Доклад по теме: «История садово-паркового искусства японских садов и парков».
Работу выполнила Фрейдина Дарья, студентка психологического факультета МГУ, 3 курс.
Оглавление
1. История. 1
2. 4 главных элемента сада. 2
1. ВОДА.. 2
2. АРХИТЕКТУРА.. 3
3. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ. 4
4. КАМЕНЬ. 4
3. Типы композиции. 5
4. Парки. 5
1. История.
Появление японских садов относится ко времени правления императора Суико (592—628 гг. н.э.).
При создании садов японцы широко использовали пейзажи, изображенные на картинах. Главными сюжетами являлись горы, холмы, камни и вода. Сад по-японски называется «тен-сай», что означает «гора и вода». Иногда в садах нет конкретного изображения холмов, родников или рек, а есть лишь намек на их форму — символ. Тогда возникает так называемый «сухой пейзаж», который стремится передать красоту долин и ущелий, горных потоков без применения воды. В таких садах основную роль играет камень. В Японии имеются сады, состоящие лишь из камней и песка.
Наиболее ранние свидетельства о японском саде относятся к периоду Нара, т.е. к VII-VIII вв. нашей эры. Период Нара в истории Японии связан прежде всего с усилением влияния буддийской религии на территории Японии. Этот период также связан и с освоением светской континентальной культуры, воспринимаемой из Китая и Кореи, в том числе и культуры устройства сада при виллах или около дворца.
В эпоху Нара эти принципы и образцы были усвоены в Японии, и в следующем веке, уже в период Хэйан, в VIII, скорее в IX и до начала XII в. эти принципы были значительно переработаны и переосмыслены. Период Хэйан – время, которое часто называют золотым веком литературы, золотым веком культуры Японии. Период Хэйан, продолжавшийся с 794 г. до 1184 г., связан с переносом столицы.
|
На смену изысканной и утонченной эпохе Хэйан приходит мужественный, брутальный культ силы эпохи Камакура (XIII - XIV вв.). Являясь практически антитезой предыдущему периоду, время военного дворянства создало предпосылки для формирования нового отношения к природе. Не чувственная красота, олицетворяющая переживания человека, но одушевленность, могущество и сила природы кажутся теперь ее главными качествами. После объединения страны под властью сегунов Асикага обе культуры - хэйанская и камакурская постепенно сближаются, что послужило основой для расцвета искусств периода Муромати. Идеалам пришедшего к власти военного сословия соответствовало учение дзэн. Аскетизм дзэн — это простота, умеренность, мужественность, его путь - интуитивное постижение родства с миром природы во всех его проявлениях. Внутренняя суть природы подобна сути человека и понять ее логически невозможно.
Что касается природных условий для построения садов это влажный, субтропический климат: местами с различным количеством осадков, солнечных дней и колебаниями температур. Это и своеобразный рельеф, явившийся основным элементом композиции, подчас рукотворный с разнообразными водными устройствами – прудами, речками и водотоками, скалами различной величины и формой, богатым ассортиментом древесных пород: вечнозеленых, хвойных, лиственных, красивоцветущих деревьев и кустарников.
Главных элемента сада.
Японский сад совмещает в себе 4 главных элемента:
ВОДА
В японском саду водная поверхность – это основа, над которой возвышается вся композиция сада, поэтому вода – это такая же важная и существенная часть каждого японского сада, символизирующая непрекращающийся бег времени и течение жизни. Водное оборудование включает в себя водоемы со спокойной гладью, речки, водопады и родники, однако они могут быть и «сухими», когда камни, гравий и песок символизируют текучую или стоячую воду.
|
Оборудованию водоема, его месту и форме, направлению течения воды в речке уделяется столько же внимания, как и композициям из камней. Правильно подобранная форма водоема с изогнутой береговой линией, заливами, полуостровами и островами позволяет создать впечатление величия на маленькой площади. Подобным образом оборудуются и речки: с извилистыми руслами, берегами неправильной формы, порогами и каскадами, без четкого начала, однако с четким завершением – впадающие в водоем или превращающиеся в водопад. Падающая вода всегда была одной из любимых деталей сада. Место для водопада выбиралось особенно тщательно – подальше от домов, но не очень далеко, чтобы не было слышно звуков падающей воды. По обе стороны водопада располагались две скалы на фоне леса. Теоретические каноны создания садов предполагают более десяти различных видов водопада с учетом способа падения воды: широкие водные «занавески» или тонкие водные «веревочки», с одним потоком или несколькими его ответвлениями, равномерным потоком или ассиметрично распределенными по краям, с одним или несколькими «уступами», которые делятся на основной и вспомогательные, создающими каскад… Все они имеют названия, свою символику, они используются, исходя из общей композиции сада.
|
В любом водоеме в саду обязательно должны быть острова. Это могут быть несколько вынырнувших из воды камней или острова разнообразных размеров и форм, чей вид и символика также предусмотрены канонами: гористый остров, лесной остров, скалистый остров, с молодыми деревьями и без них, в форме облака или черепахи и т.д. Почти во всех композициях водоемов есть необитаемые, т.е., не соединенные с берегом мостами, «райские» острова, острова тематических форм черепахи, журавля и др., символизирующие одинокие нетронутые человеком пятачки земли в безбрежной воде. Широкое разнообразие их типов позволяет создать разноплановые перспективы водоема и впечатление бесконечности.
АРХИТЕКТУРА
Обязательная часть композиции сада – садовые архитектурные и инженерные сооружения: тропинки, мостики, скамеечки, каменные фонари, колодцы, ограждения и ворота. Все они изготавливаются из натуральных материалов – камня, дерева или металла, стараясь передать натуральные цвет и фактуру материала и, что наиболее ценится, отметку времени, которая видна на запыленном или обросшем мхом камне, потемневшем на солнце дереве, ржавом металле.
Тропинка для японцев – это дорога по жизни, которая поведет гостя через череду различного опыта и сознания. Основная функция тропинок – объединение всех элементов сада. Тропинки, будто речки, петляют через глубь всего сада. Японский сад словно говорит, что некуда спешить, и глубоко заблуждаются те, кто считают, что путь от ворот чайного сада до чайного домика можно преодолеть за несколько минут. Это будто аллюзия на восприятие времени.
Традиционные элементы японского сада, занимающие важное место, - каменные фонари и колодцы. Назначение фонарей – не только излучать свет, но и отмечать особые места в саду. На самом деле фонари в японском саду, в большей степени, являются декорацией, практически единственной, поскольку все остальные творения рук человека имеют строго определенное практическое назначение.
Бамбуковые заборы придают саду легкость, грациозность. Они также выполняют декоративную функцию, отделают одни элементы от других.
Ворота в японском саду имеют особое значение. Это мистический элемент, представляющий собой место столкновения двух миров и впускающий посетителя в мир сада.
РАСТИТЕЛЬНОСТЬ
В любом японском саду растения, какими бы большими и красивыми они ни были, всегда подчиняются расположению камней. Растения объединяют отдельные части сада воедино, смягчают линии или создают фон. Несмотря на то, что растения играют второстепенную роль, они очень важны для создателей сада. Комбинирование растений (как и других элементов) предусмотрено в традиционных канонах в соответствии с их декоративными чертами, символическим смыслом, связью с поэзией и традицией живописи. Типичный ассортимент растений для японского сада включает в себя вечнозеленые и хвойные, цветущие деревья и кустарники (вишни, сливы, абрикосы, азалии, рододендроны, магнолии), местные лиственные (японские клены), многолетние лесные цветы, осоку и мох. Особенно ценится прославленная поэтами японская сосна – символ вечности, из цветущих растений – вишня (сакура) и слива (уме), символ временности и хрупкости. Растения помогают подчеркнуть бег времени ил бесконечную смену времен года.
Весной зацветают плодовые деревья, цветение длится несколько дней, однако в Японии – это праздник (ханами), который отмечают, спокойно сидя под цветущими вишнями. Осенью листья японских кленов приобретают яркую окраску и зацветают хризантемы, а зимой, на фоне белого снега, проявляется рисунок обнаженных веток. Однако в японском саду немного красочности, а иногда она совсем отсутствует.
Необходимо избегать обильно цветущих однолетних или многолетних цветов, поскольку они очень быстро меняются, привлекают внимание своей пестротой и мешают сосредоточиться.
КАМЕНЬ
Согласно древней японской мифологии горы и камни основывают скелет земли; они символизируют постоянство и неизменность, а вода является кровью земли, символом течения жизни и изменения. Поэтому камни формируют каркас японского сада. Если их правильно разместить, то другая часть сада будто разместится сама.
В Японии больше всего ценятся камни натуральной формы, покрытые ржавчиной или поросшие мхом, с признаками эрозии, вызванной ветром или водой. Японцы стараются найти камни с плоской, ровной, притягательной поверхностью. Такие камни создают впечатление стабильности, неизменности.
Типы композиции.
Выделяют 2 стиля композиции сада:
1. Холмистый стиль композиции сада. Это самая развёрнутая форма сада, включающая в себя большой ассортимент композиционных элементов. В таком саду есть место и деревьям, и камням, и цветам, и мху, и водопадам, и песочным отмелям, и набору архитектурных форм.
2. Плоский стиль композиции сада. Плоский сад создается из песка или гравия, мха и нескольких камней. Например, на фоне обработанного граблями гравия, изображающего море, располагается свободная композиция из семи, девяти, пятнадцати камней и мха.
Парки
Рассмотрим несколько примеров известных парков:
Сад камней.
Площадью 218,8 м2, замкнутого с трех сторон невысокой каменной стеной при монастырском храме Реандзи в Киото.
В этом саду, на четырехугольной площадке, асимметрично расположены 15 камней различной формы. Веранда настоятеля монастыря есть видовая точка, с которой можно смотреть на этот сад. С любого места ее всегда видны лишь четырнадцать камней, один какой-нибудь постоянно скрыт.
Таким образом, автор иллюзорно выразил идею о том, что «истинная реальность скрыта от беспокойного ума».
2. Парк Кацура.
Характерен своей планировкой дворцовый парк Кацура, расположенный на берегу реки на окраине Киото.
Построен он в 1602 г. на плоской местности.
В парке создана сеть каналов и прудов, небольшие искусственные холмы, для насыпки которых послужил вынимаемый грунт. Площадь его 10 га. Он совершенно изолирован от окружающего парк пространства, так что все внимание сосредоточено на внутренних пейзажах.
Главенствующая роль отведена самым различным хвойным деревьям и кустарникам.
Прогулочный маршрут необычайно длинный и это благодаря весьма извилистым контурам берегов и островков.
Сады для чайных церемоний.
На садово-парковое искусство Японии особое влияние оказали чайная церемония. Сначала чаепития проводили только в монастырях, но затем в XVI веке они превратились в особые ритуалы в небольших садах, где создавались чайные павильоны. Во время их руководствовались принципом, требующим умения в простых формах выражать сложное и многогранное содержание.
Основное назначение сада – это способствовать сосредоточенности и самоуглублению. Поэтому в чайном саду не было, ничего, что нарушало бы спокойное расположение духа. Главными элементами сада чайных церемоний являются: водоем для умывания, каменный фонарь, колодец, тропинка из камней, то, что необходимо для чайной церемонии. Скрытый смысл ее – «развитие тончайшей эмоциональной реакции на естественную красоту природы и произведения искусства».