,

словно в детство лесом прибегу!

Огоньки твоих лучистых окон

Светятся в осенней тишине…

Темноватый тополиный локон,

И звезда – в прохладной вышине!

Сколько нас отсюда разлетелось?!

поездов столичных голоса…

только мне сегодня захотелось

Заново поверить в чудеса…

- Здравствуй, школа!

Здравствуй, дорогая…

Я кричу в зелёной тишине…

Рисунок 1 Здание школы-интерната №2. Фото 2019 г.
С красотою русского Валдая,

как с судьбою, не расстаться мне!

«Вальс в тишине» О.А. Маркова,

выпускница Лыкошинской школы

1967 года.

 

На берегу «речки-беглянки», среди могучих вековых сосен стоит Лыкошинская школа – интернат №2. Вдали от шумных дорог трёхэтажное здание утопает в зелени, цветах и привлекает всех, кто проходит или проезжает мимо. И вызывает удивление: почему в сельской глубинке построено такое большое здание, больше подходящее для провинциального городка. Чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить всю сложную историю появления такого здания в небольшом посёлке.

А история нашей школы начинается в конце позапрошлого века. Правда, не сразу педагогам удалось установить точную дату открытия школы на станции Валдайка Николаевской железной дороги. Для этого пришлось обращаться в архив Великого Новгорода. И получили оттуда документ следующего содержания: «В отчёте о состоянии церковно – приходских школ Боровичского уезда» за 1896 год числится Валдайская школа. В графе «Количество учащихся» - мужского пола -7, женского -11. «Помещение школы» - наёмное. «Год и месяц открытия» - октябрь 1892 года. «Кто учитель» - Антонина Иванова, окончившая Епархиальное женское училище. «Средство содержания» - 90 рублей, сбор с учащихся».

Рисунок 2 Здание церковно-приходской школы. Фото 1998 г.
Дело в том, что долгое время отсчёт возникновения школы на Валдайке вёлся от 1894 года. Но оказалось, что это год постройки здания для школы. С 1892 г. два года школа ютилась в неприспособленном наёмном помещении. И только в 1894 году стараниями купца первой гильдии Николая Ефремовича Бельтихина было построено небольшое деревянное здание церковно – приходской школы.

 

Николай Ефремович за свою благотворительность был награждён золотой медалью для ношения на шее. Медаль он каждый раз с гордостью одевал на церковную службу в красивый Храм Иверской иконы Божией Матери, построенный в Лыкошино по проекту известного русского архитектора Константина Андреевича Тона, автора и строителя Храма Христа Спасителя в Москве, Большого Кремлёвского дворца, парных железнодорожных вокзалов: Московского и Ленинградского. Именно у Иверского храма и было построено здание школы. Земля эта принадлежала дворянину Крониду Александровичу Панаеву, имевшему имение в соседней деревне Михайловское.

 

Но год открытия школы ещё предстоит уточнить, так как в различных источниках называются разные даты. Как, например, в воспоминаниях Петровой, жительницы Лыкошино, хранящихся в школьном краеведческом музее: «Когда мне в 1895 году исполнилось 9 лет, меня отдали учиться к частной учительнице, имевшей школу у себя на дому, Антонине Васильевне Ивановой. Училось нас в первом классе человек двадцать. Учение было платным. За каждого ученика платили по одному рублю в месяц.

Чтобы представить, что значил один рубль в то время, нужно иметь в виду, что рабочие службы пути – стрелочники, сигнальщики и мелкие служащие – получали тогда в месяц от 10 до 15 рублей.

Хорошо, если из семьи учился один ребёнок, а если два или три?

Учебники в Валдайке в то время были большой редкостью. Их привозили из Петербурга и Москвы. Одним учебником пользовалось несколько человек.

Так, мама учила меня у частной учительницы до декабря 1896 года, пока в Валдайке не была открыта церковно-приходская школа с трёхгодичным сроком обучения. Помещалась эта школа в деревянном здании, в котором сейчас находится больница. Плата за обучение в школе была установлена по 25 копеек в месяц с каждого ученика.

Новый 1897 год учащиеся встречали ёлкой, устроенной в школе. До тех пор в Валдайке ёлки устраивались только в домах местных купцов и богатеев.

Обучение в школе в то время было раздельным. Мальчиков обучал учитель Григорий Никифорович Хитров. Девочек – Антонина Васильевна Иванова.

В одной комнате занимались одновременно по три класса: первый, второй и третий. Учащихся в 1897\1898 году было не более 50 человек.»

Приходится уточнять имена первых учителей, так как в этих воспоминаниях «закрадываются» ошибки. Мы склонны считать, что первой учительницей была Иванова Антонина Николаевна. Такой вывод члены школьного музея сделали, изучая лыкошинской период жизни тайного советника, ректора Санкт-Петербургского университета Адольфа Христиановича Гольмстена, который 20 лет прожил в Лыкошино и похоронен на местном кладбище. А. Х. Гольмстен был учителем Н.К. Рериха и И. Я. Билибина, неоднократно бывавших на Валдайке. Они учились у Гольмстена на юридическом факультете Петербургского университета. А женат Адольф Христианович он был на нашей землячке, Ивановой Антонине Николаевне, дочери коллежского советника, вероятно, родом с Боровичского уезда. Это объясняет тот факт, что Адольф Христианович Гольмстен со своей семьёй перебрались из Петербурга на Валдайку, ведь рядом со столицей было много прекрасных мест для отдыха. На родину жены.[1]

На дому обучали лыкошинских ребятишек Надежда Константиновна Крупская и профессиональная революционерка Лидия Михайловна Книпович. Л. М. Книпович много лет снимала дачу на станции Валдайка вместе со своим братом учёным – ихтиологом Николаем Михайловичем Книповичем, а Крупская неоднократно с матерью приезжала на отдых в Лыкошино. Останавливалась с матерью в 1895-1898 годах в доме помещицы Ирины Ивановны Беньковской. В этом доме Надежда Константиновна и учила крестьянских детей грамоте. Во время Великой Отечественной войны в здание попала бомба, и он был разрушен. Позже на этом месте построили столярную мастерскую детского дома, а в 1967 году открыли краеведческий музей. Племянник Лидии Михайловны Книпович Сергей Андроникович Павлович, профессор государственного педагогического института имени А. Г. Герцена в Ленинграде, в своём письме от 15 апреля 1960 года писал о том, как проводили время в Валдайке три подруги Н. К. Крупская, Л. М. Книпович и К. Дьяконова: «Они собирали группу из 5-6 ребят и учили их грамоте. Я, помню, участвовал в изготовлении карточек с буквами и цифрами, как пособий для этой школы, которая существовала около месяца у нас в доме».

После революции церковно-приходская школа стала сельской.

В 1918 году в связи с голодом и отказом населения содержать школу и учителей, школа была переведена в Хмелёвку, где продолжала именоваться Валдайская. А в 1923 году обратно возвращена в Лыкошино. За это время школьное здание пришло в полуразрушенное состояние, так как находилось без всякой охраны. Именовалась она Валдайская начальная школа (4-х классная). Заведующим этой школы был Иванов Александр Емельянович, откомандированный из рядов Красной Армии по ходатайству Боровичского Уездного отдела народного образования. Учителя: Егорова М. В., Гаврилова З. Т., Костина А. П.

В связи с укрупнением волостей и образованием Угловского района в 1926 году школа была расширена до пятилетки и преобразована в образцовую. Однако, школой – пятилеткой она просуществовала недолго. В связи с назначением Иванова А. Е. инспектором, а затем и заведующим Угловским РОНО, как члена райисполкома, школа опять стала четырёхлетней.

 

 

2. Валдайковское железнодорожное четырёхклассное училище.

 

Ещё одно учебное заведение было открыто на станции Валдайка: в начале XX века в двухэтажном доме, построенном купцом Трониным, было открыто Валдайковское железнодорожное четырёхклассное училище. Александр Васильевич Тронин построил здание в 1912 году. В сентябре 1918 году это училище стало называться Лыкошинское училище Николаевской железной дороги со сроком обучения 5 лет. Заведующей была Блинова Нина Ильничина.

В 1930 году, т.е. с момента передачи железнодорожных школ в ведение министерства просвещения, сельская и железнодорожная школа объединяются. Первым заведующим объединённой школы был назначен Ильинский Павел Михайлович.

После перехода Ильинского на работу в Ушаковскую школу, в течение короткого срока меняются директора: Фёдоров и Кульбаков.

В это время растёт подсобное хозяйство школы. Посевы сельскохозяйственных культур составляли 7 гектаров. Кроме овощных культур, сеяли рожь и овёс. Своими овощами школа в течение года не только обеспечивала всех детей, проживающих в интернате, но значительное количество их продавалось населению. Из общего количества учащихся (630 человек) 50 проживало в школьном интернате.

Школ на территории Валдайского населения в довоенный период насчитывалось восемь: школы находились в следующих населённых пунктах:

1. Лыкошино (ст. Валдайка). Год открытия церковно-приходской школы 1892.

2. с. Сопки. Начальная школа основана Министерством народного просвещения в 1887 г.

3. д. Хмелёвка. Начальную школу построили в 1927 году при материальной помощи Боровичского окружного отдела народного образования.

4. д. Поречье. Начальная школа открыта в начале 30-х годов.

5. д. Липское. Начальная школа (упоминается в 1909 г.)

6. д. Мшенцы Начальная школа (упоминается в 1909 г.)

7. д. Отдыхалово. Начальная школа (упоминается в 1909 г.)

8. д. Широкое. Начальная школа при доме отдыха[2]. (см. Приложение №1 и №3).

 

 

3. Железнодорожная школа № 16.

 

В 1935 году Лыкошинская школа в качестве семилетней передана в ведение МПС со всеми зданиями. Значит, железнодорожной школа №16 утверждена в Лыкошино весной 1935 года. Позже семилетняя школа №16 Октябрьской железной дорогистала средней.

Школа № 16 Октябрьской железной дороги сначала семилетняя, затем средняя, располагалась в трёх бывших купеческих зданиях:

  • главное здание – дом купца Тронина А. В. (внизу спортзал, библиотека, учительская, канцелярия, кабинет директора, гардероб, на 2-ом этаже 5 классов)
  • второе здание – дом купца Лисенкова (4 классных комнаты, гардероб)
  • третье здание – дом купца Капустина (начальные классы – 4 комнаты). (см. Приложение №2).

Школа занималась в две смены.

 

Директора школы № 16:

До войны – Иванов Александр Емельянович

С 1940 по 1953 года – Тутелев Василий Иванович

С 1953 по 1962 год – Григорьев Ефрем Иванович

С 1962 по 1985 – Бойкова Зоя Пантелеймоновна

Завучи:

Костюкевич Иван Иванович, Аблеева Екатерина Ивановна.

Учителя школы № 16:

Макросова Лидия Никоноровна, Вихрова Анастасия Фёдоровна, Грузинский Пётр Иванович, Грузинская Мария Фёдоровна, Лютынский Евгений Бальтазарович, Ашихман Екатерина Павловна, Новожилова Мария Фёдоровна, Васильева Евгения Васильевна, Гердош Елена Болеславовна, Костюкевич Елизавета Борисовна

Демидова Зинаида Васильевна, Полякова Регина Сергеевна и другие.

 

4. История детского дома № 1 Октябрьской железной дороги.

 

Страшной бедой обрушилась на нашу страну Великая Отечественная война. Много горя и слёз принесла она жителям посёлка. Но, забыв на какое – то время о собственных утратах, лыкошинцы приютили и обогрели сирот – детей из блокадного Ленинграда. В августе 1943 года постановлением правительства и приказом Министерства путей сообщения на станции Лыкошино, был открыт детский дом №1 Октябрьской железной дороги, для которого приспособили два здания железнодорожной школы №16. Позже они стали жилыми.

Рисунок 4 Здание детского дома в п. Лыкошино.
1 ноября 1943 года в этот детский дом привезли первых 50 детей-сирот из блокадного Ленинграда, позже поступило еще 50 детей. Детский дом был рассчитан на 100 детей. В 1945 году в детдоме было уже 140 детей.

Детский дом располагался в 4-х зданиях:

* библиотека, игровая комната, комнаты для подготовки домашнего задания

* спальный корпус

* столовая

* бухгалтерия, кабинет директора, швейная мастерская.

Дети в детский дом поступили после того, как советские войска прорвали блокаду Ленинграда, это случилось в январе 1943 года. После этого возобновилась сухопутная связь с Большой Землёй. Но до полного снятия блокады оставался ещё год.

У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. В их умах сложились особенные ценности и представления о добре и зле. Малыши, чей нежный возраст пришёлся на непрекращающиеся обстрелы и бомбежки. Какими были их мысли, настроения?

Дети блокады

Рисунок 5 Воспитанники детского дома.
Их теперь совсем немного –
Тех, кто пережил блокаду,
Кто у самого порога
Побывал к земному аду.
Были это дети просто,
Лишь мечтавшие о хлебе,
Дети маленького роста,
А душой почти на небе.
Каждый час грозил им смертью,
Каждый день был в сотню лет,
И за это лихолетье
Им положен Целый Свет.
Целый Свет всего, что можно,
И всего, чего нельзя.
Только будем осторожней –
Не расплещем память зря.
Память у людей конечна –
Так устроен человек,
Но ТАКОЕ надо вечно
Не забыть. Из века в век!


Автор: Лев Зазерский

 

Прибывшие в Лыкошино ленинградские мальчишки и девчонки былихуденькие, про таких говорят, прозрачные, с большими глазами, полными тоски и с какой-то взрослой рассудительностью. Ленинградские девчонки и мальчишки как никто другой видели, помнили звериное лицо войны. Поэтому как могли, помогали фронту: вязали руковицы, шили кисеты,собирали посылки на фронт, а в госпиталях, располагавшихся в Лыкошино, Заключье, Широком ставили концерты для раненых, поддерживали их добрым словом, помогали санитаркам и медсёстрам.

Директором был Загорский Константин Дмитриевич, вернувшийся после ранения с фронта, очень строгий, справедливый, настоящий хозяин. Очень любил детей и заботился о них даже после того, как они заканчивали школу и покидали детский дом. Сам Константин Дмитриевич был по образованию учителем физики, в 1941-1942 годах воевал в партизанском отряде под Новгородом, но после ранения и лечения в госпитале получил назначение на должность директора детского дома на станции Лыкошино. Вместе с ним был назначен главным бухгалтером Михаил Иванович Демидов, инвалид Отечественной войны и очень опытный финансист и хозяйственник. А после войны в детский дом прибыл еще один участник и инвалид войны Виталий Никонорович Макросов, который обеспечил в детдоме трудовое обучение детей. Он построил мастерскую, в которой обучал мальчиков столярному и слесарному мастерству.

Эти три защитника Отечества, как истинные патриоты возглавили не менее тяжелое дело – воспитание детей войны, детей-сирот.

Свое директорство Константин Дмитриевич начал с подбора кадров воспитателей. Первым и надежным помощником во всех делах детдома была его жена Елена Михайловна Загорская, - добрая, ласковая, заботливая женщина. Работая в детдоме библиотекарем, она сделала все, чтобы дети полюбили книги и чтение. Кроме того она руководила всеми огородными и садоводческими делами, приобщала детей к сельхозтруду. А такие воспитатели, как Ельцова Мария Николаевна, Нифатова Анастасия Федоровна, Медведская Ангелина Ивановна, Антонова Анастасия Георгиевна, музыкальный работник Платач Ксения, швея Степанова Вера Яковлевна и многие-многие другие воспитатели, и вожатые проявили максимум материнских чувств и заботы о детях, лишившихся родителей.

А учились ребята в железнодорожной школе №16. Детскому дому было присвоено по просьбе детей, обратившихся в письме к маршалу Жукову, имя легендарного полководца. Георгий Константинович прислал тёплое письмо ребятам, и несмотря на огромнейшую загруженность, как мог, помогал Лыкошинскому детскому дому. И первая в районе санитарная «полуторка» оказалась в детдоме благодаря стараниям Маршала Советского Союза. И девчат одели в такие нарядные, каких ни у кого в округе не было, платьица не без помощи Георгия Константиновича.

В детском доме ребята были окружены заботой, вниманием, любовью. Но главным в их воспитании были дисциплина, порядок и труд. Дети понимали, ценили и знали, что все это им во благо. В детском доме было большое подсобное хозяйство: лошади, пять коров, свиньи. 22 гектара пахотной земли и сенокосных угодий. Сад и огород обеспечивали воспитанников круглый год картофелем, овощами, молоком, мясом.

Жизнь детдомовцев была разнообразна и интересна. Походы, праздники, экскурсии, пионерские костры, ночные рыбалки – все это было.

Из письма воспитанника детского дома 1954-1959 гг., ученика школы-интерната с 1960 по 1961 гг. Семёнова Валерия: «Прошло 50 лет, а нет-нет, да вспомнится детский дом и школа-интернат. Директор Загорский К.Д., его жена, Загорская Е.М., библиотекарь и руководитель юннатского кружка. Под руководством Медведской А.И. готовились праздничные концерты, она руководила драматическим и танцевальным кружками. Был струнный оркестр. Были автобусные экскурсии в Новгородский кремль, Суворовское –Канчанское. Были пионерские костры в мае. Зимой штурмовали снежные крепости в д. Кузнецово, разделившись на «синих» и «красных». Ежегодно участвовали в лыжных гонках. Лучших юннатов Елена Михайловна каждый год возила в Москву для участия в выставках ВСХВ (всесоюзная сельхозвыставка), где получали медали и грамоты. Выращивали овощи, ягодные культуры, кукурузу, добиваясь для всего Нечерноземья рекордных урожаев. Загорская Е.М. собрала большую библиотеку и приучала нас читать. Директор вёл шахматный кружок. Я в интернате стал певцом-солистом. Выступали в клубе, Бологое на смотрах, в школах Березайки и Алёшинки, в домах отдыха. В детском доме была хорошая столярная мастерская, где мы приобрели много полезных навыков…»

С уважением Семёнов В.Б. 28.02.2011 г. Петрозаводск.

 

Всего за 16 лет существования детского дома получили воспитание и образование 495 человек.Для большинства воспитанников детский дом №2 стал родным домом.

Детский дом просуществовал до 1959 года. На его базе была открыта школа-интернат №2 Октябрьской железной дороги.

 

5. Школа-интернат №2.

 

В 1963 году в Лыкошине управлением Октябрьской железной дороги было построено новое трёхэтажное здание школы – интерната №2.

Рисунок 6. Строящееся здание школы-интерната. Фото 1962 года.
К 1968 году школа № 16 и школа – интернат №2 были объединены. А школьные здания, в основном, купеческие, в которых располагались детский дом, школа, были переданы сельскому совету. Сначала в главном здании была вечерняя школа, а во втором – комбинат бытового обслуживания. Позже и они перестали существовать. Здания передали под жильё.

В 1997 году школу – интернат МПС передало Министерству просвещения. Теперь школа в подчинении отдела образования МО «Бологовский район».

Здание школы-интерната – типовое: учебный корпус, спальный корпус, спортивный зал, столовая, библиотека, 4 мастерские (столярная, слесарная, швейная, кабинет обслуживающего труда). Школьный стадион. Автобус. В школе обучаются дети из различных населённых пунктов Валдайского сельского поселения, а также их деревень Новгородской области: Речка, Горка.

Имеется изолятор на 10 мест. Прачечная, гараж. Газовая котельная. Артезианская скважина. Подсобное хозяйство. Техническое состояние здания – удовлетворительное.

Школа-интернат работает в режиме круглосуточного пребывания детей и оборудована пожарной сигнализацией, тревожной кнопкой, прямой телефонной связью. Все кабинеты оснащены новой мебелью, имеются интерактивные доски, компьютерный класс. В школе созданы все условия для получения глубоких знаний, занятий научной, исследовательской деятельностью.

Рисунок 7 Мероприятие в школьной библиотеке.
В школе работают 17 педагогов, из них 3 воспитателя, социальный педагог, психолог. Обучается 132 школьника, из них 19 воспитанников интерната.

Начальная школ: 4 класса.

Основная школа: 5 классов.

Старшая школа: 2 класса.

В школе – интернате №2 функционирую 4 школьных краеведческих музея. Даты открытия: 1967, 2000 и 2011. 12 кружков по интересам и спортивный клуб «Комета». Школа сильна спортивными традициями.

Развито волонтёрство. Учащиеся ухаживают за тремя воинскоми захоронениями, памятником лыкошинцам, погибшим в годв Великой отечественной войны, могилами воспитанников детского дома, директора детского дома Загорского К.Д. и могилами работников школы. В школе чтят памят выпускника нашей школы Трофимова Юрия, погибшего на Северном Кавказе 25 лет назад.

Школьная библиотека - один из эстетических центров школы, комната психологической разгрузки для учеников.

В летний период работает летний пришкольный лагерь «Росток».

Рисунок 8. Фольклорный праздник в "Светёлке".
В здании школы размещается летний оздоровительный лагерь «Радуга».

С 2021 года готовится к открытию центр образования гуманитарного профиля «Точка Роста».

Рисунок 9. Лыжные соревнованияя.
Ученики и педагоги очень любят свою школу и всё делают, чтобы она процветала, давала прочные знания, дарила тепло и радость всем, кто находится в её стенах, чтобы школа для ребят была местом, полным тайн и загадок, веселья и приключений, дружбы и общения.

 

Список литературы:

 

  1. «Список населённых мест Новгородской губернии за 1909 год»
  2. «Список населённых мест Новгородской губернии за 1911 год»
  3. Материалы для оценки земельных угодий Новгородской губернии. Валдайский уезд. Новгород, 1890 г.
  4. Справочник по районам Ленинградской области за 1930 год.
  5. Материалы школьного краеведческого музея.

 


 

Приложения

 

Приложение №1.

Школы Лыкошинского сельского совета.

 

 

Школы Лыкошинского сельского округа:

1. Хмелёвка (на 2 учителя, потом – на 1)

2. Поречье - (на 2 учителя, потом – на 1)

3. Липское – 1 учитель

4. Санаторий «Широкое» - 1 учитель

5. Сопки – Турны- семилетка

6. Погибелка (Острые Клетки) – 1 учитель. Закрылась в 1975 году.

 

 

Учителя:

1. Поречье – Шеборкины, Луцевич Мария, Васильевна, Нифатова А.Ф., Ельцова М.Н.

2. Санаторий «Широкое» - Макарова Екатерина Ивановна

3. Погибелка (Острые Клетки) – Ноина Анастасия Михайловна

4. Сопки – Добросолец Мария Ильинична.

5. Хмелёвская школа. (сведения от Луцевич Г. Н.):

Учителя:

- Семёнова Клавдия Васильевна (работала во время войны)

- Бравичева Анна Алексеевна (работала до 1953 г.)

-Луцевич Евгения Васильевна (1904-1975 г.г.)

- Васильева Евгения Васильевна

- Кузнецова Антонина Семёновна

- Киселёва Александра Ивановна (после Луцевич).

Уборщица – И. Апполонова.

 

Приложение №2.

 

Главное здание школы № 16.

Ул. Первомайская.

 

1930 г. – начальная сельская школа и железнодорожная школа объединены.
1935 г. – школа стала именоваться: средняя школа №16 Октябрьской железной дороги.

 

 

 

Рисунок 10. У главного здания школы № 16. 30-е годы.

 

 

Рисунок 11. Современное состояние главного здания школы № 16. Жилой дом. Фото 2019 г.

 

 

Приложение №3.

Сведения о самой первой школы на территории

Лыкошинского сельского совета.

История школы деревни Сопки.

Рисунок 12. Ученики Лыкошинской школы у здания бывшей школы в д. Сопки. В этом здании школа находилась до 70-х годов 20-го века. Фото 2009 года.

 


Рисунок 13. На подъезде к д. Сопки. Фото 2009 г.
Название деревни Сопки происходит от слова «сопки», «холм», «гора». И действительно, рядом с деревней – Ванины горы, Князева гора, Мишкин вал и Васькин вал… Сопки – одним словом, курганы.

Деревня Сопки была центром Сопкинской волости Валдайского уезда Новгородской губернии в XIX – начале XX века.

В 1909 году в Сопках проживало 350 человек (мужчин – 170, женщин – 180). Главным занятием жителей деревни всегда было земледелие. Деревня была по тем меркам довольно большая, места там красивые. В Сопках имелись магазин, 2 мелочные лавки, школа.

На территории Лыкошинского сельского совета находилось в XX веке несколько школ: в п. Лыкошино, в д. Поречье, в д. Сопки, в Хмелёвке.Сопкинская школа самая старая. Основана Министерством народного просвещения в 1887 г.

Вот сведения из «Очерков народного образования Новгородской губернии» на конец XIX века (В 1892 году школа называлась «Сопкинское одноклассное Сельское училище»):

«Находится при погосте Турны Сопкинской волости, Туренского прихода, в котором числится 1920 душ на пространстве 12 вёрст. Помещается в собственном деревянном доме, выстроенном на средства Министерства Народного Просвещения. Училищное здание занимает высокую местность вблизи кладбища, при доме имеется десятина земли (сад и луг). Помещение состоит из 9 комнат: класса, библиотеки, прихожей, ночлежной, мастерской, комнаты для мастера и трёх для учителей. В классе (длина 10, 5 аршин, ширина 8, 5 аршин, высота 4 аршины) может поместиться 46 учащихся. Печь железная. В классе тесно и темно. Учитель и мастер живут при школе.

Законоучителем с 1870 года состоит священник Верещагин Иоанн Михайлович, 48 лет от роду, окончивший курс в Новгородской духовной семинарии (1861). В год даёт 140 уроков за вознаграждение 100 рублей. Живёт недалеко от школы.

Учитель Ёлкин Василий Степанович, 22 лет от роду, холостой, крестьянин Боровичского уезда. Окончил курс и получил свидетельство на звание учителя из Гатчинской учительской семинарии. Три года был учителем в Русско-Новиковской школы (Валдайского уезда) и один год в данной школе. Содержание 330 рублей получает из уездной управы.

С основания школы попечителем состоит Валдайский землевладелец Александр Николаевич Лизарх –фон – Кениг; избран обществом.

Учащихся 39 мальчиков, 17 девочек, всего 56. Большинство в возрасте 10-11 лет, из них духовных 2 мальчика, 5 девочек, остальные крестьяне; православных 38 мальчиков, 17 девочек; раскольников 1 мальчик. Набраны ученики из селений Сопкинской волости: Турны (где школа 2 мальчика, 5 девочек) Туренского прихода: Сопки 1 верста, Мишнёво 3 версты, Погибелка 3 версты, Гряды 5 вёрст, Сухое 8 вёрст, Едно 9 вёрст; Мшенского прихода – Валдайка 9 вёрст и из села Пирус (16 вёрст) Пирусской волости. Из учеников пять человек жили у родственников в деревне Сопки, 15 учеников при школе. Ножлежная – в одном здании со школой (длина 7,5 аршин, ширина 7, 5 аршин, высота 4 аршины); устроены кровати, постели свои, также и пища. Ночлежной заведывае учитель; платы за пользование ночлегом не взимается, а беднейшим выдаётся 50 копеек в месяц на пищу. Школу посещают неисправно в начале и конце учебного года: 30 учеников пропустили по 25 дней по воле родителей. 10 учащихся по 12 дней по болезни, 5 учеников пропустили половину учебного года по случаю работ. Из болезней преобладают простудные. Грамотными поступили в школу 7 мальчиков и 1 девочка. Окончили курс 9 мальчиков, 4 девочек в возрасте 11-14 лет, учились 3-4 года. Три мальчика и 4 девочки получили похвальные листы. До окончания курса уволен 1 мальчик; отданы на заработки 2 мальчика, 1 девочка, учились 2-3 года.

Учебных дней с 20 сентября до 28 апреля было 141; занимались в день по 5 часов и ученики 3-го отделения получили на дом уроки. Приём неграмотных бывает в течение первого месяца, грамотных весь год. Курс трёхлетний.

В трёх отделениях школы приняты учебники: Ушинского, Водовозова, Соколова, Евангелие, молитвенники. Из наглядных пособий имеются счёты, арифметический ящик, глобус, картины. Учебники высылаются г. Инспектором, письменные принадлежности управою. Библиотека учреждена на средства земства и Министерства народного Просвещения и состоит из 117 названий и 412 книг; книгами пользуются окончившие курс. Имеется и библиотека для учителя (руководства, журналы). Ученики помещаются за 12 партами одного размера. Пению обучают простому и нотному учителем, а некоторые поют в церкви. Гимнастикой занимаются в классах без снарядов. Сапожное ремесло преподаёт особый мастер.

Посевом и сенокосом со школьной земли пользуется учитель. Из оканчивающих курс есть желающие поступить в 2-х классное училище.

Школу ревизовали г. Инспектор и попечитель её.

Крестьяне Сопкинской волости расходуют на школу 174 рубля (13 копеек с души); деньги собирает волостное правление и отсылает в Уездную земскую Управу. Расход Министерства народного Просвещения 336 рублей, Уездного Земства 250 рублей. Плата (4 рубля в год) взимается с детей лиц, не участвующих в расходах на содержание школы; собранные деньги поступают в управу; поступило в отчётном году 16 рублей с 4 учеников. Всего же расход по содержанию школы 751 рубль».

Школа просуществовала до конца 70-х годов XX века.

Была малокомплектной. Так, например, в 1967 училось всего 11 человек, из них 4 ученика в этот год пришли в первый класс. Местные жители и сейчас с любовью и благодарностью говорят о своей первой учительнице Марии Ильиничне Добросолец. Она сразу вела четыре класса.

Из воспоминаний Марии Ильиничны: «Я учительствовала в Сопках с 1954 года. Многие мои ученики вышли в люди, получили среднее и высшее образование. Например, Галя Зизелина стала педагогом, Люда Гурьева работает учительницей начальных классов. Галя Кочанова стала специалистом сельского хозяйства. Где бы ни были наши бывшие ученики, они с благодарность вспоминают маленькую школу, открывшую им дверь в большую жизнь…».

Из воспоминаний Н. Марковой «Я в 60-е годы работала в Сопках в библиотеке. Библиотека размещалась в здании школы и насчитывала шесть тысяч книг. Из более, чем трёхсот жителей деревень Сопки, Кузнецово, Порожки, Великуши и Острые Клетки библиотекой пользовалось более двухсот человек. Много читали, например, почтальон Р. Васихина, рабочие совхоза Г. Горохова и П. Зизелина, учитель М. И. Добросолец и её муж.»

А связана эта первая в наших краях школа с замечательным русским писателем Глебом Ивановичем Успенским.

Приезжал Глеб Иванович в Сопки в 1877 году. Не успел уездный учитель сойти на станции Валдайка, как за ним и его женой, по распоряжению петербургского градоначальника генерала Трепова, был установлен строжайший надзор.

Собирая материал для очерков, составивших цикл «Из деревенского дневника», Глеб Иванович в своём доме учил деревенских ребятишек.

Вот строки из «Деревенского дневника»: «Вид деревеньки самый обыкновенный. Холмистые поля спускаются к речке, неширокой и неглубокой, в которой будто бы в прошлые времена было «страсть сколько рыбы»...

Берега речки кой-где покрыты кустарником, кой-где болотце и песочек, а на дне густая трава, которую большей частью и вытаскивают вместо рыбы мужики, подумавшие побродить (не раздеваясь) с бреднем… Называется эта речка Слепухой, а деревенька, лежащая по другой её стороне, называется Слепое – Литвино…»

Брат писателя Иван Иванович утверждал, что упомянутое в очерках село Слепое – Литвино – это Сопки.

 

 

Приложение № 4.

 

История школы деревни Поречье.

 

Школы в деревне Лыкошины никогда не было. Дети из деревни Лыкошины сначала учились в д. Пирос, затем, когда открыли школу в деревне Поречье (30-е годы 20 века), ходить стали туда.

Рисунок 14. Ученики Лыкошинской школы во время похода у здания школы в д. Поречье. Фото 2012 г.
Пирусская школа была основана в 1876 году. В документах сказано, что школу открыл помещик Панаев Кронид Александрович. «Открыл», значит, обеспечил для школы помещение, ездил в уездное земство и хлопотал о выделении денег для школы.- 246 рублей в год; привез в Пирос и обеспечил жильем преподавателей школы: законоучителя А.Миролюбова 41 год от рождения, окончившего Новгородскую Духовную семинарию, и учащую Сисетскую Ольгу 26 лет.

Плата за обучение в школе одного ученика составляла 1,5 рубля в год. Количество учеников в школе доходило до 40, но многие ученики зимой бросали школу из-за отсутствия одежды.

Здание школы из деревни Пирос было перевезено в деревню Поречье до 1935 года, к этому времени были построены школы во многих окрестных деревнях. В самой деревне Пирос численность населения была значительно меньше, чем в Поречье. В Поречье проживало 328 человек, из них 50 детей. Школа в д. Пирос перестала существовать дети стали из д. Пирос ходить в школу в д. Речка.

Первыми учителями были Мартынова Евдокия Ивановна и Шеборкины Василий Михайлович и Прасковья Захаровна. Они имели троих детей: Виринею, Надежду и Владимира. Жили учителя в артельном доме. Имели земельный участок 10 соток, держали корову и кур. Младшие дети ходили в ясли, которые располагались за стенкой их квартиры. В 1941 году Василия Михайловича призвали на фронт. После войны он с семьей переехал на другое место жительства.

В годы войны вместе с Прасковьей Захаровной учила детей Луцевич Евгения Васильевна, которая проработала в этой школе 10 лет (с октября 1943 по 8 июня 1953 года). С 1953 по 1961 года заведующей школой была Морозова (Федорова) Раиса Федоровна 1930 года рождения. В 1961 году заведующей школой назначают Ельцову Марию Николаевну, которая проработала в этой школе до 1978 года. Добрые воспоминания остались в сердцах ее учеников и жителей деревни об этом прекрасном человеке – учителе с большой буквы.

Молод



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: