Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Подготовила: Воспитатель Комолова О.Н.
Составление рассказа «Как цыплёнок заблудился»
Задачи.
Связная речь: подвести детей к самостоятельному продолжению и завершению рассказа, начатого воспитателем; ознакомление с предложением: воспитывать умение составлять из готового предложения новое путем последовательной замены слов и «читать» новый текст;
звуковая культура речи: закреплять представления о слоге и ударении.
Оборудование: иллюстрации к сказке.
Ход занятия
Воспитатель рассказывает:
— Маленький пушистый цыпленок всегда гулял только со своей мамой — курочкой - рябой. Но однажды малыш увидел лягушонка и побежал за ним. Лягушонок — прыг в сторону, а цыпленок за ним. Лягушонок бултыхнулся в пруд и исчез. Смотрит цыпленок — нет рядом никого.
— Где же мама? — жалобно запищал цыпленок.
— Пи-пи - пи, где же моя мама?
Увидел он корову и спрашивает: «Ты моя мама?»
— Му-му,— сердито замычала корова. Цыпленок еще больше испугался...
Заканчивает свой рассказ воспитатель словами:
— А что случилось с цыпленком дальше, кого он встретил и как нашел свою маму — придумайте сами.
Если дети затрудняются придумать концовку, воспитатель дает образец:
— Приходит цыпленок к кошке, видит, какая она мягкая и пушистая, и спрашивает:
— Ты моя мама? — Мяу-мяу,— отвечает кошка,— отойди, а то я тебя съем!
Совсем пригорюнился цыпленок и вдруг видит — бежит его мама-курица.
Нашлепала она цыпленка, а он и не обиделся. Уж очень он был рад, что нашел свою маму!
Дети рассказывают группами из трех человек, один ребенок начинает, второй и третий заканчивают.
Заслушиваются 3—4 рассказа.
Далее рассказы оцениваются, особо отмечаются те, у которых интересное продолжение и конец.
Физкультминутка
Воспитатель напоминает детям, как они играли в «Живые слова», затем сообщает, что сегодня они будут играть по-другому.
Игра называется «Замени слово».
Предлагает выйти к столу трем детям, которые хотят быть словами.
Распределяет роли: первый ребенок — слово цыпленок,
второй — слово встретил и третий — слово корову.
(В случае необходимости следует проверить, как дети запомнили слова.)
— Что получилось -, какое предложение? (Вопрос ставится сразу, без последовательного называния слов.)
— В этом предложении можно заменить какое-то одно слово.
Например, вместо слова цыпленок сказать что-то другое, и тогда получится новое предложение. Подумайте, какое слово вы хотите заменить.
(Следит за тем, чтобы дети называли только одно слово, а не словосочетание или все предложение целиком.)
Выслушав ответы детей, воспитатель спрашивает, каким словом они заменят слово цыпленок. Выслушав ответы нескольких детей, производит предложенную ими замену.
— Что получилось, какое предложение? Так же заменяются два оставшихся слова — встретил, корову.
В процессе замены «живые слова» первого предложения
(Цыпленок встретил корову) отходят в сторону.
Когда получается новое предложение, воспитатель обращает внимание детей на то, какое предложение было сначала и какое получилось после замены всех слов.
Аналогичная работа проводится с предложением.
Корова сердито замычала.
Если задача подбора какого-то слова для замены оказывается трудна для детей, воспитатель находит его сам.
Далее детям предлагается определить, сколько слогов в слове курица, какой слог первый, какой второй и какой третий; какой слог звучит сильнее, где слышится ударение — в начале или в конце слова. В заключение воспитатель спрашивает, сколько слогов в слове петух; какой слог первый, какой второй. Просит произнести это слово шепотом, вслушаться, где находится ударение — в начале или в конце слова.
ПРИЛОЖЕНИЕ к конспекту занятия по развитию речи в старшей группе.
Составление рассказа «Как цыплёнок заблудился».