Обзор исследований в области современной мифологии




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету:

История

По теме:

Современная мифология

 

 

Преподаватель

Выполнила Менчугина А.В.

Группа № 28\29 пар

 

Рыбинск 2019 г.

Содержание:

1. Введение

2. Обзор исследований в области современной мифологии

3. Роль современной мифологии в жизни современного человека

4. Типология

5.

 


 

Введение

Наука о мифах известна давно. Первые попытки осмыслить мифы были предприняты еще в античности. К исследованиям мифов обращались многие мыслители: древнегреческий философ Эвгемер, знаменитый австрийский психолог З. Фрейд, швейцарский психиатр К.Г. Юнг, русскйи философ и филолог А.Ф. Лосев и другие. Но да настоящего времени так и не появилось единого мнения о мифе. Известный французский мыслитель Р. Барт (1915-1980) говорит, что миф разрабатывает вторичную «семиологическую» систему; не желая ни раскрыть, ни ликвидировать понятие, он его натурализует.

Немецкий философ Э. Кассирер (1874-1945) считает, что миф - символическая форма, посредством которой человек упорядочивает окружающий его хаос.

Американский ученый румынского происхождения М. Элиаде (1907-1986) отмечает, «одну из важнейших характеристик мифа, которая заключается в создании типичных моделей для всего общества», признавая «общую человеческую тенденцию...выставлять в качестве примера историю одной человеческой жизни и превращать исторический персонаж в архетип»

А.Ф. Лосев (1893-1988) говорит, что «миф - необходимейшая - прямо нужно сказать, трансцендентально-необходимая - категория мысли и жизни; и в нем нет ровно ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического. Это - подлинная и максимально конкретная реальность». Конечно, в этих определениях есть некоторые точки соприкосновения. Литературный энциклопедический словарь дает такое определение: «Мифы - создания коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся реальными». В этом определении, пожалуй, и присутствуют те общие основные положения, по которым сходится большинство исследователей. В нашей сегодняшней жизни столько же мифов, сколько было и в жизни людей, когда цивилизация еще только зарождалась. Подвиги Геракла и затонувшая Атлантида, кажутся нам сказками, но мы безоговорочно верим в научно-технический прогресс, пользу обильного завтрака и даже в инопланетян. Это происходит потому, что миф для «носителя традиции», как называет его филолог, фольклорист и этнограф А.Л. Топорков (род. 1958) и миф для постороннего наблюдателя - две разные вещи.

Современный человек, живущий в эру развития науки, информационных технологий, обладающий большим объемом знаний видит несоответствие мифов древности или средних веков реальности. Но для современных мифов он сам является «носителем традиции», он не сравнивает современные мифы с реальностью, он стремится воплотить их в ней. По словам А.Л. Топоркова - «миф для него более важен и обладает большей ценностью, чем реальность. Для носителя традиции миф является также объектом веры, и как таковой не нуждается в верификации; скорее, наоборот, миф всячески оберегается от тех явлений действительности, которые могли бы посеять в нем сомнение. Мифологический объект выше критики, выше всего, что окружает человека в повседневной жизни, и в то же время он придает ей смысл и приобщает к сакральным ценностям. Таким мифологическим объектом в архаическом обществе могут быть сверхъестественные существа, духи умерших предков, позднее - Бог с окружающими его небесными силами. В политической мифологии ХХ в. это вожди, лидеры наций, а также такие собирательные образы, как Родина, партия, народ». Современная мифология в целом - это мифы, воспринимающиеся современным человеком как истина. Миф принимается за правду. Стать мифом может все - от истории до науки.

Обзор исследований в области современной мифологии

Многие мыслители и философы исследовали мифы, еще начиная с античности. В средние века философы обращали внимание на социальную роль мифов. Итальянский философ Дж. Вико (1668-1744) первым предпринял попытку историко-социологической интерпретации мифа, и связал развитие общества с особенностями эволюции мифа. В XIX веке интерес к мифологии возрастает. На эту тему пишут Ф. Ницше, Ф. Шеллинг,М. Мюллер и др.

Изучается классическая мифология, делаются сравнительные анализы мифов, появляется их типология. Теория и специфика классической мифологии разрабатывается С.С. Аверинцевым, В. Вундтом, Э.Я. Голосовкером и др. Теория мифа разрабатывается в трудах этнографов, историков, философов, психологов, лингвистов (М. Элиаде, Ф.Б.Я. Кейпер, Р. Жирар). Значительный вклад в изучение мифологии внесли отечественные ученые А. Веселовский, В. Пропп, И.М. Дьяконов, М. Бахтин, В.В. Иванов, С.А. Токарев, В.Н. Торопов, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский.

С полным основанием сегодня можно утверждать, что мифология и миф в XX веке стали одними из центральных понятий социологии и теории культуры. В начале XX века мифология перешла из разряда свидетельств прошлого, как ее рассматривали традиционно, в разряд участниц происходящего. В настоящее время в научной литературе встречается большое число работ и теоретических исследований по проблемам мифа. Тем не менее, особенности мифологии как способа бытия современного общества исследуются лишь частично в связи со смежными исследованиями или с проблемами общего характера, многие исследователи допускают наличие мифологии как современного явления лишь в некоторых областях общественного сознания и общественных отношений и понятие мифа мыслится при этом как антитеза понятию реальности, действительности, истины.

Но все-таки многие исследователи указывают на большое значение современной мифологии. Е.М. Мелетинский в своей работе «Миф и двадцатый век» обращает внимание на то, что миф - один из центральных феноменов в истории культуры. Он является способом соединения человеческой сущности и окружающей действительности. Является первичной моделью идеологии и именно из мифов зарождаются различные виды культуры - литература, искусство, и, в известной мере, даже наука и философия. Получая новые знания, мы можем развеять мифы прошлого, но не совсем, а только частично. А периодически мы, наоборот, мифологизируем все больше. Это относится и к нашему времени. В первую очередь потому, что наука не может вытеснить мифологию. По словам Е. Мелетинского: «Прежде всего, потому, что наука не разрешает такие общие метафизические проблемы, как смысл жизни, цель истории, тайна смерти и т.п., а мифология претендует на их разрешение.

Миф вообще исключает неразрешимые проблемы и стремится объяснить трудно разрешимые через более разрешимое и понятное». Ведь познание вообще не является целью мифа. Цель мифа - поддержание гармонии личного, общественного, природного, поддержка и контроль социального и космического порядка. Современный российский филолог С.Ю. Неклюдов в своей работе «Структура и функция мифа» пишет о том, что «мифологию невозможно свести к сумме исторических заблуждений человеческого разума».

Роль мифа, по его мнению, не столько объяснительная, сколько регулятивная. Миф является важнейшим механизмом организации хозяйственной, социальной и культурной жизни общества. Миф организует и регламентирует жизнь человека в обществе совместно с другими формами идеологии, наукой и искусством. Миф обуславливает систему ценностных ориентаций. Миф облегчает переживание стрессов, порождаемых различными критическими состояниями природы или общества. Миф не является просто наследием прошлого. Мифологические элементы присутствуют а религиях: буддизме, христианстве, исламе, иудаизме; присутствуют в идеологиях и массовой культуре. А.Л. Топорков в своем труде «Мифы и мифология ХХ века: традиции и современное восприятие» отмечает, что поскольку мы находимся именно внутри современной мифологии и сами являемся ее субъектами, нам трудно ее анализировать. Тем не менее, можно сделать несколько наблюдений. Современная мифология имеет свои особенности. В наше время очень много мифов, но продолжительность их «жизни» бывает краткосрочной. Они возникают, исчезают, часто конфликтуют друг с другом, трансформируются во что-то новое. Как правило, современные мифы не охватывают все общество, они существуют у отдельных групп населения. Это может быть какая-то территориальная группа, этническая, социальная и даже половозрастная. Современные мифы различны по своему происхождению: некоторые современные мифы возникают из традиционных, но большинство являются «инновациями».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: