Езда по мокрым и проселочным дорогам




В сырую погоду или на скользких участках даже небольшой наклон велосипеда может привести к падению: сцепление между шинами и покрытием дороги уменьшается. Для снижения центробежной силы, сталкивающей велотуриста с дороги, на поворотах скользких участков необходимо резко снижать скорость. Технику прохождения очень крутых поворотов (со снятием ноги с педали) применяют в сырую погоду и на крутых прямых спусках по плохой дороге, когда опасность падений особенно велика.

Грунтовые дороги с ухабами и продольной колеей преодолеваются на пониженной передаче, с объездом наиболее глубоких мест. Следует избегать одновременного попадания двух колес в выбоины или колею: старая колея обычно сразу проваливается и заполняется водой. Сравнительно небольшие участки с рыхлым песком стараются пройти с ходу, на повышенной скорости. При этом руль необходимо держать прямо, не меняя резко направление движения.

Грязные проселочные, малонаезженные и не приспособленные для движения дороги таят много скрытых препятствий, и их лучше преодолевать пешком, ведя велосипед в руках.

Езда в темное время суток

В сумерках уменьшается не только видимость предметов, но и поле острого периферического зрения. Поэтому двигаться в темное время следует с меньшей скоростью, особенно в условиях интенсивного движения транспорта (населенные пункты). Источником повышенной опасности в такое время является также замедленность адаптации глаз к быстрым и резким колебаниям света и темноты - при ослеплении дальним светом фар встречного автотранспорта велотурист на 3-10 с теряет управление велосипедом, что крайне опасно для него и других членов группы. Для движения по дорогам в темное время суток и в условиях недостаточной видимости велосипед оборудуют спереди фонарем (фарой) белого цвета, сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета, а с каждой боковой стороны - световозвращателем оранжевого или красного цвета.

Езда против ветра

При езде на велосипеде, особенно против встречного ветра, приходится преодолевать сопротивление воздушной среды. Велотурист, идущий сзади другого, тратит гораздо меньше энергии - ему нет нужды бороться с ветром. Поэтому «езда на колесе», умение занять правильное положение за идущим впереди с учетом направления ветра, дает значительный выигрыш в силе.

Если ветер встречный, то наилучшее место - точно сзади от идущего впереди, если же ветер боковой, то следует занять место справа от него при ветре слева или слева, если ветер справа.

Стремление держаться как можно ближе к заднему колесу велосипеда, идущего впереди, иногда приводит к соприкосновению с ним, что при отсутствии специального навыка может явиться причиной падения. Необходимо в таких случаях не теряться, а энергично ударить передним колесом своего велосипеда по заднему колесу впереди идущего. Равновесие будет немедленно восстановлено (этот маневр не вызовет падения и идущего впереди). Разучивать этот прием лучше всего на ровной площадке с травяным покрытием. При езде в парах на тихом ходу сначала осваивают кратковременное касание, затем более длительное, причем как справа, так и слева. Запрещается буксировка велосипедов и велосипедами.

 

Поломка и ремонт велосипеда

 

Современные модели велосипедов имеют непростое устройство, но зато обеспечивают комфортное передвижение в любых условиях. Чтобы характеристики не портились со временем, необходимо проводить профилактику, следить за состоянием каждой детали. Большинство ремонтных работ не требует большой практики и достаточно приобрести руководство по ремонту велосипедов. Всегда необходимо следовать определенным правилам эксплуатации, тогда, возможно, ремонт велосипедов придется проводить только после многотысячного пробега.

Во-первых, как минимум два раза в год, до и после начала сезона, следует провести полный осмотр. Он включает в себя оценку состояния всего велосипеда, а именно следующих составных частей: втулки, обода спиц, покрышки камеры, заднего переключателя, переднего переключателя, системы педалей, цепи, тросов, тормозов, седла, руля. При осмотре важно измерить длину цепи, и в случае ее деформации, заменить ее, чтобы избежать дальнейшей замены системы. Также важно оценить состояние каждой детали, исключить их деформацию, порчу, проверить надежно ли скреплены механизмы, произвести смазку деталей в областях трения, протереть и очистить их от накопившейся грязи, которая также может быть причиной того, что возникла необходимость делать ремонт велосипедов. В тормозных механизмах необходимо проверить состояние тормозной жидкости. Если она стала бледно-розовой, или прозрачной, во избежание несчастных случаев, ее также важно поменять.

Перед любой дальней поездкой важно проверить настройку седла, руля и обязательно дополнительно очистить каждый механизм велосипеда от грязи [21].

Однако если необходимость сделать ремонт велосипеда все-таки возникла, то важно знать некоторые приемы.

Наиболее часто встречающаяся поломка - прокол шины. Чтобы сделать ремонт велосипеда своими руками в такой ситуации, необходимо иметь в бардачке с инструментами несколько заплаток и тюбик клея для резины, которыми легко можно заклеить место прокола. В крайнем случае, подойдет обычный скотч. Так же, если разрыв небольшой, можно влить в камеру несколько капель воды, которая во время наполнения ее воздухом под давлением распределяется по внутренней поверхности, и служит чем-то вроде пробки в области прокола. В самом крайнем случае можно набить травой покрышку и аккуратно доехать до ближайшего магазина. В случае большего прокола можно наполнить его клеем.

Также существует другой распространенный вид поломок - поломка спицы. Если запасные спицы есть, то сделать это на переднем колесе не сложно. Больше проблем возникает, когда спица приходит в негодность на заднем колесе со стороны кассеты. В дороге на место спицы можно вставить кусок проволоки. Для этого оставшийся обломок со стороны обода следует загнуть крючком, зацепить за него проволоку и вставить в отверстие от старой спицы и закрепить ее, закрутив с другой стороны отверстия. Здесь могут пригодиться плоскогубцы.

Следующий вид поломок в велопоходе - сбой в работе тормозов. В результате попадания на тормозные колодки масла со смазки или грязи, они хуже тормозят и могут не сработать вовремя. Их достаточно как следует прогреть, съехав с крутого спуска, сильно прижав тормоза. Это достаточно безопасно, так как большую скорость развить не получится, но при этом очистятся колодки. Если вдруг порвался трос торможения, можно попробовать его завязать. Для этого пригодятся плоскогубцы, которыми связывают разорванные концы.

Еще одна частая поломка, связанная с неравномерной нагрузкой на колеса и неправильным натяжением спиц - восьмерка, изгиб обода. Ремонт велосипедов в этом случае проводят таким образом. Его переворачивают вверх колесами и мелом или фломастером проводят линию при вращении колеса. Там, где линия будет более плотной, спицы подтягиваются.

В любом велопоходе необходимо иметь при себе специальный ремнабор, с помощью которого можно будет устранить многие виды поломок велосипеда [5].

 

Предупреждение травматизма в велопоходах

 

В велопутешествиях могут произойти потертости внутренних поверхностей бедер, ладоней рук, растяжения связок нижних конечностей. Порой во время быстрой езды в глаза попадают соринки, мелкие насекомые. Как результат падений не исключены обширные ссадины, ушибы. При падениях случаются переломы (обычно ключицы), сотрясения мозга и ушибленно-рваные раны.

В движении потенциальную опасность для велосипедиста представляют дорога, свой велосипед, неправильные действия за рулем: как свои собственные, так и других членов группы, автомобили и другие транспортные средства, животные.

Одна из самых частых причин травматизма в велопоходах - пренебрежение правилами техники безопасности. Например, в жаркие дни велотуристы в начале похода подолгу едут полуобнаженными или без головных уборов, получая солнечные ожоги и страдая от тепловых ударов. Периоды солнечных ванн надо увеличивать постепенно.

При приближении грозы необходимо искать укрытие, причем, если она застала в лесу или поле, велосипеды следует оставить на некотором расстоянии от людей [9].

При плохой видимости (например, в тумане) надо двигаться компактной группой на малой скорости или даже пешком, не допуская ухода в сторону или отставания кого-нибудь из туристов. Густой туман следует вообще переждать.

В высокогорных районах на общее физическое состояние может повлиять горная болезнь. В связи с этим маршрут нужно планировать так, чтобы облегчить возможность акклиматизации и постепенного возрастания нагрузок [8].

Большое число несчастных случаев приходится на преодоление рек. Поэтому организацию бродов и переправ следует осуществлять основательно и без спешки. Горные реки лучше переходить утром, когда в них меньше воды и она прозрачнее, причем переходить в обуви.

В сильный дождь в горах возможны обвалы, оползни, камнепады и повреждения дорожных сооружений, поэтому такую погоду также лучше переждать.

Опасность травм в велопоходе представляет падение с велосипеда, в результате чего можно получить обширные ссадины, часто загрязненные. Для предотвращения этого необходимо уметь управлять велосипедом, соблюдать правила дорожного движения, соблюдать интервал и дистанцию при езде. Голова должна быть защищена шлемом, колени и локти желательно защищать специальными щитками, на руках должны быть перчатки. Большинство падений происходит из-за неудовлетворительного технического состояния велосипеда, поэтому необходимо перед каждым выездом осматривать велосипед, в многодневном походе - ежедневно, неисправности незамедлительно устранять.

Упавшие на ходу вещи также могут создать аварийную ситуацию для туристов, которые едут сзади. Поэтому у велотуриста должен выработаться рефлекс: даже после кратковременной остановки перед тем, как начать движение, нужно проверить надежность упаковки и крепления груза на переднем и заднем багажниках [8].

Нередки в походах столкновения велотуристов, наезды друг на друга, так называемые «завалы». Наиболее частые причины этого - неожиданное для других маневрирование, резкое торможение, езда не в один ряд, отвлечение внимания при езде с малым интервалом. Езду «на колесе» может применять лишь хорошо «скатанная» группа на гладкой, незагруженной транспортом дороге. Направляющий велогруппы постоянно должен помнить, что за ним едет группа, которая доверяется ему, и каждый член группы в своих действиях ориентируется на действия идущего впереди. Поэтому направляющий должен ка можно дальше вперед просматривать дорогу, чтобы не делать резких движений: не вилять, не тормозить неожиданно для других. А находящиеся середине или в конце колонны не должны обгонять едущих впереди, не разобравшись, почему они замедлили ход. Возможно, причиной замедления оказалось какое-то препятствие, которые участникам в конце не видно.

Физическая усталость влияет на внимание, реакцию, координацию движений, на технику езды велосипедиста. Главная причина травматизма в велопоходах - пониженный тонус и потеря эластичности мышц в связи с усталостью и дискомфортным состоянием велосипедиста. Все это влияет на психологический климат в группе. При усталости снижается инициатива, взаимопомощь, адекватность поведения, что, в свою очередь, может отразиться на безопасности [19].

Предупреждение переутомления в походе - одна из главных задач на маршруте. На протяжении всего похода руководитель должен следить за правильным распределением груза среди членов группы с учетом сил каждого, за самочувствием туристов, интересоваться состоянием одежды и обуви, вместе с механиком группы периодически осматривать велосипеды.

Очень часто бывает так, что участник, почувствовав сильную усталость или недомогание, из самолюбия и из боязни обременить остальных пытается скрыть свое состояние и выкладывается из последних сил, надеясь дотянуть до привала. Однако эта «забота» о других может принести им намного больше неприятностей, не говоря о самом уставшем. При появлении признаков переутомления участник должен сообщить руководителю похода. Но и руководитель должен следить за тем как едет каждый. Первый признак усталости велотуриста его отставание от группы. Пытаясь догнать остальных, он выматывается еще больше. И, конечно, необходимо внимательно относиться к жалобам участников на вялость, ухудшение сна, аппетита, головные боли. Нередко при таких симптомах ограничиваются медикаментами: таблетками глюкозы, аскорбиновой кислоты, анальгина и т. д., после чего продолжают движение в прежнем темпе. В подобной ситуации весьма возможны травмы из-за рассеянности внимания, ухудшения реакции и координации движений. Лучшее лекарство при утомлении - отдых, а после него - перераспределение груза. Регулярный отдых - лучшее профилактическое лекарство.

 

Выводы по II главе

 

Велотуризм - весьма рискованный и зачастую травмоопасный вид деятельности. Поэтому при проведении велопохода необходимо обращать внимание на многие меры обеспечения безопасности и предупреждения травматизма.

В первую очередь, важным требованием безопасности является знание и выполнение правил дорожного движения на всем протяжении маршрута при этом с правильной организацией движения. Существуют различные способы передвижения велосипедистов на всевозможных участках маршрута. Это передвижения на участках дороги с препятствиями и без них, проезды перекрестков, прохождение поворотов, преодоление подъемов и спусков, езда в темное время суток, объезды небольших препятствий, езда по мокрым и проселочным дорогам, движение против ветра.

Даже при соблюдении всех правил дорожного движения важное значение для безопасности велопохода имеют такие факторы как: правильная организация движения самой группы туристов и скорость ее передвижения, метеорологические условия, распределение нагрузки и обязанностей между участниками, качество и состояние снаряжения, возможная поломка велосипеда и велооборудования, травмы участников похода.

Для правильной организации движения группы необходимо чтобы руководитель четко продумал и хорошо знал маршрут. Также велотуристы должны понимать, что сознательное соблюдение безопасной скорости и дисциплинированность на маршруте позволит предупредить аварии и обеспечить групповую безопасность похода. При этом, определяя скорость движения, руководитель должен учитывать препятствия на маршруте, рельеф, нагрузки и состояние участников, метеорологические условия и т.д.

Решение проблем с неблагоприятными погодными условиями могут сводиться к следующим действиям: продолжать движение, снизив темп, переждать непогоду, скорректировать график похода. Передвижение в тёмное время суток следует полностью исключить из практики велотуристов.

Немаловажным условием в деле обеспечения безопасности движения и предупреждения травматизма является правильное распределение груза между участниками группы.

Во многом безопасность велопохода определяется качеством и состояние снаряжения. Для предотвращения поломок велооборудования необходима правильная его эксплуатация и проведение профилактики. Наиболее часто встречающиеся поломки во время велопоходов - это прокол шины, поломка спицы, сбой в работе тормозов, изгиб обода колеса.

Как ранее уже говорилось, велотуризм - травмоопасный вид деятельности. Для предотвращения травм участников необходимо соблюдение всех условий обеспечения безопасности, оборудование и снаряжение в хорошем состоянии, четкое выполнение требований руководителя велопохода, контроль за собственным физическим и психологическим состоянием.

велотуризм снаряжение травматизм

 


Заключение

 

Изучив научно-методическую литературу по данной теме, мы выяснили, что велосипедный туризм - достаточно популярный вид спортивно-оздоровительного туризма, целью которого является преодоление расстояний, различных препятствий на велосипеде.

В ходе работы нами был изучена история становления и развития велосипедного туризма. Как только изобрели велосипед, сразу стали пытаться на нем путешествовать, а уже потом эти путешествия начали проводить на скорость и на дальность, откуда и зародился велоспорт. Новую историю велотуризма принято исчислять с 1958 года, когда образовался Ленинградский клуб туристов, который по секциям объединил все существующие тогда виды туризма, в том числе и велосипедный.

Понятие «велосипедный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма. Велотуризм как активный отдых заключается в прохождении на велосипеде туристических и экскурсионных маршрутов. В ходе нашей работы, нами были рассмотрены особенности велотуризма как вида спорта. Спортивный велотуризм нацелен на получение спортивных разрядов и званий, участие в соревнованиях. В спортивном велотуризме выделяется шесть категорий сложности походов. Категорийный велопоход - это путешествие на велосипедах, совершаемое группой велотуристов по маршруту, по сложности и протяженности соответствующему Единой всероссийской спортивной классификации туристских маршрутов (ЕВСКТМ), условия проведения которого соответствуют Правилам проведения спортивных походов. Категория сложности похода определяется по методике категорирования велосипедных походов. Минимальная протяженность велосипедного похода первой категории сложности составляет 300 км.

В результате нашей работы нами были выявлены основные направления обеспечения безопасности в велопоходах. Их несколько и зависят они от различных условий. В первую очередь это знание и выполнение правил дорожного движения на всем протяжении маршрута, ведь большую часть активного времени похода велотурист проводит на дороге. Здесь нами были выделены и обоснованы способы передвижения по дорогам с препятствиями и без них, раскрыты особенности прохождения поворотов и перекрестков, преодоления подъемов и спусков, а также особенности езды по мокрым и проселочным дорогам, езды против ветра и в темное время суток.

Помимо соблюдения правил дорожного движения нами были выделены и другие меры обеспечения безопасности. Такие как: правильная организация движения самой группы туристов и скорость ее передвижения, учет метеорологических особенностей, распределение нагрузки и обязанностей между участниками в соответствии с возможностями каждого участника группы, должное качество и состояние снаряжения, предотвращение возможной поломки велосипеда и велооборудования, предупреждение травматизма участников похода. по результатам нашего исследования хочется отметить, что велосипед, как и любое транспортное средство - источник повышенной опасности, как для окружающих, так и для водителей этого транспортного средства. Каждый участник велопохода должен знать и предпринимать меры, обеспечивающие его безопасность.

Таким образом, все задачи нашего исследования были выполнены, и цель исследования - теоретически выявить основные направления обеспечения безопасности в велотуризме - достигнута.

 


Список литературы

 

1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма [Текст]: учебное пособие / А.В. Бабкин. - Роснов-на-Дону: Феникс, 2008. - 252 с.

2. Биржаков М.Б. Введение в туризм [Текст]: учебное пособие / М.Б. Биржаков. - Санкт-Петербург: Герда, 2002. - 192 с.

. Буйленко В.Ф. Туризм [Текст]: учебное пособие / В.Ф. Буйленко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 416 с.

. Булгаков А.А. Велосипедный туризм [Текст]: учебное пособие / А.А. Булгаков. - Москва: Ключ, 2008. - 624 с.

. Важенин А.А. Обеспечение безопасности туристских походов с учётом видов туризма [Текст]: методические рекомендации / А.А. Важенин. - Тюмень, 2012. - 37 с.

. Евсеев, С.П Спортивный туризм [Текст]: учебное пособие / С.П. Евсеев, Ю.Н. Федотов. - СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 54 с.

. Ильин В.С. Обеспечение безопасности движения в велопутешествиях [Текст]: методические рекомендации / В.С. Ильина, Ю.П. Сапожникова, М.Н. Понамарева, Ю.Н. Ершова. - Уфа: Современник, 1981. - 153 с.

. Казаков Н.П. Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме [Текст]: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Н.П. Казаков, Н.А. Якубовская. - Москва: Академия, 2011. - 240 с.

. Куперман А.И., Безопасность дорожного движения [Текст]: учебное пособие / А.И. Куперман, Ю.В. Миронов. - Москва: Академия, 1999. - 320 с.

. Курилова В.И. Туризм [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальностям № 2114 «Физическое воспитание» и № 2115 «Начальное военное обучение и физическое воспитание» / В.И. Курилова. - Москва: Просвещение, 1998. - 224 с.

. Макаренко С.Н. История туризма [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» / С.Н. Макаренко, А.Э. Саак. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 94 с.

. Петров С.В. Безопасный отдых и туризм [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / С.В. Петров. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009. - 260 с.

. Плешанов Е.А. Методические рекомендации по организации велосипедного туристского похода [Текст]: методические рекомендации для руководителей велотуристских секций, клубов и детских объединений / Е.А. Плешанов. - Воронеж: Изд-во ГБУ ВО «ОЦРДО», 2013. - 24 с.

. Попчиковский, В.Ю. Организация и проведение туристских походов [Текст]: учебное пособие / В.Ю. Попчиковский. - Москва: Профиздат, 1987. - 224 с.

. Правила дорожного движения [Текст]: учебное пособие / постановление правительства РФ № 767. - Москва: Академия, 2012. - 64 с.

. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: обеспечение безопасности в туризме и туристской индустрии [Текст]: учебное пособие / Ю.Г. Сапронов, И.А. Занина, О.В. Соколовская. - Растов-на-Дону: Феникс, 2009. - 277 с.

. Седов А.В. Счастливый финиш [Текст]: учебное пособие / А.В. Седов. - Москва: Советская Россия, 1994. - 271 с.

. Сенин В.С. Введение в туризм [Текст]: учебное пособие / В.С. Сенин. - Москва: Просвещение, 2005 - 400 с.

. Соколов В.А., Ильин В.С. Велосипедный туризм [Текст]: учебное пособие / В.А. Соколов, В.С. Ильин. - Москва: Турист, 1992. - 158 с.

. Соколова М.В. История туризма [Текст]: учебное пособие / М.В. Соколова. - Москва: Мастерство, 2002. - 352 с.

. Соловьев С.С. Безопасный отдых и туризм [Текст]: учебное пособие для вузов по специальности «Безопасность жизнедеятельности» / С. С. Соловьев. - Москва: Академия, 2008. - 288 с.

. Тамм Е.И. Энциклопедия туриста [Текст]: учебное пособие / Е.И. Тамм. - Москва: Большая российская энциклопедия, 1993. - 400 с.

. Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма [Текст]: учебное пособие / Г.С. Усыскин. - Санкт-Петербург: Герда, 2000. - 224 с.

. Федотов Ю.Н. Спортивно - оздоровительный туризм [Текст]: учебное пособие / Ю.Н. Федотов. - Санкт-Петербург: ГАФК им П.Ф. Лесгафта, 2003. - 163 с.

. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм [Текст]: учебное пособие / Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков. - Москва: Советский спорт, 2008 - 464 с.

. Шабанов А.Н. Карманная энциклопедия туриста [Текст]: учебное пособие / А.Н. Шабанов. - Москва: Вече, 2000. - 234 с.

. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные [Текст]: учебное пособие / Ю.А. Штюрмер. - Москва: Физкультура и спорт, 1982. - 70 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: