Организация и тактика административно-правовой борьбы с нарушениями правил, обеспечивающих безопасность дорожного движения




 

В современных условиях важное значение приобретают меры административно-правового обеспечения безопасности дорожного движения. Это предопределено теми целями, которые должны быть достигнуты в процессе реализации названных мер: пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении, при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнение принятого по делу постановления (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ).

Практически все меры административно-процессуального обеспечения, которые предусмотренные гл. 27 КоАП РФ, вправе применять должностные лица ГИБДД. Вместе с тем некоторые из них применяются исключительно в области безопасности дорожного движения. Речь идет о таких мерах, как отстранение от управления транспортным средством, медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ст. 27.12 КоАП РФ), задержание транспортного средства, запрещение эксплуатации транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ). Именно благодаря применению названных мер в ряде случаев создаются должные условия для реализации административной ответственности.

ДТП - это «нарушение нормальной работы транспорта, возникшее в процессе эксплуатации транспортных средств (автомототранспорта, городского электротранспорта, самоходных машин) при их передвижении по дорогам, повлекшее вредные последствия».

В зависимости от последствий различают преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и административные правонарушения на транспорте.

По причинам возникновения ДТП можно подразделить на происшествия:

. возникшие по вине водителей, управляющих транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при сильном утомлении, несоблюдении правил при маневрировании, перевозке пассажиров и грузов, превышении безопасной скорости при повороте, обгоне, объезде препятствия или неровности на дороге, при необходимости уклониться от столкновения или наезда; вследствие несоблюдения очередности проезда перекрестков, безопасной дистанции движения; при неожиданном выезде из своего ряда, в том числе на полосу встречного движения, ослеплении светом фар, неподчинении сигналам светофора, дорожным знакам и указателям; ввиду неправильной оценки конкретной дорожной обстановки и др.;

. возникшие по причине неправильных действий пешеходов: неожиданное появление на дороге из-за препятствия (например, стоящего на остановке автобуса или троллейбуса, автомобиля у тротуара или обочины дороги); внезапный выход из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемое поведение (пешеход, явно пережидавший проезд автомашины, вдруг кинулся ей наперерез и т.п.); выход на проезжую часть в запрещенном месте, из неосвещенной зоны дороги в освещенную, нарушение правил движения по обочине проезжей части и т.д.;

. происшедшие в результате нарушений, допускаемых лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (нарушение правил технического обслуживания и выпуск на линию неисправного транспорта), а также вследствие нереагирования дорожного надзора на состояние дорожного полотна, плохой организации регулирования уличного движения.

Практика показывает, что в большинстве случаев ДТП в результате нарушения ПДД водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, мотоциклистами, а также по причине грубых нарушений правил технической эксплуатации работниками транспортных хозяйств, плохого контроля за состоянием дорог и организацией дорожного движения. Наиболее распространенным нарушением ПДД в нашей стране вот уже долгие годы является управление транспортными средствами водителями в состоянии алкогольного опьянения. Причем в последние годы ситуация резко ухудшилась. На дорогах появились не только пьяные водители, но и водители в состоянии наркотического и токсического опьянения. Так, в 2012 г. по вине нетрезвых водителей произошло 12 843 ДТП (на 4,8% больше, чем в 2011 г.).

Значительно повышает степень общественной опасности нарушение ПДД лицом, не имеющим права управления транспортным средством или лишенным такового. Лицо не просто умышленно нарушает ПДД, оно игнорирует установленный запрет, несмотря на то, что не располагает необходимыми навыками для управления транспортным средством либо игнорирует решение соответствующих органов об отстранении его от управления в связи с уже имевшими место нарушениями этих правил. Удельный вес водителей, не имеющих права управления транспортным средством или лишенных такового и совершивших дорожно-транспортное преступление, достаточно высок. Называется цифра 9,2%. Однако если учесть латентность этих преступлений, то названная цифра окажется гораздо более высокой.

Судебно-следственная практика свидетельствует о нередких фактах недоброкачественного технического осмотра, ремонта транспортных средств, использование при ремонте нестандартных деталей, некачественных, легко воспламеняющихся смазочных материалов. Выезд водителей на неисправных автомобилях нередко приводит к авариям с тяжелыми последствиями.

Наибольшее число дел об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1 КоАП РФ) и органами внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ). Такое законодательное решение вполне обоснованно и отвечает логике развития отношений в области административной юрисдикции.

Компетенция должностных лиц ГИБДД закреплена пп. 5 - 8 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ. Учитывая сложность дел об административных правонарушениях, их специфику, подведомственность дел об административных правонарушениях определена применительно к следующим категориям должностных лиц ГИБДД: начальники Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместители, командиры полков (батальонов, рот) дорожно-патрульной службы, их заместители; сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальные звания, государственные инспекторы безопасности дорожного движения, государственные инспекторы дорожного надзора.

Определение подведомственности дела об административном правонарушении осуществляется на завершающем этапе стадии возбуждения дела об административном правонарушении, когда лицо, составившее протокол об административном правонарушении, направляет его субъекту административной юрисдикции. Правом составления протокола об административном правонарушении наделены субъекты, закрепленные в ст. 28.3 КоАП РФ. В развитие положений названной статьи издан Приказ МВД России от 05.05.2012 №403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию».

Основными направлениями общей профилактики ДТП должны быть:

разработка и реализация долгосрочных комплексных программ по предупреждению ДТП, предусматривающая меры социально-правового, организационно-технического характера;

совершенствование законодательных и нормативных актов, регламентирующих уголовную, административную и дисциплинарную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также документов, регулирующих служебное расследование ДТП;

постоянное совершенствование практики расследования и рассмотрения уголовных и административных дел о ДТП;

совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов, регламентирующих безопасность движения и эксплуатацию транспорта;

повышение уровня подготовки транспортных следователей, сотрудников ГИБДД, специалистов межведомственных органов, осуществляющих деятельность в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта;

разработка организационных мер по повышению уровня профессиональной подготовки работников транспорта.

Порядок учета ДТП со смертельным исходом следует изменить. Если смерть потерпевшего в ДТП наступила исключительно по причине преступного нарушения ПДД и эксплуатации транспортного средства, оно должно учитываться как ДТП со смертельным исходом и квалифицироваться по соответствующей части ст. 264 УК РФ независимо от того, сколько времени прошло до момента смерти.

Потенциальная индивидуальная виктимность должна учитываться при профессиональном отборе для обучения вождению транспортных средств, а также в процессе обучения вождению как профессионалов, так и водителей личного транспорта. В этой связи, помимо медицинских, необходимо разработать психологические критерии пригодности управления транспортным средством, учитывающие индивидуальные психофизиологические параметры - способность реагирования на сложные ситуации, быстроту реакции, биологические циклы, и т.д.

В целом, в нашей стране система общих мер предупреждения ДТП построена на мерах тактических и оперативных (воздействие на человека), тогда как в зарубежной практике воздействия на неосторожную преступность акцент делается на развитие стратегических мер.

Итак, вопросы применения мер административно-процессуального обеспечения в области безопасности дорожного движения в современных условиях приобретают первостепенное значение. Это обусловлено негативными издержками, которые несут участники общественных отношений в силу действия источников повышенной опасности. Эта посылка в полной мере относится к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения.


Заключение

Безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения ДТП, снижение тяжести их последствий;

Обеспечение безопасности дорожного движения определено в качестве одного из направлений деятельности полиции. Действует Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, который определяет порядок действий сотрудников органов внутренних дел, связанных с реализацией указанной государственной функции.

Результатом исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения является надлежащее обеспечение безопасности дорожного движения, максимально возможное предупреждение ДТП, нарушений ПДД и обеспечение бесперебойного движения транспортных средств.

Сегодня нужно провести комплекс мероприятий, связанных с непосредственной профилактикой нарушений ПДД и эксплуатации транспортных средств. Речь идет о сочетании уголовно-правового, административно-правого предупреждения (совершенствования законов и практики их применения) и иных профилактических мер (повышение эффективности деятельности органов, осуществляющих контроль за безопасностью дорожного движения, особенно подразделений ГИБДД, которые находятся на переднем крае борьбы за безопасность дорожного движения, изучение и распространение передового опыта зарубежных стран по снижению уровня аварийности, пропаганду безаварийности в СМИ).

Возможно и дальнейшее совершенствование законодательства на основе зарубежного опыта. В частности, снижение интенсивности наказания и сужения сферы уголовной наказуемости некоторых видов посягательств на безопасную работу транспорта, которое может идти и за счет стимулирования поведения субъектов по предупреждению или устранению тяжких последствий совершенного ими деяния. С этой целью в отдельные нормы о транспортных преступлениях включается ряд признаков, наличие которых позволяло бы освободить от уголовной ответственности или облегчить наказания виновных лиц. К числу таковых можно отнести, например, оказание помощи потерпевшим, установка альтернативного наказания в виде штрафа, возмещение причиненного материального ущерба, устранение вредных последствий совершенного преступления.

 


Список литературы

 

1. Конвенция о принятии всеобщих Правил Дорожного Движения (1968 г.) // Международные акты о правах человека. Сборник документов / сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2004. С. 132-139.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // Российская газета. 31.12.2001; 10.04.2013.

. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954; 2013. №14. Ст. 1667.

. Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ (ред. от 26.04.2013) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 1995. №50. Ст. 4873; 2013. №17. Ст. 2032.

. Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. №7. Ст. 900; Российская газета. 10.04.2013.

. Указ Президента РФ от 15.06.1998 №711 (ред. от 27.10.2011) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ. 1998. №25. Ст. 2897; 2011. №44. Ст. 6240.

. Указ Президента РФ от 01.03.2011 №250 «Вопросы организации полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. №10. Ст. 1336.

. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 (ред. от 30.01.2013) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // Российские вести. 23.11.1993; Российская газета. 06.02.2013.

. Постановление Правительства РФ от 30.04.1997 №508 (ред. от 02.02.2000) «О порядке государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения» // Российская газета. 22.05.1997; Собрание законодательства РФ. 2000. №6. Ст. 776.

. Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 №894 «Об утверждении Правил государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения органами внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 25.08.1998.

. Постановление Правительства РФ от 19.10.2004 №567 «О координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения» // Российская газета. 26.10.2004.

. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 №100 (ред. от 22.11.2012) «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»» // Собрание законодательства РФ. 2006. №9. Ст. 1020; 2012. №48. Ст. 6710.

. Распоряжение Правительства РФ от 27.10.2012 №1995-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»» // Собрание законодательства РФ. 2012. №45. Ст. 6282.

. Приказ МВД РФ от 24.11.2008 №1001 (ред. от 29.08.2011) «О порядке регистрации транспортных средств» // Российская газета. 16.01.2009; 16.11.2011.

. Приказ МВД России от 02.03.2009 №185 (ред. от 13.08.2012) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» // Российская газета. 07.07.2009; 24.10.2012.

. Приказ МВД России от 05.05.2012 №403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 03.09.2012.

17. Алехин А.П. Административное право России: в 2 ч.; учебник для юрид. вузов и ф-тов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Зерцало, 2010. 500 с.

18. Дугужев У.М. Регулирование признаков преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в уголовном праве зарубежных стран // Теория и практика общественного развития. 2006. Т. 6. №3. С. 100-106.

. Кокорев А.Н. Административная деятельность органов внутренних дел (подготовка к экзамену). Учебное пособие. М.: Щит-М, 2010. 340 с.

20. Коновалов П.В., Маслов А.Е. Административная деятельность ОВД. Учебно-наглядное пособие. М.: Щит-М, 2010. 272 с.

21. Одинцов Л.Г., Недбайло К.А., Легошин В.Д. Виды дорожно-транспортных происшествий // Технологии гражданской безопасности. 2009. Т. 6. №1-2. С. 32-35.

22. Россинский Б.В. Административное право: учебник для вузов / Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. 6-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2013. 926 с.

23. Соляной А.В. Предупреждение дорожно-транспортных преступлений // Актуальные проблемы российского права. 2011. №1. С. 236-239.

24. Хрестоматия по истории государства и права России / под ред. Титова Ю.П. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2012. 678 с.

. Официальный сайт ГИБДД МВД России [Электронный ресурс] // https://www.gibdd.ru/05.04.2013.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: