Консультация для родителей «Применение «нетрадиционных» материалов (цветных резинок) в работе с дошкольниками».
В России связь руки с развитием мозга изучал известный невропатолог и психиатр Бехтерев В. М. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи.
М. М. Кольцова, доктор медицинских наук, профессор-физиолог в своих исследованиях отмечает, что: "связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук мы считаем возможным рассматривать, как мощный физиологический стимул развития речи детей".
«Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними», - писал Д. Б. Эльконин.
Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их в сложные интегративные образы и представления.
Таким образом, можно сделать вывод, что движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Моторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи.
Педагоги отмечают, что работа с нетрадиционными материалами вызывает значительный интерес у детей и способствует развитию воображения. Эти занятия способствуют развитию творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, зрительно-моторную координацию и цветоощущение. Нетрадиционным материалом для детей нашего ДОО стали цветные резинки для волос. Работа с цветными резинками вызывает не только положительные эмоции и желание с ними играть, но и заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка.
|
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.Помимо, развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение игр с использованием нестандартного материала, сопровождаемых стихотворным текстом или выполняемых под музыку, направлены на решение следующих задач:
· формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
· развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;
· развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
· развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Игры с использованием цветных резинок способствуют развитиютворческой активности, мышления,внимания, памяти, речи,мелких мышц рук. У детей развивается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде действия. Кисти рук детей становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. Одним из важных моментов данного материала является обогащение сенсорного опыта, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, фактуре, положении в пространстве.
Игры с использованием нетрадиционного материала способствуют созданию положительного эмоционального фона, развивают усидчивость, формируют положительную мотивацию на совместную деятельность.
В методических рекомендациях игры с цветными резинками дифференцированы условно по возрасту детей. При организации совместной и самостоятельной деятельности необходимо учитывать также особенности развития, наличие сформированных умений и интересы ребёнка.
|
Преимущества использования разноцветных резинок в работе с детьми
· Безопасность
· Разнообразие оттенков, различие величины и фактуры
· Возможность развития мелкой моторики
· Формирование саморегуляции, произвольности
· Повышение интереса и мотивации к совместной деятельности
· Способ самовыражения
· Развитие творческой активности и мышления
· Развитие коммуникативных умений
· Получение сенсорных ощущений и обогащение сенсорного опыта
· Гармонизация эмоционального состояния
· Снижение тревожности
· Развитие речи
· Доступность приобретения материалов для участников образовательного процесса
· Применение в различных вариациях с дошкольниками младшего, среднего и старшего возраста
· Альтернатива игровому материалу «Дары Фрёбеля»(деревянные разноцветные кольца)
· Применение в группах различной направленности (общеразвивающей, комбинированной, компенсирующей).