Московское государство в XV - XVI веках




Вопрос 1.

У скифов (этим именем античные авторы называли обширную этнокультурную общность, которую составляли многочисленные, отличавшиеся друг от друга по своей языковой принадлежности и хозяйственному укладу племена степной, лесостепной и лесной зон Восточной Европы) была и своя медицина.

Их медицина не представляла собой ничего оригинального. Например, А. Лаппо-Данилевский, ссылаясь, правда, на «недостатокданных», писал: «Медицинские средства скифов, прижигание и пускание крови представляют сходство с такими же средствами, напр(имер), у юраков, которые прижигают там, где крепко заломило, и пускают кровь из глазных вен для излечения от снежной слепоты, средства вообще довольно первобытные, не свидетельствующие в пользу какого-либо развития медицинских познаний среди скифских племен»

На самом деле медицинские познания скифов, как считали даже их более просвещенные античные современники, достойны весьма высокой оценки.

Так, греческие и римские историки сообщали об использовании скифами различных лекарственных растений. Об этом писал, например, Плиний Старший (I в. до н.э.) в своей «Натуральной истории», подчеркивая, что «скифская трава» от болот Меотийских, а кроме этого и другие травы из других мест, перевозятся туда и сюда по всему миру для блага человечества». Это подтверждается более ранними данными Феофраста о так называемом «скифском корне», т.е. о той же «скифской траве». Римский историк Аммиан Марцеллин тоже упоминал о скифском корне – ревене, имевшем большое применение в древней медицине. Наконец, Пелагоний, врач, живший (как и Аммиан Марцеллин), во второй половине IV в. н.э., писал, что греческие и римские врачи пользовались для изготовления лекарств такими понтийскими (скифскими) травами, как понтийский абсинтий (горькое питье), понтийский ирный корень, понтийский заячий корень и понтийская шандра. Вестник древней истории. 1949. № 4. С. 243.]. О распространении скифских лекарственных растений в Италии за несколько столетий до нашей эры сообщали, кроме того, Катон Старший и Плавт, жившие на рубеже III–II вв. до н.э.

Скифией и ее медициной интересовались и знаменитые врачи древности, и писатели (V в до н.э.). Известно, что «отец медицины» Гиппократ побывал в Скифии, описал (в книге «О воздухе, водах и местностях») эту страну и ее обитателей. Он приводил и подлинные факты, например о болезнях скифов, и легенды, например о том, что у женщин-савроматов якобы нет правой груди, которую они удаляют. Аполлоний Родосский (III в до н.э.) в своем «Походе аргонавтов» описал защищавшую от ран и ожогов «волшебную мазь Медеи», которую в Скифии готовили из сока растения, сверху похожего окраской на корикийский шафран, а в земле корень подобен свежеразрезанному мясу. Существует мнение, что на основании свидетельств Плиния и других древних писателей можно сделать вывод, что именно скифы разводили лекарственные растения в огородах, садах, на своеобразных плантациях, как это было позднее в Древнерусском государстве, в средневековой России, на Украине. Иначе говоря, скифы культивировали лекарственные растения как одну из отраслей народного хозяйства.

Говоря о достижениях медицины скифов, нельзя не упомянуть об их познаниях в хирургии, о применении оперативных методов лечения (все это они, скорее всего, позаимствовали от греков). на хранящейся в Эрмитаже знаменитой Куль-Обской вазе, найденной вблизи г. Керчь и относящейся к V–IV вв. до н.э., изображена хирургическая операция – скиф вправляет челюсть травмированному воину, удаляет зуб, перевязывает голень раненому. Некоторые хирургические инструменты и их изображения удалось обнаружить археологам в Чертомлыцком кургане. Наконец, в Скифии, в том же Северном Причерноморье, в IV в. н. э. жил и практиковал знаменитый византийский врач Орибасий: в его трудах есть указания на его «скифскую» практику. Не исключено, что он помогал скифским врачам, может быть, обучал их.

Достижения скифских врачей сохранялись веками. Так, через несколько столетий после Плиния довольно известный в Риме Марцелл, придворный врач императора Феодосия I (V в. н.э.), в «Книге о врачебных средствах» упоминал, что существует такое лекарство, как «красноватая скифская смола, которую другие называют писсасфальтом».

Вопрос 2.

Древнерусские летописи описывают историю восточных славян только со времени, когда они начали расселяться на большом просторе Восточной Европы, создавая союзы племен. Этот процесс начался в конце 5 и в целом закончился в 8-9 веках. Восточнославянские союзы племен представляли собой выразительные этнокультурные сообщества, которые имели определенные локальные особенности. Различия в культуре и быте между племенными объединениями так и не были преодолены во времена существования Древнерусского государства и его народностей (9-13 века).Киевская Русь 9-10 веков еще не знала классового устройства. Поэтому восточнославянская государственность родилась в обществе, которое оставалось родоплеменным. Власть в государстве не только отделилась от массы народа (один из основных признаков государственности), но и поднялась над самой верхушкой, приобрела индивидуальный характер и стала наследоваться. Древнерусское государство было организовано по территориальному принципу. Во времена переполненного событиями княжения Святослава (964-972) Древнерусское государство было расширено и укреплено. Он вернул в состав Киевской Руси племенное княжество вятичей, которое попало под власть хозаров. В 968 году Святослав разгромил хозаров, которые постоянно зарились на восточнославянские земли, препятствуя торговле Руси. Потом киевский князь обратил свой взор на юг, ввязавшись в затяжную войну между Византией и Болгарией. Святослав провел административную реформу, перед тем как начать второй и последний поход в Болгарию. Старшего сына Ярополка он посадил наместником в Киеве, младшего Олега - в Овруче, стольном граде завоеванной его матерью Древлянской земли. А внебрачного сына - Владимира он послал править от своего имени в Новгород, бояре которого всегда хотели отделиться от Киева. Этим Святослав продолжил дело Ольги, которое касалось консолидации государства, укрепления власти киевского князя на землях племенных княжеств. Второй поход Святослава в Болгарию, который начался в 969 году, закончился подписанием мирного договора в 971 году. Святослав погиб в бою с печенегами, когда возвращался на Русь из Болгарии. Между его сыновьями разгорелась борьба за власть, которая закончилась восхождением на княжеский престол Владимира Святославовича в середине 978 года. Владимир становится верховным властителем в стране. Историки характеризуют государство времен Владимира как раннефеодальную монархию. Это определение в значительной мере условное. Потому что первые ростки феодального способа производства на Руси появляются только во второй половине его княжения. Значение выдающейся фигуры Владимира заключается в том, что своей деятельностью он как бы объединил две вехи: позднюю родоплеменную и раннюю феодальную. Года княжения Владимира в Киеве называют богатырской вехой в истории Киевской Руси. Тогда успешно и быстро возводилось величественное строение государства, творилась яркая и самобытная культура его народа. Владимир взял под свою твердую руку Древнерусское государство еще не достаточно консолидированное. Власть племенных вождей и князей на местах, в отдалении от центра, была почти безграничной. Они неохотно исполняли приказы князя и забирали много дани, которая принадлежала ему. Поэтому он начал княжение с того, что посадил наместниками своих дружинников во многих городах Русской земли. Дальше наступил черед обоснованного укрепления структуры государства. Назрела необходимость кардинальных изменений в территориальной организации государства. Около 988 года Владимир провел административную реформу. Вождей племенных княжеств заменили в разных городах государства сыновья - наместники Владимира. Было навсегда сломано сепаратизм племенной верхушки.

Вопрос 3. ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ (ум. 1015, Берестов, под Киевом) - киевский князь с 980. Сын князя Святослава Игоревича и ключницы Малуши. Передав свои владения трем сыновьям, Святослав отправился в военный поход, из к-рого уже не вернулся. В. был посажен князем в Новгород. В 977 княживший в Киеве старший брат Ярополк напал на среднего брата Олега и убил его. Испугавшись за себя, В. бежал "за море", собрал отряд варягов, захватил Киев и после смерти Ярополка стал полновластным государем. Благодаря успешным походам против поляков, вятичей, ятвягов, хорватов, радимичей В. удалось расширить пределы Руси, построить города-крепости на юге и юго-зап. на границах с печенегами, что позволило вести с ними упорную борьбу. Стремясь укрепить связь между частями своего гос-ва, В. на завоеванные земли сажал верных себе людей и сыновей (к-рых, по сообщению летописца, было 12), предпринял попытку создать в Киеве пантеон языческих богов для всеобщего поклонения. Но вскоре В. понял, что языческая вера не отвечает задачам его политики. В 987 или 988 В. крестился, получив имя Василий, после чего сделал христианство гос. религией, силой заставляя язычников отказываться от старой веры. Принятие христианства поставило Русь в ряд крупнейших европейских гос-в, способствуя распространению грамотности, книжности, искусства. Византийский имп. Василий II Болгаробойца за помощь В. в подавлении восстания в Малой Азии отдал ему в жены свою сестру Анну. Во время княжения В. Киевская Русь находилась в расцвете могущества, развивались ремесла и торговля, а Киев украсился многими каменными зданиями, среди к-рых находилась и знаменитая Десятинная церковь. Сам В. стал одним из героев многочисленных былин и сказок под именем "Владимира Красное Солнышко". Это ему служили богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и др. защитники Руси. Незадолго до кончины В. стад свидетелем начинающейся феодальной раздробленности. Был причислен церковью к лику святых.

+ таблица

Вопрос 4 Источниками изучения уровня развития М. и медико-санитарного дела в древней Руси служат данные археологии, памятники письменности (летописные своды, сборники законоположений, церковные документы), изобразительного и прикладного искусства, устного народного творчества. К древнейшим памятникам русской медицинской письменности относятся «Изборник Святослава» (по-видимому, византийского происхождения), «Физиолог» — компилятивный трактат из естественнонаучных работ античных авторов и «Шестоднев» Иоанна Болгарского.
+ лекция

Вопрос 5 Специальных медицинских книг со времен Киевской Руси до нас не дошло, но их существование весьма вероятно, об этом говорят биологические и медицинские вопросы в книгах общего содержания. В «Шестодневе», например, содержится описание строения человеческого тела и функций его органов: описаны легкие («плюще»), бронхи («пролуки»), сердце, печень («естра»), селезенка (слезна»).

Вопрос 6 Среди способов древнерусского врачевания значительное место занимало лечение мазями, массажем. Растирания считались серьезным средством для поддержания здоровья, но особенным успехом в качестве гигиенического и лечебного средства от различных недугов пользовались бани. Иноземцы, приезжавшие в Киевскую Русь, поражались способом мытья в славянских селениях. С течением времени в народе стали пользоваться в качестве лечебных средств и продуктами животного мира. Имеются сведения, что, например, бобровую струю как лекарство стали применять впервые в Киевской Руси.
Если ко всему этому прибавить некоторые лекарства минерального происхождения, как-то: свинец, медь, серебро, селитру, то окажется, что выбор лечебных снадобий, имевшийся в распоряжении древнерусского «лечьца», был достаточно обширен.

Основное место в древнерусской медицине занимали «зелия» растительного происхождения: гвоздика рекомендовалась при слабости зрения, в качестве противопростудных средств использовали имбирь, перец считался панацеей от всех болезней, мускатный орех применялся, как мочегонное средство. Особый «авторитет» имело семейство луковых, а в особенности, лук и чеснок. В старинных травниках отмечалась их способность стимулировать регенерацию кожи при ожогах, ушибах, ранениях. Из средств животного происхождения врачеватели применяли сырую печень трески, желчь животных, сало, молоко. При болезнях сердца, при эпилепсии, лечении душевнобольных, при запоях применяли секрет железы кабарги – мускус. Из минеральных средств они широко использовали минеральные средства: камень лазурит применялся в качестве слабительного, алмаз - для смазывания краев гнойных ран и язв, для лечения десен при цинге. Из агата в Древней Руси изготавливали сосуды для перевозки и хранения лекарств, уже тогда агат славился, как лечебное средство. Особым уважением пользовался аметист, он почитался, как противоядие при алкогольном отравлении.

Вопрос 7 Сообщения летописей, записи современников свидетельствуют о распространении заразных заболеваний на Руси. Это побуждало к активной выработке самых разнообразных мер борьбы с ними. Так, создавались пограничные заставы и засеки, иногда для этой цели разводили костры. О необходимости разобщения заразных больных и здоровых упоминается в сборнике Святослава (XI в.). Во время морового поветрия в Полоцке в 1092 г. жители прибегали к самозащите в своих жилищах во избежание заражения при встречах с больными на улицах и площадях города. В русских летописях XIV-XV вв. упоминается 12 эпидемий. Заразные болезни называли «прилипчивыми болезнями», «мором», «моровым поветрием», «повальными болезнями». В Новгородских летописях начала XV в. даются подробные описания симптомов черной смерти. Народными средствами борьбы с ними оставались вымораживание, окуривание дымом. В XV-XVI вв. во время эпидемий начали изолировать больных. Кормили зачумленных с улицы через ворота. Если эпидемия охватывала весь город, на ведущих к нему дорогах, согласно царским указам, устраивали заставы. Зараженные предметы на таких заставах сжигали на кострах, а деньги промывали в уксусе. Из сочинений, описывающих восточные царства, в древнерусскую медицину проникло представление о ртути как лечебном и профилактическом средстве борьбы с эпидемиями.
По уровню развития санитарного дела Древнерусское государство в X—XIV вв. опережало страны Западной Европы. При археологических раскопках древнего Новгорода найдены документы, относящиеся к 1346 г., в которых сообщается о существовании в Новгороде больниц для гражданского населения
На территории древнего Новгорода открыты и изучены многоярусные (до 30 настилов) деревянные мостовые, созданные в X—XI вв., более 2100 построек с находящимися в них предметами гигиенического обихода, вскрыты гончарные и деревянные водосборники и водоотводы.
Неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта древней Руси была русская паровая баня (рис. 69), которая издавна считалась замечательным средством врачевания. Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и «накладывали горшки», лечили простуду и болезни суставов.

Вопрос 8.
Появление монастырских больниц можно отнести ко временам принятия христианства на Руси. Монахи, верившие в то, что всем на земле ведает Бог, воспринимали болезни как кару за прегрешения человеческие, а иной раз и как вселение бесов в человеческую душу и тело. Следовательно, исцеление от болезни рассматривалось как прощение Божие и отпущение грехов. Как ни странно, в лавре находили способы лечения самых различных болезней – от инфекционных до психических. В стенах монастыря даже было что-то вродеизоляторов, куда помещались тяжелобольные, им обеспечивался индивидуальный уход. Лечили врачеватели монастыря бесплатно, к больным относились терпимо, с любовью вплоть до самопожертвования. Выдающимися врачевателями Киевской Руси были Антоний Печерский, Агапит и Алимпий.
В своей лекарской практике Агапит обращался к рецептам древнего грека Гиппократа и римлянина Клавдия Галена. Внутренние недуги он исцелял особыми травами, которые ему специально доставляли из Константинополя. Но, видимо, больше всего на пациентов действовали его молитвы. Это был лекарь Божьей милостию. Недаром его монашеское имя Агапит в переводе с греческого означало «божественную любовь», то есть высшую степень любви и милосердия, сострадания к обездоленным, немощным и калекам.
С именем этого первого отечественного врача не просто связано зарождение медицины в Киевской Руси. Преподобный (прп.) Агапит считается отцом-основателем украинской терапевтической школы. Вместе с одним из основоположников Киевской Печерской обители, выдающимся праведником-подвижником, славным проповедником игуменом прп. Феодосием Агапит открыл первую в Киеве и во всей Украине-Руси больницу (сегодня на ее месте стоит Никольская церковь), а также первую клинику для душевнобольных (нынешние «кельи бесноватых» в Ближних пещерах Лавры).
Дело прп. Агапита Целителя продолжили его ученики. Один из них — прп.Алипий (Алимпий) Иконописец стал первым нашим дерматологом. Антоний Печерский (983—1073) — святой Русской церкви, почитаемый в лике преподобного, основатель Киево-Печерской лавры, почитается Русскою церковью как «начальник всех Российских монахов ». Именем Антония названы Ближние (Антониевы) пещеры Киево-печерской лавры и пещеры черниговского Троице-Ильинского монастыря.
Житие Антония повествует, что он обладал даром чудотворения: исцелял больных, давая им есть зелень, которой питался сам; предсказал поражение русским войскам в битве с половцами на реке Альте в 1066 году.

Вопрос 9
Светская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава Мудрого. Представителями этой ветви медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения (лечец-армянин, имя которого неизвестно, который пользовался огромной популярностью даже при княжеском дворе; врачеватель Петр, сириец, живший при дворе Николая Давыдовича (князь XII в.) в Чернигове) и за помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование у представителей других ветвей медицины. Особенно боролась со светской и народной медициной набиравшая обороты монастырская медицина.
Она возводила действия магов и кудесников, а также иноземцев в рамки бесовского дела. Велось активное преследование мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали на кострах. Действия эти были сродни европейской инквизиции. Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией. Это видно из источников, относящихся к периоду классического Средневековья, в которых продолжает упоминаться и народное врачевание, и мирская медицина. С ходом времени эти две ветви медицины приобрели все больше различий и обособились друг от друга. Судя по прозвищу, Петр Сириянин прибыл на Русь с Ближнего Востока.

Вопрос 10

Качество медицинского образования - это, прежде всего, задача не только научного сообщества или нашего государства, но и, конечно же, самих студентов. Безусловно, важна достойная финансовая мотивация преподавательского состава, которая позволила бы, в первую очередь, снизить существующий уровень коррупции.
Второй вопрос - это методология преподавания в ВУЗах, сегодня уже назрела необходимость пересмотреть отдельные пункты в образовательной программе. Немаловажно и техническое оснащение университетов, возможность получать не только теоретические знания, но и хотя бы минимальные практические навыки работы с современными высокими медицинскими технологиями. Сегодня зачастую "вчерашние студенты" приходят в клинику и в принципе, не понимают, как подойти к тому или иному современному аппарату.
Важен и вопрос личной мотивации человека, решившего связать свою жизнь с медициной, где во главе угла стоят не только глубокие знания и опыт, но и, прежде всего, высокие этические и моральные нормы, осознание собственной ответственности за жизнь других людей. Безусловно, та база, которая закладывается в ВУЗах, играет большую роль в формировании будущих медицинских специалистов, однако, только постоянное самосовершенствование и высокий уровень самомотивации позволит добиться высоких результатов и стать настоящим профессионалом в своем деле. Любая врачебная ошибка может стоить человеческой жизни, и, к примеру, для матери умирающего ребенка такие слова врача как "меня этому не научили в университете" совершенно точно не будут являться оправданием.

Деонтология – наука о совокупности этических норм, необходимых медицинскому работнику для выполнения своих профессиональных обязанностей, то есть деонтология – практическое воплощение морально-этических принципов в деятельности медицинского персонала. Она направлена на создание благоприятных условий для эффективного лечения пациентов.
Исторические корни медицинской деонтологии заложены в концепциях Гиппократа, Авиценны, во взглядах основоположников отечественной клинической медицины конца XVIII-начала XIX в.

В 1945 p. увидело свет первое издание книги М.М. Петрова «Вопросы хирургической деонтологии», в которой он конкретизировал профессиональные и моральные качества врача в соответствии с характером его деятельности.
Важнейшая особенность медицинской профессии – гуманизм. Он вытекает из самой сути этой профессии и глубокого уважения к людям. Стать хорошим медицинским работником без уважения к больному человеку, без преданности своей профессии, невозможно.

 

Вопрос 11

Монгольское нашествие разорило и опустошило русские земли, а также государства Средней Азии и Закавказья.
Светская медицина, зачатки которой появились на Руси в XI—XIII вв. угасла. Русская национальная медицина укрылась в монастырях. Одним из ведущих ее центров в ту эпоху был Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 г. у Белого озера (к востоку от г. Ладога), в северных землях Руси, и потому не подвергшийся вражескому нашествию.
В 1480 году монголо-татарское иго было свергнуто на Руси.
С конца XV в. начинается возрожде­ние многих сторон внутренней жизни русского общества, великорусской национальной культуры, а вместе с ними — народной, светской и монастырской медицины.

Вопрос 12

После объединения основных земель Северо-восточной Руси вокруг Москвы в середине 50-х годов XV в. началось создание государственного аппарата на основах, отличавшихся от тех, на которых строилось княжение предшественников Василия Темного. В первую очередь была изменена территориально-административная структура государства. Взамен уничтоженных уделов создавались новые, но уже не на родовой (потомки Калиты), а на семейной основе - все они принадлежали детям Василия II.
Но основная территория Московского княжества оставалась подвластной великому князю. Главной же особенностью этого периода стал переход уделов к системе уездов. Первоначально они появляются в московских землях, а в середине века их число значительно увеличивается за счет новоприсоединенных земель.
Власть в уездах концентрируется в руках наместников, которыми, как правило, становятся бояре великого князя. По мере присоединения к Москве уделов власть наместников распространяется на удельные земли (Галич, Углич, Можайск и др.).
Определенные изменения претерпела судебная система. Суть их сводилась к сокращению судебных привилегий землевладельцев и передаче дел о значительных преступлениях в ведение аппарата наместников.
В середине века была проведена новая монетная реформа и возобновлен выпуск общегосударственной монеты на великокняжеском дворе. За образец были приняты монеты, чеканившиеся в период феодальной войны Галицкими князьями, а вес монеты несколько увеличился.
Все эти меры способствовали дальнейшему укреплению власти великого князя Московского.
В последней четверти XV в. заканчивается процесс сложения русского централизованного государства. Москва становится столицей мощной державы, в которой главной опорой «государя всея Руси» является боярство. Она становится также и главным культурным центром, вобравшим в себя и продолжающим развивать традиции искусства русских княжеств. В Москву свозятся самые замечательные произведения из разных земель, здесь работают бок о бок с приглашенными иноземными архитекторами русские мастера. Развивается искусство не отдельных школ, как это было в предыдущий период, а общенациональное искусство

 

Вопрос 12

Московское государство в XV - XVI веках

Московское государство возникло в конце XV в. В 1485 г. было завершено строительство Кремля в Москве. Наряду с формированием государственного управления происходил процесс объединения русских земель. В XVI столетии к Московскому государству присоединены Псков (1510), Смоленск (1514), Рязань (1521), Казань (1552), Полоцк (1562), Великий Новго­род (1578) и другие города. В конце XVI в. завершено присоединение к Московскому государству Сибири. На­ступило усиление власти самодержавия. Успешно разви­валась внешняя и внутренняя торговля (XVII в.), скла­дывался «Всероссийский» рынок. В то же время усили­вался процесс жестокой эксплуатации крестьянства. Частые неурожаи и повальные болезни привели к голо­ду (1601—1605). Недовольство народа затем переросло в восстание, которым руководил Иван Болотников (1606—1607). Для отражения польско-шведской интервенции (1607—1611) была создана русская армия.
К середине XVII столетия число городов возросло до 254, завершился процесс централизации Московского государства. Наступил «новый период в русской исто­рии». Произошли сдвиги не только в общественно-экономическом развитии, но и в росте самобытной куль­туры.
Потребности экономического развития страны, посто­янная угроза военного нападения извне способствовали возникновению зачатков государственной медицины. В связи с этим в 1620 г. был создан Аптекарский при­каз, ставший высшим органом медицинского управле­ния в Московском государстве.

 

Вопрос 13

Аптекарский приказ на первом этапе своей деятель­ности являлся придворным медицинским учреждением, управлял царской аптекой, ведал медицинским персона­лом. В обязанности этого приказа входило лечение ца­ря, его семьи и приближенных. При этом для царя из­готовленные «отборочные врачебные средства» храни­лись в особой комнате («казенке») за печатью дьяка Аптекарского приказа. Выписывание лекарства и его приготовление было обусловлено большими строгостя­ми. «Приготовленное для дворца лекарство отведыва­лось докторами, его прописавшими, аптекарями его приготовившими, и, наконец, которому оно сдавалось для передачи "на верх"». В 1631 г. штат Аптекарского приказа был небольшим: два врача, пять лекарей, один аптекарь, один окулист, два переводчика и один подья­чий.

В середине XVII в. Аптекарский приказ из придвор­ного учреждения превратился в общегосударственное. Значительно расширились и его функции. Аптекарский приказ ведал приглашением на службу иноземных вра­чей и подготовкой национальных кадров, распределе­нием их по должностям, проверкой «докторских сказок» (историй болезней) и выплатой жалованья. Аптекар­ский приказ руководил аптеками, аптекарскими огоро­дами и организацией сбора лекарственных растений в масштабе страны.
Военные события поставили перед Аптекарским при­казом еще одну проблему — создание медицинской службы в русской армии. В связи с этим дополнительные функции: назначение в войска лекарей и подлекарей, снабжение лекарствами полковых аптек, организация временных военных госпиталей, освиде­тельствование солдат о пригодности их к несению воен­ной службы.
По распоряжению Аптекарского приказа в 1654 г. в русскую армию под Смоленск был направлен значи­тельный отряд русских лекарей. В первой половине XVII в. все расходы Апте­карского приказа оплачивались из общей казны, а впо­следствии это учреждение имело собственный бюджет.
К 1681 г. штат Аптекарского приказа значительно увеличился. Среди 80 сотрудников было 6 докторов, 4 аптекаря, 3 алхимика, 16 лекарей-иноземцев, 21 рус­ский лекарь, 38 учеников лекарского и костоправного дела. Кроме того, имелось 12 подьячих, огородники, толмач и хозяйственные работники.
Место размещения Аптекарского приказа не было по­стоянным. Первоначально это учреждение находилось на территории Кремля, в каменном здании напротив Чудова монастыря. Во второй половине XVII в. основ­ные службы Аптекарского приказа были перемещены на новое место.

В 1690 г. был издан указ царей Ивана и Петра Алек­сеевичей «Об улучшении постановки аптечного и меди­цинского дела в Аптекарском приказе». В нем отмечалось, что доктора и аптекари не имеют между собой доброго согласия, «безо всякой причины» между ними наблюдаются часто «вражда, ссора, клевета и нелю­бовь».

В 1654 г. при Аптекарском приказе открыта Школа русских лекарей. Вместе с тем продолжала действовать и система ученичества. Ученики лекарского и аптекар­ского дела направлялись к опытным докторам и аптека­рям для получения медицинских знаний и врачебных навыков.
Первый набор в государственную школу состоялся в 1654 г. в количестве 30 учеников. Срок обучения в шко­ле составлял 5—7 лет. В XVII в. в русской медицине произошли некоторые качественные и количественные сдвиги. Школа русских лекарей давала обширные знания. Лекари состояли на государственной службе, пользовались «лечебниками» и «травниками». Советские историки медицины устано­вили, что таких лечебников было не менее 300. Среди медиков пользовалась успехом книга «Тайная тайных, или Аристотелевы врата», в которой были изложены не только врачебные знания, но и вопросы этики.
В Московском государстве врачами была сделана попытка найти способ борьбы с алкоголизмом. С этой целью рекомендовался весьма простой способ лечения: «Чтоб человек не пил ни пива, ни вина, возьми губу осиновую и березовую кору... истолкити да смешай, дай ему пить дваж или триж, не станет пити и до смерти».

В Московском государстве были открыты аптеки и создана система заготовки лечебных трав. В 1581 г. для обслуживания царского двора в Кремле открылась первая государственная аптека. Из Англии была закуп­лена первая партия лекарств и приглашены на работу в аптеке доктор Роберт Якоби и аптекарь Френч Якоби. В 1672 г. в Москве была создана вторая государствен­ная аптека для людей «всяких чинов».

Важнейшим источником получения лечебных трав в Москве были аптекарские сады и огороды. По распоря­жению Ивана Грозного под аптекарский сад была от­ведена часть площади у Кремля «...между Боровицкими и Троицкими воротами и слободой стрелецкого... пол­ка» (между Троицкими воротами и современной ул. Горького на Манежной площади). Кроме того, позднее были созданы аптекарские огороды у Каменного моста, за Мясницкими воротами, в Немецкой слободе близ де­ревни Измайлово.

 

Вопрос 14

Из медицинских документов того периода наибольший интерес представляют докторские «сказки», которые отражали уровень медицинских знаний в России в XVII веке. В «сказках» есть сведения об освидетельствовании больных и раненых, способах лечения болезней, описывался характер ранений, методы лечения ран, давался перечень применявшихся для лечения трав, минеральных средств. По данным «сказок» можно судить об известных в XVII веке болезнях: ангина, рожа, опухоли, «падучая», «сухотка» (туберкулез), водянка, «каменная», «лихорадочная», «чечуйная» (геморрой), «весница». Затрудняясь с постановкой диагноза, врачи указывали лишь симтомы болезней («распух», «ноги опухли», «лом в ногах», «в голове лом» и др.) Об уровне распознавания болезни свидетельствуют многие примеры из врачебной практики, имеются записи по поводу челюстных ранений: «Гришка Афанасьев ранен саблею, отрублен нос и верх­ние губы и зубы передние... рана тяжела. Ивашка Андронов ранен в голову: пушечным ядром переломило висок левой в трех местах. Раны тяжелы. Алешка Федотов ранен: опалило лицо из пушки и нос сшибло». 5

Специальных медицинских книг со времен Киевской Руси до нас не дошло, но их существование весьма вероятно, об этом говорят биологические и медицинские вопросы в книгах общего содержания. В «Шестодневе», например, содержится описание строения человеческого тела и функций его органов: описаны легкие («плюще»), бронхи («пролуки»), сердце, печень («естра»), селезенка (слезна»).

Внучка Владимира Мономаха Евпраксия Зоя, в 1122 году вышедшая замуж за византийского императора, овладевала медицинскими знаниями, читая Гиппократа, Галена, Ибн-Сину и др. В XII веке она написала трактат по медицине, который называется «Мази госпожи Зои-царицы», состоящий из пяти разделов: «Гигиена вообще», «Гигиена брака, беременной и новорожденного», «Гигиена питания», «Наружные болезни», «Внутренние болезни». В разделе о гигиене беременной говорится: «Ест же она пусть легкие виды мяса, например мясо козлят, молодых кур, молодую баранину, рыбу свежую, а из плодов – айву, яблоки, груши, гранаты. Мыться ей следует в ваннах с умеренной температурой…, спит же она пусть сном долгим в постели мягкой. И пусть бережется печалей и беспокойства». Когда же придет время родов: «Нужно, чтобы повитуха была опытной, имеющей знание членов тела и легкость руки в составлении и выпрямлении всех членов тела, особенно в выпрямлении головы и лба и в выпрямлении носа, а также имеющей опыт в пеленании». В этом трактате имеются сведения и по зубоврачеванию: описывается прорезывание зубов у младенцев и меры, принимаемые при этом, лечение зубной боли, устранение запаха изо рта и рекомендации по лечению различных болезней полости рта. Евпраксия Зоя дает рекомендации для лечения различных заболеваний (болезни сердца, глаз, опухоли, вывихи, укусы животных, гнойники и мн. др.). Кроме того, она описывает лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения («средство для подагрика», «средство при кашле и потере голоса» и др.). Как дополнительный метод обследования больных она использовала мочу, что помогало ей делать прогнозы на течение болезни: «Моча чистая, с дымкой сверху знаменует смерть, если же имеет внизу отстой, а сверху дымку, то знаменует длительную болезнь. Если же она рыжая, смешанная с подобием винного осадка, - добрый знак». Этот трактат хранится во Флорентийской библиотеке Лоренцо Медичи, а микрофильм рукописи, полученный в 1955 году профессором Б.Д.Петровым находится в Российской государственной библиотеке в Москве.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: