истории политических и правовых учений




 

Источники: классификация и особенности.

 

Источники по истории политических и правовых учений имеют свою классификацию и особенности. С одной стороны, они являются частью проблем общего источниковедения. С другой, обладают спецификой, присущей лишь политическим и правовым учениям. Созданные различными мыслителями концепции и формы их изложения (теоретический трактат, философское сочинение, политический памфлет, проект конституции и т. п.) столь же разнообразны, сколь разнообразны вообще результаты индивидуального творчества.

Источники по истории политических и правовых учений по типологии относятся к общей базе исторических источников и таким образом подпадают под их классификацию. Но, опираясь на историческую классификацию, они имеют свои особенности, связанные со спецификой предмета, а именно содержания политико-правовых учений.

Первейшей особенностью источников по истории политических и правовых учений является принадлежность их к письменной традиции. Дисциплина базируется только на письменном корпусе источников, что имеет свои ограничения. Здесь письменные источники возникают в ходе целенаправленной деятельности авторов первоначально как облеченные в материальную форму средства для достижения определенных целей, удовлетворения духовных общественных потребностей.

Вторая важная особенность заключается в том, что все изучаемые источники (за очень редким исключением) являются авторскими, что предполагает дополнительный анализ изучения личности автора и выявления связей между субъективными сторонами его/ее деятельности и реализацией через них системы определенных общественных взглядов в источнике.

В целом, все источники по истории политических и правовых учений могут быть отнесены к следующим категориям:

1) созданные одним автором или авторские (например, философское сочинение); и

2) созданные коллективом авторов (например, проект конституции).

По содержанию, все источники могут быть разделены на:

1) произведения общего характера, содержащие элементы политико-правовой теории (например, «О граде Божием» Аврелия Августина); и

2) произведения, посвященные политико-правовым вопросам, включая нормативно-правовые документы (например, «Два трактата о правлении» Джона Локка или Конституция США).

По форме источники могут быть поделены на:

1) нормативно-правовой документ:

1.1. основной закон (Конституция или другой основополагающий акт);

1.2. сборник законов (кодекс или другой сборник законов, например Законы Ману);

2) философское произведение – это продукт индивидуального творчества, посвященный изложению философской концепции автора/ов (например, работа Г.Ф.В. Гегеля «Философия права» или работа Аристотеля «Афинская полития» являются философскими произведениями). Оно может включать в себя диссертационные работы, монографии и другие самостоятельные произведения научно-философского характера;

3) трактаты (от лат. tractatus – обсуждение, трактовка, рассмотрение) – вид литературного творчества, посвященный обсуждению той или иной философской, религиозной или политической проблеме, как правило, предназначенный для последующего обсуждения (например, работа Спинозы «Политический трактат»);

4) памфлеты – представляют собой произведения, направленные обычно против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей. Задача памфлета состоит в том, чтобы осмеять, предать позору данное явление или лицо (например, памфлеты Дж. Лильберна или Д. Дефо);

5) литературные произведения – произведения художественной литературы, чьей целью является удовлетворение эстетических чувств читателя. Многие произведения художественной литературы, особенно в России, затрагивали политико-правовые проблемы. В свою очередь они могут делиться на:

5.1. послания – прозаические письма церковно-религиозного или публицистического содержания, по своему значению и назначению выходящие за пределы исключительно личного обращения, (например, Послания кн. А. Курбского и Иоанна Грозного друг другу);

5.2. поучения – дидактические высказывания, обращенные к слушателям или читателям (например, «Поучение Владимира Мономаха»), в свою очередь часть выступают в виде такого жанра как «слово» (например, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона);

5.3. моления и челобитные – вид публицистических произведений, критикующих современное состояние общества и обращающихся к представителям власти (например, «Моление Даниила Заточника» или «Большая Челобитная» И. Пересветова).

 

Определение формы источника достаточно важно, так как каждый источник по форме имеет свои закономерности содержания и структуры, учитывать которые необходимо для более адекватного анализа.

 

Особенности анализа источников

 

Анализ источника предполагает сложную интеллектуальную деятельность по оценке всех составляющих процесса создания источника. Источник является составной частью социальной структуры, которая связана со всеми остальными механизмами функционирования общества. Произведение также принадлежит определенному автору, но в то же время оно есть и феномен культуры своего времени, явление интерсубъективного общения. Поэтому необходимо использовать исследовательский подход к источнику как к произведению, возникновение которого вызвано: условиями, в которых существовал данный тип социальной организации; целями, которые это общество перед собой ставило; возможностями, которыми оно располагало для реализации своих целей. Для интерпретации произведения принципиальное значение имеет социокультурная ситуация: тип социальной организации, тип связей, которые объединяют людей (политические, конфессиональные, культурные, правовые и т.д.). Источник является продуктом человеческой психики, то есть создается целенаправленно и осознанно, но в определенной исторической реальности и затем функционирует в этой реальности в соответствии с теми условиями (политическими и культурными), которые она ему устанавливает. Поэтому, предполагается три этапа анализа источника:

I. Внешняя критика источника.

1.1. установление времени возникновения источника;

1.2. определение места возникновения источника;

1.3. выявление личности автора (авторов);

1.4. установление обстоятельств появления источника;

 

II. Внутренняя критика источника.

2.1. Уяснение целей, задач и смысла источников как документов;

2.2. Установление фактической ценности, достоверности обобщаемых фактов;

2.3. филологическая критика источника: а) изучение языка и терминологии источника для того, чтобы осмыслить его происхождение и содержание и, наконец, просто правильно прочесть;

III. Значение источника.

3.1 определить общую ценность источника: логичность и доказанность выводов; соответствие фактического материала восприятию автором событий и процессов;

3.2 место источника в ряду других;

3.3 значение полученной из источника информации для исторического знания.

 

Внешняя критика источника

 

Внешняя критика предполагает выявление всех внешних обстоятельств, сопутствовавших возникновению источника. Место и время возникновения исключительно важны для понимания программных целей и задач произведения, а также для определения и мировоззренческой основы. Как правило, большинство произведений средних веков и Нового времени довольно точно датированы, однако для произведений Древнего мира могут произойти проблемы с датировкой. Например, Законы Ману создавались на протяжении от II в. до н.э. до II в. н.э., что предполагает дополнения и изменения текста на протяжении четырех столетий, придавая ему определенную специфику присутствия нескольких смысловых и исторических слоев внутри произведения. Место создания играет важную роль: часто место создания (также как и дату), в случае если они неизвестны, можно определить по специфическим коррелятам в тексте (упоминание событий, лиц, астрономических явлений, географических названий и т.д.), и наоборот, знание места и времени создания произведения позволяет адекватно поместить источник в контекст исторической эпохи и изучаемого общества.

Проблема авторства источника также достаточно важна. Понятие авторства произведения в контексте различных типов культуры может быть представлено самыми различными вариантами. Необходимо рассмотреть исследовательское пространство соотношения изучаемого произведения и его авторства, так как соотношение индивидуальности автора источника и той реальности, в которой он существовал, может быть различным. В одних случаях произведение несет на себе отпечаток автора в каждой строчке, в других случаях попытка выявить личность автора в источнике бесперспективна (как, например, в случае с нормативно-правовыми документами). Тем не менее, трудно интерпретировать источник, предварительно не поняв его автора, не зная его биографию, сферу практической деятельности, уровень его культуры и образования, род занятий, его принадлежность к определенной социокультурной общности с соответствующими ценностными установками. При этом при анализе необходимо обращать внимание именно на те моменты, которые сыграли решающую роль в создании анализируемого произведения. Словарной статьи из энциклопедии в данном случае будет явно недостаточно, необходимо самостоятельное мини исследование биографии автора произведения.

Обстоятельства создания источника тесно связаны с такой проблемой как полнота и достоверность сведений, оценочные суждения, включенные автором в его произведение. В одних и тех же исторических условиях один и тот же человек может создавать произведения, существенно различающиеся как по полноте сообщаемой информации, так и по степени ее достоверности, не говоря уже об оценочных суждениях. Это зависит от обстоятельств, в которых находится автор. Иногда автор не располагает необходимой информацией, или обращается к недостоверным свидетельствам, или доверятся собственной памяти. Иногда автор намеренно дает неполную или недостоверную социальную информацию, поскольку находится в обстоятельствах, которые диктуют ему подобное поведение. Обстоятельства, диктующие необходимость быстрых и решительных действий, существенно влияют на способ изложения и структуру документов, от чего, в частности, зависят особенности агитационной (например. «Манифест коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса), публицистической (памфлетная война времен Английской революции сер. XVII в.) и другой подобной документации. В то же время отсутствие стресса, необходимости быстрых действий, наличие свободного времени, досуга и возможностей для созерцательного времяпрепровождения способствуют созданию других по своей форме, чаще всего, философских произведений.

 

Внутренняя критика источника

 

Внутренняя критика предполагает изучение текста источника, а также его публикаций и воспроизведений, что, в свою очередь, имеет своей целью критическое прочтение того сообщения, которое хотел предать автор произведения, делая это осознанно и целенаправленно. Выявление целей и задач документа, его фактической ценности, достоверности и адекватности сообщаемой информации зависит от текстологического анализа, направленного на изучение вариантов исследуемого текста в тех материальных формах, в которых он был создан его автором. Для этого используются методы литературоведческой дисциплины текстологии, а также в нашем случае, могут быть использованы методы юридической дисциплины, предназначенной для лингвистического анализа политико-правовых документов, юрилингвистика.

Текстологический анализ начинается с изучения различных вариантов авторского текста, поиска рукописи и изучения судьбы рукописи, а также соотношения разных рукописей и списков произведения с опубликованной версией. Для студентов такая часть исследования часто недоступна и не нужна. Речь идет об изучении печатного варианта произведения, так как именно оно (во всяком случае со времен изобретения книгопечатания) оказало влияние на интеллектуальный климат эпохи. Гораздо важнее проблема перевода источника на другой язык. В идеале, для полного анализа источник должен изучаться на том языке, на каком был написан. Однако, функционирование источника в других культурных контекстах зависит именно от наличия перевода и его уровня. Студенты, как правило, читают источники на русском языке (особенно это касается источников Древнего мира и Средних веков), так что уровень русского перевода очень важен и этот аспект должен быть изучен: когда появился перевод на русском языке и с какой целью, как он был оценен современниками и специалистами, насколько авторитетным является тот или иной перевод в случае, если существует несколько переводов (например, «Философии права» Гегеля) и т.д. История публикаций источника имеет также большое значение: когда источник впервые был опубликован, то есть доступен широкой публике. Однако, данный аспект анализа относится лишь к источникам Нового времени после изобретения книгопечатания. Источники Древнего мира и Средних веков распространялись в рукописях и здесь необходимо изучать аспект существования списков и их географического распространения (например, «Молчания Даниила Заточника»), чтобы выяснить насколько произведение было широко известно и влиятельно. При изучении публикации источников, важно обращать внимание на такие детали как: издательство (ведущее/второстепенное; крупное/некрупное; научное/научно-популярно), а также тираж (сколько экземпляров) и версия (сокращенная/полная).

Изучение авторских вариантов текста необходимо для того, чтобы установить более полно источник авторского замысла и его последующей реализации под влиянием тех или иных обстоятельств. Однако произведение имеет и собственную судьбу: оно может переписываться в течение многих веков, переводиться на другие языки, может быть изданным и многократно переиздаваться. Изучение этих проблем помогает лучше понять произведение. На этом этапе необходимо выяснить, предназначался ли источник к изданию или создавался для других целей. Каждое новое издание источника имеется самостоятельный интерес, поскольку данный факт отражает степень использовании источника в социальной практике, позволяет лучше понять, в какой связи актуализировалось его содержание. Распространение произведения в определенной среде отражает состояние общественного сознания, изменение его социальных или культурных интересов и ориентаций.

Следующим этапом является анализ содержания источника, в процессе которого оценивается структура источника, его логичность, аргументированность и обоснованность авторских выводов. В процессе анализа содержания также уточняются цели и задачи произведения. Здесь решается проблема получения необходимой информации (о политико-правовых воззрениях автора, например), решается проблема оригинальности и достоверности предоставляемой информации (насколько самостоятельной является концепция автора). Здесь рекомендуется создать тезисный план-конспект источника по логике автора, то есть в рамках авторского деления выделить основные логические единицы и попытаться проследить процесс аргументации.

На этапе интерпретации источника ставится цель установить (в той мере, в какой это возможно) тот смысл, который вкладывал в произведение его автор. Изучением смысла и познания источника на современном этапе занимается специальная дисциплина – герменевтика. Задача интерпретации – лучше понять ситуацию, в которой находился автор произведения, замысле произведения, способ, принятый автором для воплощения этого замысла. Психологический метод, интуиция имеют здесь первостепенное значение.

 

Значение источника

 

В процессе анализа источника происходит раскрытие информационных возможностей источника, интерпретируются те сведения, которые, намеренно или помимо своей воли, сообщает источник, свидетельствуя прямо или косвенно о своем авторе и о том этапе социального развития, когда источник был создан. Завершающим этапом изучения произведения является источниковедческий синтез, когда создается возможность обобщить результаты анализа отдельных сторон произведения, отдельных комплексов социальной информации, полученной при исследовании его структуры и содержания, то есть выделяется политико-правовая доктрина автора произведения. Необходимо поместить данную доктрину и социальный и культурный контекст не только эпохи, но и развития политико-правовых теорий в целом. Для этого необходимо изучить оценку данного источника современниками и потомками, а также влияние данного источника на современников и потомков через систему референций или отсылок к источнику в других произведениях специального или общего характера. На дано этапе необходимо дать и собственную оценку произведения, опирающуюся на самостоятельный анализ.

 

Литература по анализу источников:

Антоненко Т.А. Словесность в юриспруденции: Курс лекций. – Ростов-на-Дону, 1999.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986.

Бельчиков Н. Ф. Литературное источниковедение. – М., 1983.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. – М., 1988.

Голик Ю.В., Энгвер Н.Н. Герменевтика: юридический и филологический аспекты //

Юрислингвистика-1: проблемы и перспективы. – Барнаул, 1999.

Губаева Т.В. Словесность в юриспруденции. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "юриспруденция". Казань, 1995.

История политических и правовых учений /Под ред. В. С. Нерсесянца. Т. 1. Древний мир. – М., 1985.

История политических и правовых учений /Под ред. О. Э. Лейста. – М., 1997.

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. Пособие. – М., 1998.

Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. – М., 1994.

 

Анализ источников по истории политических и правовых

учений на семинарах

 

Семинар 1. Политико-правовые концепции в Древнем мире

Цель: проанализировать политико-правовые учения на Древнем Востоке и в Древней Греции и выделить особенности развития политико-правовой теории в этот период.

Источники для анализа: Законы Ману, Артхашастра, Конфуций «Люнь Юй» и Платон «О государстве».

Процедура: Работа в группах и анализ источников по определенным параметрам (см. параметры таблицы). Студенты делятся на 4 группы, каждая группа получает один источник для анализа. В процессе совместной работы студенты готовятся устно изложить результаты анализа. По итогам сравнительная таблица должна быть заполнена и студенты должны сделать соответствующие выводы об особенностях развития политико-правовых учений в Древнем мире.

Итог: сравнительная таблица политико-правовых концепций Древнего мира

 

Сравнительная таблица взглядов (Политическая мысль Древнего мира)

(к семинару № 1)

 

Параметры Законы Ману Артхашастра Люнь Юй О государстве
Автор (годы жизни, социальное происхождение и положение)        
Времясоздания документа, обстоятельства        
Место создания документа, исторические условия        
Цельдокумента        
Общественное устройство        
Характеристика отдельных слоев        
Государственное устройство        
Образ правителя        
Программные положения        
Мировоззренческая основа произведения        

 

Источники:

Артхашастра, или Наука политики: Пер. с санскрита.- М.,1993.

Законы Ману / Пер. с санскрит. С.Д.Эльмановича, провер. и испр. Г.Ф.Ильиным; Предисл. Г.Ф.Ильина.- М.,1992.

Конфуций. Изречения. – М., 2007.

Платон. Государство // Платон. Собр. соч.: В 4 т.- Т.3.- М.,1994.

Литература:

История политических и правовых учений. Древний мир / Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Наука, 1985. – С. 102-207, 228-262.

Кессиди Д.Х. От мифа к логосу.- М.: Мысль, 1972.- С.39-62.

Семинар 2. Политико-правовые концепции в Средние века

Цель: проанализировать политико-правовые учения в Средние века в Западной Европе, на арабском Востоке и в Древней Руси и выделить особенности развития политико-правовой теории в этот период.

Источники для анализа: Августин Блаженный «О граде Божьем», Фома Аквинский «О правлении государей», Илларион «Слово о законе и благодати», Владимир Мономах «Поучение детям», Ибн Халдун «Муккадимма».

Процедура: Источники заранее распределяются по группам студентов, также назначаются рецензенты, которые должны будут оценить уровень подготовки своих коллег. На семинаре группа отчитывается о самостоятельно проделанной работе путем представления 10 минутного доклада об источнике. Рецензенты дают оценку работе группы и вносят дополнения или исправления в доклад.

Итог: студенты должны усвоить особенности политико-правовых доктрин средневековья.

 

Источники:

Блаженный Августин. О Граде Божием.- Т.1-4.- М.,1994.

Трактат Фомы Аквинского «О правлении государей»: Публикация, перевод, вступительная статья и примечания Н.Б.Срединской // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI-XVII вв.): Сборник статей / Под ред. В.И.Рутенбурга, И.П.Медведева.- Л.,1990.- С.217-244.

Иларион, митрополит. Слово о Законе и Благодати // Сокровища древнерусской литературы.- М.,1987.

Владимир Мономах. Поучение // Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). – М., 1969. – С.146-171.

Ибн-Хальдун. Пролегомены к «Книге поучительных примеров и дивану сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров» // Мировая экономическая мысль: Сквозь призму веков: В 5 т. Т.1: От зари цивилизации до капитализма / Ред. Г. Г. Фетисов. – М., 2004.

Литература:

История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. / Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Наука, 1986. – С. 150-187.

Курбатов Г.Л. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь.- Л.,1988.

Фролова Е. История средневековой арабо-исламской философии.- М., 1995.

Семинар 3. Политико-правовые учения в Европе раннего Нового времени

Цель: проанализировать политико-правовые учения в Западной Европе в эпоху Возрождения.

Источники для анализа: Н. Макиавелли «Государь», Т. Мор «Утопия» и М. Лютер «О светской власти».

Процедура: Обсуждение источников происходит по следующим вопросам:

- гуманистическая традиция и ее особенности;

- новая наука политики;

- религия и политика;

- мораль и политика;

- утопические ценности.

Итог: студенты должны посредством обсуждения источников определить особенности политико-правовой мысли эпохи Возрождения.

 

Источники:

Макиавелли Н. Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия: Пер. с итал.- СПб.,1997.

Лютер М. Избранные произведения.- СПб.,1994.

Мор Т. Утопия.- М.,1978.

 

Литература:

Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени.- М.,1987.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков.- М.,1996.

Штекли А.Э. Возрождение и утопический коммунизм (XIV-XVI вв.).- М.,1978.

 

Семинар 4. Политико-правовая мысль Московского государства

Цель: проанализировать политико-правовые учения России на примере Московского государства и обсудить проблемы сильной власти.

Источники для анализа: «Большая челобитная» Ивана Пересветова и «Переписка Ивана Грозного и князя Курбского».

Процедура: проводится в виде круглого стола по вопросам выбора пути политического развития. Центральной темой обсуждения является необходимость в России самодержавной власти. Студенты делятся на две группы: тех, кто разделает аргументы Пересветова и Ивана Грозного, и те, кто разделяет позицию Курбского. Используя аргументацию источников, задача студентов обосновать свою позицию и сделать выводы о возможностях выбора политического пути.

Итог: студенты должны посредством обсуждения источников определить особенности политико-правовой мысли в Московском государстве

Источники:

Сочинения И.Пересветова / Подгот. текста А.А.Зимина.- М.; Л.,1956.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.- М.,1981.

Литература:

Аль, Д.Н. Писатель Иван Пересветов и царь Иван Грозный у истоков извечной дискуссии - как обустроить Россию. - СПб., 2002.

Беляева, Л.Н. Изменение структуры нравственного сознания России XVI-го века: (На прим. переписки И.Грозного с А.Курбским). - М., 1986.

Громов М., Козлов Н. Русская философская мысль X-XVII веков.- М.,1990.

Зимин А.А. Иван Пересветов и его время.- М.,1959.

Семинар 5. Политико-правовые доктрины немецкой классической философии

Цель: проанализировать политико-правовое учение И. Канта на его примере изучить политико-правовую концепцию немецкой классической философии.

Источники для анализа: И. Кант «Метафизические начала учения о праве».

Процедура:.

Итог: студенты должны посредством обсуждения источников усвоить особенности политико-правовой мысли немецкой классической философии

 

Источники:

Кант И. Метафизические начала учения о праве // Кант И. Сочинения: В 6 т.- Т.4. Ч.2.- М.,1965.

 

Литература:

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия.- М.,1986.

Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права; Кант, как моралист // Сочинения.- М.: Раритет, 1995.- С.173-195, 206-229; 307-320.

Соловьёв Э.Ю. И.Кант: взаимодополнительность морали и права.- М.,1992.

 

Семинар 6. Политико-правовые взгляды славянофилов и западников

Цель: проанализировать политико-правовые учения в России середины XIX века.

Источники для анализа: Чаадаев П. Я. «Антология сумасшедшего», Хомяков А. С. «О старом и новом», Киреевский И. В. «В ответ А. С. Хомякову», Аксаков К. С. «О русском воззрении», Белинский В. Г. «Россия до Петра I», Леонтьев К. Н. «Византизм и славянство».

Процедура: семинар проводится в виде диспута о судьбах России. Студенты объединяются в группы славянофилов и западников и внутри двух больших групп вокруг того или иного мыслителя. Цель – обсудить насущные проблемы политико-правовой теории середины XIX века в условиях системного кризиса.

Итог: студенты должны увидеть методологическую схожесть взглядов славянофилов и западников, прежде всего через однотипность аргументации и использования определенных литературных приемов, а также усвоить особенности политической полемики.

Источники:

Чаадаев П. Я. Антология сумасшедшего // Русская идея. – М., 1992.

Хомяков А. С. О старом и новом // Русская идея. – М., 1992.

Киреевский И. В. В ответ А. С. Хомякову // Русская идея. – М., 1992.

Аксаков К. С. О русском воззрении // Русская идея. – М., 1992.

Белинский В. Г. Россия до Петра I // Русская идея. – М., 1992.

Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство.- М.,1996.

Литература:

Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. Алексей Хомяков и Иван Киреевский.- М.,1995.

Валицкий А. Славянофильство и западничество.- М.,1991.- Вып. 1-2.

Пивоваров Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX – первой трети XX столетия.- М.,1997.

Цимбаев Н.И. Славянофильство: Из истории общественно-политической мысли XIX в.- М.,1986.

Семинар 7. Политико-правовые учения в Европе начала XX века

Цель: проанализировать политико-правовые учения в Западной Европе начала XX века.

Источники для анализа: Ф. Ницше «Воля к власти», О. Шпенглер «Закат Европы».

Процедура: семинар проводится в виде обсуждения будущего Европы. В процессе ознакомления с источниками студенты должны объяснить, почему декаданс получил широкое распространение в Европе в этот период и как он отразился на политико-правовой теории

Итог: студенты должны понять особенности декаданса и «пророческих» политико-правовых теорий, их тесной зависимости от исторических условий.

 

Источники:

Ницше Ф. Воля к власти.- М.,1994.

Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т.- М.,1998.

 

Литература:

Делёз Ж. Ницше.- СПб.,1997

Милон-Дельсон Ж. Политические идеи XX века.- М.,1992.

Ницше: pro et contra / Сост., вступ. ст., примеч. и библиогр. Ю.В.Синеокой.- СПб.: РХГИ, 2001. (Критика морали альтруизма. Идея сверхчеловека.)

Самостоятельная работа по анализу источников

В процессе курса показателем того, что навыки по анализу источников усвоены, студентам предлагается выполнить самостоятельную контрольную работу по анализу источника. Данная контрольная работа предполагает исследовательский подход и глубокие знания по процедуре анализа.

 

Алгоритм анализа источника

 

ПРОЧИТАЙТЕ ИСТОЧНИК!

Общие положения:

I. Внешняя критика источника.

1) установление времени возникновения источника;

2) определение места возникновения источника;

3) выявление личности автора (авторов);

4) установление обстоятельств появления источника;

5) разрешение вопроса о подлинности, выявление подлогов и подделок.

 

II. Внутренняя критика источника.

1) Уяснение целей, задач и смысла источников как документов;

2) Выяснение научного значения источника для изучения жизни;

3) Установление фактической ценности, достоверности обобщаемых фактов;

4) филологическая критика источника: а) изучение языка и терминологии источника для того, чтобы осмыслить его происхождение и содержание и, наконец, просто правильно прочесть;

 

III. Значение источника.

1) определить общую ценность источника: логичность и доказанность выводов; соответствие фактического материала восприятию автором событий и процессов;

2) место источника в ряду других;

3) значение полученной из источника информации для исторического знания.

 

Алгоритм анализа:

 

1. Сведения об авторе: полное имя, фамилия, отчество, краткая биография или сведения биографического порядка, ученая степень, звание.

2. Проанализируйте название источника: о чем оно говорит.

3. Какова основная тема источника: сделайте тезисный план, используя план монографии (поглавно, по параграфам и т.д.).

4. Каковы авторские выводы, о чем они свидетельствуют?

5. Время выхода источника: как согласуется тема с современной ему обстановкой?

6. Ваше отношение к позиции автора. Согласны ли вы с его/ее выводами? Укажите, почему.

7. Сравните (если возможно) данную монографию с другими работами этого автора. Присутствует ли эволюция взглядов? Если да, то какова она? Если нет, то почему?

Общие рекомендации к оформлению работы

Объём контрольной работы по анализу источника – 20-25 листов формата А4 (шрифт Times Roman, 12, полтора интервала, поля – 2,5 со всех сторон, включая титульный лист). На титульном листе указываются: учебное заведение, название факультета, кафедры, далее фраза: Контрольная работа по дисциплине ИППУ на тему: «», студента/тки __ курса по специальности, ФИО, преподаватель, место и год выполнения.

Контрольная работа должна быть аккуратно и грамотно оформлена. Она должна иметь определённую структуру и состоять из титульного листа, плана освещения темы, введения, основной части (изложения вопросов плана), заключения и списка использованной литературы. План освещения темы, отражающий содержание работы, помещается на следующем за титульным листе. Во введении указывается актуальность темы, обосновывается логика плана, даётся информация об изучаемых вопросах и источниках и научной литературе, на основании которых написана работа (историография), определяются задачи анализа источника. При изложении вопросов плана, каждый из которых – самостоятельная часть работы, следует выделять их название в начале раздела, использовать материалы разных авторов при освещении каждого вопроса, обращаться к источникам по истории политических и правовых учений, подводить краткие итоги в конце каждого раздела. Обычно работа делится на три главы, сообразно этапам анализа источника. Глава 1 будет включать внешнюю критику источника, Глава 2 – внутреннюю критику источника, Глава 3 – значение источника. В заключении тезисно, в систематизированном виде излагаются выводы по изученной теме, указывается значение проанализированного источника для истории политических и правовых учений, а также дается собственная оценка проанализированного источника. Список использованной литературы должен состоять не менее чем из 10 наименований и включать анализируемый источник и специальную (научную) литературу по данному источнику и сопряженными с ним темами. Учебники и учебные пособия, справочники, словари, научно-популярная литература могут быть использованы только как дополнительные источники информации. Поощряется использование научных статей в специализированных журналах.

Нераскрытие темы, механическое переписывание (набор) текста учебника, неиспользование текста источника, а также предоставление информации без указания источника (в тексте контрольной работы обязательно должны быть ссылки на источник информации) или подмена темы являются основанием для незачёта и возврата контрольной работы.

Примеры оформления сносок:

Сноски должны быть постраничными (то есть внизу страницы) со сплошной или постраничной нумерацией.

Книги:

Асмус В.Ф. Античная философия.- М.: Высшая школа, 2001.

Статья в журнале:

Берлин И. Оригинальность Макиавелли// Человек.- 2001.- № 4.- С.147-164.

Дегтярёва М.И. Разработка понятия суверенитета Жаном Боденом // Полис: Политические исследования.- 2000.- № 3.- С.157-169.

Статья в сборнике статей:

Трактат Фомы Аквинского“О правлении государей”: Публикация, перевод, вступительная статья и примечания Н.Б.Срединской // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI-XVII вв.): Сборник статей / Под ред. В.И.Рутенбурга, И.П.Медведева.- Л.,1990.- С.217-244.

Ивонин Ю.Е. О характере реформации Генриха VIII // Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества.- Л., 1980.- Вып. 3.- С.83-93.

Статья на веб-сайте:

Айвазова С. Русские женщины в лабиринте равноправия. – 1998. - https://www.owl.ru/win/books/rw/index.htm

Приложения:

Список источников, рекомендованных к анализу

 

1. Аристотель. Политика. - https://www.humanities.edu.ru/db/msg/54572

2. Артхашастра. - https://grachev62.narod.ru/Hrest/Arthash.html

3. Батлер Дж. Психика власти: Теории субъекции. – СПб.: Алетейя, 2002.

4. Беккария Ч. О преступлениях и наказаниях. – www.krotov.ru

5. Бовуар С. Де. Второй пол. – СПб., 1997.

6. Брайсон В. Феминистская политическая теория. Введение. – М., 2000.

7. Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния.- Л.,1990.

8. Гегель Г. Философия права. - https://www.ikota.ru/039/000.htm

9. Гоббс Т. Левиафан. – https://humanit



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: