Советский период
Несмотря на огромные экономические трудности гражданской войны, страна изыскивала возможности, чтобы строить броневики, бронепоезда, а затем и танки. Своё начало отечественное танкостроение берёт с 1920 года, когда сормовские рабочие построилипервый советский танк, названный «Борец за свободу тов. Ленин».
С началом выпуска первых советских малых танков МС-1 (Т-18) в 1928 году появилась возможность формирования отдельных танковых рот и батальонов. В 1929 году РВС СССР издал постановление о создании механизированной части и на базе 3-го отдельного танкового полка Московского военного округа был создан «Сводный Опытный механизированный полк», командир полка К. Б. Калиновский[4]. 3 ноября 1929 года было создано Управление механизации и моторизации РККА (УММ РККА) на базе автомобильного отдела Военно-технического управления РККА, отдела механической тяги Артиллерийского управления РККА и Инспекции броневых сил. Начальником УММ РККА был назначен командарм 1-го ранга И. А. Халепский, а заместителем К. Б. Калиновский. Под руководством И. А. Халепского и К. Б. Калиновского УММ РККА проделало огромную работу по строительству механизированных войск и созданию автобронетанковой техники.[5].
В 1930 году танкостроительная промышленность начала массовый выпуск танков. Это событие позволило командованию Красной Армии (РККА) формировать моторизованные сначала подразделения, а позже воинские части и соединения[6].
В 1930 году началась механизация кавалерии, в состав кавдивизий включены один танковый эскадрон и один эскадрон бронемашин[7]. На вооружение танковых эскадронов поступали быстроходные лёгкие танки БТ-2. В 1931 году увеличена механизация кавалерии, в состав кавдивизий включён механизированный полк[7].
|
В 1932 году в Киевском военном округе формируется 45-й механизированный корпус (второй в Красной Армии). Командир корпуса Борисенко А. Н.. В корпусе было 500 танков и 200 автомобилей. Корпус являлся самостоятельным оперативным соединением, способным во взаимодействии с артиллерией, авиацией, пехотой прорывать оборону противника на всю глубину и стремительно развивать оперативный успех[6][8].
За 1930—1935 годы в КиевВО количество танкеток увеличилось в 24 раза, лёгких танков — в 7,5 раза и средних танков — в 8 раз[9]. В 1936 году были сформированы 1-я моторизованная химическая дивизия в Московском военном округе и 2-я моторизованная химическая дивизия в Приволжском военном округе. В 1935—1937 годах в КиевВО были сформированы 8-я механизированная, 15-я механизированная, 17-я механизированная, 22-я механизированнаябригады и 4-я отдельная тяжёлая танковая бригада. Механизированные бригады были включены в состав кавалерийских и танковых корпусов[6],[8].
В Забайкальском военном округе из химических подразделений была сформирована 25-я бронетанковая бригада.
В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, бронесилы РККА оснащались первоклассной по тем временам бронетанковой техникой, созданной советскими конструкторскими коллективами на основе лучших английских и американских (из них следует прежде всего отметить танки серии БТ) образцов. При создании первого танка этого семейства БТ-2 за основу была взята одна из лучших разработок американского конструктора Кристи (Танк Кристи), названная конструктором «модель 1940 года». Обладая исключительными скоростными данными и хорошей проходимостью, этот танк, а также последовавшие за ним модификации БТ-5 и БТ-7, вскоре стал основной машиной танковых частей РККА. Серийное производство танков БТ осуществлялось на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна с 1932 по 1940 г. За эти годы было выпущено около 8 тыс. танков БТ. Конструкторское бюро завода разработало 50 различных модификаций танка, из которых серийно выпускалось 12. Другой основной танк РККА — Т-26 — был разработан на базе шеститонного танка английской фирмы Виккерс. Первоначально этот танк имел две пулемётные башни подобно его английскому аналогу. Затем обе башни были заменены одной, со спаренной установкой 37-мм пушки и 7,62-мм пулемёта. Вскоре вместо 37-мм пушки стали устанавливать более мощную 45-мм пушку образца 1932 года.
|
В 1938 году цилиндрическая башня была заменена конической, в том же году начали устанавливать на танк телескопический прицел ТОС со стабилизацией линии прицеливания в вертикальной плоскости. Всего было выпущено более 11 000 танков этого типа. При непрерывном совершенствовании танков БТ и Т-26 советское танкостроение выпускало танки и собственной конструкции.
В 1933—1934 годах были созданы и запущены в серийное производство средний танк Т-28 и тяжёлый танк Т-35. На их внешнем виде ещё сказывалось влияние 16-тонных танков и танков «Индепендент» фирмы Виккерс, но в принципе это были уже оригинальные машины с отечественным вооружением, двигателем и другими механизмами. Создание так называемых «малых» танков также началось с лицензионного производства английской танкетки фирмы «Карден-Ллойд» (советское обозначение Т-27). Затем был налажен выпуск плавающих танков Т-37, Т-38 иТ-40 с броней толщиной около 10 мм. Различие между Т-37 и Т-38 заключалось в основном в конструкции отдельных механизмов. Каждый из них был вооружён одним 7,62-мм пулемётом. Танк Т-40 имел более мощный двигатель и 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт. Всего промышленностью было выпущено 2 627 танков Т-37 и 1 382 танка Т-38. Опыт боёв в Испании, у озера Хасан и на реке Халхин-Гол показал, что общепринятое противопульное бронирование танков уже не отвечает требованиям времени.
|
В 1937 году на повестку дня встал вопрос создания танков с противоснарядным бронированием. Конструкции таких танков разрабатывались танковыми КБ Ленинградского Кировского завода и Харьковского паровозостроительного завода. После испытания опытных образцов танков с противоснарядным бронированием (А-20, А-32, СМК, Т-100 иКВ-1) в декабре 1939 года на вооружение были приняты тяжёлый танк КВ-1 и средний танк Т-34 (Т-34 не имел опытного образца). Эти танки явились качественно новой ступенью в развитии советской и мировой танковой техники. В них оптимально сочетались огневая мощь, бронирование и подвижность. Впервые на серийных танках устанавливались дизельные двигатели, обладавшие бесспорным преимуществом перед карбюраторными. Важным достоинством новых танков было то, что их конструкции отвечали требованиям крупносерийного производства и позволяли осуществлять ремонт в полевых условиях.
В 1938 году были произведены изменения структур танковых соединений и их перенумерация.
Весной в Московском военном округе 1-я моторизованная химическая дивизия переформирована в 31 химическую танковую бригаду, в Приволжском военном округе 2-я моторизованная химическая дивизия переформирована в 33-ю химическую танковую бригаду.
Танковые соединения КиевОВО: 25-й танковый корпус, танковые бригады и танковые полки кавалерийских дивизий, в сентябре — октябре 1939 года участвовали в освободительном походе в восточную Польшу. С 17 по 28 сентября в составеУкраинского фронта танкисты выполняли боевые задачи[6][7][8].
С весны 1940 года танковая промышленность СССР начала перестраиваться на выпуск новых танков. Накануне нападения фашистской Германии на СССР в РККА насчитывалось шестьсот тридцать шесть танков КВ-1 и одна тысяча двести двадцать пять танков Т-34. Всего на 22 июня 1941 года в войсках имелось 23 140 танков всех типов. К этому числу следует добавить примерно 4 300 бронеавтомобилей, значительную долю среди которых составляли БА-6 и БА-10, по вооружению и бронированию не уступавшие лёгким танкам. Широкомасштабное производство бронетанковой техники позволяло руководству РККА формировать соединения танковых войск, способные решать все задачи в рамках глубокой наступательной операции. На разных этапах строительства танковых войск это были механизированные бригады, механизированные корпуса или моторизованные дивизии.
В июне 1940 года, исходя из опыта войны в Западной Европе, было решено восстановить расформированные в 1939 году механизированные корпуса (мехкорпус) как средство решительного манёвра и достижения победы. В состав мехкорпуса новой организации входили две танковые и одна моторизованная дивизии, мотоциклетный полк, отдельные батальоны — связи и инженерный, а также авиационная эскадрилья.
По штату военного времени механизированному корпусу полагалось иметь 36 000 человек личного состава, 1 031 танк, в том числе 546 новых танков КВ-1и Т-34, 358 орудий и миномётов, 268 бронемашин. Всего формировалось двадцать девять мехкорпусов и две отдельные танковые дивизии.
Танковая дивизия состояла из двух танковых, мотострелкового и артиллерийского полков, а также подразделений обеспечения и обслуживания. Её штатная численность составляла 11 343 человека, на вооружении состояло 375 танков, 60 различных орудий и миномётов, а также другая техника.
Моторизованная дивизия в составе двух моторизованных стрелковых, одного танкового и артиллерийского полков и подразделений обеспечения и обслуживания должна была насчитывать 11 650 человек, 275 танков и около 100 орудий и миномётов.
В связи с подготовкой операции в Бессарабии и Северной Буковине формирование механизированных корпусов временно прекратилось.
Танковые соединения разных округов для усиления войск КиевОВО были передислоцированы на территорию Украинской ССР. В июне-июле 1940 года танковые бригады и танковые полки кавалерийских дивизий принимали участие в составе Южного фронта в освободительном походе рабочих и крестьян от гнёта капиталистов и помещиков в Бессарабию, оккупированную Румынией, и Северную Буковину. В их числе были 4-я легкотанковая бригада и 14-я тяжёлая танковая бригада 9-й армии. Подвижные моторизованные отряды 9-я армии, выделенные от 9-й кавдивизии и 32-й кавдивизии 5-го кавалерийского корпуса, 25-й стрелковой дивизии 55-го стрелкового корпуса и 95-й стрелковой дивизии 35-го стрелкового корпуса в короткие сроки выдвинулись к переправам на реках Прут и Дунай, взяли их под охрану.
После окончания операции в Бессарабии и Северной Буковине были сформированы несколько механизированных корпусов, в Киевском ОВО — 4-й, 8-й, 9-й; в Одесском ВО — 2-й (3с)[6].
В 1940 году в КиевОВО командиров для автобронетанковых войск готовили военные училища: Киевское танко-техническое училище, Киевское военно-политическое, Киевское медицинское училище, 1-е и 2-е Киевские артиллерийские училища, Киевское военное училище связи имени М. И. Калинина[6].
В феврале — марте 1941 года продолжилось формирование механизированных корпусов: в Киевском ОВО — 15-й, 16-й, 19-й, 22-й и 24-го[6][7].
Великая Отечественная война
В ходе Великой Отечественной войны, в связи с большими потерями бронетанковой техники в РККА, был осуществлён переход от крупных соединений (корпуса, дивизии) к более мелким — бригадам, и частям (полкам иотд. батальонам). Организация и вооружение танковой бригады в ходе войны неоднократно менялись, и лишь в ноябре 1943 года были утверждены штаты, которые просуществовали до конца войны. Согласно им бригада состояла из трёх батальонов танков Т-34, мотострелкового батальона и подразделений обеспечения и обслуживания. В бригаде числилось 1354 человека личного состава и 65 танков Т-34.
С весны 1942 года начали создаваться танковые корпуса в составе трёх танковых и мотострелковой бригад, разведывательного батальона, дивизионов зенитной и реактивной артиллерии и подразделений обеспечения. В сентябре 1942 года начали формироваться механизированные корпуса, которые отличались от танковых наличием большего количества мотострелков. В мае — августе 1942 года создаются первые четыре танковые армии, в которые первоначально, кроме танковых корпусов, входили и стрелковые соединения.
С весны 1943 года в состав танковых армий входят только подвижные соединения — два танковых корпуса и один механизированный корпус.
В ходе войны бронетанковая техника непрерывно совершенствовалась. Огромное значение в повышении боевой эффективности танка Т-34 имела установка на нём в 1943 году 85-мм пушки, разработанной под руководством В. Г. Грабина (Танк Т-34-85). Развитие тяжёлых танков ознаменовалось созданием танков КВ-85, ИС-2 и ИС-3, равных которым не было ни в одной армии мира. Были созданы самоходно-артиллерийские установки (САУ), которых перед войной в РККА фактически не было. Всего за годы Великой Отечественной войны советская танковая промышленность изготовила около 97 700 танков и самоходно-артиллерийских установок.
В конце второй мировой войны в танковых войсках РККА насчитывалось шесть танковых армий, четырнадцать отдельных танковых и семь механизированных корпусов. Ещё две танковые дивизии — 61 и 111 — находились на Дальнем Востоке, в составе Забайкальского военного округа. На их вооружении находилось более 35 300 танков и самоходно-артиллерийских установок. Понесённые в ходе войны РККА потери оцениваются в 63 229 танков и самоходно-артиллерийских установок.
Послевоенный период
Опыт второй мировой войны наглядно показал, что в маневренных операциях Сухопутных войск невозможно добиться успеха без танков. В послевоенный период во всех армиях мира танки все в большем количестве стали включать в состав общевойсковых соединений. По окончании Великой Отечественной войны танковые войска вступили в полосу реорганизации. В состав танковых и механизированных корпусов были введены тяжелые танковые и самоходно-артиллерийские полки, объединенные в тяжелую танко-самоходную бригаду.
Танковые армии были приведены к единому составу из двух танковых и одной механизированной дивизий(кроме 6-й гвардейской ТА, отправленной на Дальний Восток для участия в войне против Японии): 1 гв ТА в составе: 9, 11 гв тд и 8 гв мд; 2 гв ТА: 9 и 12 гв тд, 1 мд; 3 гв ТА: 6 и 7 гв тд, 9 мк; 4 гв ТА: 10 гв, 25 тд 6 гв мд; 5 гв ТА: 8 гв, 29 тд 8 мд.
В июне 1945 г было принято решение о преобразовании корпусов в дивизии, а бригад в полки. Одновременно в целях усиления сухопутных войск было решено до конца 1945 г сформировать 30 новых механизированных дивизий по 185 средних и 65 тяжелых танков и сау в каждой. Для укомплектования новых формирований(5550 средних танков) постановлением Государственного Комитета Обороны СССР было решено сохранить выпуск средних танков на прежнем уровне.
Первые механизированные дивизии были развернуты на базе кавалерийских дивизий — дивизии 6 гв кавкорпуса (8, 13 и 15 гв кд) переформированы в 10 гв, 11 гв и 12 гв мд, а 8, 32 и 63 кд переформировали в 11, 12 и 13 мд. Следующая волна формирований была осенью 1945 г, когда с 24 октября 1945 г были сформированы на базе стрелковых дивизий за номерами 13 гв — 27 гв мд и 14 — 22 мд. К концу года было решено сформировать ещё дополнительные механизированные дивизии во внутренних округах за номерами 23-28 и 28 гв — 36 гв. Эти масштабные переформирования вызвали временное сокращение штатов танковых полков до 44 танков и отдельных батальонов механизированных полков до 21 танка.
В 40-х, 50-х и начале 60-х годов в СССР велись работы по созданию танков всех трех весовых категорий. В результате на вооружение были приняты легкий танк ПТ-76, средние танки Т-54, Т-55, Т-62, тяжелые танки ИС-4, Т-10, Т-10М. Это танки первого послевоенного поколения.
В конце 70-х годов XX века на вооружении вооружённых сил СССР состояло 68 000 танков.
Российский период
На 2017 год танковые войска России состоят из 13 танковых полков в составе танковых и мотострелковых дивизий, а также отдельных танковых бригад. Из них 8 полков и бригад сосредоточено в Западном военном округе. Танковые батальоны имеются во всех мотострелковых полках и бригадах, кроме горных (34-й и 55-й).
День танкиста [править | править код]
День танкиста установлен в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны, а также за заслуги танкостроителей в оснащении вооружённых сил страны бронетанковой техникой.
В ходе битвы на Курской дуге 12 июля 1943 года состоялось крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны. В следующем году, 11 сентября 1944 года, танковые войска, являющие собой большую огневую мощь и ударную силу, сделали прорыв в обороне противника и остановили его наступление, добившись тем самым серьезных успехов во время проведения Восточно-Карпатской операции.
Профессиональный праздник советских танкистов был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1946 года.Приказ Министра Вооруженных Сил Союза ССР №27
8 сентября 1946 года, в соответствии с приказом министра Вооруженных Сил, в Москве на Красной площади был проведен парад-марш гвардейской танковой Кантемировской дивизии, что стало первым официальным празднованием Дня танкиста.
В Российской Федерации День танкиста отмечается во второе воскресенье сентября.